|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Метод идеомоторного тренинга
“Идеомоторный акт (от греч. idea — идея, образ, греч. motor — приводящий в движении, лат. actus — движение, действие) — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения. Идеомоторный акт является непроизвольным, неосознавемым и, как правило, имеют слабо выраженные пространственные характеристики.” (75, 130)
Хотя идеомоторный акт и сопровождается напряжением мускулов, не имея явного внешнего проявления, скорее может быть отнесен к разделу понятийного овладения выразительными средствами, навыками.
Сейчас театральными педагогами все шире используется этот метод, как универсальный, не требующий специального помещения, оснащения, зрительской аудитории. Идеомторным тренингом можно заниматься, практически, во всех общественных местах, не привлекая внимания и не мешая окружающим. Для использования этого метода у актера должно быть значительно развита способность произвольного сосредоточения, концентрации внимания.
Метод этот заключается в представлении занимающимся какого-то движения и положения своего тела или воздействия внешнего воздействия на него (например, надавливания). Мышцы отвечают на это представление незаметным сокращением, производя малоамплитудные движения, своеобразные мышечные позывы к действию. Таким образом тренируются скорость и координация мышечных импульсов полного движения. Существует китайская легенда, по которой великий и знаменитый мастер воинских искусств в силу обстоятельств в течении пятнадцати лет не имел возможности тренироваться. Но ежедневно и по тому же количеству часов он в течении этих пятнадцати лет занимался идеомоторной тренировкой. Естественно, он не смог значительно повысить уровень своего мастерства, но бой состоявшийся по истечении срока показал, что мастерство им не утеряно, и чувство реакции и общая координация и главное сохранилось чувство уверенности и боевой собранности. Причем в этой легенде говорится не о получении нового навыка, как в случае с использованием идеомоторики в подготовке актера, а о состоявшемся опытном, имеющем базовые и сложнейшие навыки владения собственным телом мастера.
Но при всех достоинствах метода существуют некоторые недостатки. Идеомоторный тренинг предполагает изначальное знание техники исполнения выразительного средства или видение образа (наблюдение в жизни и попытка внешнего повтора и проникновения во внутреннюю сущность человека). Если же нет первичного навыка, то занимающийся может тренироваться приобретая негативный навык, не исправляемый руководителем. Поэтому, идеомоторный тренинг полезен на занятиях ЛТК, в присутствии и под контролем руководителя.
М.Чехов предлагал упражнения, некоторые из которых имели под собой идеомоторную основу. Так, например, упражнение “одевание лиц”. Эксперименты со студентами показали, что у них, при удачном “одевании лиц” изменялось мимическое выражение, они могли описать состояние человека, после тренинга уставали мимические мышцы. И они так же как при идеомоторном акте не осознавали значительных телесных изменений и изменения эти были не произвольные, а скорее изменения после снятия внутреннего запрета на изменения, происходило разрешение на изменения.
Еще раз следует напомнить, что эффективный метод тренинга, идеомоторный акт труден в исполнении непривычной и большой нагрузкой на аппарат произвольного внимания, поэтому тренинги надо строить по нарастанию времени, затрачивающегося на занятие и упражнения распределять таким образом, чтобы сначала шло задействование небольших групп мышц, использование малоамплитудных (в жизни) движений. 5. Средства в процессе понятийного овладения выразительными средствами.
Книга.
“Наиболее универсальным помощником учителя в словесном научении является книга.” (74) Это высказывание проблематично к применению в ЛТК. В современном мире, когда интерес к чтению у не профессионалов и так ослаблен, на обучение через чтение ориентироваться в работе с любителями проблематично. Руководитель должен проявить максимум творческой фантазии и методической “хитрости”, что бы использовать книгу в процессе воспитания актеров в качестве помощника, второго учителя. Из практического опыта известно, что в ЛТК использование книги ограничивается показом иллюстраций или зачитываний нужных мест самим руководителем на занятиях. Дача же задания прочитать определенный материал в приказном порядке в творческих коллективах приводит к снижению интереса к занятиям в данном ЛТК.
Альбомы. Картины.
Такие наглядные средства, связанные с визуальным, зрительным восприятием уже давно используются в практике овладения выразительными средствами в ЛТК. Живопись дает массу информации именно связанной с овладением выразительными средствами. Альбомы и картины знакомят актера с особенностями костюмов при работе над классическими произведениями, цветовой колорит, композиционное решение, образы героев картин, элементы быта, обстановки. может послужить толчком к рождению ощущения атмосферы общего звучания спектакля и роли в ее выразительности.
Рисунок выполненный режиссером может помочь понять общую пластику роли, характер мизансцен. Рисунок может помочь актеру запечатлеть мелькнувший образ. После того, как во сне М.Чехов видел образ Дон-Кихота, он зарисовывал все, что казалось ему может пригодиться в работе над ролью, над выразительностью образа (грим, костюм, характер движения и т.д.)
Рисунки. Схемы.
Рисунок-схема может помочь руководителю распределить мизансценические перемещения в массовых и динамичных сценах, особенно в детских ЛТК, где у детей еще слабо развито навыки самостоятельного мизансценирования и не выработаны навыки самостоятельного творчества (к сожалению, педагогические подходы к сценической деятельности у воспитателей детских садов, педагогов общих дисциплин школ ориентированы на организацию копирования детьми игры педагогов, что подавляет в детях творческую свободу). Схематизация и продумывание перемещений в мизансценически сложных сценах позволяет избежать скученности, неразберихи, а главное возможных травм (например в сценах массовых драк, битв и т.д.). При использовании схемы можно воспользоваться принципом, использующимся в хореографии: деления героев на мужчин и женщин (обозначая условными значками — кружок с дополнительными деталями), приписывая у каждого значка сокращенное обозначение персонажа, причем необходимо обозначать условно фронтальность расположения актеров относительно зрителя. Схема будет выглядеть как покадровый вид сверху, где каждый кадр будет обозначать одно звено (момент) общих перемещений. Естественно, что затем эти схемки необходимо перевести на язык задания и действия.
Макет сцены и фигурки персонажей.
Очень удобное наглядное средство для знакомства актеров со сценографией (декорированием) спектакля. Так же в детском коллективе можно устроить игру в фигурки на макете на материале спектакля, где каждая фигурка будет главным героем. Так дети смогут взглянуть на происходящее со стороны и им будет проще ощутить себя затем на реальном пространстве сцены. Так же на макете можно иллюстрировать разбор мизансценических ошибок: скученность, закрывание друг друга, “перевес” половины сцены, заход за декорации и т.д.
Маски.
Маски во всех народных театрах считались самостоятельными выразительными средствами. На масках, как правило было ярко отображено эмоциональное состояние персонажа. Грим и маски всегда помогали раскрепощению актера, нахождению ощущения образа (в том числе по ответной реакции партнера и зрителей). Эмоциональное выражение маски дает общий эмоциональный настрой, который затем скажется во всех проявлениях выразительности актера в роли.
Аудио-, теле-, и видео-аппаратура.
В работе по поиску выразительности роли широко используются магнитофоны, проигрыватели, видеомагнитофоны. На занятиях прослушиваются музыкальные произведения, дающие образы, прослушиваются записи чтецких и драматических спектаклей и выступлений известных актеров, занятия могут проходить под воспроизводимую запись аудио урока. Музыкальное сопровождение используется при тренингах и репетициях.
При занятиях сценической речью педагогами рекомендовано использование аудио-магнитофона. Последующее прослушивание записи своего упражнения или репетиции помогает выявить недостатки в артикуляции, в свободе и полетности голоса, в наличии или отсутствии пауз, во всем том, что относится к технике чтеца, сценической речи актера. Но использование должно быть ограничено определенным
временным периодом, не опираясь постоянно в процессе овладения выразительными средствами на использование магнитофона.
Просматриваются видеозаписи спектаклей столичных и зарубежных знаменитых театров, что так же воспитывает в участниках ЛТК вкус, настрой на стремление к художественному театральному идеалу и т.д.
Видео-камера.
Так же полезно проконтролировать свои пластические ошибки и успехи с помощью видеосъемки. При просмотре, с помощью уточнений руководителя видны недостатки, а главное их причины. Особенно полезно использование контроля в сцен. движенческих дисциплинах, где происходит не столько рождение выразительного средства, а процесс овладения навыком.
Глава 5. Методика практического овладения выразительными средствами в любительском театральном коллективе: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |