АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как часть комплексного страноведения

Читайте также:
  1. II часть «Математическая статистика»
  2. II. Недвижимое и движимое имущество. Составная часть и принадлежность
  3. II. Практическая часть.
  4. II. Практическая часть.
  5. II. Теоретическая часть урока.
  6. III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  7. А. Основная часть
  8. Александр Хатыбов и Николай Левашов - слияние концепций. Часть 2. Мерность и октава
  9. Анализатор – это сложная нейродинамическая система, которая представляет собой афферентную часть рефлекторного аппарата.
  10. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
  11. Аналитическая часть.
  12. Аналитическая часть.

 

Учебный курс «Туристское ресурсоведение» является одним из важнейших разделов общественно-географической учебной дисциплины «География туризма» и частью комплексного страноведения. География туризма является обязательной дисциплиной, которая преподается студентам всех туристских специальностей. А вот комплексное страноведение нашло свое место лишь в весьма ограниченном количестве высших учебных заведений страны. В связи с этим, в рамках параграфа мы попытаемся очертить самые общие грани комплексного страноведения и определить место туристского ресурсоведения в его структуре.

По общепринятым представлениям, страноведение – комплексная научная дисциплина, занимающаяся изучением разных стран и районов (внутригосударственных и межгосударственных) земного шара. При этом данности какой-либо страны изучаются не изолированно, а в тесной связи друг с другом. Можно сказать, что страноведение – это всестороннее изучение территории страны, ее природы, истории, населения, культуры, хозяйственной и политической жизни.

Тем не менее, единого взгляда на содержание страноведения как научной дисциплины, к сожалению, пока нет. Н. С. Мироненко выделил следующие его трактовки[1]:

· Страноведение – это наука, изучающая конкретные территории в отличие от отраслевой географии (по терминологии ряда исследователей, страноведение – это таксономическая наука, а отраслевая география – частная).

· Страноведение – это «лаборатория», предназначенная для проверки теорий и гипотез, вырабатываемых частной географией.

· Страноведение – это наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории, в отличие от отраслевой (частной) географии, которая изучает определенную часть географической оболочки в масштабах всей планеты.

· Страноведение – это наука, изучающая полный комплекс географических явлений на определенной территории, но только в рамках физической или общественной географии.

· Страноведение – комплексная синтезирующая наука. В данном определении акцент делается на методе в широком понимании – на синтезе.

· Страноведение – организационная форма объединения различной информации об определенной стране или районе. Упор делается на информационном аспекте.

Д. В. Севастьянов дает следующее определение: «страноведение – это комплексная дисциплина, которая систематизирует и обобщает разнообразные данные о природе регионов и стран мира, о расовом и национальном составе населения, укладе жизни и традициях народов, хозяйстве, особенностях культуры и социально-политической организации государств, располагающихся в пределах отдельных регионов»[2].

В отечественной географии в настоящее время сосуществуют разные подходы к пониманию сущности страноведения. Одни ученые склонны видеть в комплексном страноведении основу единства географии и олицетворение общности географических наук (В. А. Анучин, Н. Н. Баранский, Б. Б. Родоман, Ю. Г. Саушкин).

Другие рассматривают его применительно к отдельным странам как описательную географическую науку, как чисто региональную географию, сужая его рамки и отождествляя с государствоведением или регионоведением, видят в нем прикладную дисциплину, наделяя страноведение лишь справочным содержанием.

Третьи считают страноведение проблемной наукой, представляющей собой не только синтез географических знаний о стране, но и творческий анализ ее территориальных и геополитических проблем (С. Б. Лавров, Д. В. Севастьянов, М. М. Голубчик, Я. Г. Машбиц, Н. С. Мироненко, В. А. Пуляркин).

Что касается внутренней структуры страноведения, то Я. Г. Машбиц выделяет в нем три главных класса: 1) физико-географическое (природное); 2) социально-экономическое (общественно-географическое); 3) комплексное. Наряду с выделенными выше классами получили большое развитие также историко-культурное, политическое, экологическое, демографическое и этноконфессиональное, рекреационное и зарубежное туристское, лингвистическое страноведения.

Комплексное страноведение, по мнению большинства ученых, объединяет отдельные отраслевые страноведения в единый взаимосвязанный комплекс знаний, положений, в основе которого лежит единство и взаимосвязь трех главных элементов «природа – население – хозяйство». Существование комплексного страноведения немыслимо без совокупности частных отраслей страноведческого знания. И одной из таких отраслей является туристское страноведение. Только использование всех аспектов комплексного страноведения позволяет сформировать целостный образ страны или региона.

Образ страны или региона вызывает необходимость применения схемы типовой комплексной страноведческой характеристики. В настоящее время предложено несколько вариантов таких схем. Однако смысл каждой из этих схем выражается в одном – в стремлении реализовать все три элемента «природа – население – хозяйство» в страноведческом комплексе. Приведем пример схемы комплексной характеристики страны, предлагаемой Д. В. Севастьяновым. За ее основу взята схема страноведческой характеристики, предложенная Ю. Д. Дмитревским[3].

1. Географическое положение (особенности территории региона, страны) и его страноведческие следствия.

2. Природные и экологические условия страны, ее природно-климатическое районирование.

3. Историко-культурная характеристика региона или страны.

4. Население страны и история его формирования (численность и плотность населения, расовый и этноконфессиональный состав, языки, обычаи и традиции народов).

5. Основные города (их расположение, история, особенности населения и специализации хозяйства, достопримечательности).

6. Социально-экономическая характеристика страны (основные отрасли хозяйства, районы и их специализация, транспортные связи и инфраструктура туризма).

7. Политико-географическая характеристика страны (государственный строй и устройство, политические партии, криминальная обстановка и ее влияние на туризм).

8. Рекреация и туризм (особенности размещения центров и их специализация).

9. Общие тенденции развития страны (определение типа страны, выявление ее характерных черт развития).

Пользуясь представленной схемой и перечнем основных направлений комплексного страноведения, можно определить место туристского ресурсоведения в его структуре. Выделяют три основные группы туристских ресурсов: природные, культурно-исторические и социально-экономические, особенности оценивания которых и составляют предмет изучения туристского ресурсоведения. Следовательно, туристское ресурсоведение имеет непосредственное соприкосновение с природным, историко-культурным и социально-экономическим страноведением. В проблемное поле туристского ресурсоведения также входят вопросы охраны и экологии туристских территорий и ресурсов, что роднит его с экологическим страноведением.

Особого внимания заслуживает рассмотрение взаимодействия туристского ресурсоведения с туристским страноведением. Туристское ресурсоведение, будучи частью комплексного страноведения, в свою очередь является разделом туристского страноведения, основой которого служит оценка туристских ресурсов отдельных стран и их регионов.

Итак, сделаем некоторые выводы.

Во-первых, определять туристское ресурсоведение как раздел комплексного страноведения не совсем верно, так как ресурсоведение «проникает» в целый ряд других разделов страноведения, занимая при этом более высокий иерархический уровень. Наиболее тесно туристское ресурсоведение соприкасается с физико-географическим (природным) и историко-культурным страноведением.

Во-вторых, рассматривая туристское ресурсоведение как часть комплексного страноведения, следует иметь ввиду некоторую его ситуационность, подчиненность задачам комплексного страноведческого анализа. Туристская составляющая в комплексной страноведческой характеристике может иметь большое значение при характеристике стран-лидеров международного туризма – Турции, Франции, Египта, Греции и т. д. Вместе с тем, при характеристике ряда стран, таких как Чили, Чад, Сомали, Парагвай, Таджикистан и др., туристская составляющая будет занимать явно подчиненное положение или вовсе отсутствовать. Все остальные пункты страноведческой характеристики будут иметь приблизительно одинаковое и обязательное значение.

В-третьих, методики страноведческого анализа отличаются большой пестротой и определенной степенью субъективизма, описательности. В частности, можно выделить два основных подхода к построению таких характеристик с точки зрения туристской составляющей. Первый подход, активно развиваемый Д. В. Севастьяновым, предполагает «вплетение» аспектов туризма во всех составляющие страноведческой характеристики. Так, при рассмотрении природы, акцент делается на рассмотрении ее как ресурса туризма, при характеристике культурно-исторического потенциала страны оговариваются возможности его использования в туризме.

Второй подход основан на выделении в структуре страноведческой характеристики самостоятельного раздела, затрагивающего вопросы развития рекреации и туризма в стране. Первый подход, по мнению автора, следует считать наиболее удачным и обоснованным, так как позволяет комплексно оценить туристские возможности страны или ее отдельного региона.

Этапы становления туристского ресурсоведения. В числе первых за разработку проблем рекреации и туризма взялся коллектив отделов физической (заведующий отделом – В. С. Преображенский) и экономической географии (заведующий отделом – А. А. Минц) Института географии Академии наук СССР. С середины 60-х гг. прошлого века ведущее положение по развитию теории рекреационной географии занимает Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Активная разработка проблем туризма началась значительно позднее формирования учения о рекреационной географии и рекреационных системах. В нашей стране впервые научный интерес к туризму проявила экономическая наука. Первая публикация относится к 1965 г., в журнале «Вопросы экономики», № 4, статья «Экономика туризма», автор В. М. Кривошеев. Затем увидели свет крупные работы П. Г. Олдака, В. И. Азара, В. С. Преображенского, И. В. Зорина, Ю. А. Веденина, В. А. Квартальнова и других ученых. Но феномен рекреации в этих работах оттеснял туризм на задний план.

В. С. Преображенский, И. В. Зорин и Ю. А. Веденин работой «Географические аспекты конструирования новых типов рекреационных систем» «подключают» к проблематике туризма науку о земле. Через некоторое время географы заняли прочные позиции лидера в исследовании закономерностей индустрии туризма, выдвинувшие гипотезу о рекреационной системе и исследовавшие ее, – В. С. Преображенский, Б. Н. Лиханов, Ю. А. Веденин, Н. А. Ступина, И. В. Зорин и другие ученые Института Географии АН СССР.

Следует отметить, что термин «рекреационные ресурсы» в научный обиход вошел сравнительно недавно. Еще в 50-60-е гг. ХХ в. он в научной литературе не встречался. Очевидно, появление этого понятия следует относить к 1968-71 гг. Основные исследования в области рекреационного ресурсоведения проводили В. Б. Нефедова, В. С. Преображенский, Ю. А. Веденин, Б. Б. Родоман, А. А. Минц.

В конце 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. произошло становление нового научного направления в рамках рекреационной географии – рекреационного ресурсоведения. Учение о рекреационных ресурсах существует уже четыре десятилетия и успешно развивается представителями целого ряда наук – географами, социологами, экономистами, экологами, психологами. В то же время, сформировавшееся за последнее десятилетие учение о туристских ресурсах, встречает весьма рациональную критику со стороны отечественных специалистов.

Критика учения о туристских ресурсах вполне объяснима. Рекреационная география и рекреалогия относятся к сформировавшимся научным направлениям, имеющим собственный терминологический аппарат, систему методов, методологию. Системной и общепризнанной науки о туризме и туристской деятельности пока нет. Учеными Российской международной академии туризма (РМАТ) в качестве обозначения науки о туризме предлагается туристика, которая пока не имеет всеобщего признания. Неразрешенным остается и вопрос соотношения понятий «рекреация» и «туризм». Однако, в свете последних лет, туризм занял прочные позиции в системе понятий и социально-экономических явлений современности, оттеснив рекреацию на задний план.

К настоящему времени в нашей стране сложились значительные научные центры, занимающиеся разработкой указанных проблем. К ним относятся: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Институт географии РАН, Российская международная академия туризма, Смоленский гуманитарный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Алтайский государственный университет, Дальневосточный государственный университет, Дальневосточный государственный университет экономики и сервиса, Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, Омский государственный институт сервиса, Ростовский государственный университет, Кубанский государственный университет, Российский НИИ природного и культурного наследия и др.

Однако серьезных научных школ и направлений в области туристского ресурсоведения так и не возникло. Наиболее значимые исследования в области туристского ресурсоведения проводятся в настоящее время Ю. А. Ведениным, Е. В. Колотовой, Т. А. Ирисовой, И. В. Зориным, В. И. Преловским, А. Б. Косолаповым, Е. Ю. Колбовским, Н. С. Мироненко, Д. В. Севастьяновым, А. И. Зыряновым и другими специалистами. В последние годы активно подключаются к разработке проблем туристского ресурсоведения преподаватели и научные сотрудники туристских кафедр и отделений многих вузов страны. Наиболее активно работают в этом направлении специалисты из Санкт-Петербурга, Калининграда, Владивостока, Москвы, Новосибирска, Улан-Удэ, Хабаровска, Томска, Барнаула, Петрозаводска, Саратова и др.

Исходя из результатов собственных исследований и работ отечественных и зарубежных специалистов, можно определить туристское ресурсоведение как важный научно-прикладной раздел географии туризма и комплексного страноведения, в сфере интересов которого находятся вопросы концептуализации, изучения и комплексной оценки туристских ресурсов отдельных территорий. Следует признать, что туристское ресурсоведение является важнейшей составной частью рекреационного ресурсоведения, так как автор придерживается точки зрения, согласно которой туризм является составным элементом рекреации.

Туристское ресурсоведение имеет тесные связи с такими научными направлениями как природопользование, социология, философия, география, экономика, математика, курортология, психология, культурология, экология и др. Особые вопросы туристского ресурсоведения соприкасаются с рядом разделов медицинских и юридических наук.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)