АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Школа как фактор риска в насилии над детьми

Читайте также:
  1. F50-F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
  2. II. Историческая школа права
  3. А 55. ЗАКОНОМІРНОСТІ ДІЇ КОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРІВ НА ЖИВІ ОРГАНІЗМИ
  4. Абиотические факторы
  5. Абиотические факторы
  6. Абиотические факторы и приспособления к ним
  7. Абіотичні екологічні фактори
  8. Австрийская школа
  9. Австрійська школа (теорії “граничної корисності”)
  10. Агрессивность и принятие риска
  11. Агрошкола А.А. Католикова
  12. Административная (классическая) школа (1920-1950 гг.)

Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам.

Насилие в школе обнаруживается в двух видахформальном и неформальном. Формальная сторона включает в себя часто непродуктивную организацию учебного процесса и непосильные требования современных программ, отражающиеся в их содержании и объеме изучаемого материала.

Неформальная сторона связана с особенностями межличностного взаимодействия детей и учителей (авторитарный стиль общения учителя с учеником), детей друг с другом. Результаты многих исследований показывают, что формальный уровень насилия системы (учебные программы и стандарты) влияет на неформальный уровень, в том числе и на межличностные отношения детей со своими родителями (наказание за плохую успеваемость), с педагога­ми и со сверстниками.

Дети, которые не справляются с программой, терпят, как правило, двойное насилие: 1) в школе, когда их принуждают заниматься тем, что им не под силу; 2) дома, когда их упрекают за плохие оценки и заставляют готовить уроки.

Можно выделить несколько факторов, провоцирующих школьное насилие. Многие исследователи считают, что традиции школьной сре­ды провоцируют и стимулируют жестокость. К таким традициям от­носятся:

ü общий психоэмоциональный фон учреждения образования, характеризующийся высоким уровнем тревожности субъектов вза­имодействия в совокупности с неумением контролировать соб­ственные эмоции и регулировать состояния;

ü «политическая» система учреждения образования, включающая агрессивные взаимоотношения внутри педагогического коллек­тива, в том числе авторитарно-директивный стиль управления, отсутствие обоснованной системы педагогических и профессио­нальных требований;

ü особенности отношения педагогов к школьникам, построенные на необоснованных требованиях со стороны взрослых и макси­мальном бесправии детей;

ü система взаимоотношений внутри классного коллектива (как референтной группы);

ü наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»;

ü традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации.

Наиболее часто школьное насилие имеет вид психоэмоционального (психологического) и/или физического насилия.

Под физическим насилием подразумевают применение физической силы по отношению к ученику, в результате чего возможно нанесение физиче­ской травмы. Сюда относятся – избиение, нанесение удара, шлепки, под­затыльники и т. д.

Чаще всего в учебных заведениях встречается психологическое насилие, которое вызывает у жертвы эмоциональное напряжение, унижа­ет его и снижает его самооценку. Жертвой может стать любой ребенок, но обычно это те дети, которые слабее или как-то отличаются от других.

Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся дети, име­ющие:

• физические недостатки – носящие очки, дети со сниженным слухом или с двигательными нарушениями;

• особенности поведения – замкнутые дети или дети с импульсив­ным поведением;

• особенности внешности – рыжие волосы, веснушки, оттопырен­ные уши, особая форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.;

• страх перед школой;

• отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети);

• болезни – эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, нарушение речи – дислария (косноязычие), дисграфия (нарушение письмен­ной речи), дислексия (нарушение чтения), дискалькулия (нару­шение способности к счету) и т. д.;

• низкий интеллект и трудности в обучении.

Длительные школьные издевки сказываются на «Я-образе» ребенка: падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок испытывает трудности социализации: он пытается избегать отноше­ний с другими людьми. Часто бывает и наоборот – другие дети избе­гают дружить с жертвами насилия, поскольку боятся, что сами станут жертвами насилия, следуя логике: «Каков твой друг – таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко экстраполи­руется и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить по «программе неудачника». Роль жертвы является причиной низкого статуса в группе, проблем в учебе и пове­дении. Решение своих проблем дети-жертвы насилия часто находят в криминальной асоциальной среде, что нередко сопряжено с формиро­ванием пристрастия к алкоголю, наркотикам. Девочки нередко начи­нают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться поло­вая ориентация. И те и другие в дальнейшем испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям дос­таточно тепла, поскольку не решили свои психологические проблемы.

Выделяют две формы проявления насилия в школе: явные и латентные. Явные проявления насилия могут быть направлены не только против отдельных лиц, вызывающих к себе повышенный интерес окружающих, но и против целой группы.

Наряду с явными и вербализованными формами агрессии нередки случаи ее скрытых и тщательно замаскированных проявлений, к сожалению, слишком часто ускользающих от внимания.

К причинам, по которым педагоги в образователь­ном процессе используют различные формы насилия, могут быть от­несены:

• особенности личности учителя (ригидность, тревожность, доми­нирование, низкий уровень эмпатии, агрессивность, раздражи­тельность);

• нелюбовь (негативное отношение) к детям и своей работе;

• неудовлетворенность своим социальным положением;

• низкий уровень социальных навыков;

• проблемы со здоровьем;

• незнание других способов работы с непослушными детьми;

• непродуктивное решение трудных (конфликтных) ситуаций.

