|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Историко-культурный потенциал и особенности его оценки
Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры. В целом среди памятников культурного наследия можно выделить: ü памятники археологии; ü культовую и гражданскую архитектуру; ü памятники ландшафтной архитектуры; ü малые и большие исторические города; ü типичные сельские поселения; ü музеи, театры, выставочные залы, объекты социокультурной инфраструктуры; ü этнографические объекты, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства; ü технические комплексы и сооружения. В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом. В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это и парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности – приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях – ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта. Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма – организация музеев и экскурсионно-исторических маршрутов. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса. Оценка культурных комплексов для туристских целей производится двумя основными методами: 1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения; 2) необходимым и достаточным временем для осмотра. Метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма. Для культурных комплексов, также как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость. Надежность культурных комплексовобусловливаются двумя факторами: устойчивостью к туристским нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к туристским нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов. Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, архитектурным и историко-культурным памятникам Парижа, Владимира, Москвы, Санкт-Петербурга и пр.). Емкость культурного комплексаопределяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел. Особый интерес для туристов представляют выдающиеся памятники природного и культурного наследия. В число таких памятников попадают объекты, включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (Организация по образованию, науке и культуре при ООН). Число включенных в Список объектов постоянно растет. Существует система условий и критериев для внесения объектов в названный Список. Эти критерии, как и виды культурных объектов, включены в Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (принята в 1972 году, Россия присоединилась к ней в 1988 г.). Рекомендации ЮНЕСКО по вопросам о памятниках культурного и природного наследия дает ИКОМОС (создан в 1965 г.) – Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест. Как пишет Т. А. Любимова, «под культурным наследием в Конвенции понимаются три вида объектов: памятники, ансамбли, достопримечательные места». К памятникам могут быть отнесены произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы и структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства. К ансамблям относятся группы изолированных или объединенных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства. К достопримечательным местам могут быть отнесены объекты, представляющие собой дело рук человеческих или совместного творения природы и человека, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии. Существует система критериев оценки культурного наследия. «Каждый культурный объект, представленный для включения в Список Всемирного наследия, должен: 1. Представлять собой шедевр творческого гения человека; или 2. Показать важность процесса передачи во времени или географическом культурном ареале общечеловеческих ценностей в области культуры, архитектуры, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна; или 3. Являться уникальным или исключительно важным свидетельством существования или исчезновения некоторой цивилизации или культурной традиции; или 4. Представлять собой выдающийся пример архитектурного или ландшафтного ансамбля, знаменующего один из периодов истории развития человечества; или 5. Представлять собой выдающийся пример формирования человеком ландшафта или поселения, характерный для некоторой культуры, в особенности, если эта культура оказалась беззащитной перед лицом необратимых исторических изменений; или 6. Быть непосредственно или косвенно связанным с событиями, традициями, идеями, верованиями или творческими актами выдающегося мирового значения… Историко-культурное изучение определенных территорий (страна, район, город) включает в себя несколько практически обязательных этапов: 1) изучение гражданской и военной истории объекта, выявление влияния исторического фактора на формирование объекта; 2) изучение историко-архитектурного аспекта развития туристского объекта; 3) выявление основных архитектурных стилей, встречающихся на территории объекта (в связи с историческим прошлым страны, района, города); 4) изучение наиболее важных и интересных для туристов памятников архитектуры; 5) изучение процесса развития духовной культуры (в том числе и в ее взаимовлияниях с иными культурами); 6) характеристика основных этапов развития духовной культуры и важнейших ее памятников (фольклор, литературное и музыкальное наследие, изобразительное искусство всех типов и др.); 7) изучение творчества крупнейших представителей культуры и искусства страны, района, города.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |