АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Под властью слова

Читайте также:
  1. II. Прочтите слова и определите части речи( глаголы, существительные,
  2. IV . Выписать из текста слова – названия основных частей оборудования , описаного в этом тексте.
  3. IX. Словарь топонимов
  4. VIII. Словарь терминов и персоналий
  5. XXX. Об оскорблении словами
  6. ZSNU (ЗП.Словарь выплат и удержаний)
  7. Анкета по словам
  8. Б) ОБРАЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА
  9. Бизнес фразы на английском- полезные слова и выражения на бизнес тематику
  10. Билет №13. Объединение Руси под властью Москвы 1289-1533 гг. Характеристика внутренней и внешней политики.
  11. Биологический смысл основных религиозных понятий. Краткий словарь
  12. Биологический смысл основных религиозных понятий. Краткий словарь.

Все чаще в наше время гипноз и внушение, с одной стороны, ругают и недо­люб­ли­вают, с другой — стре­мятся вос­поль­зо­ваться воз­мож­нос­тями этих методов. И то, и другое — резуль­тат неве­жес­тва. Люди, пори­ца­ю­щие пси­хо­ло­ги­чес­кое внушение, тем не менее, пол­нос­тью нахо­дятся в гипнозе соци­аль­ном. Они загип­но­ти­зи­ро­ваны мыслью, что должны выпол­нять рас­по­ря­же­ния властей (нередко совер­шенно дурацкие и анти­че­ло­веч­ные, как, например, в фашис­т­с­кой Гер­ма­нии), что должны соб­лю­дать законы (тоже не всегда разум­ные), что кто-то имеет право решать, что им делать и как жить. Д. Криш­на­мурти говорит: “ Первой причиной бес­по­рядка в нас самих является поиск реаль­ности, обе­щан­ной кем-то другим. Мы меха­ни­чески следуем за кем-то, кто гаран­ти­рует нам удобную духовную жизнь. Самое неве­ро­ят­ное — это то, что, хотя боль­шин­с­тво из нас про­ти­вится поли­ти­чес­кой тирании и дик­та­туре, мы внут­ренне при­ни­маем авто­ри­тет и тиранию, позволяя кому-то калечить наши умы и наш жиз­нен­ный путь ”. Соб­с­т­венно говоря, един­с­т­вен­ная нас­то­я­щая и абсо­лют­ная тирания — это тирания слов. Во власти этой тирании нахо­дятся и сами тираны, и их жертвы. Ибо слово диктует нам реаль­ность, в которой мы должны жить, и форму сознания, которой мы должны поль­зо­вать­ся: “ На про­тя­же­нии столетий мы нуж­да­лись в пос­то­ян­ной опеке наших учителей, нашего авто­ри­тета, наших книг, наших святых. Мы говорим: “Рас­с­ка­жите мне о том, что лежит за этими холмами и горами, за этой землей”. И мы удов­лет­во­ря­емся полу­чен­ными опи­са­ни­ями. Это означает, что мы живем со слов, наша жизнь повер­х­нос­тна и пуста, мы люди “со вторых рук ”.

Мало того, люди стре­мятся узнавать с чужих слов не только окру­жа­ю­щий мир, но и самих себя. Как часто нам при про­ве­де­нии записи на курсы парап­си­хо­ло­гии при­хо­дится стал­ки­ваться с воп­ро­са­ми: “А как вы про­во­дите отбор?”, “А можете ли вы опре­де­лить мои спо­соб­нос­ти?”, “А кто мне может сказать, по какой системе мне следует зани­мать­ся”. Люди привыкли с детства и абсо­лютно убеждены, что их должны отбирать (словно они бараны в стаде), что они должны стоять в очередях, чтобы опре­де­ляли их спо­соб­ности, чтобы сказали, как им следует жить!

Вол­шеб­ная сила слова! Что она только не делает с людьми! Абсо­лют­ная под­соз­на­тель­ная вера в силу слова, зак­ла­ды­ва­е­мая в детском возрасте, порой пол­нос­тью лишает человека своих соб­с­т­вен­ных сил. Он не способен к самос­то­я­тель­ной жизни. Со всеми своими проб­ле­мами он идет к другим людям, к авто­ри­те­там, которые, по его мнению, могут помочь. Особенно это связано с болез­нями. С болез­нями души и тела. Великий индий­с­кий мыс­ли­тель Виве­ка­нанда так хорошо сказал об этом, что мы позволим себе привести длинную цитату из его про­из­ве­де­ния: “ Управ­ле­ние центрами, уста­нав­ли­ва­е­мое на время в гип­но­ти­чес­ком пациенте или пациенте лечения верою, зас­лу­жи­вает в высшей степени пори­ца­ния, потому что оно ведет его к окон­ча­тель­ной гибели. Это не дей­с­т­ви­тель­ное управ­ле­ние моз­го­выми центрами силою соб­с­т­вен­ной воли, но как бы оше­лом­ле­ние сознания пациента на данное время вне­зап­ными ударами, которые наносит ему воля другого. Это обуз­да­ние бешеного бега горячих коней не пос­ред­с­т­вом вожжей и мус­куль­ной силы, но скорее пос­ред­с­т­вом просьбы другому — нанести им тяжелые удары по головам, чтобы оше­ло­мить их и сделать на время покор­ными. При каждом из этих про­цес­сов человек, под­вер­га­ю­щийся им, теряет часть своей умс­т­вен­ной энергии, а его сознание, вместо того, чтобы при­об­рести спо­соб­ность управ­лять, ста­но­вится бес­фор­мен­ной бес­силь­ной массой; един­с­т­вен­ный конец такого пациента — дом ума­ли­шен­ных.

Всякая попытка управ­лять неп­ро­из­вольно, не пос­ред­с­т­вом соб­с­т­вен­ного сознания, не только гибельна, но и неце­ле­со­об­разна. Цель каждой души — свобода, гос­под­с­т­во; свобода от рабства материи и сознания, гос­под­с­тво над внешней и внут­рен­ней материей. Вместо того, чтобы вести к этому, каждый волевой ток со стороны другого лица, в какой бы форме он ни влиял на меня, в виде ли прямого управ­ле­ния моими органами, или как побуж­де­ние меня управ­лять ими в болез­нен­ном сос­то­я­нии, только при­бав­ляет лишнее звено к уже сущес­т­ву­ю­щей тяжелой цепи зави­си­мости от прежних мыслей, прежнего суеверия. Поэтому осте­ре­гай­тесь поз­во­лять другим управ­лять вами; осте­ре­гай­тесь, как бы вы сами по незнанию не принесли другим гибели. Правда, неко­то­рым удается при­но­сить на время пользу многим, давая новое нап­рав­ле­ние их склон­нос­тям; но в то же время они мил­ли­о­нам при­но­сили гибель, бес­соз­на­тельно рас­се­и­вая кругом гип­но­ти­чес­кие внушения и воз­буж­дая в мужчинах и женщинах те болез­нен­ные пас­сив­ные гип­но­ти­чес­кие условия, которые делают их, наконец, почти лишен­ными воли. Всякий, кто пред­ла­гает кому-нибудь слепо верить, или кто увлекает за собою чело­ве­чес­тво, подчиняя его своей могу­щес­т­вен­ной воле, приносит вред чело­ве­чес­тву, хотя, может быть, и нена­ме­ренно.

Поэтому поль­зуй­тесь своим соб­с­т­вен­ным умом, управ­ляйте телом и соз­на­нием сами, помните, что если вы не больной субъект, никакая пос­то­рон­няя воля не может дей­с­т­во­вать на вас, и избе­гайте всякого, кто велит вам слепо верить, как бы велик и добр он ни был. По всему свету сущес­т­во­вали пляшущие, пры­га­ю­щие и воющие секты, которые бла­го­даря своим пению, пляскам и про­по­ве­дям рас­п­рос­т­ра­ня­лись, подобно заразе; они также подходят под эту рубрику. Они ока­зы­вают временно заме­ча­тель­ное влияние на впе­чат­ли­тель­ных людей, но, увы, часто приводят к вырож­де­нию впос­лед­с­т­вии целых рас. Да, здоровее для инди­ви­ду­ума или расы остаться злым, чем сде­латься по видимому добрыми пос­ред­с­т­вом такого болез­нен­ного внешнего влияния. Сердце замирает, когда поду­ма­ешь о массе зла, при­чи­нен­ного чело­ве­чес­тву такими неот­вет­с­т­вен­ными, хотя бы и бла­го­на­ме­рен­ными рели­ги­оз­ными фана­ти­ками. Они не понимают, что сознания, дос­ти­га­ю­щие по-видимому под их вну­ше­ни­ями, соп­ро­вож­да­е­мыми музыкой и молит­вами, вне­зап­ного духов­ного подъема, ста­но­вятся болез­нен­ными и бес­силь­ными, отк­ры­тыми всяким чужим вну­ше­ниям, как бы пагубны они ни были ”.

Таким образом, слово фор­ми­рует сознание человека, его личность, его место в обществе, опре­де­ляет его пове­де­ние. Все это про­ис­хо­дит путем вклю­че­ния психики с помощью слова в мен­таль­ные процессы.

Овла­де­ние в детском возрасте речью и вклю­че­ние в мир мен­таль­ных значений зависит от многих факторов. Но в первую очередь речь ребенка и фор­ми­ро­ва­ние его мышления зависят от мышления роди­те­лей, соци­аль­ной среды. Другой стороной мен­та­ли­тета соци­аль­ной среды является соот­вет­с­т­ву­ю­щая система цен­нос­т­ных ори­ен­та­ции, система утвер­див­шихся в данном обществе пот­реб­нос­тей, желаний.

Здесь мы должны обратить внимание на зна­ме­на­тель­ный факт, который пока не попал в поле зрения евро­пей­с­кой науки. Евро­пей­с­кая наука не хочет пускать его в свое поле зрения, хотя на пери­фе­рии научных исс­ле­до­ва­ний он воз­ни­кает вновь и вновь. Этот факт про­ти­во­ре­чит многим основам евро­пей­с­кой науки, в час­т­ности — всем сов­ре­мен­ным теориям инфор­ма­ции. Он может быть сфор­му­ли­ро­ван так: инфор­ма­ция — это уни­вер­саль­ная форма про­яв­ле­ния желаний или ана­ло­гич­ных желаниям тен­ден­ций. Можно сказать, что вибрации желаний — это атомы, из которых состоят мысли, а также любые единицы инфор­ма­ции. Без сильных желаний не может быть глубоких мыслей. Сос­то­я­ния вдох­но­ве­ния, во время которых у людей воз­ни­кают лучшие мысли, всегда связаны с сильным и воз­вы­шен­ными жела­ни­ями и соп­ро­вож­да­ются бурными эмо­ци­о­наль­ными пере­жи­ва­ни­ями. Это было известно и широко исполь­зо­ва­лось древними муд­ре­цами.

В древ­ности к словам отно­си­лись более осоз­нанно. Вероятно, среди людей были существа, спо­соб­ные самос­то­я­тельно соз­да­вать нас­то­я­щие пер­вич­ные слова. Была известна связь опре­де­лен­ных звуков, звуковых вибраций с ритмами чело­ве­чес­кого орга­низма и психики. Соз­да­ва­лись слова, которые вызывали резонанс желаний опре­де­лен­ных типов и нап­рав­ляли энергию этих желаний на заданные объекты. При этом акту­а­ли­зи­ро­ва­лись глубокие связи неиз­вес­т­ных сейчас гене­ти­чес­ких программ человека с энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ными про­цес­сами природы. В нас­то­я­щее время, когда чело­ве­чес­тво нахо­дится на нижнем уровне своей дег­ра­да­ции, в рамках евро­пей­с­кой циви­ли­за­ции эти знания пол­нос­тью утеряны.

Сейчас отсут­с­т­вует всякий контроль за раз­ви­тием пот­реб­нос­тей. Но даже спон­танно раз­ви­ва­ю­щи­мися пот­реб­нос­тями люди поль­зо­ваться не умеют. Системы цен­нос­т­ных ори­ен­та­ции в раз­лич­ных регионах и сферах циви­ли­за­ции воз­ни­кают и изме­ня­ются стихийно, что, естес­т­венно, проходит мимо сознания отдель­ных людей. Разрывы и несо­от­вет­с­т­вия между отдель­ными сис­те­мами цен­нос­т­ных ори­ен­та­ции запол­ня­ются иллю­зи­ями и пред­рас­суд­ками. К числу основных соци­ально-пси­хо­ло­ги­чес­ких иллюзий может быть отнесена иллюзия каждого человека о при­над­леж­ности к неко­то­рой абсо­лют­ной группе людей, обла­да­ю­щей едиными абсо­лют­ными прин­ци­пами разум­ности. Каждый человек пред­с­тав­ляет эту группу по-своему, но боль­шин­с­тво людей исполь­зуют одни и те же слова для обоз­на­че­ния этой группы-фикс: народ, общество, чело­ве­чес­тво, циви­ли­за­ция. Человек, например, обоз­на­чая свою группу-фикс словом “об­щес­т­во”, слышит это же слово из уст многих других людей и, бла­го­даря этому, убеж­да­ется в реаль­ности общества. Однако, хотя все исполь­зуют одно и то же слово, у каждого речь идет о совер­шенно раз­лич­ных вещах. Вместе с тем, отка­заться от этой иллюзии обычному человеку очень сложно, так как она лежит в основе фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния сознания евро­пей­с­кого типа.

Реаль­ность боль­шин­с­тва слов слишком иллю­зорна для того, чтобы хоть как-нибудь изменить жизнь людей. Именно поэтому люди не могут решить ни одного сколько-нибудь серь­ез­ного про­ти­во­ре­чия путем сло­вес­ного обсуж­де­ния. Един­с­т­вен­ным резуль­та­том таких пустых сло­воп­ре­ний является сброс отри­ца­тель­ной энергии. Лучше не иметь никакой энергии, чем иметь отри­ца­тель­ную энергию, энергию раз­ру­ше­ния. Дело в том, что отри­ца­тель­ная энергия дей­с­т­вует, невзирая на лица, и оди­на­ково вредна как для своего носителя, так и для всех окру­жа­ю­щих. Поэтому пси­хо­логи уже давно отметили тот факт, что циви­ли­зо­ван­ные нации являются более миро­лю­би­выми, но зато менее энер­гич­ными, чем отсталые народ­ности.

Наиболее рас­п­рос­т­ра­нен­ным стимулом выхода из иллюзий пустых слов в нашей жизни является непос­ред­с­т­вен­ная физи­чес­кая опас­ность. Многие люди жалуются на нехватку времени, деп­рес­сию, недос­та­ток энергии. Однако, если за ними бросится злая собака или вспыхнет пожар — откуда только силы берутся!

В евро­пей­с­кой циви­ли­за­ции не сущес­т­вует практики широкого и сис­те­ма­ти­чес­кого исполь­зо­ва­ния других стимулов акси­о­ло­ги­чес­кого рас­к­ре­по­ще­ния, кроме непос­ред­с­т­вен­ной физи­чес­кой опас­ности. Поэтому с позиций древних учений, сов­ре­мен­ная евро­пей­с­кая циви­ли­за­ция (если это вообще можно назвать циви­ли­за­ци­ей) является вар­вар­с­кой. Сос­то­я­ния вдох­но­ве­ния пред­с­тав­ля­ются евро­пей­с­кому сознанию непос­ти­жи­мым божьим даром. Ни в одной груп­по­вой системе цен­нос­т­ных ори­ен­та­ции, начиная с цен­нос­тей раз­лич­ных арис­ток­ра­ти­чес­ких слоев, богемы, научной элиты и закан­чи­вая про­фес­си­о­наль­ными группами и народ­нос­тями, контроль над мыш­ле­нием и даже контроль над зна­че­ни­ями исполь­зу­е­мых слов не являются общеп­ри­ня­тыми цен­нос­тями. Наоборот, широко рас­п­рос­т­ра­нены ложь и дема­го­гия, которые пред­с­тав­ляют собой целе­нап­рав­лен­ное создание иллю­зор­ных значений слов. Это можно сравнить с безу­дер­ж­ным печа­та­нием денег в условиях инфляции. Люди ста­ра­ются стереть даже те жалкие остатки смысла, те едва уловимые силы, которые еще остались в наших словах. С нрав­с­т­вен­ной точки зрения — это прес­туп­ле­ние перед разумом. С точки зрения пси­хо­э­нер­ге­тики — это раз­ру­ше­ние своего соб­с­т­вен­ного мен­таль­ного поля, так как известно, что люди, активно дезин­фор­ми­ру­ю­щие окру­жа­ю­щих, рано или поздно сами начинают верить в соб­с­т­вен­ную ложь. Даже нез­на­чи­тель­ные усилия (осо­бенно соз­на­тель­ные) на отрыв слов от их глубоких смыс­ло­об­ра­зу­ю­щих значений ведут к зна­чи­тель­ной дег­ра­да­ции мышления человека. И наоборот, прав­ди­вость, отк­ры­тость, иск­рен­ность отк­ры­вают путь к мен­таль­ной энергии. Пока­за­те­лен тот факт, что ребенок, овла­де­ва­ю­щий речью, пос­ти­га­ю­щий мен­таль­ное прос­т­ран­с­тво слов, ока­зы­ва­ется не в сос­то­я­нии лгать. Его сознание не может вместить в себя сам факт воз­мож­ности лжи. В про­тив­ном случае овла­де­ние речью ста­но­вится невоз­мож­ным. Жизнь слов пред­с­тав­ляет собой движение в сфере их значений. Ложь отрезает ребенка от реальной жизни слов. Слова ста­но­вятся мертвыми и пустыми, лишен­ными смысла. Такие слова не могут вызвать интерес ребенка. Дверь в мир мышления зак­ры­ва­ется. Поэтому неис­к­рен­ность окру­жа­ю­щих ребенка взрослых создает такую мен­таль­ную атмос­феру, которая в лучшем случае вызывает у ребенка рас­те­рян­ность и нер­воз­ность, а в худшем — затор­ма­жи­ва­ние умс­т­вен­ного развития.

Ана­ло­гич­ные выводы можно сделать и по отно­ше­нию ко взрослым. Итак, есть два пути: раз­вер­ты­ва­ние смысла слов или дефор­ма­ция, и раз­ру­ше­ние этого смысла. Тот факт, что малень­кие дети не умеют лгать, был глубоко осмыслен в древ­ности. “Устами младенца глаголет истина” — гласит народная мудрость. Во многих древних религиях счи­та­лось, что только молитвы ребенка могут бес­п­ре­пят­с­т­венно дос­ти­гать Господа.

Дей­с­т­ви­тельно, в нашей жизни есть только две группы людей, слова которых не вызывают сом­не­ний: малень­кие дети и святые. Однако вст­ре­титься с нас­то­я­щим святым трудно, и еще труднее рас­поз­нать его. А дети всегда рядом. Но что мы делаем с их крис­таль­ной чес­т­нос­тью, с пер­воз­дан­ной чистотой детского мыш­ле­ния? Папа при­ез­жает из коман­ди­ровки и спра­ши­вает у трех­лет­него сына: “Ну-ка, скажи, сынок, кто приходил к маме, пока меня не было?” Грязный ум взрослых пог­ру­жает ничего не подоз­ре­ва­ю­щее детское сознание в трясину лжи.

Пра­виль­ный путь развития психики зак­лю­ча­ется в том, чтобы, обучая ребенка речи и вводя его в осмыс­лен­ное вос­п­ри­я­тие мира, в то же время сох­ра­нять и раз­ви­вать доре­че­вое миро­вос­п­ри­я­тие.

Если бы развитие психики шло пра­вильно, то рас­к­ры­тие мен­таль­ного прос­т­ран­с­тва слов не прек­ра­ща­лось бы на каком-то этапе (в боль­шин­с­тве случаев еще в дош­коль­ном воз­рас­те), а про­дол­жа­лось бы и раз­ви­ва­лось. Каждое слово пред­с­тав­ляет собой особое мироз­да­ние со своим соб­с­т­вен­ным бытием и соб­с­т­вен­ными законами. Так же, как в капле воды про­яв­ля­ется весь океан, так и в законах каждого слова про­яв­ля­ется все мен­таль­ное прос­т­ран­с­тво все­лен­ной.

Для овла­де­ния речью ребенку нужно соот­нести природу слова с раз­лич­ными формами реаль­ности. Постигая это соот­но­ше­ние, ребенок получает воз­мож­ность управ­лять природой слова. Он легко создает новые слова, новые син­так­си­чес­кие струк­туры и даже свои соб­с­т­вен­ные языковые системы. Словно бес­чис­лен­ными наборами ключей, он отк­ры­вает раз­лич­ными словами все новые и новые прос­т­ран­с­тва раз­лич­ных реаль­нос­тей. Когда кто-нибудь из взрослых обретает спо­соб­ность вспом­нить свое миро­вос­п­ри­я­тие в двух-трех­лет­нем возрасте, он пора­жа­ется ска­зоч­ному вол­шеб­с­тву того времени.

Однако взрослые, сами не будучи в сос­то­я­нии при­ду­мать ни одного нового пол­но­цен­ного слова, а тем более языковой струк­туры, отсекают все, на их взгляд, “лишнее” и “неп­ра­виль­ное” в речи ребенка. При этом спо­соб­ность ребенка управ­лять природой слова подав­ля­ется и пос­те­пенно утра­чи­ва­ется.

Поэтому та речь, которой нас обучают с детства, является не столько отра­же­нием сферы мышления, сколько отра­же­нием бес­с­мыс­лен­ных уст­рем­ле­ний и пред­рас­суд­ков, фор­ми­ру­ю­щих нашу соци­аль­ную среду. Дефор­ми­ро­ван­ное сознание в больной соци­аль­ной среде не в сос­то­я­нии усва­и­вать речь в ее под­лин­ном чистом виде и вос­п­ри­ни­мать мен­таль­ную энергию пер­вич­ных слов.

Речь для боль­шин­с­тва людей — это не способ передачи инфор­ма­ции, смысла или духовной энергии. Скорее, это способ эмо­ци­о­наль­ной разрядки неболь­ших потен­ци­а­лов отри­ца­тель­ной энергии, которыми еще может опе­ри­ро­вать наша слабая и больная психика. Поэтому люди больше любят сами говорить, чем слушать других. Лишь изредка мы вст­ре­чаем в своей жизни дос­та­точно умных и оду­хот­во­рен­ных людей, слова которых вызывают у нас интерес, про­буж­дают новые силы и дос­тав­ляют удо­вольс­т­вие.

Когда сознание человека нас­т­ро­ено пра­вильно, и он чув­с­т­вует силу слова, речь его ста­но­вится яркой и выра­зи­тель­ной. Его слова вызывают такие сильные пред­с­тав­ле­ния, что окру­жа­ю­щие начинают по-иному вос­п­ри­ни­мать окру­жа­ю­щий мир. Сила мыслей, про­яв­ля­ю­щихся в его словах и выра­зи­тель­ных дви­же­ниях, как бы создает новую реаль­ность. Его вну­ша­ю­щие воз­дей­с­т­вия могут охва­ты­вать тысячи и тысячи людей. В древ­ности такие люди счи­та­лись великими про­ро­ками, святыми. Возможно, такими были Будда, Христос, Мухаммед и другие осно­во­по­лож­ники учений и религии. В древ­ности, да и в наши дни, счи­та­лось, что такой талант является неп­ред­с­ка­зу­е­мым и неуп­рав­ля­е­мым даро­ва­нием, слу­чай­ным подарком Природы и Бога.

Однако в древних эзо­те­ри­чес­ких учениях изла­га­лись кон­к­рет­ные правила и способы, с помощью которых каждый человек может неог­ра­ни­ченно раз­ви­вать силу своих слов. Одним из таких правил, как уже гово­ри­лось выше, является прав­ди­вость речи. Виве­ка­нанда в своих ком­мен­та­риях к “Йога-сутре” Патан­д­жали писал: “ Когда сила правды утвер­дится в вас, вы даже во сне никогда не проявите неправды ни в мысли, ни в слове, ни на деле; все, что бы вы ни сказали, будет правда. Вы можете сказать чело­ве­ку: “будь бла­гос­ло­ве­н!”, и он будет бла­гос­ло­вен. Если кто-нибудь болен, и вы скажете ему: “из­ле­чись!”, он выз­до­ро­веет немедленно ”.

Здесь следует сделать важное заме­ча­ние. В нашей заму­со­рен­ной речи выра­же­ние “го­во­рить правду” сильно испор­чено. Говорить правду — это прежде всего открыто выражать свои мысли, ничем не обус­лов­ли­вая это выра­же­ние. Просто говорить то, что думаешь.

Вместо этого отдель­ные люди нередко объяв­ляют свое видение мира или свои идеи “под­лин­ной правдой” или “объек­тив­ной истиной” и ста­ра­ются навязать эти пред­с­тав­ле­ния окру­жа­ю­щим. Причиной такой позиции является огра­ни­чен­ность и зацик­лен­ность мышления при большом энер­ге­ти­чес­ком потен­ци­але нервной системы. В наиболее яркой форме это про­яв­ля­ется у пара­но­и­ков, Речь таких людей обус­лов­лена эго­ис­ти­чес­кими уст­рем­ле­ни­ями и не может быть сво­бод­ной и открытой. При этом в словах про­яв­ля­ются не столько мысли, сколько стрем­ле­ния и эмоции человека. Мысли, не свя­зан­ные с доми­ни­ру­ю­щими стрем­ле­ни­ями, вытес­ня­ются из сознания. Слова и фразы ста­но­вятся одно­об­раз­ными и пов­то­ря­ю­щи­мися. Говорить о каком бы то ни было соот­вет­с­т­вии слов и мыслей (то есть о прав­ди­вос­ти) здесь и не при­хо­дится, так как нет ни мыслей, ни слов. Про­из­но­си­мые при этом звуки являются словами лишь по своей внешней форме. По своей природе они не намного отли­ча­ются от “слов”, изда­ва­е­мых, например, попу­га­ями.

Когда человек говорит правдиво, искренне, он ста­но­вится более счас­т­ли­вым, спо­кой­ным и сильным. Здесь нет необ­хо­ди­мости на кого-то воз­дей­с­т­во­вать. Это про­ис­хо­дит даже в том случае, если человек говорит правду сам себе.

Мало кто из людей может не то чтобы сразу стать абсо­лютно честным, но хотя бы пред­с­та­вить жизнь абсо­лютно честного человека. Для этого надо быть гораздо более сво­бод­ным и доб­ро­же­ла­тель­ным, чем это пре­дус­мот­рено извес­т­ными нам нормами пове­де­ния в обществе. Мы не будем здесь говорить о жиз­нен­ных катак­лиз­мах, пере­во­ра­чи­ва­ю­щих всю жизнь человека и вызы­ва­ю­щих глубокие изме­не­ния в личности. Не будем говорить о вне­зап­ных оза­ре­ниях и нео­жи­дан­ных отк­ры­тиях. Это — дело случая. Мы рас­с­мот­рим методы пос­ле­до­ва­тель­ного развития пра­виль­ной речи, овла­де­ния природой слов и рас­к­ры­тия сил мышления. Эти методы доступны почти всем людям, однако, чтобы сделать первые шаги, необ­хо­дима под­дер­жка опытного инс­т­рук­тора.

Для развития пси­хо­э­нер­ге­тики речи необ­хо­дима работа в трех нап­рав­ле­ни­ях: упраж­не­ния, спе­ци­аль­ные практики и освоение новых форм речевого пове­де­ния. Имеется в виду освоение таких форм речевого пове­де­ния, которые поз­во­ляют включить сознание в новые энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ные потоки и тран­с­фор­ми­ро­вать опре­де­лен­ные сферы реаль­ности. В качестве пред­ва­ри­тель­ных побочных резуль­та­тов могут поя­виться свер­х­нор­маль­ные спо­соб­ности управ­ле­ния орга­низ­мом, окру­жа­ю­щей средой и соци­аль­ными ситу­а­ци­ями.

Для освоения новых форм речевого пове­де­ния и, соот­вет­с­т­венно, новых мен­таль­ных прос­т­ран­ств необ­хо­дим опре­де­лен­ный пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кий потен­циал. Когда человек совер­шает какое-либо открытие — это но столько новый контакт с внешним миром, сколько внут­рен­нее качес­т­вен­ное изме­не­ние сознания. Только когда созданы внут­рен­ние условия для такого изме­не­ния, человек получает власть над соот­вет­с­т­ву­ю­щими словами и мыслями. Только тогда про­из­но­си­мые чело­ве­ком слова начинают изменять окру­жа­ю­щий мир.

Внут­рен­ние пред­по­сылки овла­де­ния пер­вич­ными словами, фор­ми­ру­ю­щими миро­вос­п­ри­я­тие, и способы пове­де­ния могут скла­ды­ваться отно­си­тельно спон­танно и неза­метно для самого человека. В таком случае нас­ту­пает момент, когда человек как бы внезапно при­об­ре­тает новые спо­соб­ности. Словно про­и­зошло некое проз­ре­ние или озарение. Речь человека вдруг ста­но­вится яркой, выра­зи­тель­ной и увле­ка­тель­ной. Его соци­аль­ный статус начинает стре­ми­тельно расти. Про­ис­хо­дят ради­каль­ные изме­не­ния в его жизни. Овла­де­ние силой слова отк­ры­вает ему новые гори­зонты.

Однако спон­тан­ное фор­ми­ро­ва­ние внут­рен­них пред­по­сы­лок для овла­де­ния силой слова является уни­каль­ным иск­лю­че­нием. Недаром многие из этих людей при­пи­сы­вают про­буж­де­ние этих спо­соб­нос­тей внезапно сошедшей на них “божьей бла­го­да­ти”. Вместе с тем народная мудрость учит нас: “На Бога надейся, а сам не плошай”.

Формы речевого пове­де­ния, речь человека прак­ти­чески связаны со всеми сто­ро­нами его жизни. Поэтому при­выч­ные фразы, при­выч­ные арти­ку­ля­ции и жес­ти­ку­ля­ции, при­выч­ные формы обра­ще­ния к окру­жа­ю­щим ста­но­вятся неп­ре­о­до­ли­мым тормозом в тех случаях, когда человек хочет изменить свою жизнь. Но если начать с освоения новых форм речевого пове­де­ния, то ста­но­вится воз­мож­ным очень многое. Человеку отк­ры­ва­ется переход к мен­таль­ному мышлению, и его слова начинают при­об­ре­тать маги­чес­кую силу!

Таким образом, главная задача развития речи — освоение новых, более совер­шен­ных форм речевого пове­де­ния и, в осо­бен­ности, речевой дея­тель­ности. Это освоение связано со зна­чи­тель­ными изме­не­ни­ями жиз­нен­ного уклада.

Изредка вст­ре­ча­ются люди, спон­танно (а иногда — и соз­на­тель­но) раз­вив­шие в себе пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кий потен­циал. В их сознании уже сфор­ми­ро­ваны условия для овла­де­ния силами слова. Это про­яв­ля­ется в огромной силе воли, неза­ви­си­мости харак­тера и наличии своего инди­ви­ду­аль­ного стиля мышления и нео­быч­ных идей. Именно для этих людей будут наиболее полезны слова аме­ри­кан­с­кого писателя и мыс­ли­теля прошлого века Ральфа Эмерсона:

Если мы не в силах одним взмахом воз­нес­тись в святая святых жизни и пови­но­ве­ния одним высшим законам духа, будем, по крайней мере, соп­ро­тив­ляться иску­ше­ниям. Иногда кажется, будто весь мир сго­во­рился терзать нас невы­но­си­мыми пус­тя­ками. Один скучает, другому нез­до­ро­вит­ся; праз­д­ность, дела, нужда, недо­у­ме­ние толкутся в нашу дверь и кричат: иди к нам! Но вы не ходите! Не рас­то­чайте напрасно своей души, оста­вай­тесь спокойно в своей горнице и не вме­ши­вай­тесь в эту бес­то­лочь самых приз­рач­ных неле­пос­тей. Но при этом по мере воз­мож­ности про­ли­вайте свет незыб­ле­мых законов истины на их смятение и беза­ла­бер­ность.

Покон­чите с прит­вор­ными узами изъяв­ле­ния приязни и гос­теп­ри­им­с­т­ва; перес­таньте раз и навсегда жить для испол­не­ния ожиданий этих обман­чи­вых и обма­ну­тых людей, с которыми вы водитесь. Скажите им: “Господа, до сих пор я жил с вами, под­чи­ня­ясь всем условным при­ли­чиям, но отныне я при­над­лежу правде и буду сле­до­вать одним ее законам. Я приложу все старания, чтобы дос­та­вить про­пи­та­ние моей семье и род­с­т­вен­ни­кам и буду вер­ней­шим мужем для моей жены, но все эти отно­ше­ния я построю на начале новом, соот­вет­с­т­ву­ю­щем духу моей природы, а не примеру других. Ваша жизнь не по мне, я не могу далее ей под­чи­няться. Если вы в сос­то­я­нии любить меня таким, каков я есть, то это большое для меня счастье; если же нет, то верьте, что я все-таки буду достоин вашего уважения. Поймите, что мне должно, наконец, быть самим собою, перес­тать скрывать свои нак­лон­ности и мое отв­ра­ще­ние и стоять за святыню моих глу­бо­чай­ших убеж­де­ний. Я решил, и готов теперь перед лицом все­лен­ной при­во­дить в действие мысли, напол­ня­ю­щие душу мою вос­тор­гом, и идти к цели, ука­зы­ва­е­мой мне ими. Не будьте же нас­только жестоки, чтобы из-за этого лишать меня своей любви. Во всяком случае, я не оскорблю ни вас, ни себя лице­мер­ной подат­ли­вос­тью. Не по духу гордыни или себя­лю­бия решился я пос­ту­пать так, но по смирению и иск­рен­ности. Выгода моя, ваша, выгода всех людей — жить по правде, сколько бы времени прежде мы ни жили по лжи. Мои слова, может быть, кажутся вам теперь жесткими, но не сегодня, так завтра вы сами пос­ле­ду­ете вну­ше­ниям своей истинной природы, и, если мы имеем в виду истину, она приведет и вас, и меня к единой цели ”.

Эти слова Р. Эмерсона, как и слова других духовных нас­тав­ни­ков, обладают большим пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ким потен­ци­а­лом и могут вызывать у под­го­тов­лен­ных людей резонанс, дос­та­точ­ный для ради­каль­ной перес­т­ройки их жизни и форм речевого пове­де­ния. Автор этой книги, которую вы сейчас читаете, имел воз­мож­ность на соб­с­т­вен­ном опыте убе­диться в воз­мож­ности нео­жи­дан­ных и неве­ро­ят­ных изме­не­ний пове­де­ния и речи людей. В ходе про­во­ди­мых автором сов­мес­тно с его кол­ле­гами занятий по раз­лич­ным системам само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния и развития спо­соб­нос­тей наб­лю­да­лись случаи, когда люди зас­тен­чи­вые и кос­но­я­зыч­ные, до этого не умевшие связать и двух слов, вдруг обретали спо­соб­ность говорить свободно, искренне и увле­ченно. Про­ис­хо­дил прорыв духовных сил, дрем­лю­щих в каждом человеке. И того, кто раньше с трудом мог говорить даже по телефону, зача­ро­ванно слушали сотни людей, ловя каждое слово и каждое дыхание выс­ту­па­ю­щего.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)