АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава девятая. Визу­а­ли­за­ция и техника мен­таль­ной локации

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. IV. Глава подразделения по стране
  6. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  7. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  8. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  9. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  10. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  11. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  12. Аб Глава II ,

Визу­а­ли­за­ция и техника мен­таль­ной локации

Многие извес­т­ные гип­но­ти­зеры и суг­гес­то­логи утвер­ж­дают, что прежде, чем внушить какой-то образ, какую-то вещь окру­жа­ю­щим, они должны “уви­деть” ее сами, то есть пред­с­та­вить ее себе нас­только отчет­ливо и ярко, словно видят ее наяву. Только тогда они могут успешно внушать этот образ другим. В сов­ре­мен­ной парап­си­хо­ло­ги­чес­кой практике это назы­ва­ется визу­а­ли­за­цией. Зачем же нужна визу­а­ли­за­ция при гипнозе и внушении, какую роль она играет в мен­таль­ном вза­и­мо­дей­с­т­вии людей? Об этом мы пого­во­рим позже. А сейчас мы рас­с­мот­рим, что такое визу­а­ли­за­ция и какую роль она может играть в жизни человека.

Первое, с чего следует начинать, — это развитие силы пред­с­тав­ле­ний. Техники развития силы пред­с­тав­ле­ний были известны уже в глубокой древ­ности и отра­ба­ты­ва­лись в течение тыся­че­ле­тий. Как и во всех пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ких упраж­не­ниях, это упраж­не­ние начи­на­ется с пра­виль­ного поло­же­ния тела.

Поло­же­ние — сидя. Ноги в данном случае могут быть рас­по­ло­жены про­из­вольно, но обя­за­тельно сим­мет­рично друг другу. Поз­во­ноч­ник, шея и голова должны быть рас­по­ло­жены на одной прямой линии, строго пер­пен­ди­ку­лярно повер­х­ности земли. С виду эта инс­т­рук­ция может пока­заться очень простой, однако мы плохо осознаем свое тело, поло­же­ние раз­лич­ных его частей и работу раз­лич­ных мышечных групп. Поэтому в боль­шин­с­тве случаев, чтобы рас­по­ло­жить тело пра­вильно, тре­бу­ется кро­пот­ли­вая работа с инс­т­рук­то­ром.

Грудную клетку нужно рас­к­ре­пос­тить и рас­п­ра­вить, чтобы дыхание было легким и сво­бод­ным. Для этого необ­хо­димо опустить плечи вниз и назад и рас­п­ра­вить их. При этом будет хорошо, если рас­с­то­я­ние между лопат­ками по воз­мож­ности уве­ли­чится. Чтобы легче под­дер­жи­вать грудную клетку рас­п­рав­лен­ной, поясницу можно слегка прогнуть вперед.

Поуп­раж­няв­шись неко­то­рое время и освоив пра­виль­ное поло­же­ние тела, можно пере­хо­дить к началь­ным упраж­не­ниям по фор­ми­ро­ва­нию и развитию пред­с­тав­ле­ний. Согласно сов­ре­мен­ной евро­пей­с­кой пси­хо­ло­гии, “ пред­с­тав­ле­ние (в пси­хо­ло­гии) — наг­ляд­ный образ предмета или явления (со­бы­тия), воз­ни­ка­ю­щий на основе прошлого опыта (данных ощущений и вос­п­ри­я­тий) путем его вос­п­ро­из­ве­де­ния в памяти или в вооб­ра­же­нии. В связи с этим раз­ли­чают пред­с­тав­ле­ния памяти и пред­с­тав­ле­ния воображения ”. Примем это опре­де­ле­ние за исходный пункт наших рас­суж­де­ний и добавим, что пред­с­тав­ле­ния по существу являются, с одной стороны, стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом для мышления и, с другой стороны, — формой вза­и­мо­дей­с­т­вия нашего “Я” с внешней реаль­нос­тью. Мы реко­мен­дуем начинать развитие потен­ци­ала пред­с­тав­ле­ний, исполь­зуя зрение, так как для евро­пей­цев оно является главным ана­ли­за­то­ром.

Для работы вначале следует исполь­зо­вать све­тя­щи­еся, но не слишком яркие объекты. Может подойти тлеющий уголек, вос­хо­дя­щее или захо­дя­щее солнце, луна, фос­фо­рес­ци­ру­ю­щие объекты и т.д. Клас­си­чес­ким объектом для развития силы пред­с­тав­ле­ний является пламя свечи.

Бол­гар­с­кий автор В. Евтимов так опи­сы­вает это упраж­не­ние: “ Пламя заж­жен­ной свечи должно рас­по­ла­гаться на уровне глаз на рас­с­то­я­нии от 50 см до 1 м. Вгля­ды­вай­тесь широко отк­ры­тыми глазами точно в центр пламени до тех пор, пока глаза не начнут сле­зиться. Закройте глаза. После про­дол­жи­тель­ного вгля­ды­ва­ния в яркий объект перед зак­ры­тыми глазами оста­нется его светлый “след”, который должен воз­буж­дать зри­тель­ные центры в мозге. Попы­тай­тесь “сп­ро­ек­ти­ро­вать” этот светлый “след” точно в меж­б­ров­ный про­ме­жу­ток: сначала он будет ярким, а потом пос­те­пенно поб­лед­неет и исчезнет. Пов­то­рите упраж­не­ние. Про­де­лы­вайте так ежед­невно, пока не дос­тиг­нете спо­соб­ности смотреть на пламя в течение 10—15 минут, не мигая. Тогда вы обна­ру­жите, что центр светлого “следа” окружен мно­жес­т­вом других более слабых световых пятен. Не отводите взгляда от цен­т­раль­ного пятна. Когда же, наконец, вы не будете видеть ничего, кроме светлого пятна на месте свечи, то это будет означать, что вы овладели упражнением ”.

Однако такой вариант упраж­не­ния больше рас­с­чи­тан (как ука­зы­вает и сам В. Евтимов) на про­фи­лак­тику и развитие самого процесса зрения и меньше спо­соб­с­т­вует непос­ред­с­т­венно развитию зри­тель­ных пред­с­тав­ле­ний. Для фор­ми­ро­ва­ния и развития мощных зри­тель­ных пред­с­тав­ле­ний и уве­ли­че­ния на этой основе потен­ци­ала мышления необ­хо­димо выпол­нять это упраж­не­ние сле­ду­ю­щим образом. Вначале сос­ре­до­та­чи­ваем свой взгляд и все свое внимание на пламени свечи в течение одной минуты. Пламя должно быть непод­виж­ным. Следует рас­с­мат­ри­вать его как можно прис­таль­ней, во всех под­роб­нос­тях. Например, вни­ма­тельно рас­с­мот­реть контур пламени, изме­не­ния цвета в центре и по краям, окраску фона рядом с краями пламени, более светлые и темные формы в самом пламени и т.д. Затем следует закрыть глаза, однако, в отличие от опи­сан­ного выше варианта упраж­не­ния, следует не просто наб­лю­дать за све­тя­щимся следом на фоне закрытых век, а пред­с­та­вить себе пламя как можно ярче и отчет­ли­вей, во всех деталях и под­роб­нос­тях.

Этот мыс­ли­тель­ный образ следует рас­по­ло­жить в точке между бровями и ста­раться удер­жи­вать его как можно дольше, сохраняя его ярким и со всеми под­роб­нос­тями. Условная плос­кость нашего лба — это естес­т­вен­ный экран нашего внут­рен­него взора, на котором мы видим все образы, всп­лы­ва­ю­щие в нашем сознании. Поэтому, помещая образ пламени свечи в центр этой плос­кости — в точку между бровями, мы можем удер­жи­вать его дольше и отчет­ли­вей. Однако через какое-то время образ теряет свою яркость, ста­но­вится смутным, наше внимание начинает неп­ро­из­вольно отв­ле­каться на другие объекты. Тогда следует снова открыть глаза и снова в течение минуты сос­ре­до­та­чи­ваться на пламени. Затем вновь зак­ры­ваем глаза, отра­ба­ты­ваем удер­жа­ние образа, то есть свое пред­с­тав­ле­ние пламени.

Пос­те­пенно, по мере тре­ни­ровки, наше вос­п­ри­я­тие и пред­с­тав­ле­ние пламени ста­но­вится все более четким и ярким. К зри­тель­ным ощу­ще­ниям добав­ля­ются другие. Мы при­об­ре­таем спо­соб­ность не только вызывать зри­тель­ный образ пламени, но и ощущать запах тающего воска, тепло пламени, его пот­рес­ки­ва­ние и т.д. Пред­с­тав­ле­ние ста­но­вится все более насы­щен­ным, акку­му­ли­рует в себе все больший энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ный потен­циал. Раз­ви­ва­ется спо­соб­ность все дольше удер­жи­вать это пред­с­тав­ле­ние с зак­ры­тыми глазами. В зави­си­мости от инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­нос­тей и ряда других обс­то­я­тельств, у одних людей эта работа идет более успешно, у других мед­лен­нее, однако при сис­те­ма­ти­чес­кой практике рано или поздно нас­ту­пает такой момент, когда человек может с зак­ры­тыми глазами отчет­ливо видеть пламя свечи сколько угодно долго. Появ­ля­ется также спо­соб­ность вос­п­ро­из­во­дить этот образ через нес­колько дней и более после созер­ца­ния самого пламени. При этом яркость и отчет­ли­вость вос­п­ро­из­во­ди­мого мысленно образа такая же или даже выше, чем вос­п­ри­ни­ма­е­мого объекта. Таким образом фор­ми­ру­ется пред­с­тав­ле­ние, обла­да­ю­щее мощным пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ким потен­ци­а­лом.

Такое развитие пред­с­тав­ле­ния пламени свечи или любого другого све­тя­ще­гося объекта порож­дает ряд сопут­с­т­ву­ю­щих поло­жи­тель­ных эффектов. Среди этих эффектов следует прежде всего отметить общее повы­ше­ние пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кого потен­ци­ала мышления и фор­ми­ро­ва­ние эйде­ти­чес­кой памяти. Харак­тер­ной осо­бен­нос­тью эйде­ти­чес­кой памяти является то, что человек сначала вос­п­ро­из­во­дит объект в своем сознании, а затем может рас­с­мат­ри­вать и вос­п­ри­ни­мать этот объект так же, как если бы он реально нахо­дился перед глазами. Так, например, бросив взгляд на какой-нибудь пейзаж или на страницу книги, человек запе­чат­ле­вает вос­п­ри­ня­тое в памяти, не вникая в содер­жа­ние, а затем, спустя сколь угодно долгое время, он может вос­п­ро­из­вести этот пейзаж или страницу в своем сознании и начать рас­с­мат­ри­вать или читать. Эле­мен­тами эйде­ти­чес­кой памяти обладают все дети в младшем дош­коль­ном возрасте, однако затем эта спо­соб­ность (как и многие другие) утра­чи­ва­ется. Развитие потен­ци­ала пред­с­тав­ле­ний поз­во­ляет вос­с­та­нав­ли­вать эту спо­соб­ность, неза­ви­симо от возраста.

Дос­ти­же­ние эйде­ти­чес­ких спо­соб­нос­тей по отно­ше­нию к све­тя­щимся объектам можно считать первой ступенью развития пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кого потен­ци­ала пред­с­тав­ле­ний. Когда этот уровень дос­тиг­нут, можно пере­хо­дить к упраж­не­ниям с другими классами объектов. Однако, к выбору объектов для кон­цен­т­ра­ции и мен­таль­ного вос­п­ро­из­ве­де­ния следует отно­ситься осто­рожно. Неп­ра­вильно подоб­ран­ные объекты могут привести к ухуд­ше­нию само­чув­с­т­вия и дег­ра­да­ции психики. В древ­ности счи­та­лось, что только опытный духовный нас­тав­ник может реко­мен­до­вать кон­к­рет­ному человеку с учетом его инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­нос­тей именно ему под­хо­дя­щий объект для пси­хо­ло­ги­чес­ких упраж­не­ний. Имеются в виду простые и соци­ально ней­т­раль­ные объекты. Работа с объек­тами, имеющими соци­аль­ный смысл (нап­ри­мер, деньги, символы власти и соци­аль­ного статуса), био­э­нер­ге­ти­чес­кий потен­циал (амулеты, талис­маны, обереги и другие), а также работа с образами ситуаций и событий прошлого и будущего требуют особых методов и спе­ци­аль­ной под­го­товки.

Здесь мы может привести перечень клас­си­чес­ких объектов для пси­хо­ло­ги­чес­ких упраж­не­ний, которые могут подойти человеку, неза­ви­симо от его инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­нос­тей: цветные круги диа­мет­ром 9 см пяти цветов – синий, желтый, красный, белый и черный; четыре стихии природы — земля, вода, воздух, огонь; четыре воз­вы­шен­ных сос­то­я­ния — любовь к живым сущес­т­вам, сос­т­ра­да­ние, радость за успехи окру­жа­ю­щих, пог­ру­жен­ность в свое внут­рен­нее “Я”; четыре бес­фор­мен­ных объекта — бес­ко­неч­ность прос­т­ран­с­тва, бес­ко­неч­ность сознания, пустота, ничто.

В то же время, пра­виль­ный выбор объекта для пси­хо­ло­ги­чес­ких упраж­не­ний поз­во­ляет даже человеку с неболь­шими спо­соб­нос­тями достичь фено­ме­наль­ных резуль­та­тов. Так, например, известна история о первых попытках меди­та­ции великого индий­с­кого духов­ного мастера и учителя Шри Чайтаньи, жившего в XV в. Он был пастухом и отли­чался неве­жес­т­вен­нос­тью и весьма огра­ни­чен­ным мыш­ле­нием. Однажды он пришел к учителю Рам Ачарье и стал просить, чтобы учитель обучил его духовным упраж­не­ниям.

Рам Ачарья сказал:

— О, Чай­танья! Раз­мыш­ляй о Кришне, сидящем, скрестив ноги, с флейтой в руках, поместив его образ в центре сол­неч­ного диска, нахо­дя­ще­гося в лотосе твоего сердца. При этом повторяй извес­т­ную мантру Кришны; — Ом намо вхага — ватэ васу девайм.

— О, Гуру, я такой тупо­го­ло­вый. Мне это не под силу. Это слишком трудно для меня. Эта мантра очень длинная для меня. Я не смогу ее запом­нить. Пожа­луй­ста, посо­ве­туй мне что-нибудь другое.

Рам Ачарья сказал:

— О, Чайтанья, не бес­по­койся. Я дам тебе более простой способ. Слушай же. Помести красивую малень­кую ста­ту­этку Шри Кришны перед собой. Сядь в позу лотоса. Смотри вни­ма­тельно на нос ста­ту­этки, на ее руки, ноги. Вни­ма­тельно раз­г­ля­ды­вай каждую часть тела.

— О, Гуру! Это для меня еще труднее. Если я приму такую позу, то у меня начнут болеть суставы, и я уже не смогу смотреть на ста­ту­этку. Кроме того, мне, во-первых, нужно будет сидеть непод­вижно, а во-вторых, вни­ма­тельно смотреть на раз­лич­ные части ста­ту­этки, а я совер­шенно не могу делать два дела сразу и помнить однов­ре­менно больше, чем об одной вещи. Великий Гуру, дай мне что-нибудь очень легкое!

Тогда Рам Ачарья сказал:

— О, Чайтанья, помести портрет своего отца перед собой и сядь в любую удобную для тебя позу. Просто смотри неко­то­рое время на этот портрет.

— О, Гуру, мой пок­ро­ви­тель. Это тоже очень трудно, так как я очень боюсь своего отца. Он ужасный человек. Он часто бил меня. Меня одо­ле­вает дрожь при одной мысли о нем. Мои ноги дрожат. Этот метод не подойдет мне. Мне кажется, что он еще труднее, чем два пре­ды­ду­щих метода. Умоляю тебя, Гуру, придумай для меня что-нибудь совсем легкое. Я уверен, что на этот раз, Рам Ачарья, ты дашь мне упраж­не­ние, которое будет мне по силам. Рам Ачарья сказал:

— О, Чайтанья, скажи мне, что ты любишь больше всего?

— О, Гуру, — ответил Чайтанья, — у меня есть дома корова, которая дает молоко. Из молока я делаю творог и топленое масло. Я люблю эту корову больше всего. Я пос­то­янно думаю о ней.

Иди сейчас к себе домой, — сказал Рам Ачарья, — закройся в своей комнате, сядь на под­с­тилку в углу и пос­то­янно думай и меди­ти­руй над образом этой коровы, отк­лю­ча­ясь от всего другого. Делай это без про­мед­ле­ния.

На этот раз Чайтанья остался очень доволен. Он пришел домой в веселом, жиз­не­ра­дос­т­ном нас­т­ро­е­нии, уеди­нился в своей комнате и сделал все точно так, как сказал ему гуру. Он начал меди­ти­ро­вать над образом коровы так сос­ре­до­то­ченно, что три дня подряд не выходил из комнаты. Он забыл о еде и перестал осоз­на­вать свое тело и все окру­жа­ю­щее. Он всецело был поглощен мыслями о корове.

Через три дня учитель Рам Ачарья пришел к нему, чтобы пос­мот­реть, как идут дела, и застал его пог­ру­жен­ным в меди­та­цию.

Так Шри Чайтанья достиг прорыва в своем духовном развитии и достиг свер­х­соз­на­ния, бла­го­даря тому, что учитель помог ему найти под­хо­дя­щий объект для сос­ре­до­то­че­ния.

Нау­чив­шись вос­п­ро­из­во­дить зри­тель­ные пред­с­тав­ле­ния (именно на это нап­рав­лена в первую очередь работа со све­тя­щи­мися объек­та­ми), следует допол­нять их вос­п­ро­из­ве­де­нием слуховых, ося­за­тель­ных и других пред­с­тав­ле­ний. При этом можно реко­мен­до­вать сле­ду­ю­щую технику. Сядьте в опи­сан­ную выше позу для пси­хо­ло­ги­чес­ких упраж­не­ний. Теперь начи­найте как бы “тро­гать” взглядом раз­лич­ные предметы, например, книгу, а затем — свою руку. “Пог­ладь­те” их взглядом и уловите разницу ощущений. Затем точно так же “кос­ни­тесь” взглядом какого-либо предмета окру­жа­ю­щей обс­та­новки, “пог­ладь­те” его и опять сравните разницу ощущений. Если вы не улав­ли­ва­ете, о чем идет речь, пот­ро­гайте предмет рукой, а потом поп­ро­буйте вос­п­ро­из­вести это ощущение в уме, не касаясь предмета. “Тро­га­е­те” предметы вы, конечно, не взглядом, а умом, но вначале это легче полу­ча­ется с прив­ле­че­нием взгляда или рук “тонкого тела”, то есть мысленно трогая предмет рукой. Освоив “касание взг­ля­дом”, закройте глаза и “пот­ро­гай­те” его опять. Теперь, мысленно вос­п­ро­из­ведя предмет, вы должны учиться не только видеть его отчет­ливо и реально, но и вос­п­ри­ни­мать его всеми органами чувств. При этом вос­п­ро­из­во­ди­мые образы пред­ме­тов ста­но­вятся эйде­ти­чес­кими не только зри­тельно, но и по отно­ше­нию ко всем другим органам чувств.

Дос­ти­же­ние таких резуль­та­тов имеет для человека ряд важных пос­лед­с­т­вий, среди которых прежде всего следует отметить фор­ми­ро­ва­ние свер­х­нор­маль­ных спо­соб­нос­тей само­ре­гу­ля­ции и изме­не­ния в струк­туре личности. Человек ста­но­вится более соз­на­тель­ным. Раз­ру­ша­ются многие привычки, пред­рас­судки и сте­ре­о­типы. А пос­кольку боль­шин­с­тво привычек человека евро­пей­с­кой циви­ли­за­ции — вредные, то наб­лю­да­ется общее повы­ше­ние жиз­не­де­я­тель­ности орга­низма и психики. Рас­к­ре­по­ща­ются душевные силы и про­ис­хо­дит душевный подъем, прилив уве­рен­ности и опти­мизма.

Однако этот период таит в себе и опре­де­лен­ные опас­ности. Начиная работать в соот­вет­с­т­вии с при­во­ди­мыми здесь ука­за­ни­ями, следует помнить, что вы всту­па­ете в неиз­вес­т­ные сферы чело­ве­чес­кого сознания. Если вы заб­лу­ди­тесь в этих сферах, то никто из ваших знакомых или близких не будет знать, где вас искать. Бес­по­лезно также наде­яться на врачей и других извес­т­ных вам спе­ци­а­лис­тов. Они так же бес­по­мощны в бес­к­рай­них океанах нашего сознания, как и все осталь­ные. Поэтому начинать работу лучше, зару­чив­шись под­дер­ж­кой опытного нас­тав­ника. Но даже и в этом случае спешить не следует. Прежде чем делать шаг вперед, нужно пос­мот­реть, куда мы соби­ра­емся пос­та­вить ногу.

Когда спо­соб­ность мыс­лен­ного вос­п­ро­из­ве­де­ния и удер­жа­ния в сознании раз­лич­ных объектов развита до уровня эйде­тизма, можно пере­хо­дить к сле­ду­ю­щей ступени развития потен­ци­ала пред­с­тав­ле­ний — к визу­а­ли­за­ции. Скажем так: визу­а­ли­за­ция — это такое мыс­лен­ное вос­п­ро­из­ве­де­ние объектов внешнего мира, при котором воз­дей­с­т­вие этих мыс­лен­ных образов, этих свер­хъяр­ких пред­с­тав­ле­ний на органы чувств, организм и психику человека не отли­ча­ется от воз­дей­с­т­вия самих пред­ме­тов. То есть, по существу, с помощью визу­а­ли­за­ции человек создает для себя новую реаль­ность.

Если в пре­ды­ду­щих упраж­не­ниях мыс­лен­ное вос­п­ро­из­ве­де­ние объектов осу­щес­т­в­ля­лось с зак­ры­тыми глазами, то техника визу­а­ли­за­ции зак­лю­ча­ется в том, что мысленно вос­п­ро­из­во­дить в сознании объекты с отк­ры­тыми глазами. При этом возможны два варианта. Во-первых, при визу­а­ли­за­ции даже с отк­ры­тыми глазами человек не видит вокруг себя ничего, кроме визу­а­ли­зи­ру­е­мых объектов. При втором варианте человек видит вокруг себя как реальные, так и визу­а­ли­зи­ру­е­мые объекты. Однако, если при вос­п­ро­из­ве­де­нии объектов с зак­ры­тыми глазами решающую роль играют внут­рен­ние процессы и спо­соб­ности человека, то при визу­а­ли­за­ции он вклю­ча­ется в сложные энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ные вза­и­мо­дей­с­т­вия с внешним миром, и именно они опре­де­ляют успеш­ность визу­а­ли­за­ции. Эти вза­и­мо­дей­с­т­вия ока­зы­вают опре­де­лен­ные влияния и на началь­ных этапах развития потен­ци­ала пред­с­тав­ле­ний, однако именно при визу­а­ли­за­ции они ста­но­вятся решающим фактором.

При дос­ти­же­нии ком­п­лек­с­ных эйде­ти­чес­ких пред­с­тав­ле­ний человек при­об­ре­тает воз­мож­ность изменять свое соб­с­т­вен­ное вос­п­ри­я­тие реаль­ности, струк­туру своей реаль­ности. При дос­ти­же­нии визу­а­ли­за­ции человек при­об­ре­тает спо­соб­ность изменять миро­вос­п­ри­я­тие окру­жа­ю­щих людей, влиять на энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ные процессы зна­чи­тель­ных мас­ш­та­бов. Чем больше объем и яркость визу­а­ли­за­ции, тем с большим коли­чес­т­вом явлений и событий в окру­жа­ю­щем мире она ока­зы­ва­ется свя­зан­ной, и все эти объекты, в свою очередь, ока­зы­вают воз­дей­с­т­вие на процесс визу­а­ли­за­ции. Здесь пара­метры пред­с­тав­ле­ний как бы раз­вер­ты­ва­ются по двум осям коор­ди­нат. Первая коор­ди­ната — соот­вет­с­т­вие пред­с­тав­ле­ний реаль­ности, вторая — объем пред­с­тав­ле­ний, нас­колько большой круг явлений оно в себя включает. Третий параметр — пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кий потен­циал пред­с­тав­ле­ний. По пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кому потен­ци­алу пред­с­тав­ле­ния могут быть под­раз­де­лены на обычные (обы­ден­ные) пред­с­тав­ле­ния, эйде­ти­чес­кие пред­с­тав­ле­ния и визу­а­ли­за­ции. Легче уве­ли­чи­вать потен­циал пред­с­тав­ле­ний и приб­ли­жаться к эйде­ти­чес­кому уровню, а затем — и к уровню визу­а­ли­за­ции, если пред­с­тав­ле­ния мак­си­мально соот­вет­с­т­вуют име­ю­щейся реаль­ности или ней­т­ральны по отно­ше­нию к ней. Например, срав­ни­тельно легко пред­с­та­вить себе черную точку или пламя свечи и гораздо труднее пред­с­та­вить улыбку своего соседа, если вы с ним пос­то­янно ссо­ри­тесь.

Первое, что вытекает отсюда, — это работа по опре­де­ле­нию степени реаль­ности событий, в том числе и событий, отс­то­я­щих от нас на зна­чи­тель­ном рас­с­то­я­нии в прос­т­ран­с­тве и времени. Поп­рак­ти­ко­вав­шись нес­колько месяцев, человек обу­ча­ется чув­с­т­во­вать и точно оце­ни­вать те усилия и тот уровень кон­цен­т­ра­ции, которые необ­хо­димы, чтобы мысленно вос­п­ро­из­во­дить те или иные пред­с­тав­ле­ния. Он знает свой номи­наль­ный уровень пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ких затрат для создания мыс­лен­ных образов. Пред­по­ло­жим, он захотел разыс­кать своего зна­ко­мого. Для этого человек уст­ра­и­ва­ется в спо­кой­ном и уеди­нен­ном месте, сос­ре­до­та­чи­ва­ется и пробует пред­с­тав­лять себе своего зна­ко­мого пос­ле­до­ва­тельно в раз­лич­ных местах. Пред­с­тав­лять зна­ко­мого в тех местах, где его нет, трудней. Но если пред­с­тав­ле­ние сов­па­дают с дей­с­т­ви­тель­ным мес­то­на­хож­де­нием зна­ко­мого, то, во-первых, вос­п­ро­из­вести такое пред­с­тав­ле­ние легче и, во-вторых, оно дает больший всплеск эмоций. Человек, обла­да­ю­щий дос­та­точ­ным прак­ти­чес­ким опытом работы со своими пред­с­тав­ле­ни­ями, способен четко почув­с­т­во­вать эту разницу между адек­ват­ными и неа­дек­ват­ными пред­с­тав­ле­ни­ями и точно опре­де­лить мес­то­на­хож­де­ние нужного человека. Подобным же образом можно “зон­ди­ро­вать” события и явления, про­ис­хо­дя­щие не только в нас­то­я­щее время, но и отно­ся­щи­еся к прошлому или будущему. Эту практику, по аналогии с био­ло­ка­цией, можно назвать мен­таль­ной локацией. По срав­не­нию с био­ло­ка­цией такая форма ясно­ви­де­ния, как мен­таль­ная локация, может быть более раз­но­об­раз­ной и допус­кать более инфор­ма­тив­ные интер­п­ре­та­ции.

Сущес­т­вен­ной зако­но­мер­нос­тью мен­таль­ной локации является зави­си­мость ее успеш­ности и пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ких затрат от степени вклю­чен­ности в жизнь человека, осу­щес­т­в­ля­ю­щего мен­таль­ную локацию (назовем его условно мен­таль­ным опе­ра­то­ром). Сознание человека, мышление и психика в целом связаны мири­а­дами зримых и незримых нитей, энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ных связей с неис­чис­ли­мым коли­чес­т­вом объектов и событий во Все­лен­ной. Бла­го­даря этим связям человек может “сни­мать” инфор­ма­цию с раз­лич­ных энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ных прос­т­ран­ств, исполь­зуя свои пред­с­тав­ле­ния в качестве сво­е­об­раз­ного инди­ка­тора. Чем слабее эти связи, тем дальше стоит исс­ле­ду­е­мое явление от при­выч­ных пред­с­тав­ле­ний и сте­ре­о­ти­пов мышления опе­ра­тора, тем труднее оно под­да­ется локации. Таким образом, успеш­ность мен­таль­ной локации может опре­де­ляться сле­ду­ю­щими фак­то­ра­ми: потен­ци­а­лом пред­с­тав­ле­ний опе­ра­тора, соот­вет­с­т­вием этих пред­с­тав­ле­ний исс­ле­ду­е­мому объекту, зна­чи­мос­тью исс­ле­ду­е­мого объекта для опе­ра­тора. Кроме того, следует учи­ты­вать воз­мож­ность искус­с­т­вен­ных пре­пят­с­т­вий, когда опытный мастер “зак­ры­ва­ет” для пос­то­рон­них те или иные области энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ного прос­т­ран­с­тва.

Наличие энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ных вза­и­мос­вя­зей между осоз­на­ва­е­мыми мыслями и пред­с­тав­ле­ни­ями человека и явле­ни­ями окру­жа­ю­щего мира поз­во­ляет не только осу­щес­т­в­лять мен­таль­ную локацию этих явлений, но и ока­зы­вать на них опре­де­лен­ное воз­дей­с­т­вие. Однако, если при локации пси­хи­чес­кая энергия зат­ра­чи­ва­ется только на создание пред­с­тав­ле­ний-инди­ка­то­ров, то для воз­дей­с­т­вия на события пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кий потен­циал опе­ра­тора должен соот­вет­с­т­во­вать энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ным пара­мет­рам объекта воз­дей­с­т­вия. При этом он ока­зы­ва­ется на нес­колько порядков выше того, который необ­хо­дим для локации.

Если практика мен­таль­ной локации может быть доступна любому человеку после трех-четы­рех­ме­сяч­ной тре­ни­ровки вос­п­ро­из­ве­де­ния пред­с­тав­ле­ний, то практика мен­таль­ных воз­дей­с­т­вий требует уни­каль­ного пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кого потен­ци­ала. Тем не менее, такой потен­циал, правда в иск­лю­чи­тельно редких случаях, может быть врож­ден­ным или нео­соз­нанно при­об­ре­тен­ным. Такой человек нередко с удив­ле­нием обна­ру­жи­вает, что стоит ему иногда задаться какой-то мечтой — и эта мечта сбы­ва­ется самым нео­жи­дан­ным образом. Однако это полу­ча­ется не всегда, и человек, не понимая зако­но­мер­нос­тей этих явлений, ста­но­вится суе­вер­ным и начинает верить во вме­ша­тельс­тво свер­хъес­тес­т­вен­ных сил.

Такая же ситуация нередко бывает у тех немногих людей, которые сумели развить силу пред­с­тав­ле­ний до высокого уровня. При этом нередко бывает, что, развивая свои пред­с­тав­ле­ния и био­э­нер­ге­ти­чес­кие воз­мож­ности, они совер­шенно не обращают внимания на связи своих раз­ви­ва­ю­щихся спо­соб­нос­тей и качеств с про­ис­хо­дя­щими вокруг них собы­ти­ями, с раз­вер­ты­ва­нием соб­с­т­вен­ной жизни. В резуль­тате они теряют контроль и над своими пред­с­тав­ле­ни­ями и вооб­ра­же­нием, и над ходом соб­с­т­вен­ной жизни. Как же взять под контроль связь своих пред­с­тав­ле­ний с внешними собы­ти­ями и управ­лять этой связью в соот­вет­с­т­вии со своими целями?

Здесь мы пред­с­та­вим один из воз­мож­ных вари­ан­тов мен­таль­ного воз­дей­с­т­вия на события и опишем его основные этапы и меха­низмы.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)