Как показывает практика, учитель в школе чаще всего прибегает к психологическому насилию, которое ни учениками, ни их родителями, как правило, не воспринимается как насилие. Если ребенок рассказывает родителям о подобном обращении с ним педа­гога, то родители либо бездействуют, либо идут в школу для беседы с учителем или директором. Другой вариант действий им просто не извес­тен, они не знают, что можно обратиться в СППС школы.

Психологическое насилие в школьной среде проявляется в различ­ных формах. К ним относятся: крики, оскорбления, несправедливые обвинения, издевки, запугивания, невнимание к нуждам ученика, демонстрация нелюбви к нему. Детей в этом случае постоянно критику­ют, обижают, никогда не хвалят (или делают это очень редко), не по­ощряют, не прислушиваются к мнению ребенка, постоянно напоминая о его несостоятельности, глупости и т.д. Чаще всего это происходит при посторонних (одноклассники, учащиеся других классов), из-за чего наносится более тяжкая травма ребенку. Иногда учитель специ­ально высмеивает и оскорбляет близких ребенку людей, чтобы его еще больше унизить и обидеть.

Выделяются типичные способы реагирования педагогов на выходки учеников, которые можно отнести к насильственным: педагог часто употребляет выражение «Учитель здесь пока еще я»; оставляет последнее слово за собой; разговаривает с сарказмом; настаивает на своей правоте; ставит учеников в угол; формулирует обобщения типа: «Вы все одинаковы»; втягивает в конфликт других людей, непричастных к нему; использует такие позы и жесты, которые «давят»: сжатые челю­сти и сцепленные руки; говорит сквозь зубы; сравнивает одного ученика с другим и т. д.

Среди насильственных форм организации образовательной ситуации выделяют также:

ü подавление педагогом инициативы учеников;

ü наказание за неправильный ответ;

ü некорректные замечания педагога по поводу внешнего вида де­тей, их манеры разговаривать и т.д.;

ü прерывание речи учащихся;

ü насильственное требование к учащимся давать ответы на постав­ленные педагогом вопросы;

ü привилегированное отношение к заискивающим учащимся;

ü оскорбление унизительными, а иногда даже нецензурными словами.

Следует помнить, что правильные взаимоотношения меж­ду детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарова­ние и склонен к различным проступкам. «Правильные отношения» – это те, в которых взрослый сосредоточивается на пози­тивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки, помогает ребенку поверить в себя и свои способности, помогает ребенку избежать ошибок, поддерживает ребенка при неуда­чах. Вместо того чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведе­ние ребенка, педагог должен сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что тот делает. Поэтому важным направлением деятельности по профилактике насилия в школе явля­ется работа СППС с педагогами школ по обучению ненасильственным спосо­бам коммуникации, по развитию у них доброго отношения к ребенку.

Однако помимо сферы «учитель – ученик» не менее тревожной в плане насилия выглядит сфера «ученик – ученик». Как показывает анализ практики, большинство актов насилия на этом уровне совершается под­ростками в возрасте 12–16 лет. К наибо­лее распространённым способам проявле­ния жестокости относятся вымогательство денег и вещей, а также унижение и из­девательство в виде оскорблений, непри­стойных шуток, реплик и др. Даже такая мягкая форма, как насмешка, может стать причиной устойчивых психических и физических расстройств.

Для выяснения, насколько часто уча­щимся приходится сталкиваться с насилием в школьной жизни, каково их отношение к этой проблеме и влияет ли оно на уровень агрессивности детей, минскими специалистами было проведено анкетирование среди учащихся шестых классов в одной из школ г. Мин­ска. В анонимном опросе участвовали 45 человек в возрасте 11–12 лет. Бы­ло отмечено, что лишь 12,5 % опрошен­ных не сталкивались с актами жестокого обращения со стороны сверстников. На во­прос: «Приходилось ли тебе терпеть униже­ния, оскорбления, издевательства со сторо­ны сверстников?» 40 % респондентов от­ветили «да», 47,5 % – «иногда», причём лишь 27,5 % школьников считают это на­силием, остальные же 72,5 % воспринима­ют подобные явления как обычную школь­ную жизнь.

Проанализировав результаты анкети­рования, был сделан вывод, что система взаимоотношений субъектов воспитания не­посредственным образом влияет на уровень агрессивности детей и подростков и часто­ту проявления актов жестокого обращения и насилия. Так, у детей, подвергшихся на­силию в школе, как со стороны педагогов, так и со стороны сверстников или являв­шихся его свидетелями, уровень агрессив­ности был значительно выше, чем у детей, не ставших жертвами жестокого обращения.

Таким образом, до тех пор, пока дра­ки школьников на переменах будут рассматри­ваться как нормальное явление, а учитель будет позволять себе «в воспитательных целях» оскорблять и унижать нерадивого учени­ка, школе не избавиться от насилия. Из­бежать его можно лишь тогда, когда будет осуществляться активная деятельностьпопредотвращению и профилактике насилия над детьми, начиная от об­щения в семейном кругу и заканчивая работой с учениками, родителями и педаго­гами, что позволит обеспечить психологическую безопасность образовательной среды.

Протестировать специалистам степень психологической безопасности среды в учреждении образования можно с помощью анкеты, варианты которой разработаны как для учащихся, так и для педагогов и родителей школьников (см. приложение В). Специалистам СППС необходимо готовить учителей на педсоветах к правильной реакции в работе с детьми, пережившим насилие. Рекомендации педагога по работе с этой категорией детей помещены в приложение Г.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)