|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава тринадцатая. Ментальные методы развития сферы общения личности
Ментальные методы развития сферы общения личности Для человека европейской цивилизации общение самое главное в жизни. Сознание европейца, оказавшегося в полной и длительной изоляции от общения с себе подобными, разрушается. Человек погибает как личность, а во многих случаях — и как живое существо. Общение — главное в жизни человека, а самое главное в сфере общения — это любовь. Спросите у любого человека, да и у самого себя: ты можешь кого-нибудь любить? — “Конечно, могу! А почему же нет?” — таков скорее всего будет ответ. Мы считаем, что способностью любить обладает каждый, что она как бы автоматически дана человеку от природы. Какое дремучее заблуждение! Но, как это ни странно, относительно общения есть еще более глубокие заблуждения. А именно — практически каждый человек считает, что он умеет разговаривать, что он умеет общаться с окружающими. Может быть, это и так, если то, что происходит вокруг нас, мы будем, вопреки здравому смыслу, называть общением. Мало того, люди воображают, что они могут сознательно пользоваться речью. Может быть, и так, если считать выражения типа “Вася! Ты меня уважаешь?" осмысленной речью. Однако далеко ли мы можем уйти с таким общением? И стоит ли удивляться тем проблемам, которые захлестывают нашу жизнь? Каково общение — такова и жизнь. Оказывается, что в двадцатом веке люди европейской цивилизации не умеют разговаривать. Для того, чтобы сделать это удивительное открытие, достаточно понаблюдать за речью окружающих и за своей собственной речью. Наблюдать и запоминать услышанное, чтобы осознать его логику. Но большинство людей во время общения не могут наблюдать. Они полностью поглощены процессом самовыражения. Они слишком эмоциональны. Они повышают голос, комкают фразы, размахивают руками, сами этого не осознавая и не замечая. И сами представления об общении, которые распространены среди людей, упрощены, туманны и основаны на нездоровых потребностях европейского общества. Первое, в чем следует разобраться,— для чего мы общаемся? Окружающие нас люди общаются, движимые прежде всего одиозной потребностью в самоутверждении, стремлением оказывать на окружающих влияние в соответствии со своими потребностями. Иначе говоря, общение в европейском обществе по своей природе является агрессивным. Лишь в очень редких случаях люди в ходе общения стремятся к познанию, к бескорыстному обмену информацией или используют общение для бескорыстной помощи другим. Это является исключением, которое только подтверждает правило. Потребность в самоутверждении при общении реализуется прежде всего эмоционально. Люди общаются посредством эмоций. И главная цель такого общения — эмоциональная разрядка за счет собеседника, т.е. психоэнергетическая агрессия. Поэтому никто не хочет слушать других, каждый хочет, чтобы слушали именно его. Люди разучились слушать друг друга. Даже знаменитая фраза “Ты меня уважаешь?” не требует ответа. Этот вопрос уже содержит в себе ответ. Достаточно лишь, чтобы кто-то был рядом, чтобы было к кому приставать. Если внимательно прислушаться к таким разговорам, то можно увидеть, что в подавляющем большинстве случаев в произносимых словах и фразах нет никакой логики. Смысл передается не только содержанием используемых слов, сколько их эмоциональной окраской. Поэтому для разговора могут использоваться любые слова, лишь бы они хотя бы приблизительно соответствовали ситуации. Впрочем, даже это не обязательно. В таком сумасшедшем доме, как европейская цивилизация, это незаметно. Не важно, что произносить, важно как. С таким же успехом слова могут быть заменены жестами или сигнальными движениями (что нередко и происходит). В ходе общения люди произносят слова не потому, что не могут без них обойтись, а просто по привычке, чисто рефлекторно. Понаблюдайте, часто ли люди думают перед тем, как что-нибудь сказать. Нет, слова вылетают автоматически. Люди видят лишь внешние реакции на слова. Свои собственные реакции и чужие. Да и то не все. Люди не осознают, что говорят и о чем думают. В лучшем случае, они осознают свои эмоции и поверхностные, сиюминутные желания. Взаимодействие между сознанием и содержанием произносимых слов отсутствует. Вместо содержания слов люди используют их личностный смысл, то есть тот смысл, который они же сами в эти слова вкладывают. Поэтому неудивительно, что люди плохо понимают друг друга, Фактически каждый человек говорит на своем собственном языке, хотя все используют одинаковые слова и фразы. Люди плохо понимают объективное значение слов, а тем более — их внутреннюю силу. В той жизни, которой мы живем, она не нужна. Эта сила слишком велика, и она не может вместиться в убогие рамки нашей повседневной жизни. Ей нет места. Поэтому окружающие нас люди общаются не столько словами, сколько звуками, имеющими форму слов. Современная психология выделяет три основных функции общения: передача информации, организация совместной деятельности и развитие межличностных отношений. По существу же, в повседневной жизни людей общение выполняет совсем другую функцию. Эта функция — поддержание психоэнергетического баланса, причем, как правило, за счет окружающих. Иногда это получается лучше, иногда хуже. Этому не учат ни в школах, ни дома, ни в вузах. Кому как повезет. Само устройство европейского общества основано на взаимном подавлении людей. В результате методом естественного отбора на вершину социальной пирамиды выдвигаются наиболее в этом преуспевшие. Можем ли мы представить себе министра или президента, который ни от кого ничего не требует, отказывается от всех своих желаний, не навязывает своих взглядов окружающим и дает своим подчиненным полную свободу? Трудно себе это представить. В том-то и заключается современная никуда не годная организация общества, чтобы одни люди могли подчинять себе других людей. Что могут дать люди друг другу при такой организации? В лучшем случае, напряжение и беспокойство, в худшем — насилие и убийства. И если, несмотря на все это, люди все-таки стремятся к общению и любят друг друга, то эта любовь очень похожа на любовь людоедов к своим жертвам. Лишь в исключительных случаях человеческое общение способно выйти из клетки социальных стереотипов и возвыситься до бескорыстной любви. Однако, именно такие исключительные случаи выдаются за норму и все делают вид, что других отношений между людьми, другого общения и не бывает. Но если нам так хорошо друг с другом, то почему же мы все такие несчастные, почему мы все время озабочены и недовольны? Первое, что должен сделать человек для перехода к нормальному созидательному? общению, — это научиться представлять себе такое общение. В соответствии с древними учениями и современными взглядами на энергоинформационныс процессы в природе и психике, человек получает свои жизненные и душевные силы за счет их движения между двумя полюсами — от внутреннего контакта с природой — к внешней деятельности, к общению с людьми. Чтобы получать силы от природы, человек должен отдавать их другим. Только по такой цепочке может происходить естественное движение жизненной энергии, способствующее развитию человека. Научиться представлять себе свое место в мироздании и среди людей — это первое условие нормального общения. Представление своего места в мироздании вообще является стержнем человеческого сознания и основой психоэнергетической устойчивости. Наличие такого космического самопредставления позволяет человеку не увязать в мелочах, не растрачивать свои силы на пустяки, а, осознавая масштабы всех событий в своей жизни, уверенно продвигаться к новым перспективам и горизонтам своей жизни, находить в общении с окружающими недоступные другим источники душевного подъема и сверхнормальных жизненных сил. Естественно, прежде чем начать создание космического самопредставления, необходимо освоить предшествующие фазы самосовершенствования и создать условия для систематической ежедневной практики. В свою очередь, создание космического самопредставления помогает обеспечить эти условия. Здесь мы опишем технику древнего упражнения, которое так и назовем — “ космическое самопредставление ”. Выполнять это упражнение необходимо ежедневно, и первые результаты его могут проявиться после четырех-пяти месяцев занятий. Если выполнять упражнение два раза в день, утром и вечером, первые результаты можно ощутить уже через три месяца. Для выполнения упражнения необходимо принять медитативную позу, отрегулировать дыхание и психофизический тонус тела. Упражнение выполняется, естественно, с закрытыми глазами. Первая фаза заключается в сосредоточении на своем теле, его как можно более ярком представлении и осознании его положения в помещении, в котором вы занимаетесь. Необходимо почувствовать объем помещения, его пространство и размеры вашего тела, его место в этом пространстве. Вторая фаза заключается в том, чтобы мысленно подняться над зданием, в котором находится ваше тело. Ваш мысленный взор должен находиться над крышей здания на высоте, приблизительно равной высоте самого здания. Вы “видите” крышу, прилегающее к зданию пространство, а также помещение или комнату внутри здания и свое тело в этой комнате. В течение всего упражнения представления должны быть максимально яркими. Третья фаза предполагает постепенное поднятие вашего мыленного взора на высоту птичьего полета, так, чтобы здание внизу было едва различимо. Вы видите местность, окружающую здание, на многие километры и даже десятки километров, само здание, помещение внутри здания и в этих грандиозных масштабах продолжаете отчетливо видеть в этом помещении свое тело. Четвертая фаза упражнения отличается от предыдущих тем, что осуществляется переход к представлениям, не связанным с обычным опытом восприятия большинства людей. Здесь необходимо поднять свой мысленный взор до высоты околоземной космической орбиты и придать ему особые качества. Нужно представить себе участок планеты, видимый с высоты нескольких сот километров, и суметь в то же время в этих масштабах по-прежнему видеть здание, помещение в нем и свое тело. Основная трудность заключается в том, чтобы, не потеряв яркость и силу представления, совместить в нем и одновременно видеть объекты космических масштабов и масштабы своего собственного тела. В большинстве случаев это требует достаточно длительной практики. Пятая фаза заключается в том, чтобы, поднимая точку мысленного взора все выше и выше, продолжать видеть в этих все возрастающих безднах находящееся внизу собственное тело. Можно подняться до просторов, из которых сначала Земля, а потом и Солнечная система становятся едва заметными точками. У кого хватит силы воображения и ментальной энергии, может поднять свой мысленный взор до галактических, метагалактических высот и еще выше, но при этом не должна снижаться яркость представлений и необходимо отчетливо видеть свое тело и помещение, в котором оно находится, сохранять связь достигаемых космических масштабов с масштабами собственного тела. Продолжительность выполнения каждой из первых четырех фаз упражнения — 10 минут. Пятая фаза может выполняться от 10 минут до нескольких часов. Но необходимо учитывать, что это только первая половина упражнения. Вторая половина упражнения по времени выполняется столько же, сколько и первая. Заканчивая первую часть (выполнив пятую фазу), необходимо постепенно, в течение 10 минут возвращать свой мысленный взор из космических глубин к привычным масштабам, повторяя все фазы упражнения в обратном порядке. Вернувшись к исходной точке упражнения — своему телу, сосредоточиваемся на нем в течение 5 минут. Затем переходим к выполнению второй части упражнения. Глаза продолжаем держать закрытыми. В первой фазе второй части упражнения вновь начинаем представлять себе помещение, в котором находимся. Однако на этот раз фиксируем не наше тело в представляемом и осознаваемом пространстве, а пространство в нашем сознании. Осознаем все, что мы представляем внутри нашего сознания, следовательно, внутри нашего “Я”. Затем так же поэтапно, как и в первой части упражнения, представляем себе большие масштабы пространства с максимальной яркостью, сознавая, что все эти представления находятся внутри нашего “Я”. Заканчивая упражнения, снова возвращаем наш мысленный взор к нашему телу, вновь регулируем дыхание и психофизиологический тонус и медленно открываем глаза. Момент открытия глаз является завершением упражнения. Осознание своего места в мироздании и развитие своих энергоинформационных связей с природой — это один полюс наших жизненных сил. Второй полюс — передача этих жизненных сил окружающим людям в процессе общения. Для этого также необходимо развивать определенные представления, на основе которых может строиться позитивное общение. И прежде всего — представление о доброжелательности. Для выработки этого представления, обеспечивающего глубокую энергетическую устойчивость нашей психики, можно использовать древнее упражнение, известное как трехкратная формула доброжелательности. Для выполнения этого упражнения необходимо принять медитативную позу и последовательно представлять себе три состояния живых существ, мысленно произнося: пусть все существа будут мирными и любящими, пусть все существа будут спокойными и свободными, пусть все существа будут счастливыми и блаженными. Если при выполнении упражнения мысли отвлекаются и трудно сосредоточиться на этих формулах, их можно произносить вслух. Многим европейцам, исповедующим культ грубой силы и жестокости, эти формулы могут показаться нелепыми и пригодными только для религиозных фанатиков и сентиментальных девиц. Однако пусть эти “супермены” признаются, что они чувствуют, когда за их спиной неожиданно раздается громкий звук, и не вскакивают ли они по ночам с криками: “Мама! Мамочка, спаси меня!”? И не от страха ли они злоупотребляют наркотиками, спиртным и пытаются терроризировать окружающих? Настоящую внутреннюю силу и уверенность может дать лишь такое общение, которое основано на любви. Упражнение трехкратной формулы доброжелательности может выполняться в нескольких вариантах. Первый вариант выглядит так: “Пусть все внутри меня будет мирным и любящим, пусть все существа вокруг меня будут мирными и любящими, пусть все существа во всем мироздании будут мирными и любящими. Пусть все внутри меня будет спокойным и свободным, пусть все существа во всем мироздании будут спокойными и свободными. Пусть все внутри меня будет счастливым и блаженным, пусть все существа вокруг меня будут счастливыми и блаженными, пусть все существа во всем мироздании будут счастливыми и блаженными”. При втором варианте мир не делится на внутреннее, внешнее и космическое пространство, а практикующий представляет сразу всех вместе (самого себя и всех живых существ) и произносит три формулы, вначале сидя лицом на восток, затем на юг, север и, в последнюю очередь, на запад. Время выполнения упражнения — от 10 минут до нескольких часов. Это упражнение создаст глубокие внутренние условия для стабилизации и усиления потока жизненных сил от природы через все сферы организма и психики человека к результатам его внешней деятельности, в том числе — к результатам его общения с окружающими. Первые результаты в области взаимоотношений с окружающими эти упражнения могут дать через 3—4 месяца ежедневных занятий. В древних учениях, подтверждаемых современными исследованиями, говорится, что жизнь на Земле является как бы передаточным звеном жизненной энергии, идущей от Солнца к Луне. К этому вопросу можно подходить с различных точек зрения, однако является общепризнанным, что солнечная энергия является главным источником жизни на Земле, в то время как многие процессы, наблюдаемые на Луне, в свою очередь зависят от влияния Земли. Отсюда любой источник жизненной энергии в древних учениях отождествляется с солнечной энергией и рассматривается как положительный полюс энергоинформационных процессов. Любой приемник жизненной энергии отождествляется с лунной энергией и рассматривается как отрицательный полюс. Человек для нормального функционирования должен получать жизненную энергию из своей внутренней связи с природой и отдавать ее в ходе внешней деятельности во внешнем мире. Следовательно, человек является отрицательным полюсом по отношению к своему внутреннему миру и положительным полюсом по отношению к окружающему миру и к людям, с которыми он общается. В результате неправильного образа жизни и противоестественных форм общения с окружающим миром энергетические процессы человека европейской цивилизации деформируются. Как пишут Сильвараджан Эссудиан и Элизабет Хэйч: “ ... такие люди всегда рассчитывают на помощь других, они бессильны и беспомощны, они всегда боятся и видят во всем зло и несчастье. Вместо того, чтобы быть активными и проявлять положительную созидательную силу, они разрушают жизнь своим неверием в себя. Они терпят неудачу там, где другие добиваются успеха. Люди подобного рода являются пустотой, в которой бесследно исчезают все благие начинания и идеи. Это отрицательный индивидуум, темное узкое ущелье, бездонная бочка, в которой бесследно исчезают всякие человеческие усилия; отрицательная сила, которая полностью поглощает и нейтрализует всякую частицу положительной энергии, с которой соприкасается. Будем же всегда начеку. Будем беречь себя от такой доли!.. Необходимо верить в свое “Я”, которое создает и укрепляет нас независимо от нашего сознания. Отрицательный индивидуум ожидает помощи извне, а не от своих внутренних сил, и теряет инициативу. Он эгоистичен и не понимает ни других, ни себя. Он угрюмый, подавленный, раздражительный и вечно на что-то жалуется. Он никого не любит и не хочет, чтобы другие любили его. То, что он принимает за любовь, есть лишь страсть, жадность, желание иметь что-то или кого-то ”. Влияние негативной жизненной силы может ощущаться как на уровне мыслей и эмоций, так и на уровне психофизического тонуса организма. Бывает, что уже само пребывание рядом с каким-то человеком может вызвать у нас резкое изменение самочувствия, слабость, апатию, головную боль и другие недомогания. В этом случае часто говорят о биоэнергетическом вампиризме. Здесь следует заметить, что вампиры могут существовать только для вампиров (если иметь в виду биоэнергетический вампиризм). Когда человек хотел сбросить на кого-то свои отрицательные эмоции, использовать кого-то для улучшения своего настроения и самочувствия, а получилось так, что использовали его самого, вот тогда-то он и начинает говорить о вампиризме. Для человека, которому не жалко своих сил и здоровья для окружающего его мира, не существует зла и вампиризма. Однажды известного духовного учителя на глазах его учеников укусила ядовитая змея. Ученики были в ужасе. А учитель, страдая от боли, все-таки чему-то улыбался. — Чему вы улыбаетесь, Учитель? — воскликнули удивленные ученики. — Ведь вас укусила такая ядовитая змея! — Она передала мне привет от моего наставника, — ответил учитель. — Какой привет? Ведь она вас укусила! — Она не могла передать привет иначе, ведь она — змея. Человек с естественным и гармоничным движением жизненной энергии во всех сферах своего “Я” всегда и всем доволен, и у него не бывает плохого настроения и отрицательных эмоций. Мы, европейцы, можем прожить всю жизнь, так и не встретив такого человека. И это понятно. Зачем нормальному человеку нужна цивилизация, построенная на агрессивности, болезнях и страданиях? С этой точки зрения естественному движению жизненной энергии в организме и психике человека соответствуют определенные правила поведения по отношению к окружающим его людям и по отношению к самому себе, иначе говоря — определенные нравственные нормы. Эти нормы обладают значительным эзотерическим смыслом. Однако для понимания этого смысла нужна специальная подготовка. Здесь же достаточно будет сказать о ненанесении вреда окружающим. Прежде чем что-либо сделать, человек должен в меру своего понимания осознать, не создадут ли его действия для кого-то помех? И дальше действовать в соответствии с этим осознанием. Не создавать помех окружающим существам — вот главный принцип естественного общения. Настоящие духовные мастера достигают очень высокого уровня в реализации этого принципа, и именно поэтому нам так трудно замечать и воспринимать их действия. Именно поэтому мы о них почти ничего не знаем. На этом принципе основано одно древнее китайское изречение: “Побеждай, не сражаясь”. Мы в своей жизни чаще руководствуемся другим правилом: “Побольше воюй, сражайся, а там, как Бог даст”. Нас настолько увлекает сам процесс конфликта, что мы в большинстве случаев забываем о целях, о том, что ведь нужно и каких-то результатов достичь. Отсюда вытекает одно важное следствие: у человека с правильным движением жизненных сил все получается, за что бы он ни взялся. Со стороны кажется, что ему просто везет, что все блага приходят к нему сами собой, и сама судьба идет ему навстречу. Но не следует забывать, что судьба и удача — это тоже определенные системы энергоинформационных процессов. Как правило, поведение человека по отношению к окружающим людям определяется не столько его мышлением и сознанием (хотя и они оказывают определенное влияние), сколько его характером, его неотъемлемыми привычками и качествами личности. И то, склонен ли человек к созидательному общению или к разрушительному, в первую очередь зависит от его характера, который является отражением типичных для него потоков жизненной энергии. Негативные черты характера вызывают в процессе общения неправильное движение жизненных сил, истощают организм и психику, разрушают жизненные перспективы человека и его здоровье. Когда у человека сложились неправильные пути движения жизненной энергии, то возникает парадоксальная ситуация: чем больше сил человек получает, тем быстрее он разрушает самого себя, и тем больше он вреда наносит окружающим. Это связано с деформацией его общения с окружающими и неправильными целями и желаниями. Так, например, принято считать, что каждый человек хочет жить, хочет быть счастливым и здоровым. Это далеко не так. Многие люди в глубинах своего подсознания стремятся к саморазрушению, сами об этом не подозревая. Эти глубинные подсознательные желания, как это было показано еще Зигмундом Фрейдом, могут приводить к поступкам, которые кажутся непонятными даже самому человеку. Но люди особенно и не задумываются о причинах своих желаний и стремлений. Главное для них — достичь желаемого, а это желаемое зачастую оказывается весьма разрушительным и для самого человека, и для окружающих. Таким образом, мы приходим к ситуации, когда человек, во-первых, стремится к разрушению самого себя и окружающих и, во-вторых, не желает задумываться о причинах своего поведения и не желает разговаривать о них. В некоторых учениях считается, что в такого человека вселился злой дух, и что он заставляет человека действовать вопреки собственным интересам. Но на самом деле здесь действуют определенные психоэнергетические зоны, и все зависит от самого человека. Если человек не желает никого слушать и хочет оставаться дураком, то вряд ли ему кто-нибудь сможет помочь. Но если человек хочет разобраться, что же происходит в его душе и в его жизни, то возможности для этого имеются всегда. Поэтому, хотя всякий человек стремится иметь побольше сил и энергии для достижения своих целей, однако не всегда эти цели полезны даже для него самого, и не каждому человеку следует давать силы и помогать. Другая сторона медали заключается в том, что, помогая человеку-разрушителю, мы сами, если оказываем эту помощь, добровольно становимся разрушителями, разрушаем свое естественное мировосприятие, свое мышление и эмоции, свой организм. Говоря другими словами, несчастье так же заразительно, как и счастье. Поэтому, общаясь с другими людьми, мы должны осознать, как складывается психоэнергетическое взаимодействие в ходе этого общения. И если у человека преобладают отрицательные эмоции, то общаться с таким человеком можно только в том случае, когда мы можем изменить его отношение к ситуации, когда мы в силах вызвать у него улыбку благодарности и сопереживания. В противном случае, следует избегать общения с отрицательно настроенными людьми. А учитывая ту социально-психологическую атмосферу, в которой мы живем, трудно даже сказать, когда и с кем лучше общаться. Процесс нормального общения в наших условиях является делом весьма тонким. Как бы то ни было, а первый вывод, который мы можем сделать: не всякое общение является целесообразным и не всегда самый общительный человек является самым хорошим. Но в наше время многие встретят это утверждение в штыки, многие его не поймут. Как это ни странно, но в наш век развитых электронных средств связи очень многие люди страдают от одиночества и зачастую рады любому общению и любому собеседнику. Проблема одиночества — это один из наиболее вредных и разрушительных стереотипов европейской цивилизации. В наших условиях одиночество является обязательным условием соединения человека со своими внутренними источниками душевных сил. Одиночество — это вообще удивительное и уникальное состояние, однако смысл этого состояния неизвестен современным людям. Так же, как житель города, привыкший к выхлопным газам, попадая в лес, может получить кислородное отравление, так и современный человек, оказавшись в одиночестве, испытывает жестокий стресс. В чем же здесь проблема? Дело в том, что социальные стереотипы мышления и поведения, связанные с агрессивностью и психоэнергетическим паразитированием, могут функционировать только в группе, только при наличии нескольких людей. Почти все мысли и все эмоции, которыми мы живем, рассчитаны на определенные взаимодействия с окружающими. Каждый человек, точнее говоря — психика каждого человека, с одной стороны, живет и питается за счет этого взаимодействия, и, с другой стороны, передает часть психической энергии из одних энергоинформационных зон в другие. То есть каждый человек здесь является как бы клеточкой единого знергоинформационного организма, по которому течет и распределяется жизненная энергия в ее различных формах, в том числе и психическая энергия. Каждая энергия этого организма, каждый человек питается за счет этого организма. Так же, как и в физическом теле, одни органы переваривают пищу, а другие за счет этой пищи живут, так и в социальных системах европейской цивилизации движение идей в одних сферах социума может питать все остальные сферы и поддерживать психику всех остальных людей. Отсюда становится понятным, что же такое одиночество. Одиночество — это выпадение человека из социальных систем психоэнергетической подпитки. Оставаясь в одиночестве, человек теряет возможность поддерживать свои душевные силы за счет других людей. Когда человек в одиночестве, не на ком сорвать злость, не к кому предъявлять претензии, не с кем посплетничать, даже бояться некого. Что делать в одиночестве? Человек пытается заполнить одиночество любым способом. Он не умеет общаться с мирозданием, он не способен самостоятельно путешествовать по ментальным пространствам, он даже не догадывается о тех великих силах, которые скрыты в глубинах его “Я”. Поэтому одиночество для него подобно смерти. И он убегает от одиночества любым способом — телевизоры, музыка, компьютеры, алкоголь, наркотики — все, что угодно, лишь бы не одиночество, лишь бы не остаться лицом к лицу с подлинной реальностью. Ведь она так страшна, когда ты не готов к встрече с нею! Но можно сказать и так, что одиночество — это лучшая школа общения. И пока человек не научился общаться со своей собственной душой, он ни с кем не сможет полноценно общаться. Вместе с тем, учитывая, что человек является частью природных энергоинформационных процессов, он, строго говоря, никак не может оказаться в одиночестве. Он связан как с окружающим его миром вообще, так и с другими живыми существами мириадами зримых и незримых нитей. Поэтому одиночество — это ни что иное, как неспособность осознавать свои глубокие связи с другими людьми и с мирозданием в целом. В зависимости от типа личности человека и его индивидуальных особенностей, его связи с окружающим миром и с другими людьми могут сосредоточиваться преимущественно на том или ином психическом плане, например, на уровне ощущений и психофизического тонуса организма, или на уровне эмоций, или на уровне мышления, а возможно, и на других уровнях. Отсюда и характер общения с окружающими, и отношения к окружающим. Для одних людей главное в общении — духовность, общность взглядов, единомыслие; для других — возможность получить какие-то материальные блага, удовлетворение физических и материальных потребностей; для третьих возможность эмоционального сопереживания, душевная теплота и привязанности, создание и культивирование сложных эмоциональных состояний. В этом отношении спектр общения между людьми весьма широк и образует как бы особые психоэнергетические сферы, области особых психологических и социально-психологических атмосфер. В разных сферах и при разных обстоятельствах люди используют самые различные формы и средства общения — от тумаков и подзатыльников до таких тонких форм общения, которые недоступны простым смертным. И если подзатыльник понятен всем и многих подбадривает и мобилизует, то в сфере тонких форм общения большинство людей утрачивает ощущение контакта с окружающим миром и впадают в иллюзию одиночества. Однако, в какой бы сфере ни разворачивалось общение между людьми, оно, как правило, начинается с восприятия человека человеком. Следует признать, что, по существу, это восприятие начинается на уровне энергоинформационных процессов или, говоря проще, на экстрасенсорном уровне. Правда, для большинства людей это становится заметно только при общении с особо значимыми людьми. Решающую роль здесь чаще всего играет любовь. В состоянии любви человек становится необычайно восприимчив к предмету своих переживаний. Собственно говоря, способность к любви и способность к экстрасенсорному восприятию — это фактически проявления одного и того же качества человека, его духовности. Поэтому многие люди, обладающие высокой духовностью, впечатлительностью, восприимчивостью, могут вступать в контакт со своими любимыми, чувствовать их присутствие или состояние даже в тех случаях, когда отсутствует возможность непосредственного физического контакта. И, в зависимости от их предрасположенности, контакт может происходить как на уровне эмоций и психофизических состояний, так и на других уровнях. Однако в такое общение мы можем вступать лишь с немногими особенно дорогими нам людьми. А в повседневной жизни объемы общения европейского человека превосходят возможности его адекватного восприятия и реагирования. В повседневной жизни под давлением негативных социальных стереотипов люди утрачивают чувство ценности человеческого общения, ощущение неповторимости каждого человека и каждого мгновения человеческой жизни. Как пишет известный советский психолог А. А. Бодалев: “В повседневных, ставших привычными для нас жизненных ситуациях, когда нет надобности глубоко проникать в смысл поведения окружающих нас людей, в истинные мотивы их действий, процесс, раскрывающий действительное психологическое содержание их поведения, свернут... Пока манера общения с другими, род занятий, качество труда, внешний облик, отклик на происходящие события, преследуемые цели, весь уклад жизни, присущие другому человеку, соответствуют образцам, которым привык следовать общающийся с ними субъект, последний обычно проявляет своеобразное “равнодушие” к психологии другого. Он, так сказать, без сомнений и доказательств полагает, что у другого человека “психология” такая же, как у него. И только когда образ жизни, манера вести себя, реагирование на происходящие события, внешний облик человека отходят от тех “образцов”, которые в глазах общающегося с ним являются выражением “нормы”, последний от регистрации внешней стороны поведения познаваемого человека переходит к психологической классификации его поступков, пытается дать им ту или иную оценку и понять этого человека как личность”. Все теории восприятия человека человеком могут быть условно распределены на два основных направления. Первое направление рассматривает восприятие человека человеком, исходя из личного опыта и внутреннего мира воспринимающего. Воспринимающий как бы ставит сам себя на место воспринимаемого им человека, “вчувствывается” в его положение и его поведение, видит в другом человеке, то, что он сам знает, сам и испытал и пережил. Такое объяснение может быть условно названо субъективным подходом. При таком подходе значение представлений трудно переоценить. Действительно, здесь можно понять другого человека только в той мере, в какой мы себе можем его представить, создать его мысленный образ во всем его многообразии. И чем выше психоэнергетический потенциал наших представлений, тем более глубоко мы можем представить себе и понять другого человека, предсказать его поведение и его переживания. Другой подход к объяснению межличностного или межчеловеческого восприятия можно условно назвать объективным, так как он предполагает восприятие другого человека не по отношению к себе самому, а по отношению к относительно объективным системам оценок личности. Эти системы могут быть глубоко осознанными или специально разработанными с помощью определенных научных методов, так же они могут быть переданы и сформированы с помощью механизмов подражания и внушения прямо в подсознание человека. Даже едва увидев незнакомого человека, мы автоматически оцениваем его в соответствии с имеющимися в нашем сознании, а по большей части в подсознании, стереотипами. Мы оцениваем одежду человека, характер его движений, его фигуру и осанку, его положение в сложившейся ситуации. Мы еще не успели ничего осознать, а наша психика уже сделала определенные выводы и выработала определенное отношение к данному человеку. Особое место в такой оценке занимает положение человека среди других людей. Теория, которая рассматривает восприятие и понимание человека человеком с этой точки зрения, называется теорией социальных ролей. Как пишет А. А. Бодалев: “ С точки зрения ее создателей, каждый человек — совокупность ролей. Например, один и тот же человек может быть инженером, мужем, отцом, водителем собственной автомашины, болельщиком на стадионе, садовником в свободное время и пр. Человек — “ипостась”. Он в себе объединяет большее или меньшее количество ролей, каждая из них слагается из отдельных, характерных для нее действий. Все действия в совокупности образуют устойчивую систему. Каждая из таких систем-ролей формируется в обществе, которое создаст так сказать, “эталоны” ролей и обязательные атрибуты их. Отдельная личность, поставленная перед необходимостью принять на себя новую роль, осваивает действия, ее составляющие, и овладевает сопутствующими ей атрибутами. У людей, живущих в одном обществе, представление о содержании и форме действий носителя данной роли может стать и становится столь прочным, что они по отдельным компонентам поведения и облика человека с большой уверенностью предполагают, носителем какой роли является в данном случае этот человек, и что он в данной обстановке будет делать дальше ”. Таким образом и при таком объективном подходе представления также играют решающую роль. Однако, если при первом подходе представления о другом человеке формируются более субъективно, индивидуально и свободно, то при втором подходе эти представления формируются людьми совместно, как бы неким коллективным разумом, общим ментальным пространством, эгрегором. При этом возникают такие представления и психические явления, которые не присущи ни одному из участников этого коллектива в отдельности, т.е. в результате психического взаимодействия людей рождается как бы новая психическая сущность. Как пишет известный белорусский психолог Я. Л. Коломенский: “ ...в группе у людей, во-первых, появляются и проявляются психические качества и состояния, которых прежде не было; во-вторых, группа предстает перед нами как определенная целостная структура, у которой есть свои особые качества. Вы можете прекрасно знать каждого члена группы, но о том, как они будут проявлять себя при непосредственном общении, как будет проявлять себя группа в целом, вы еще почти ничего сказать не можете. Для этого надо изучить группу как что-то целое, единое ”. С точки зрения оккультных учений, здесь проявляются некие структуры “тонких планов” или ментальных полей, которые, воплощаясь в межличностных отношениях, придают определенный смысл как самим человеческим группам, так и личности каждого человека в отдельности. Представления, определяющие ролевое поведение людей, обладают сравнительно большим потенциалом, чем все другие представления европейского сознания. Ведь именно через группу человек приобщается к той группе психоэнергетнческих процессов, которую принято называть мышлением. Психоэнергетические процессы группы, как правило, намного мощнее психоэнергетических процессов отдельных людей. Каждый человек знает это по собственному опыту: всегда легче спорить с отдельным человеком, чем с целой группой. Именно поэтому группа испокон веков являлась источником как психоэнергетической мощи человека, так и наиболее глубоких деформаций его сознания. Практически все крупные школы духовного самосовершенствования человека имеют в своем арсенале групповые психоэнергетические упражнения и методы, а в тех школах, которые утратили свои связи с духовными мастерами, групповые упражнения и методы становятся единственным источником духовной силы. Наиболее распространенными являются такие групповые упражнения, в которых участники, соприкасаясь друг с другом, образуют круг. В качестве примера такого психоэгкргетического круга можно привести следующее упражнение. Для его выполнения необходимо не менее пяти человек. Выполняется оно следующим образом. Участники становятся в круг и берутся за руки или обнимают друг друга за плечи. В течение первых 2-3 минут они обмениваются взглядами с партнерами, ощущают свое единство, сосредоточиваются на своей симпатии друг к другу. Если у участников есть опыт медитативной практики, эта фаза может быть продлена до 5—10 минут. Затем выполняется трехкратная формула доброжелательности — вначале по отношению к группе круга, затем — по отношению ко всем окружающим, и в третий раз — по отношению ко всем живым существам в мироздании. После этого участники сосредоточиваются на том представлении, силу которого они решили развить. В таких психоэнергетических кругах могут выполняться многие медитативные упражнения, однако в любом случае вначале необходимо установить атмосферу взаимной доброжелательности, в противном случае могут возникнуть непредвиденные отрицательные результаты. Рассматривая роль представлений в межличностных отношениях и утверждая, что психоэнергетический потенциал группы выше психоэнергетического потенциала индивида, мы имеем в виду параметры, характерные и типичные для европейской цивилизации и европейского сознания. Однако даже здесь индивидуальные различия столь велики, что изредка можно наблюдать такой психоэнергетический потенциал у отдельных индивидов, который может противостоять духовным силам целой группы. Группа как бы вливается в их духовный потенциал, присоединяется к нему, и сравнивать силу группы с силой данного индивида становится уже невозможно. Поэтому с точки зрения психоэнергетических возможностей, принципиальных различий между групповыми и индивидуальными упражнениями нет. Все зависит от конкретных особенностей индивидов и групп и конкретных ситуаций. В некоторых ситуациях групповые упражнения помогают духовному развитию личности, а в некоторых (особенно при отсутствии духовных мастеров) — мешают. В условиях европейской цивилизации всякая группа, соответствующая принятым в обществе традициям, является частью более крупного социального образования и, в конечном счете, соединена с эгрегором европейской цивилизации. Поэтому насколько мала психологическая сила нетрадиционных групп, настолько же велика сила групп традиционных. Легко, например, находясь на одной из центральных улиц в компании своих друзей посмеиваться над нелепо одетыми кришнаитами. Однако попробуйте посмеяться над общепризнанными музыкальными кумирами или над футбольной командой своего города — вы сразу почувствуете разницу. Человек чувствует себя уверенно и получает психоэнергетическую поддержку прежде всего от “своего” круга общения: от своих друзей и близких, своих коллег, своих земляков и т.д. И получаемая им сила прямо пропорциональна его самоотождествлснию с этими группами и со своими социальными ролями в них. Такое самоотождествление или подключенность к своему эгрегору субъективно переживается человеком как чувство причастности. Речь идет не о формальной причастности только на словах, умозрительной, но именно о сущностной, психоэнергетической причастности, которую человек переживает всем своим существом и при утрате которой заболевает не только психически, но и физически. Можно выделить ряд уровней такой причастности в соответствии с ее масштабами: семейная, неформально-групповая, профессиональная, культурно-групповая, общественно-организационная, официально-государственная, национальная, идеологическая, антропологическая, космологическая, онтологическая (причастность к бытию). На каждом из этих уровней человек ощущает себя не просто обособленным и замкнутым индивидом, но и частью чего-то большего, какого-то социального образования. И как часть этого образования он совершает поступки, которые выходят за рамки его сиюминутных индивидуальных потребностей. Мужчина и женщина, которые воспринимают друг друга как “свою половину”; спортсмен, который отдает все свои силы, отстаивая честь своей команды; солдат, защищающий свою родину, и святой, идущий на муки за веру — вот различные примеры единого феномена причастности. Таким образом, если восприятие человека человеком рассматривать как первый этап общения, то возникновение межличностных отношений, формирование определенных позиций друг по отношению к другу, понятие связанных с этими позициями ролей и образование группы — это второй этап общения. По своей глубине общение может быть условно разделено на следующие уровни: случайное общение в стихийно возникающих группах (очередь в магазине, пассажиры в одном купе и т.д.); приятельские отношения в группах по интересам (болельщики, участники танцевального вечера, коллекционеры и т.д.); товарищеские отношения людей, объединенных общей целью деятельности; дружба; любовь. Способность человека к глубоким отношениям, к любви зависит как от уровня развития самого человека, так и от психологической атмосферы среды, в которой разворачивается общение. Причем, личность и соответствующая ей среда взаимно притягиваются и формируют друг друга. Особое значение при этом имеет детский и подростковый возраст. Структуры психики и способность к любви, которые формируются в этом возрастном периоде, в дальнейшем изменить очень трудно, почти невозможно. Поэтому детство — лучший возраст для развития доброжелательности, а отрочество — лучший возраст для развития способности к любви. Не следует забывать, что любовь между мужчиной и женщиной — это лишь одно из проявлений любви, и причем самое сложное и труднодоступное. Самое уязвимое для деформаций, грубости, деградации. Вместе с тем, и другие проявления любви часто становятся в условиях европейской цивилизации объектом психоэнергетической эксплуатации. Поэтому способность к любви предполагает не только тепло и внимание к любимым существам, но и контроль над ситуацией, в которой это чувство рождается и раскрывается; способность управлять связанными с ней событиями. А для этого нужна духовная сила. Поэтому любовь не только дает человеку силы, но и требует от него проявления сил и способности правильно эти силы использовать. В этом, пожалуй, самый главный парадокс любви — сочетание силы и нежности. К сожалению, господствующие в обществе заблуждения и предрассудки искажают наши представления о любви. Эти заблуждения делают нас слепыми и беспомощными, подобно новорожденным котятам. И именно в период беспомощной и незащищенной знаниями первой любви юноши и девушки становятся жертвами нашего жестокого общества. То, что называют крушением иллюзий, утратой надежд, жестоким разочарованием первой любви — все это, с точки зрения психоэнергетики, пожирание обществом духовной энергии лучших юношей и девушек. Общество похоже здесь на древнего бога Крона, питавшегося своими собственными детьми. Здесь можно было бы сказать больше, но, к сожалению, уши наших читателей еще не готовы к таким откровениям. Известный писатель Евгений Богат говорил, что для создания культа настоящей любви (аскезы любви) нужно в первую очередь отрешиться от одного опасного заблуждения: от традиции рассматривать любовь как нечто относящееся, безусловно, к области стихийного и бессознательного, чем управлять кощунственно, да и невозможно. Кажется, что любовь живет по своим собственным законам. Но на самом деле, там, где мы не устанавливаем человеческие законы, законы нравственности и этики, приходят законы джунглей. Там, где отступает разум, там наступают дикие эмоции. Можно ли отдавать любовь, человеческую любовь, во власть законов джунглей? Способность может формироваться и должна формироваться. Может быть, лучшее, что мы можем сделать для нашего общества, это ввести в средних школах обязательный курс “Психология любви”. Куда может идти общество, в котором не культивируется любовь, в котором поощряется психологическая безграмотность? Приведу пример того, как психологическая безграмотность ввергает людей в беду. Однажды к нам на психологическую консультацию пришла молодая женщина, назовем ее условно Оксана. Она в свое время закончила хореографическое училище, была профессиональной танцовщицей и несколько лет назад вошла в состав группы, отправляющейся на гастроли в Польшу. Однако, оказалось, что организаторы группы — преступники, которые решили сделать бизнес на поставке польским сутенерам “живого товара”. Трудно сказать, чем закончилась бы для Оксаны эта история (скорее всего, просто и неинтересно), если бы на нее совершенно случайно не обратил внимание один польский бизнесмен. Условно назовем его Юрек. Оксана тогда еще ничего не подозревала и, по своей наивности, ждала начала танцевальных гастролей. (Напомним, что обмануть можно лишь того, кто сам желает быть обманутым.) И вот в одно прекрасное утро к ней в номер вошли двое “организаторов” и заявили, что ей срочно нужно уехать в другой город. Почему и зачем, особенно объяснять не стали. Да и большого выбора у нее не было. Одна, первый раз за границей. “Организаторы” были единственными людьми, которых она знала и к которым могла обратиться за помощью. Несколько дней она жила одна в гостинице в городке у западной границы Польши, не понимая, что происходит, и вспоминая симпатичного и обходительного мужчину, пригласившего ее однажды на танец в одном ресторане. Эта первая часть нашей истории, когда событиями управляла, казалось бы, сама судьба, закончилась счастливо. Совершенно неожиданно за ней в гостиницу приехал Юрек — тот самый мужчина, о котором она вспоминала, и предложил ей организовать в одном из его ресторанов варьете. (Как выяснилось впоследствии, он заплатил “организаторам” за Оксану две тысячи марок.) Сбылось практически все, о чем мечтала девушка: любимая работа, любимый мужчина, обеспеченная жизнь. Как наши герои воспользовались этим подарком судьбы? Юрек оказался страшным ревнивцем. Во время одного из приступов ревности он потребовал от Оксаны, чтобы она призналась ему в своих предыдущих связях с мужчинами. Как должна вести себя женщина в таких ситуациях? Во-первых, любая женщина должна быть достаточно хорошим психологом, чтобы понять, что ревность — результат душевной слабости. Это значит, что мужчина не уверен в себе и начинает бояться всего неизвестного. Он хочет почерпнуть силы и уверенность в преданности своей избранницы. Во-вторых, как бы мужчина ни уверял, что искренность — это самое главное в любви, что главное в их отношениях — честность и правда, женщина должна быть достаточно хорошим психологом, чтобы понимать, что правда о чистке ушей, о грязном белье и гигиенических процедурах в туалете — это не та правда, на которой может расцвести любовь. В-третьих, женщина должна быть достаточно хорошим психологом, чтобы понимать, что без ореола некоторой таинственности и романтичности, без некоторой свободы действий и минимальной милой капризности женщина перестает быть женщиной. Она становится похожей на куклу, продаваемую в эротических магазинах для занятий различного рода онанизмом. И отношение к ней такое же, как к кукле. Но откуда все это могла знать Оксана? Этому ее не учили ни в школе, ни дома, ни в училище. Об этом не знали и ее подруги. Слишком груба и примитивна наша система воспитания. Слишком многого не знают наши педагоги. Кроме того, здесь сказалась и специфика ее положения в чужой стране и в чужом доме, и некоторая слабость воли, и страх. Но главное, как это позже и подтвердилось, отсутствие знаний. Уступая давлению Юрека, Оксана начала день за днем рассказывать ему об интимных событиях своей жизни. Сначала более или менее приемлемые для обсуждения вещи — как она два года была замужем, какие в ее семейной жизни были конфликты и приключения, как она развелась. Но любопытство Юрека было болезненным, и рассказы и откровения Оксаны давали лишь временное успокоение. А на следующий день страсти, требования “полной” правды и обвинения разгорались с еще большей силой. Наконец наступил момент, когда рассказывать стало больше нечего, а требования все возрастали. Дело дошло до того, что Юрек, человек сам по себе не очень психически устойчивый, начал терять контроль над собой. На глазах у родственников он однажды полностью сорвался и начал избивать Оксану. Придя в себя, он попытался сгладить происшедшее, однако, как человек крайне самолюбивый, категорически отказывался признать свою собственную вину и во всем обвинял Оксану. Желая избежать давления, а, возможно,— и побоев, во время очередных требований “полной правды” Оксана, не зная что сказать, начала сочинять эту вправду”. И здесь начинается заключительный этап истории. Найдя такой своеобразный “выход” из положения и обладая хорошим творческим воображением, Оксана на каждую очередную атаку отвечала все более “откровенными” и невероятными “признаниями”. Эти признания приобрели такой характер, что любой другой человек только посмеялся бы, услышав их. Однако, Юрек, добивавшийся каждого признания с большим трудом, теперь не мог им не верить. Видимо, волосы вставали у него на голове дыбом, когда он слушал эти чудеса сексуальных извращений к оргий. Он начал пить, а затем прибегать к помощи наркотиков. В его глазах Оксана превратилась в такую одиозную распутницу и сексуальную бестию, какой мир не видывал, тем более, что все это сочеталось с достаточно скромным и тактичным внешним поведением. Любое наказание для нее, если верить ее рассказам, казалось ему недостаточным. Последовали новые, более жестокие, избиения. Причем все чаще — в нетрезвом виде. Временами Юрек оказывался не в состоянии вести свои дела. После очередного избиения Оксана бросает все и уезжает в Минск к родителям. Однако начинаются телефонные переговоры, выясняется, что Юрек и Оксана жить не могут друг без друга. Оксана возвращается в Польшу, но все начинается сначала. Новые скандалы, новые “признания”, новые избиения. У обоих появляются отклонения в психике. Оксана уже не знает, что из ее “признаний” является правдой, а что — ложью. Она вновь несколько раз возвращается к родителям, затем опять к Юреку. Наконец, после очередного особенно жестокого избиения, она догадывается, что нужно обратиться к психологу. Когда мы впервые увидели ее, несколько пальцев у нее на руках было в гипсе. Потребовалось три сеанса только для того, чтобы снять страхи и напряжение и чтобы хотя бы приблизительно разобраться в ситуации. Оксана была в полном отчаянии. Юрек больше не звонит. Самой ей страшно даже звонить ему, а не то, чтобы возвращаться. Вес кончено. Дальше жить нет смысла. Лишь постепенно, сеанс за сеансом, Оксана стала приходить в себя и осознавать, какими силами и каким влиянием на Юрека она обладает. Однако вскоре вновь начались звонки, и мы успели провести лишь восемь сеансов, как в Минске появился посланец Юрека с заданием привезти Оксану. Вопреки нашим советам не торопиться, появившаяся у Оксаны уверенность в себе и энергия подталкивали ее к действиям. Вместо того, чтобы настоять на приезде Юрека в Минск, что радикальным образом изменило бы ситуацию, она пришла к нам для заключительных напутствий. Трудно за восемь сеансов исправить то, что разрушалось в течение предыдущих десятилетий. Трудно успеть одновременно вывести человека из состояния глубокого стресса, начинающихся расстройств психики и дать ему хотя бы элементарные знания по психоэнергетике общения, сформировать хотя бы самые простые представления о нормальных отношениях между мужчиной и женщиной. Как говорит пословица, пока гром не грянет — мужик не перекрестится. Пока дело не дойдет до личной трагедии, никто не задумывается о своей способности любить. А когда беда приходит — тут уже вообще не до размышлений. Но что же такое способность любить? Для многих — это лишь сочетание звуков и букв. Некоторые пытаются найти какие-то объяснения. Но с точки зрения эзотерических учений, любовь — это вхождение в восходящий поток духовной энергии. Такими потоками пронизана вся Природа, однако большинство людей не в состоянии воспринимать их. Люди могут входить в эти потоки лишь случайно и сразу же выпадают из них. Психологически это проявляется как духовный подъем, сменяющийся разочарованием и депрессией, а в некоторых случаях — личной трагедией. Способность любить, с этой точки зрения, означает умение приводить свои представления в соответствие с естественными законами человеческой природы, умение входить в восходящие потоки духовной энергии, раскрывать в них свою индивидуальность и переходить на все более высокие уровни. Практически способность любить предполагает, прежде всего, сознательное управление своими поступками. Однако люди обладают лишь иллюзией сознательности. Нам часто лишь кажется, что мы действуем сознательно. На самом же деле, мы находимся в плену своих привычек, стереотипов поведения, предвзятых мнений. Мы напоминаем пьяницу, который, сколько бы ни выпил, считает себя в отличной форме. Это не он шатается, а дорога почему-то становится неровной, прохожие почему-то начинают толкаться, а асфальт оказывается слишком твердым и шершавым. А сам-то он в полном порядке! Так и мы в своей любви. Мы так любим, так стремимся к своим возлюбленным. Мы готовы для них на все, а они оказываются такими неблагодарными! Они заставляют нас ждать, беспокоиться, ревновать, злиться. Они ломают наши лучшие планы и прекраснейшие мечты! Как же это объяснить? Что же это такое? — Это наше дремучее невежество в сфере человеческих отношений, наша полная неспособность любить. Первое представление, с которого начинается сознательное поведение, это представление о нашей зависимости от собственных поступков. Наша способность любить зависит от наших поступков, и мы должны суметь увидеть эту зависимость, увидеть достаточно ярко и отчетливо. С осознания этого начинаются первые шаги к настоящей любви. Ход мыслей любого юноши и любой девушки таков: “То, что я делаю сейчас, не имеет никакого значения. Главное — встретить свою любовь, тогда-то уж я покажу, каким (или какой) я могу быть. Я покажу, что такое настоящая нежность, настоящая чуткость, настоящая преданность”. Но откуда возьмутся эти нежность, чуткость и преданность? Что мы можем показать, если ничему не учились и ничего не понимаем? И, сталкиваясь с действительностью, терпя полный крах своих надежд, мы создаем себе новую, более мрачную, но зато — более удобную иллюзию: любовь — это прекрасная мечта, для которой нет места в подлинной действительности. Да, в той действительности, которую мы создали вокруг себя, любви нет места. А создается эта действительность нашими поступками и нашими представлениями. Каждый наш поступок и каждая наша мысль выстраивают внутри нас целые крепости различных самооценок, мнений, стереотипов, о которых мы даже не догадываемся. И мы не сможем мгновенно освободиться от них, даже если встретим самого Господа Бога. Погрязнув в мусоре своих поступков, мы оказываемся неспособными на любовь, какое бы прекрасное существо мы ни встретили на своем жизненном пути. В результате, в юношеской душе возникает противостояние возвышенных устремлений и окружающей атмосферы эгоизма и ограниченности, разрушающей молодые души. Что было бы с нашей цивилизацией, если бы не было кого разрушать, если бы вдруг остались одни опытные циничные взрослые, если бы не осталось ни одного влюбленного, ни одного мечтателя? Она не простояла бы и нескольких дней. Как говорил один из героев французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: “ Зачем тебе твои самолеты, и твое радио, и твоя армия, если у тебя нет истины? ” Единственная и настоящая ценность в нашей жизни — это любовь к человеку. И если ее нет, если не остается во всем мире людей, способных хоть чуть-чуть любить нас или кого-то другого, то зачем нам государство, зачем нам банки, экономика, техника? Зачем жизнь? Говорят, реальность всегда побеждает. Но это не так, если иметь в виду реальность нашего больного общества. В конечном счете здесь побеждает другая реальность — реальность человеческой души. Нужно только найти путь к ней. На смену черной магии вожделения, интриг и ревности должно прийти светлое знание законов человеческой души. Это знание лежит в области психоэнергетики и парапсихологии — науки о необычных силах, способностях и состояниях человека. И не случайно на курсы психоэнергетики и парапсихологии сейчас приходит все больше молодых людей, желающих разобраться в самих себе и окружающих их человеческих отношениях, а также их родители, стремящихся помочь своим сыновьям и дочерям стать по-настоящему счастливыми. Между реальностью нашего общества и реальностью человеческой души есть своего рода водораздел. Любовь начинается там, где заканчивается жадность, где прекращается стремление хватать, приобретать, присваивать. Любовь похожа на птицу, случайно севшую на ваше окно. Если вы будете тихи и осторожны, то, возможно, птица прилетит снова; но если в этот момент вы попытаетесь схватить ее, то следующего раза придется ждать долго. Если вы хотите найти свою любовь, вы должны готовиться к этой встрече. Надо каждый день задавать себе вопрос: какая она? Надо каждый день все ярче и отчетливей представлять ее себе и, вглядываясь в окружающих, улавливать, не отражаются ли в них ее черты, нет ли ее среди них?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.034 сек.) |