АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава шестая. Мен­таль­ная практика — путь к свободе

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. IV. Глава подразделения по стране
  6. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  7. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  8. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  9. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  10. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  11. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  12. Аб Глава II ,

Мен­таль­ная практика — путь к свободе

Боль­шин­с­тво людей, даже читая много умных книг, ока­зы­ва­ются не в сос­то­я­нии сразу изменить свою жизнь и резко пере­ме­нить свои отно­ше­ния с окру­жа­ю­щими. Им не хватает реши­мости, душевных сил, пси­хи­чес­кой энергии. Поэтому им следует начинать с пос­те­пен­ного изме­не­ния своей жизни и речевого пове­де­ния, с освоения спе­ци­аль­ных практик, с пос­ле­до­ва­тель­ного изме­не­ния старых привычек и фор­ми­ро­ва­ния новых. Это будет шаг за шагом уве­ли­чи­вать пси­хо­э­нер­г­с­ти­чес­кий потен­циал человека, раз­ви­вать силы его мышления и речи, соз­да­вать все новые воз­мож­ности для изме­не­ния своей жизни.

Надо сказать, что работа над собой, практика само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния также требует опре­де­лен­ного пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кого уровня. Само по себе сис­те­ма­ти­чес­кое само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ние — это наиболее сложная форма чело­ве­чес­кой дея­тель­ности, дос­туп­ная далеко не многим. Она требует осмыс­лен­ного и упо­ря­до­чен­ного пове­де­ния, соот­вет­с­т­ву­ю­щего соз­на­тельно пос­тав­лен­ным целям. Эти высокие цели — цели, при­да­ю­щие смысл всему сущес­т­во­ва­нию человека и каждому его движению, должны быть един­с­т­вен­ным руко­вод­с­т­вом в жизни. Человек должен быть сво­бод­ным и неза­ви­си­мым и под­чи­няться только своим соб­с­т­вен­ным решениям. Он должен быть неуязвим для внешних влияний и воз­дей­с­т­вий. Для этого необ­хо­димы, с одной стороны, уве­рен­ность в себе, с другой — развитое и отно­си­тельно самос­то­я­тель­ное мышление.

Это соче­та­ние (уве­рен­ность и развитое мыш­ле­ние) является дос­та­точно редким явлением. Спе­ци­фика нашего общества зак­лю­ча­ется в том, что чем человек глупее, тем уве­рен­нее он себя чув­с­т­вует. Огра­ни­чен­ный пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кий потен­циал таких людей про­яв­ля­ется в форме бес­с­мыс­лен­ной актив­ности, наиболее соот­вет­с­т­ву­ю­щей струк­туре нашей соци­аль­ной среды. Однако они сущес­т­вуют за счет энергии более развитых людей и не могут долгое время оста­ваться в оди­но­чес­тве. Это грозит им серь­ез­ными пси­хи­чес­кими рас­с­т­рой­с­т­вами. Общество пере­ма­лы­вает духовную энергию наиболее развитых своих членов и полу­чен­ное сырье исполь­зует для своих при­ми­тив­ных нужд. Дураки при этом ока­зы­ва­ются в более выгодном пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ком поло­же­нии. Вместе с тем, им сложнее стать неза­ви­си­мыми от общества, сво­бод­ными от внешних влияний. Поэтому практика самос­то­я­тель­ного совер­шен­с­т­во­ва­ния (са­мо­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния) ока­зы­ва­ется для них недос­туп­ной. Для нор­маль­ной жизни и для духов­ного развития им нужна помощь духовных нас­тав­ни­ков.

Боль­шин­с­тво религий спе­ку­ли­рует на неса­мос­то­я­тель­ности, духовной бес­по­мощ­ности людей. Эти религии соз­на­тельно (на уровне груп­по­вого соз­на­ния) задер­жи­вают и нарушают развитие общества, куль­ти­ви­руя глупость и гос­под­с­тво при­ми­тив­ных эмоций, выда­ва­е­мые за высший уровень духов­ности.

Вместе с тем, даже в нашем обществе можно вст­ре­тить нас­то­я­щих духовных мастеров. Имена неко­то­рых из них широко извес­т­ны: Гурджиев, Криш­на­мурти, Виве­ка­нанда. Однако эти имена — скорее иск­лю­че­ние. В нашем больном обществе боль­шин­с­тво духовных мастеров остаются безы­мян­ными и неиз­вес­т­ными. Для людей с огра­ни­чен­ным мыш­ле­нием и духовным потен­ци­а­лом главный путь развития — помощь со стороны духов­ного мастера. За счет без­г­ра­нич­ного доверия и полной отк­ры­тости своему Учителю даже умс­т­венно отсталый человек может в счи­тан­ные дни раскрыть свои пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кие воз­мож­ности, инту­и­тивно познать сок­ро­вен­ные тайны бытия и под­няться к вершинам духов­ности. Однако в обществе, пос­т­ро­ен­ном на алчности и лжи, в обществе шар­ла­та­нов и жуликов человек с огра­ни­чен­ными спо­соб­нос­тями ока­зы­ва­ется прак­ти­чески не в сос­то­я­нии найти под­лин­ного духов­ного нас­тав­ника. Поэтому в наших условиях само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ние является, пожалуй, един­с­т­вен­ной дос­туп­ной формой развития как для людей под­го­тов­лен­ных, так и для людей, нес­по­соб­ных к сис­те­ма­ти­чес­кой работе над собой.

Воз­ни­кает вопрос: как же могут зани­маться само­со­вер­шен­с­т­во­ва­нием люди, нес­по­соб­ные к этому? Как уже было сказано, главным пре­пят­с­т­вием для само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния является зави­си­мость от внешних влияний и нес­по­соб­ность сле­до­вать своим соб­с­т­вен­ным решениям.

Миллионы людей время от времени при­ни­мают решение начать с поне­дель­ника новую жизнь. Новая жизнь почему-то не начи­на­ется. Но для нас сейчас в этих строках главное — само решение, сама мысль людей о необ­хо­ди­мости начать новую жизнь, о необ­хо­ди­мости стать в чем-то лучше.

Не все люди готовы к сис­те­ма­ти­чес­кой работе над собой, к само­со­вер­шен­с­т­во­ва­нию, однако мысль о необ­хо­ди­мости само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния рано или поздно приходит в голову каждого человека. Эта мысль — главное сок­ро­вище, которым мы обладаем, главная дра­го­цен­ность нашей жизни. Обс­то­я­тельс­тва и нез­до­ро­вые влияния могут быстро погасить эту мысль, но в лучах энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ных потоков мироз­да­ния наше сознание вновь и вновь начинает све­титься этой мыслью.

Непод­го­тов­лен­ные люди не могут сделать эту мысль пос­то­ян­ной и доми­ни­ру­ю­щей. Они не могут пос­то­янно в течение сколько-нибудь дли­тель­ного времени (хотя бы трех-четырех недель) руко­вод­с­т­во­ваться целями и реше­ни­ями, выте­ка­ю­щими из этой мысли. Поэтому для них спе­ци­аль­ные практики духов­ного само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния помогают сос­ре­до­то­чи­ваться вокруг момента появ­ле­ния, вспышки этой мысли. С помощью спе­ци­аль­ных упраж­не­ний они должны мак­си­мально исполь­зо­вать энергию таких вспышек и за счет этого развить свой пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кий потен­циал до уровня, необ­хо­ди­мого для перехода к пос­то­ян­ной практике само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния.

По сути дела, мысль о само­со­вер­шен­с­т­во­ва­нии является мыслью, нап­рав­лен­ной на внут­рен­ний мир человека. Если, исполь­зуя инфор­ма­цию этих строк, человек поп­ро­бует осознать значение этой мысли, ее влияние на психику, воз­мож­ности, которые она отк­ры­вает, то это уже будет пред­с­тав­лять вспышку мен­таль­ного мышления или, для крат­кости, — мен­таль­ную вспышку.

Первое и главное, что дает мен­таль­ная вспышка, — это время. В момент мен­таль­ной вспышки, когда мы осознаем, что главное в жизни — это духовное развитие, мы под­ни­ма­емся над пов­сед­нев­ной суетой и на какое-то время ста­но­вимся сво­бод­ными и неза­ви­си­мыми от обс­то­я­тельств. Это дра­го­цен­ное время нашего духов­ного роста. Однако пов­сед­нев­ная суета атакует нас всеми спо­со­бами, начиная от физи­о­ло­ги­чес­ких пот­реб­нос­тей и закан­чи­вая нашими мирскими планами и замыс­лами, и в резуль­тате этого мен­таль­ная вспышка быстро гаснет. Чтобы продлить ее время, непод­го­тов­лен­ному человеку нужно пере­мес­титься в место, защи­щен­ное от внешних пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ких воз­дей­с­т­вий.

Многие ста­ра­ются исполь­зо­вать для духовной практики соб­с­т­вен­ное жилище, особенно когда там нет других людей. Для непод­го­тов­лен­ных людей это является грубой ошибкой. Именно в своей соб­с­т­вен­ной квартире мы испы­ты­ваем наиболее сильное воз­дей­с­т­вие отв­ле­ка­ю­щих факторов. Гораздо лучше пойти в биб­ли­о­теку или в тихую церковь. Еще лучше — уеди­ниться вдали от людей на лоне природы. О том, какое значение может иметь пра­виль­ный выбор места для духовной практики, можно судить по описанию Карлоса Кас­та­не­ды: “ Он указал на то, что я очень устал, сидя на полу, и что следует пра­вильно найти “пятно” на полу, где я мог бы сидеть, не уставая... и ясно под­чер­к­нул, что пятно означает место, где человек может чув­с­т­во­вать себя естес­т­венно счас­т­ли­вым и сильным. Он похлопал по месту, где сидел, и сказал, что это было его соб­с­т­вен­ным местом, добавив, что он поставил передо мной задачу, которую я должен решить самос­то­я­тельно и немед­ленно... Когда я достиг центра, то понял, что про­и­зошло еще одно изме­не­ние в окраске, опять на краю поля моего зрения. Одно­об­раз­ный зеле­но­вато-желтый оттенок, который я видел повсюду, прев­ра­тился в одном месте, справа от меня, в яркий серо-зеленый. Какой-то момент этот оттенок держался, а потом внезапно изме­нился в другой пос­то­ян­ный оттенок, отличный от виден­ного ранее. Я снял ботинок и отметил им эту точку... Рядом с ней был большой камень. Неко­то­рое время я посидел рядом, пытаясь найти отгадку, приг­ля­ды­ва­ясь к каждой детали, но не почув­с­т­во­вал никакой разницы...

Я решил пред­п­ри­нять пос­лед­нюю попытку. Я поднялся и медленно приб­ли­зился к точке, отме­чен­ной пиджаком, и опять я почув­с­т­во­вал то же самое ощущение. На этот раз я сделал большое усилие, чтобы овладеть собой. Я уселся, затем встал на колени, чтобы лечь на живот, но не смог этого сделать, несмотря на свое желание. Я опустил руки на пол перед собой. Мое дыхание учас­ти­лось, Начало под­таш­ни­вать. Я испы­ты­вал ясное ощущение паники и старался не убежать прочь. Думая, что дон Хуан, возможно, наб­лю­дает за мной, я медленно отполз на второе место и прис­ло­нился к камню. Я хотел немного отдох­нуть и привести в порядок свои мысли, но нео­жи­данно заснул.

Я услышал, как дон Хуан раз­го­ва­ри­вает и смеется над моей головой, и прос­нулся. — Ты нашел точку, — сказал он... Я спросил его, имеет ли каждое из этих двух мест свое название. Он сказал, что хорошее место назы­ва­ется “си­день­ем”, а плохое зовут “врагом”. Он сказал, что эти два места являются ключом к само­чув­с­т­вию человека, особенно такого человека, который ищет знания. Простой акт сидения на своем месте создает высшую силу... ”.

Для тех, кто достиг духов­ного рав­но­ве­сия, можно привести слова индий­с­кого духов­ного мастера Шива­нан­ды: “Нас­то­я­щая, уютная, хорошо меб­ли­ро­ван­ная, вызы­ва­ю­щая бла­го­го­вей­ное нас­т­ро­е­ние пещера нахо­дится в нашем сердце. И теперь сов­ре­мен­ные мудрецы и Риши обитают там, не позволяя уму и чувствам выры­ваться наружу. Они пьют там нектар бес­с­мер­тия и остаются вечно бла­жен­ными.

Так обитайте же и вы в этой пещере, таин­с­т­вен­ной, вели­чес­т­вен­ной пещере сердца, наедине со своим внут­рен­ним Я, целью жизни и един­с­т­вен­ным убежищем для всех!”.

Итак, практика № 1 — это поиск места для размышлений. Выше даны наиболее общие реко­мен­да­ции, но возможны самые раз­лич­ные варианты. Неко­то­рые при­вер­женцы (адепты) само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния чув­с­т­вуют себя совер­шенно уеди­ненно, даже находясь в общес­т­вен­ном тран­с­порте. Это, конечно, иск­лю­че­ние, которому нет смысла сле­до­вать. Уже на этапе этой первой практики необ­хо­дима помощь духов­ного нас­тав­ника, так как именно он может под­с­ка­зать наиболее под­хо­дя­щее для ваших инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­нос­тей место уеди­не­ния.

Однако парадокс зак­лю­ча­ется в том, что в условиях евро­пей­с­кой циви­ли­за­ции подав­ля­ю­щее боль­шин­с­тво людей не способны к нор­маль­ному общению вообще и, тем более, к нор­маль­ному общению с духовным мастером. Они просто не в сос­то­я­нии иметь нас­тав­ника. Общение с нас­тав­ни­ком требует очень высокого уровня под­го­товки по срав­не­нию с тем, что мы имеем. Поэтому, как гласит древняя муд­рос­ть: “Когда ученик готов — учитель появ­ля­ет­ся”.

Что же в таком случае можно поре­ко­мен­до­вать людям непод­го­тов­лен­ным? Един­с­т­вен­ный совет, который здесь можно дать: пробуйте, дей­с­т­вуйте, прок­ла­ды­вайте свой соб­с­т­вен­ный путь в этой неиз­вес­т­ной стране, лежащей за гранью общеп­ри­ня­того и обще­из­вес­т­ного. Будьте вни­ма­тельны и осто­рожны, но не оста­нав­ли­вайте своего движения вперед. Любые оста­новки — бес­с­мыс­ленны. Без поиска нет находок. Пробуйте, дви­гай­тесь, прод­ви­гай­тесь. Шаг за шагом, сту­пенька за сту­пень­кой, вперед и вперед. Другого способа достичь цели нет.

Практика № 2 — самонаблюдение. Глубины и сфо­ку­си­ро­ван­ности внимания боль­шин­с­тву людей едва хватает для пони­ма­ния друг друга и своих действий на уровне обы­ден­ного сознания. Но даже такое слабое внимание люди могут сос­ре­до­то­чи­вать на одном объекте в среднем не более пят­над­цати минут. Затем внимание начинает отв­ле­каться, и человек время от времени забывает, где он нахо­дится и о чем должен думать. Когда человек не способен осоз­на­вать свои действия и свое сос­то­я­ние, серьезно говорить о какой-либо работе над собой не при­хо­дится. Поэтому первое, чем должен заняться человек во время мен­таль­ных вспышек — это развитие спо­соб­ности к само­наб­лю­де­нию. В этих целях можно исполь­зо­вать одно древнее упраж­не­ние, которое может быть названо сос­то­я­нием полного внимания.

Для освоения сос­то­я­ния внут­рен­него рав­но­ве­сия необ­хо­димо отвести дос­та­точ­ное коли­чес­тво времени (при самос­то­я­тель­ных занятиях не менее часа). Сядьте прямо, так, чтобы поз­во­ноч­ник и голова сос­тав­ляли прямую линию, пер­пен­ди­ку­ляр­ную повер­х­ности земли. Пред­ва­ри­тельно выпол­ня­ется сле­ду­ю­щее дыха­тель­ное упражнение:

1. Глубоко выдох­нуть и задер­жать дыхание как можно дольше.

2. С удо­вольс­т­вием сделать сво­бод­ный и глубокий вдох полной грудью.

3. Сразу после вдоха с облег­че­нием выдох­нуть, сбра­сы­вая зак­ре­по­щен­ность с тела и нап­ря­же­ние с психики.

Пов­то­рить это упраж­не­ние еще три раза подряд.

Первая фаза:

1. Сох­ра­няем прямое поло­же­ние тела.

2. Начинаем вхож­де­ние в сос­то­я­ние полного внимания с осоз­на­ния тишины и покоя в выб­ран­ном для занятий месте. Любые звуки, которые мы слышим, раз­да­ются на фоне тишины. Осознаем эту все­о­бъем­лю­щую тишину.

3. Пред­с­та­вим себе, что все бес­по­кой­с­тво осталось в других местах, все наши проблемы — там, а здесь — вы пол­нос­тью свободны и спокойны.

4. Осознаем прос­т­ран­с­тво нашего места для занятий, тишину и покой самого этого прос­т­ран­с­тва.

5. Ощущаем себя спокойно, свободно и уютно. Покой, уве­рен­ность и бла­жен­с­тво пос­те­пенно напол­няют нас. Сос­ре­до­то­чи­ва­емся на этом 5—10 минут.

Вторая фаза:

В течение пос­ле­ду­ю­щих 30—40 минут пол­нос­тью рас­с­лаб­ляем тело и рас­к­ре­по­щаем мысли, сохраняя поз­во­ноч­ник прямым и вер­ти­каль­ным. Глаза закрыты. Спокойно наб­лю­дайте за всем, что про­ис­хо­дит вокруг вас и внутри вас: вы сможете осоз­на­вать какие-то звуки, близкие и далекие, какие-то ощущения, эмоции и мысли. В сознании могут появ­ляться самые разные мысли. Не следует сли­ваться с ними, отож­дес­т­в­ляться. Не следует улетать вместе с мыслями в прошлое или в будущее, или в другие места, иначе мы перес­та­нем их осоз­на­вать. В этом зак­лю­ча­ется главная задача упраж­не­ния: сох­ра­нять дис­тан­цию между нашим внут­рен­ним “Я” и ощу­ще­ни­ями, эмоциями, мыслями. Наб­лю­дать за ними как бы со стороны.

Чтобы ни про­ис­хо­дило внутри или вокруг нас, мы только наб­лю­даем. Ощущения и мысли могут быть при­ят­ными или неп­ри­ят­ными. Это не имеет значения. Мы просто наб­лю­даем за их дви­же­нием, за их появ­ле­нием и исчез­но­ве­нием. Все более прис­тально наб­лю­даем и осознаем, пос­те­пенно замечая все больше вещей вокруг себя и внутри себя.

При работе с нас­тав­ни­ком ученик получает ряд допол­ни­тель­ных указаний, но все они носят инди­ви­ду­аль­ный характер. Обычно нас­тав­ник кор­рек­ти­рует дыхание ученика, сос­то­я­ние раз­лич­ных частей тела, помогает снять внут­рен­ние нап­ря­же­ния и навяз­чи­вые мысли. Рас­к­ры­ва­ется эзо­те­ри­чес­кий и пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кий смысл всех сос­тав­ных частей упраж­не­ния. Те, кто зани­ма­ется на наших курсах, может получить под­го­товку, необ­хо­ди­мую для освоения третьей фазы сос­то­я­ния полного внимания.

Для пояс­не­ния значения этого упраж­не­ния можно привести сле­ду­ю­щую историю. Нес­колько евро­пей­с­ких про­фес­со­ров, спе­ци­а­лис­тов по пси­хо­ло­гии, приехали в Японию для изучения пси­хо­фи­зи­чес­ких спо­соб­нос­тей японских духовных мастеров. Была наз­на­чена встреча с одним из мастеров в рес­то­ране высотной гос­ти­ницы. Ресторан нахо­дился высоко над землей, и из окон отк­ры­ва­лась вели­ко­леп­ная панорама. Однако в самый разгар беседы стены покач­ну­лись и пол стал уходить из-под ног. С потолка посы­па­лась шту­ка­турка. Началось зем­лет­ря­се­ние.

Раз­да­лись крики ужаса. Каждый толчок наполнял сердца людей диким страхом. Казалось, рушилось само мироз­да­ние. Каждое мгно­ве­ние могло ока­заться пос­лед­ним в жизни людей. Охва­чен­ные безумной паникой, люди бро­си­лись к выходу, опро­ки­ды­вая столики, падая и давя друг друга. У выходов и у лифтов обра­зо­ва­лись пробки.

Один из про­фес­со­ров, вскочив при первых толчках, случайно бросил взгляд на лицо мастера. Мастер сидел непод­вижно. Глаза его были закрыты, а лицо выражало такое спо­кой­с­т­вие и без­мя­теж­ность, что это подей­с­т­во­вало на про­фес­сора. Он сумел на мгно­ве­ние оста­но­виться и осмот­реться. Бежать к выходу было бес­по­лезно. Нечего было и думать, чтобы про­биться через толпу обе­зу­мев­ших людей.

Про­фес­сор вновь пос­мот­рел на мастера. Спо­кой­с­т­вие такого уди­ви­тель­ного человека стало для него един­с­т­вен­ной опорой в этом кро­меш­ном аду. Он собрался с духом и вели­чай­шим усилием воли заставил себя сесть. Через неко­то­рое время толчки прек­ра­ти­лись. Оше­лом­лен­ные люди начали при­хо­дить в себя. Неко­то­рые ощу­пы­вали самих себя и пол, на котором лежали, словно заново осоз­на­вая реаль­ность про­ис­хо­дя­щего.

Мастер открыл глаза и улыб­нулся. Про­фес­сор, пора­жен­ный его духовной силой и спо­кой­с­т­вием не меньше, чем самим зем­лет­ря­се­нием, наб­ро­сился на него с воп­ро­са­ми: “Как вам удалось? Неужели вы ни капельки не испу­га­лись? Не взвол­но­ва­лись?”.

“Я отре­а­ги­ро­вал по-другому,— сказал мастер.— Я почув­с­т­во­вал зем­лет­ря­се­ние раньше осталь­ных и сразу понял, что бежать к выходу бес­с­мыс­ленно и неце­ле­со­об­разно. Я избрал един­с­т­венно воз­мож­ный путь бегства: — я убежал в свое внут­рен­нее “Я”, в глубины своего сознания. Там я был в безо­пас­ности и мог спокойно наб­лю­дать за всем про­ис­хо­дя­щим так же, как мы наб­лю­даем сейчас из этих окон за прос­ти­ра­ю­щи­мися внизу прос­т­ран­с­т­ва­ми”.

По мере развития спо­соб­ности к само­наб­лю­де­нию можно пере­хо­дить к третьей практике -— самоконтролю. На пред­ва­ри­тель­ном этапе само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния, когда еще не сло­жи­лась ежед­нев­ная сис­те­ма­ти­чес­кая работа над собой, про­во­ди­мая из месяца в месяц, практика само­кон­т­роля также возможна, но только в периоды мен­таль­ных вспышек. При этом лучшим методом само­кон­т­роля является ведение дневника само­наб­лю­де­ний.

Часто слу­ша­тели наших курсов спра­ши­вают, как вести дневник, что следует запи­сы­вать? В период мен­таль­ной вспышки, когда про­сы­па­ется желание что-то изменить в себе, человек сам видит, как нужно вести дневник. Когда же мен­таль­ная вспышка проходит, человек перес­тает видеть смысл не только ведения дневника, но и вообще — работы над собой.

В периоды отсут­с­т­вия стрем­ле­ния к само­со­вер­шен­с­т­во­ва­нию отно­ше­ние к пре­ды­ду­щим днев­ни­ко­вым записям может изме­няться. Они могут даже унич­то­жаться. Это, конечно, является опре­де­лен­ной потерей. Вместе с тем, однажды запи­сан­ные вами слова при­об­ре­тает особую силу и впос­лед­с­т­вии могут быть так или иначе вос­п­ро­из­ве­дены.

Все знания в этом мире человек получает через свой личный опыт. Какой-то опыт дан человеку уже от рождения в виде естес­т­вен­ных реакций его орга­низма, включая и ори­ен­ти­ро­воч­ный инстинкт, осталь­ной опыт человек при­об­ре­тает в течение жизни. Так, чтобы получать знания с помощью слов, человек должен овладеть речью, при­об­рести опыт речевой дея­тель­ности. Чтобы получать знания с помощью зрения, человек должен при­об­рести опыт исполь­зо­ва­ния своих глаз.

Ведение дневника является соз­да­нием и сос­ре­до­то­чи­ва­нием самого главного жиз­нен­ного опыта человека -— опыта само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния. Поэтому дневник само­наб­лю­де­ний и само­кон­т­роля по существу является личной библией человека, его главной свя­щен­ной книгой. Это орган его духов­ного зрения, через который он получает воз­мож­ность видеть под­лин­ную реаль­ность.

Сис­те­ма­ти­чес­кая работа с днев­ни­ком отк­ры­вает человеку глаза на внут­рен­ний смысл и под­соз­на­тель­ные причины своих соб­с­т­вен­ных пос­туп­ков. Появ­ля­ется воз­мож­ность увидеть и отб­ро­сить все бес­по­лез­ное и бес­с­мыс­лен­ное в своих дей­с­т­виях, в раз­лич­ных видах своей дея­тель­ности. Человек начинает осоз­на­вать, что ежед­невно большую часть своего времени он тратит впустую. Он тратит впустую большую и лучшую часть своей жизни, а чаще — всю свою жизнь. По-нас­то­я­щему осознать это нелегко, а без работы с днев­ни­ком — почти невоз­можно. Но “во многих знаниях — много печали”. Когда это осоз­на­ние приходит, появ­ля­ются новые проблемы.

Человек, уви­дев­ший ненуж­ность многих своих пос­туп­ков и большие потери времени, естес­т­венно, хочет избежать этого. Здесь идет речь не о тех людях, которые с бес­с­мыс­лен­ным упор­с­т­вом изо дня в день “бьются головой о стену” и сожалеют, что им не хватает времени для столь увле­ка­тель­ного занятия. Речь идет о человеке, который видит разницу между бес­с­мыс­лен­ными, хао­ти­чес­кими дей­с­т­ви­ями и целе­нап­рав­лен­ным прод­ви­же­нием к новым гори­зон­там своей жизни. И вот, хотя перед таким чело­ве­ком стоит ясная цель, хотя он хорошо видит нап­рав­ле­ние своего пути, во время мен­таль­ных вспышек он с удив­ле­нием обна­ру­жи­вает, что по совер­шенно непо­нят­ным причинам он вновь и вновь сво­ра­чи­вает с прямого пути, вновь и вновь что-то зас­тав­ляет его зани­маться разными глу­пос­тями и пустой суетой.

Иногда уходит много месяцев на работу с днев­ни­ком прежде, чем человек увидит причины этих отк­ло­не­ний. Легко сказать, что причиной являются нега­тив­ные пси­хо­э­мо­ци­о­наль­ные сте­ре­о­типы. Однако, чтобы воочию увидеть, как эти сте­ре­о­типы ежед­невно и ежечасно создают все новые и новые отк­ло­не­ния в жизни человека, необ­хо­димы большие внут­рен­ние исс­ле­до­ва­ния.

Чтобы работа над собой стала сис­те­ма­ти­чес­кой и начала давать кон­к­рет­ные резуль­таты, необ­хо­димо обна­ру­жить и взять под контроль действие нега­тив­ных сте­ре­о­ти­пов и отри­ца­тель­ных эмо­ци­о­наль­ных сос­то­я­ний.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)