|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Искусство ФландрииВ годы нидерландской буржуазной революции конца XVI в. фламандскому народу, несмотря на героические усилия, не удалось освободиться от владычества монархической Испании. Но духовный подъем людей, вызванный освободительной борьбой, определил высокий расцвет фламандской культуры XVII в. Ведущую роль в искусстве Фландрии получила в то время живопись. Ее представители – Рубенс, его ученики и сподвижники – ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, а также Брауэр и Тенирс – получили мировую известность. Всех фламандских художников объединяло стремление запечатлеть реальную жизнь в самых различных ее проявлениях, жизнь, полную движения, непрестанного развития и борьбы человеческих интересов. Связанные в своем творчестве с заказами католической церкви и знатных дворян, фламандские живописцы часто рисовали картины на религиозные и мифологические сюжеты, наполняя их дыханием жизни. Они писали также многочисленные портреты и сцены народных празднеств, пейзажи и натюрморты. Причем все их полотна объединяет стремление к героическим образам, к большим, сложным по композиции картинам, сочной и звучной красочности. Фламандская живопись XVII в. – подлинный гимн силе и мужеству человека. В творчестве Питера Пауля Рубенса (1577–1640) все эти особенности искусства Фландрии проявились наиболее отчетливо и ярко. Рубенс жил в эпоху, когда широкое развитие в искусстве Европы получил стиль барокко. Он был величайшим живописцем этого стиля и одним из его создателей. Творчество Рубенса – это утверждение ценности земного бытия и прославление могучих сил природы. Рубенс был одним из самых образованных людей своей эпохи. Он глубоко знал и любил античную литературу и искусство, свободно владел несколькими современными и древними языками. Долгое время был послом Фландрии. Наиболее увлеченно работал Рубенс над большими, монументальными произведениями со сложными композициями. Примером тому «Водружение креста» (1611) для алтаря собора в Антверпене. Так же он писал величественные пейзажи: горные дали, вздымающиеся скалы, бурные потоки и стремительно несущиеся облака. «Возчики камней» (1620) и другие. Много у Рубенса и исторических произведений. Его знаменитая серия полотен «Жизнь французской королевы Марии Медичи» (1622–1625) представляет собой грандиозный декоративный ансамбль, состоящий из 21 картины. На всем протяжении своего творчества Рубенс работал и как портретист, хотя эта область искусства никогда не являлась для него основной: «Портрет камеристки инфанты Изабеллы, правительницы Нидерландов» (1625), «Портрет Елены Фоурмен с детьми» (1636). В сотнях рубенсовских картин встает перед нами яркий, красочный мир. В своей живописной технике Рубенс применял лессировку, т. е. писал тонкими слоями полупрозрачных, жидко разведенных красок, просвечивающих одна из-под другой. Этим художник достигал удивительного богатства оттенков, одновременно объединяя их общим золотистым колоритом. На произведениях великого мастера учились и продолжают учиться многие поколения художников. Особенно велико было его влияние на современных ему фламандских живописцев. Рядом с Рубенсом в искусстве Фландрии XVII в. стоит имя Антониса ван Дейка (1599–1641). Одно время он был помощником Рубенса, но, будучи художником не столь бурного темперамента, он вносил в свои религиозные и мифологические композиции черты сдержанности и спокойствия – «Триумф Селены», «Самсон и Данила» (начало 17 в.) и другие. Замечательны и автопортреты ван Дейка, написанные в разные годы. Портреты ван Дейка отличаются удивительной правдивостью в передаче образа человека. Художник как бы приближает позирующего к зрителю, создавая впечатление полной жизненной достоверности. Официальные парадные портреты, написанные ван Дейком по заказам вельмож, до сих пор поражают силой и яркостью характеров изображенных на них людей, их одухотворенностью и особой интеллектуальностью. «Портрет Кардинала Бентивольо» (1623 г.), «Портрет короля Карла I Стюарта» (1635 г.), «Портрет рыцаря с красной повязкой» (начало 17 в.). В Бельгии в городе Антверпене в дань памяти великому художнику установлен памятник. Близким другом и помощником Рубенса был Франс Снейдерс (1579–1657) – крупнейший мастер фламандского натюрморта и анималистической живописи. Его картины, зачастую большого формата, прославляют богатство и многообразие природы, окружающей человека. Его полотна отличаются декоративностью и сочной красочностью. Монументальные, декоративно-красочные натюрморты и анималистические картины (серия «Лавки»), проникнутые ощущением изобилия и богатства природы – «Охота на оленя» (начало 17 в.). После смерти Рубенса и ван Дейка главой фламандской школы стал Якоб Йорданс (1593–1678). Он писал картины на самые разнообразные темы, но наибольшей известностью пользуются его картины бытового жанра – «Якоб Йорданс и семейство его тестя» (1616). В ранний период творчества героями Йорданса часто выступали крестьяне. Он изображал их даже в своих картинах на библейские и мифологические темы – «Сатир у крестьянина» (1620), «Аллегория изобилия Земли» (1622). В поздний период творчества Йорданс особенно любил рисовать веселые пирушки богатых горожан: «Бобовый король» (1638) и более поздняя работа с тем же сюжетом «Король пьет» (1656). Правдивость форм изображаемых им предметов и насыщенность колорита его картин с необыкновенной достоверностью передают материальный мир. Другой замечательный фламандский живописец – Адриан Брауэр (1605/1606–1638). Он создавал напряженные по колориту, порой драматически гротескные сцены из жизни крестьян и городских низов. Художник зорко подмечал характерные позы и движения людей, мимику лиц, разнообразие человеческих эмоций и поведения. Его живопись убеждала зрителя, что мир обыденной жизни простых людей с ее драматизмом и ярким своеобразием достоен искусства: «Ссора за игрой в карты», «Музицирующие крестьяне», «Лунный свет» (17 в.). Разнообразное по тематике и значительное по мастерству искусство Брауэра завершило блестящий расцвет фламандской живописи XVII века. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |