|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Религиозная секта как виктимогенный фактор социализации современной молодежиРелигия и религиозные организации традиционно выступали и выступают в качестве важнейшего фактора социализации человека после семьи. В настоящее время наблюдается повышенный интерес молодых людей к вопросам религии, обращенность к религиозным традициям и верованиям. Вера для молодых людей приобретает многозначный смысл: это и групповая принадлежность, и эстетическое занятие, и высшая духовная потребность. В то же время молодежь – это наиболее уязвимая часть общества. Факторами риска для молодежи являются напряженная эмоциональность, романтизм, максимализм, непродуманность решений, потребность во внешнем одобрении. Подверженность этим факторам способствует переориентации молодых людей с традиционных религий на новые религиозные объединения (НРО), многие из которых имеют явно деструктивный характер. Определяя сущность традиционных религий, следует сказать, что они составляют часть исторического, духовного, социального и культурного наследия определенной страны и этим определяют духовные и культурные традиции народов, населяющих государство. В отличие от традиционных, тоталитарные религиозные объединения будут чужеродными в любой стране, ибо они разрушают систему ценностей, выработанных народом. Тоталитарные религиозные объединения, по сути, являются деструктивными, так как они разрушают личность. Термин «тоталитарность» в данном случае делает акцент на методах деятельности объединения. В современной науке используется ряд синонимичных понятий для обозначения нового типа религиозных организаций: религиозная секта, религиозный культ, тоталитарная секта, нетрадиционная религия, новые религиозные движения. По нашему мнению, наиболее содержательным и целесообразным термином является «деструктивная религиозная секта». Секта (лат. secta – учение, направление, школа) – это: 1) организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им; 2) тип религиозной организации, характеризующийся закрытостью, строгим членством, харизматическим лидерством, критическим отношением к действительности. Тоталитарная секта (от лат. totalis – весь, полный) – организация, устанавливающая полный, всеобъемлющий контроль над образом жизни и образом мысли своих членов. Деструктивная секта (культ) – разновидность организации, чья культовая практика признается авторитетными социальными институтами общества разрушающей в отношении личности, ее духовного и физического здоровья, системы ценностей и образа жизни; нарушающей гарантированные права и свободы человека, нормы общественного порядка и нравственности. Основными параметрами при оценке деструктивности религиозной секты, предложенными И.А. Галицкой и И.В. Метлик, являются отсутствие стабильного вероучения, нетерпимое отношение к другим религиям, обожествление лидеров, наличие абсурдных или опасных требований, апокалипсические запугивания, примитивность мировоззренческих доктрин, закрытость организации, навязчивое миссионерство, применение психического и физического насилия. Главными критериями деструктивности религиозной организации являются: требование разрыва социальных связей с ближайшим окружением, прежде всего родственниками, друзьями и близкими, не разделяющими учение секты; отвержение рационального, критического мышления у адептов религиозной организации; провозглашение исключительной мудрости, божественности лидера и непререкаемой абсолютной истинности учения; культивирование зависимости у последователей секты и создание препятствий для свободного выхода из числа адептов; искаженная интерпретация идей гуманизма, информационная блокада, обман или сокрытие части важной информации при вербовке, наличие тайных уровней посвящения и т. д. Анализ причин ухода молодежи в деструктивные религиозные секты позволил выделить три блока причин данного явления. Первый блок составляют социальные причины, к которым относятся социально-экономическая и политическая нестабильность, социальное неравенство, девальвация нравственных ценностей и норм поведения. Второй блок – это причины социально-психологического и педагогического характера (кризис государственных институтов воспитания, дисгармония внутрисемейных отношений, отрицательное влияние социума). Третий блок включает в себя личностные причины (патохарактерологические особенности личности, деформация ценностных и смысложизненных ориентиров, некритичность мышления). Эти причины выступают не изолированно, у каждого индивида они образуют свой причинный комплекс, который является неделимым целым, состоящим из детерминант первого, второго и третьего блока, которые в конкретных социально-педагогических и психологических условиях способствуют вовлечению молодежи в деструктивные религиозные секты. Как показывает социально-педагогическая практика, основными причинами участия молодежи в деструктивных религиозных сектах являются мировоззренческий, деятельностный, экзистенциальный вакуум, социализационный и образовательный дефицит, в условиях которого у молодых людей возникают чувства ненужности и изоляции. Разочарование в официальных ценностях потребительского, технократического общества, чувство одиночества, бесцельность жизни толкают молодежь на поиск новой системы ценностей. Молодые люди, уходя от реальности в деструктивные религиозные секты, стремятся к самоутверждению и пытаются компенсировать свою отчужденность. Белорусский исследователь Н.А. Кутузова называет следующие причины вступления молодых людей в НРО: 1) потребность в собственном игровом пространстве («Аркаим»); 2) рост популярных квазирелигиозных и паранаучных идей (астрология, парапсихология, уфология, психотроника, темпоралистика и др.); 3) пропаганда культа асоциального человека – борца с социумом, основанного на идеях вседозволенности, биологического, расового, мировоззрения; 4) наличие социально-психологических и коммуникационных проблем. Появление и широкое распространение различных религиозных сект является следствием аномии и отчуждения личности, которые характеризуются наличием состояния бессилия перед натиском внешних сил, ощущением бессмысленности своего существования, разрушением традиционных представлений о ценностях и нормах. В этих условиях некоторые люди могут легко оказаться жертвой иррациональных доктрин религиозного толка. Аномия побуждает к девиантным формам поведения и способствует виктимизации личности. Социальную опасность деструктивных религиозных сект обусловливают следующие факторы: апокалиптическая направленность подавляющего большинства деструктивных религиозных сект, психические отклонения основателей и духовных лидеров большинства религиозных сект, наличие среди адептов и руководителей сект лиц, ранее привлекавшихся к уголовной или административной ответственности, высокая степень эзотеричности и конспиративности, приобщение молодежи к различным психоактивным веществам и наркотикам, проникновение сектантской идеологии в образовательные учреждения, а также религиозный фанатизм и экстремизм. Культовые требования деструктивных сект направлены на превращение человека в асоциального или антисоциального индивида, ибо порицаются и отвергаются обычное поведение, нормы жизни и человеческие отношения (дружба, родство), требуется отказ от имущества (квартира, дача, вещи и др.) и передача их в общину, внушается пренебрежение к общественному мнению и национально-культурным традициям. Многочисленные свидетельства показывают, что контроль сознания прихожан деструктивных культов осуществляется незаметно для рядовых членов объединения. Вновь приглашенного окружают заботой и вниманием, чтобы он ощутил мнимую заинтересованность в решении его проблем. В результате человек начинает проникаться сектантской идеологией и верить всем речам лидеров культа. Тонкая психологическая обработка, постоянные молитвы и песнопения, непрерывное общение с фанатичными членами секты приводят к тому, что у неофита быстро разрушается способность к критическому восприятию чуждого учения, а постоянная занятость делами организации, плохое и нерегулярное питание, короткий сон постепенно погружают адепта в состояние, когда им легко управлять. Так завершается разрыв прежних социальных связей личности, так происходит ее «выпадение» из общества. Результаты страшны: для реабилитации члена секты требуется от 1,5 до 2 лет, да и то при помощи специально подготовленного психолога. Причем происходит такой возврат к реальной жизни далеко не в каждом случае; общее число реабилитированных никогда не превосходит 20–22% от общего числа обратившихся за помощью. Таким образом, среди негативных последствий приобщения к сектантской среде выделяются психические, психосоматические, соматические и социальные проблемы, а также нанесение эмоционального, финансового, физического и социального ущерба не только последователям секты, но и их семьям. Адепт деструктивной секты приобретает негативный опыт, вырабатывая на его основе индивидуальный стиль жизни, не совпадающий с приемлемым в обществе стилем и превращающий его в жертву социализации. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |