|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Природного и культурного наследия. 1. Общественное признание объекта шедевром творения – творческого ли гения человека, творческих ли сил природы или
1. Общественное признание объекта шедевром творения – творческого ли гения человека, творческих ли сил природы или, для культурного ландшафта, – сил рукотворных, приумножающих или преобразующих красоту, разнообразие, продуктивность и комфортность ландшафта. В системе критериев ЮНЕСКО по культурному наследию выделяются шедевры творчества (критерий 1), а по природному наследию – феномены исключительной красоты и эстетической ценности (критерий 3). 2. Исключительная наглядность эволюционных процессов, наблюдаемых как ряд последовательно изменяющихся во времени и пространстве качественных состояний природных либо культурных комплексов и их компонентов. В системе критериев ЮНЕСКО этот параметр учитывается как по отношению к культурному (критерий 2), так и природному наследию (критерии 1 и 2). 3. Исключительная выраженность, репрезентативность (полнота представленности) природного либо культурного объекта или явления. В системе критериев ЮНЕСКО этот показатель непосредственно учитывается при оценке культурного наследия, а именно культурной традиции, технологии, типа застройки, форм землепользования (критерий 5). В отношении к природному наследию он учитывается лишь косвенно, через иллюстрацию основных этапов истории Земли (критерий 1) и важных экологических или биологических процессов (критерий 2). Целесообразно использование этого критерия как самостоятельного применительно к любым формам наследия. Для культурного ландшафта критерий может применяться в отношении к его планировке, пропорциям, компонентному составу, технологиям освоения территории. 4. Историческая феноменальность, или важное историческое свидетельство, иллюстрирующее определенный этап истории, исторически значимый для природы и общества процесс, событие или явление. В системе критериев ЮНЕСКО этот критерий фигурирует при оценке и культурного наследия (критерий 4), и природного (критерий 1). 5. Наличие условий и местообитаний, имеющих ключевое значение для сохранения природного и культурного разнообразия, в том числе особо ценных природных и культурных феноменов, находящихся под угрозой исчезновения. В системе критериев ЮНЕСКО данный критерий применяется только для оценки природного наследия и ориентирован на биоразнообразие (критерий 4). Для культурного ландшафта этот критерий особенно значим, так как последний зачастую представляет собой уникальные «места обитания» какой-либо культурной традиции и является средоточием различных типов культуры. 6. Таксономическая уникальность, то есть исключительная редкость определенного типа или класса объектов. Она может быть обусловлена изменением или нарушением условий окружающей среды вплоть до уничтожения местообитаний либо присущей объекту уязвимостью, либо разрушающим действием времени. К подобным уникальным явлениям относятся природные и культурные реликты, включая реликтовые культурные ландшафты. Уникальность всегда предполагает высокую научную и информативную ценность. В документах ЮНЕСКО данный критерий однозначно выделяется как самостоятельный только для культурного наследия (критерий 3). В применении к природному наследию он используется в скрытой форме по всей системе критериев, то есть его заменяют понятия «выдающийся», «превосходный», «исключительный», «универсальный», что содержит указание на редкость явления. 7. Ассоциативная (опосредованная) ценность, отражающая связи с историческими событиями, выдающимися личностями, их творчеством, с общественными идеалами и культурными традициями. В системе критериев ЮНЕСКО этот критерий используется для оценки только объектов культурного наследия (критерий 4) и только в качестве дополнения к другим критериям. При оценке культурных ландшафтов следует использовать формат описания культурного ландшафта, разработанный специалистами НИИ природного и культурного наследия. Он включает следующие позиции: наименование и основные географические параметры ландшафта; § типологические характеристики ландшафта; основные свойства, определяющие ценность ландшафта; природных и культурных объектов его слагающих; состояние ландшафта; планировочные особенности ландшафтных компонентов; § задачи сохранения и восстановления ландшафта, проблемы организации мониторинга; § статус, правовое положение ландшафта, уровень его охраны, владение землей и недвижимостью, основные правоустанавливающие документы; § наличие фотодокументации, различная картографическая информация, библиография. Разработан и полный вариант формата, который включает около 150 позиций. Этот расширенный вариант предполагает подробную информацию о культурном ландшафте по многим позициям, которая позволит обеспечить множественность возможных полей классификаций информации и организацию процедур многоаспектного поиска. Сокращенный вариантсможет служить своеобразной «этикеткой» конкретного культурного ландшафта, дать общие сведения об этом элементе культурного наследия при предварительном поиске. При этом «этикетка» также должна выполнить очень важную функцию по обеспечению единства справочных сведений о культурном ландшафте и сведений о других элементах сети культурного наследия (памятниках архитектуры, археологии, движимых памятниках культуры). В заключении следует сказать, что одним из основных направлений использования культурных ландшафтов является эколого-культурный туризм, способствующий с одной стороны, успешному и экологически невредному развитию территории, а с другой, оказывающий непосредственное влияние на формирование экологической культуры и экологического сознания, как у населения данного региона, так и у туристов, избравших данный резерват местом своего отдыха.
Контрольные вопросы
s Какую роль играют различные элементы культуры в формировании туристского интереса? s Какие элементы русской культуры способны привлечь в нашу страну иностранных туристов? Приведите примеры их использования в практике деятельности турфирм. s Сущность и значение культурно-исторических ресурсов туризма. s Какие виды памятников истории и культуры вы знаете? s Как и с помощью каких методов проводится оценка культурно-исторических ресурсов туризма? s Перечислите особенности и критерии комплексной оценки историко-культурного и природного наследия. s Какие существуют подходы к выделению материального и духовного наследия территории? s Какие вы можете назвать способы включения культурного наследия в практику туристской деятельности? s Перечислите основные способы повышения эффективности культурного наследия. s Как можно охарактеризовать политику России в сфере культурного наследия? s Культурный туризм и его основные направления. s В чем сущность концепции адекватного туризма? Выделите ее основные принципы. s Какова география памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО? s Перечислите наиболее известные памятники, входящие в Список Всемирного наследия. s Какие памятники России входят в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО? s Назовите основные точки зрения на понятие «культурный ландшафт». Какая позиция вам наиболее близка? s Назовите основные составляющие культурного ландшафта. s В чем заключаются сложности оценки культурного ландшафта? s Перечислите основные виды и характеристики культурных ландшафтов. s Методика оценки культурных ландшафтов, разработанная учеными НИИ природного и культурного наследия.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |