АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава седьмая. Управ­ле­ние состоянием

Читайте также:
  1. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  2. II. Глава о духовной практике
  3. III. Глава о необычных способностях.
  4. IV. Глава об Освобождении.
  5. IV. Глава подразделения по стране
  6. XI. ГЛАВА О СТАРОСТИ
  7. XIV. ГЛАВА О ПРОСВЕТЛЕННОМ
  8. XVIII. ГЛАВА О СКВЕРНЕ
  9. XXIV. ГЛАВА О ЖЕЛАНИИ
  10. XXV. ГЛАВА О БХИКШУ
  11. XXVI. ГЛАВА О БРАХМАНАХ
  12. Аб Глава II ,

Управ­ле­ние состоянием

Практики само­оп­ре­де­ле­ния, само­наб­лю­де­ния и само­кон­т­роля ока­зы­вают эффек­тив­ное урав­но­ве­ши­ва­ю­щее влияние на общее сос­то­я­ние человека. Однако это лишь сопут­с­т­ву­ю­щий резуль­тат данных практик.

Сос­то­я­ние человека — это все, что у него есть. Сос­то­я­ние это — способ появ­ле­ния и бытия человека в данной нам реаль­ности. Это — все, что он имеет. Все осталь­ное в жизни человека — это лишь средства и способы для создания опре­де­лен­ного сос­то­я­ния. Чаше всего люди стре­мятся к сос­то­я­нию удов­лет­во­рен­ности, уве­рен­ности и счастья, хотя бывают и иск­лю­че­ния. Наиболее неб­ла­гоп­ри­ят­ные сос­то­я­ния, от которых стре­мятся убежать люди: сос­то­я­ние бес­по­кой­с­тва, страха, стра­да­ния. Таким образом, для боль­шин­с­тва людей все сос­то­я­ния рас­п­ре­де­ля­ются на оси “ст­ра­да­ние — нас­лаж­де­ние”. Эти сос­то­я­ния связаны с фун­к­ци­о­ни­ро­ва­нием тела человека в заданном ему прос­т­ран­с­тве реаль­ности.

В периоды мен­таль­ных вспышек человек про­яв­ля­ется и сущес­т­вует в особых сос­то­я­ниях, не свя­зан­ных со стра­да­нием или нас­лаж­де­нием. Это — поз­на­ва­тель­ные сос­то­я­ния, в которых “Я” человека пол­нос­тью или частично пере­хо­дит из физи­чес­кого прос­т­ран­с­тва в мен­таль­ное прос­т­ран­с­тво. Например, человек, увле­чен­ный чтением инте­рес­ной книги, может внут­ренне отор­ваться от окру­жа­ю­щей его реаль­ности и забыть, кто он такой и где нахо­дится.

Поз­на­ва­тель­ные сос­то­я­ния, как при реф­лек­тор­ном, так и при мен­таль­ном мышлении, во многом схожи с изме­нен­ными и меди­та­тив­ными сос­то­я­ни­ями сознания. Так, например, в поз­на­ва­тель­ных сос­то­я­ниях актив­ность чело­ве­чес­кого “Я” может по пре­и­му­щес­тву пере­но­ситься из физи­чес­кого прос­т­ран­с­тва в прос­т­ран­с­тво раз­лич­ных энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ных полей (в час­т­ности — в прос­т­ран­с­тво эгре­го­ров). При раз­ру­ше­нии в этот момент физи­чес­кого тела какие-то струк­туры чело­ве­чес­кого сознания (при опре­де­лен­ных обс­то­я­тельс­т­вах) могут про­дол­жать свое движение в энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ном прос­т­ран­с­тве.

Таким образом, эмо­ци­о­наль­ные и поз­на­ва­тель­ные сос­то­я­ния лежат в раз­лич­ных сферах реаль­ности, и эти сферы реаль­ности обычно также образуют полюса, между которыми раз­вер­ты­ва­ется жизнь человека, ищущего путь к знаниям. Эмо­ци­о­наль­ные сос­то­я­ния — это сос­то­я­ния, лежащие в основе области пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кого шума, назы­ва­е­мой “об­щес­т­вом” и “со­ци­аль­ными отно­ше­ни­я­ми”. Эти сос­то­я­ния лежат в основе соци­аль­ных отно­ше­ний и куль­ти­ви­ру­ются этими отно­ше­ни­ями. Резуль­та­том эмо­ци­о­наль­ных сос­то­я­ний является втя­ги­ва­ние чело­ве­чес­кого “Я” в энер­го­ин­фор­ма­ци­он­ный хаос и его дег­ра­да­ция до уровня био­э­нер­ге­ти­чес­ких про­цес­сов био­ло­ги­чес­ких систем. Иначе говоря, куль­ти­ви­ру­е­мые в обществе эмо­ци­о­наль­ные сос­то­я­ния прев­ра­щают человека в животное. Иск­лю­че­ние может пред­с­тав­лять пси­хо­э­мо­ци­о­наль­ная практика под руко­вод­с­т­вом духов­ного мастера. Напомним, что одним из наг­ляд­ных кри­те­риев духов­ного мас­тер­с­тва счи­та­ется спо­соб­ность про­из­вольно оста­нав­ли­вать свое дыхание и сер­д­це­би­е­ние на нес­колько часов и более.

Поз­на­ва­тель­ные сос­то­я­ния рас­ши­ряют воз­мож­ности человека, делают для него дос­ти­жи­мыми все более обширные области реаль­ности, все больше осво­бож­дают его от власти обс­то­я­тельств, под­чи­няют его воле все более обширный в прос­т­ран­с­тве и во времени круг событий.

Только в поз­на­ва­тель­ных сос­то­я­ниях человек способен осоз­на­вать причины и связи событий, их значение, смысл как в текущих ситу­а­циях, так и в мас­ш­та­бах своей жизни; помнить, кто он такой и куда идет. В эмо­ци­о­наль­ных сос­то­я­ниях пове­де­нием человека управ­ляют не разум и соз­на­тельно пос­тав­лен­ные цели, а более или менее сильные желания, стрем­ле­ние к удо­вольс­т­виям. Эти стрем­ле­ния втя­ги­вают сознание человека в текущие ситуации и делают его рабом мно­жес­тва слу­чай­ных событий и обс­то­я­тельств.

Боль­шин­с­тво опи­сан­ных в лите­ра­туре методов само­ре­гу­ля­ции и управ­ле­ния своими сос­то­я­ни­ями лежат в сфере эмо­ци­о­наль­ных сос­то­я­ний. Они раз­ра­бо­таны и исполь­зу­ются не для рас­ши­ре­ния гори­зон­тов сознания, а для полу­че­ния тех или иных удобств, пре­и­му­ществ, удо­вольс­т­вий. То есть эти методы изна­чально пред­по­ла­гают, что человек был и будет оста­ваться в сфере эмо­ци­о­наль­ных сос­то­я­ний, в которой в принципе недос­ти­жимы ста­биль­ное спо­кой­с­т­вие и душевное рав­но­ве­сие. Мы пред­ла­гаем здесь упраж­не­ния и практики, поз­во­ля­ю­щие пере­вести сознание человека из эмо­ци­о­наль­ных сос­то­я­ний в поз­на­ва­тель­ные.

Все пси­хо­э­нер­ге­тич­с­с­кие процессы человека обладают инерцией. Эта инерция в индий­с­кой духовной традиции назы­ва­ется кармой. Она может облег­чать или зат­руд­нять движение чело­ве­чес­кого сознания через раз­лич­ные сос­то­я­ния, а также переход от одних сос­то­я­ний к другим. В соот­вет­с­т­вии с этим, всех людей можно поделить на дви­жу­щихся вглубь сферы эмо­ци­о­наль­ных сос­то­я­ний, и на выхо­дя­щих из сферы эмо­ци­о­наль­ных сос­то­я­ний. В условиях евро­пей­с­кого общества выход из сферы эмо­ци­о­наль­ных сос­то­я­ний осу­щес­т­в­ля­ется, как правило, за счет перехода в сферу поз­на­ва­тель­ных сос­то­я­ний. Кроме эмо­ци­о­наль­ных и поз­на­ва­тель­ных сос­то­я­ний сущес­т­вуют и другие, однако они, вопреки общеп­ри­ня­тым взглядам, мало известны евро­пей­цам и непос­ред­с­т­венно с темой нашего изло­же­ния не связаны.

Инерция движения сознания человека в сферу поз­на­ва­тель­ных сос­то­я­ний спо­соб­с­т­вует появ­ле­нию мен­таль­ных вспышек, однако эти вспышки бывают слишком редки и крат­ков­ре­менны, чтобы делать на них главную ставку в начале пути познания. Поэтому, кроме упраж­не­ний, которые возможны в мен­таль­ных вспышках (неп­ро­дол­жи­тель­ных подъемах в поз­на­ва­тель­ные сос­то­я­ния), необ­хо­димы раз­лич­ные виды духовной практики, дос­туп­ные в любой момент нашей жизни в любых ситу­а­циях.

Помимо стрем­ле­ния к познанию и развитию своих воз­мож­нос­тей, воз­ни­ка­ю­щего при мен­таль­ных вспышках, ана­ло­гич­ное стрем­ле­ние может воз­ни­кать и в эмо­ци­о­наль­ных сос­то­я­ниях при необ­хо­ди­мости активно воз­дей­с­т­во­вать на ход событий и сох­ра­нить целос­т­ность своего орга­низма и своего сознания. Рас­с­мот­рим три основных эмо­ци­о­наль­ных сос­то­я­ния, которые могут про­буж­дать стрем­ле­ние к новым спо­соб­нос­тям: бес­по­кой­с­тво, страх или гнев, огор­че­ние. Эти три сос­то­я­ния соот­вет­с­т­вуют трем пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ким струк­ту­рам человека, свя­зан­ным с его эмоциями. Страх или гнев, вопреки общему мнению, являются одной и той же эмоцией, про­яв­ля­ю­щейся в раз­лич­ных ситу­а­ци­ях: в безо­пас­ной ситуации эта эмоция про­яв­ля­ется как гнев, а в опасной, угро­жа­ю­щей ситуации — как страх.

Каждая из этих трех эмоций может про­яв­ляться в раз­лич­ных видах. Бес­по­кой­с­тво может про­яв­ляться как ревность, зависть, жадность, неус­туп­чи­вость. Гнев может про­яв­ляться в виде недо­вольс­тва, озлоб­лен­ности, ярости, бешен­с­тва, паники, нена­висти и т.д. Раз­лич­ными видами огор­че­ний являются горе, печаль, грусть, тоска и другие ана­ло­гич­ные эмоции.

У людей, имеющих тен­ден­цию к пог­ру­же­нию в эмо­ци­о­наль­ные сос­то­я­ния, эти отри­ца­тель­ные эмоции обычно вызывают желание изменить внешние обс­то­я­тельс­тва. У людей, дви­жу­щихся к поз­на­ва­тель­ным сос­то­я­ниям, воз­ни­кает желание изменить себя. При раз­лич­ного рода бес­по­кой­с­т­вах они хотят стать более уве­рен­ны­ми; при страхе или гневе — более спо­кой­ны­ми; при огор­че­ниях — более везучими, счас­т­ли­выми, удач­ли­выми. Здесь-то и появ­ля­ется воз­мож­ность исполь­зо­вать те или иные виды духовной практики.

Духовная, практика отли­ча­ется от пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ких упраж­не­ний тем, что не огра­ни­чи­ва­ется спе­ци­ально отве­ден­ными пери­о­дами времени, а является пос­то­ян­ной сос­тав­ной частью образа жизни, одним из способов под­дер­жа­ния жиз­не­де­я­тель­ности. Для управ­ле­ния пси­хи­чес­кими сос­то­я­ни­ями, для соз­на­тель­ного движения и пере­хо­дов в этой сфере реаль­ности можно реко­мен­до­вать сле­ду­ю­щие практики.

Практика высших цен­нос­тей.

Эта практика помогает пре­о­до­ле­вать все отри­ца­тель­ные эмо­ци­о­наль­ные сос­то­я­ния, отк­ры­вает внут­рен­ние источ­ники душевных сил, под­го­тав­ли­вает к вклю­че­нию сознания в более сложные пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кие процессы. Пси­хо­э­нер­г­с­ти­чес­кий механизм этой практики основан на том, что отри­ца­тель­ные эмо­ци­о­наль­ные сос­то­я­ния являются след­с­т­вием сужения сферы сознания, утраты пер­с­пек­тив­ного вос­п­ри­я­тия. Внимание зах­ва­ты­ва­ется слишком мелкими для сознания данного человека фактами. Когда на первый план в сфере сознания выс­ту­пают мелочи, теряется общая картина вос­п­ри­ни­ма­е­мой сферы реаль­ности. Упус­ка­ются связи между явле­ни­ями. Целос­т­ная и гар­мо­нич­ная ранее мозаика жизни начинает вос­п­ри­ни­маться как раз­роз­нен­ные, про­ти­во­ре­чи­вые и вза­и­мо­ис­к­лю­ча­ю­щие события, ситуации и стрем­ле­ния. Жизнь на более или менее дли­тель­ный срок прев­ра­ща­ется в трагедию, напол­нен­ную дра­ма­ти­чес­кими про­ти­во­ре­чи­ями. Практика высших цен­нос­тей поз­во­ляет вернуть жизни смысл, целос­т­ность и гармонию.

Главная проблема и главная опас­ность отри­ца­тель­ных эмо­ци­о­наль­ных сос­то­я­ний зак­лю­ча­ется в том, что человек как бы “теряет контроль над собой”. Дело в том, что обычный человек не осознает пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кие процессы, обра­зу­ю­щие его “Я”. Так же он не осознает вклю­че­ние своей пси­хо­э­нер­ге­тич­с­с­кой системы в раз­лич­ные процессы окру­жа­ю­щего мира. Например, вроде бы неза­ви­симо от сознания и воли человека воз­ни­кает любовь. Как гласит пого­вор­ка: “Любовь зла — полюбишь и козла”. Влюб­ля­ясь, человек вроде бы и не подоз­ре­вает, какие муки ревности ему пред­с­тоит пережить. А эти пере­жи­ва­ния бывают иногда нас­только сильны, что ставят человека на край пропасти. Вспомним, например, Отелло из трагедии Шекспира.

Однако, если втя­ги­ва­ние человека в отри­ца­тель­ное эмо­ци­о­наль­ное сос­то­я­ние про­ис­хо­дит неза­метно для его сознания, то это вовсе не означает, что оно про­ис­хо­дит неза­метно для его “Я”, для его души. Мало того, в боль­шин­с­тве случаев, стремясь реа­ли­зо­вать свои мазо­хис­т­с­кие уст­рем­ле­ния,которые зас­тав­ляют людей смотреть фильмы ужасов и искать опасных прик­лю­че­ний), человек сам не поз­во­ляет и не дает себе осознать над­ви­га­ю­щи­еся проблемы. Поэтому, если говорить по большому счету, человек может впасть в отри­ца­тель­ное эмо­ци­о­наль­ное сос­то­я­ние только тогда, когда он сам себе это поз­во­ляет. Не в обиду Шекспиру будет сказано, но Отелло позволил себе слишком сильно рас­с­ла­биться. Автор этих строк не раз был сви­де­те­лем того, как хорошая встряска осво­бож­дала человека от самых сильных душевных пере­жи­ва­ний. В пов­сед­нев­ной жизни нередко при­хо­дится слышать выс­ка­зы­ва­ния типа: прек­ра­тите, или я за себя не ручаюсь. Однако дово­ди­лось ли вам слышать, чтобы кто-нибудь позволял себе эти выс­ка­зы­ва­ния в при­сут­с­т­вии своего начальс­т­ва? А перед лицом такого началь­ника, как вечность (если мы только способны почув­с­т­во­вать ее при­сут­с­т­вие) бес­с­ледно исчезают любые стрессы и любые эмоции.

Но людям свой­с­т­венно рас­с­лаб­ляться и забывать о том, что вечность всегда рядом с нами. Зар­вав­шись, они остаются слепыми и про­дол­жают валять дурака даже тогда, когда их затылок уже ощущает дыхание вечности.

Для людей, спо­соб­ных раз­мыш­лять об этих вещах, можно реко­мен­до­вать сле­ду­ю­щий вариант практики высших цен­нос­тей. Каждый раз, стал­ки­ва­ясь в своей жизни с какими-либо проб­ле­мами или чем-то серьезно увле­ка­ясь, необ­хо­димо вспо­ми­нать и раз­мыш­лять о трех неиз­беж­ных спут­ни­ках жизни: болезнях, старости и смерти. Следует оце­ни­вать смысл каждой проблемы и каждого своего увле­че­ния в срав­не­нии с этими тремя вечными спут­ни­ками.

Однако оце­ни­вать события сквозь смысл вечных, спут­ни­ков можно, лишь осознав этот смысл. Есть люди, которых глубоко впе­чат­ляют и пот­ря­сают мысли об этих вещах. Такое сос­то­я­ние, будучи хорошо осво­ен­ным, поз­во­ляет более объек­тивно и трезво отно­ситься ко всем прев­рат­нос­тям судьбы, пре­дох­ра­няет от отри­ца­тель­ных эмоций и обес­пе­чи­вает душевное рав­но­ве­сие и спо­соб­ность радо­ваться жизни.

Для боль­шин­с­тва людей глубокий дра­ма­ти­чес­кий смысл болезней, старости и смерти может при­от­к­рыться лишь при непос­ред­с­т­вен­ном контакте с этими явле­ни­ями, да и то не всегда. Неко­то­рые люди могут освоить “прак­тику вечных спут­ни­ков” с помощью спе­ци­аль­ных упраж­не­ний и методов, но здесь необ­хо­дима инди­ви­ду­аль­ная работа. Хотя эти методы не являются секретом, но могут быть раскрыты только с учетом инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­нос­тей личности. Пра­вильно выб­ран­ный метод может оказать сильное влияние на человека и изменить его отно­ше­ние к жизни. Например, когда мы общаемся с окру­жа­ю­щими нас людьми, мы видим лишь повер­х­ность их тел. Но по форме повер­х­ности тела можно пред­с­та­вить себе лежащие под кожей кости. Глядя на лица окру­жа­ю­щих людей, можно видеть не только кожу, но и кости их черепов. Если при общении осоз­на­вать не только повер­х­ности тел людей, но и кости, скелет, череп, это может сильно повлиять на наше миро­вос­п­ри­я­тие, мы ближе подойдем к пони­ма­нию болезней, старости и смерти.

Однако, эта практика подойдет лишь очень и очень немногим. Немногие сог­ла­сятся считать свои пере­жи­ва­ния балов­с­т­вом и рас­пу­щен­нос­тью. Гораздо легче и приятнее винить в своих нес­час­тьях обс­то­я­тельс­тва и окру­жа­ю­щих людей. На этом основаны прак­ти­чески все религии, которые поз­во­ляют одному человеку обвинять других людей и существ, ставить себя выше, оправ­ды­вать свои пре­тен­зии и свою прог­рес­си­ру­ю­щую глупость.

Для тех, кто, несмотря на вышес­ка­зан­ное, все еще про­дол­жает читать эти строки, можно пред­ло­жить второй вариант практики высших ценностей. Сначала человеку необ­хо­димо подоб­рать в соот­вет­с­т­вии со своими инди­ви­ду­аль­ными осо­бен­нос­тями эффек­тив­ный способ осво­бож­де­ния от стрессов и навяз­чи­вых эмоций. Тра­ди­ци­онно такой способ реко­мен­ду­ется каждому кон­к­рет­ному человеку его духовным нас­тав­ни­ком. В нашем изло­же­нии мы можем дать лишь общие реко­мен­да­ции.

Людям холе­ри­чес­кого и сан­г­ви­ни­чес­кого тем­пе­ра­мен­тов лучше для этой цели исполь­зо­вать интен­сив­ные воз­дей­с­т­вия на организм. К ним можно отнести обли­ва­ния холодной водой, интен­сив­ные (до пере­у­том­ле­ния) физи­чес­кие тре­ни­ровки и нагрузки, интен­сив­ные воз­дей­с­т­вия на вес­ти­бу­ляр­ный аппарат (прыжки с пара­шю­том, атт­рак­ци­оны типа аме­ри­кан­с­ких и прочих горок, прыжки с трам­п­ли­нов и т.д.). Возможны и другие интен­сив­ные физи­о­ло­ги­чес­кие воз­дей­с­т­вия, не нару­ша­ю­щие, однако, работу орга­низма. Людям флег­ма­ти­чес­кого и мелан­хо­ли­чес­кого тем­пе­ра­мен­тов можно реко­мен­до­вать опи­сан­ную выше практику само­наб­лю­де­ния.

Сбросив навяз­чи­вые мысли и эмоции, можно пере­хо­дить ко второму варианту практики высших цен­нос­тей, который может быть назван осоз­на­нием прос­т­ран­с­тва. Боль­шин­с­тво людей, будучи вов­ле­чен­ными в кон­к­рет­ные ситуации, утра­чи­вают масштабы вос­п­ри­я­тия прос­т­ран­с­тва. Если для фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния нашего тела и нашего мышления решающее значение имеет прос­т­ран­с­тво радиусом от нес­коль­ких метров до нес­коль­ких десятков метров вокруг нас, то для нор­маль­ного фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния сознания необ­хо­димо вос­п­ри­я­тие мас­ш­та­бов мироз­да­ния. Поэтому, если мы зададим кому-нибудь вопрос: “Где Вы сейчас нахо­ди­тесь?”, то можем услышать такие ответы: “В комнате”, “На улице”, “В лесу” и т.д. Гораздо реже можно услышать такой ответ: “Я сейчас витаю в облаках”. И уже совсем мало шансов услы­шать: “Я сейчас на Земле”, “Я на краю Галак­ти­ки”, “Я среди людей, в суетах”. Эти ответы харак­те­ри­зуют пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кий потен­циал мышления и гори­зонты сознания.

Чем уже сфера сознания человека, тем больше он зависит от слу­чай­ных обс­то­я­тельств, от окру­жа­ю­щей физи­чес­кой и пси­хо­ло­ги­чес­кой среды. Вов­ле­ка­ясь в слу­чай­ные ситуации и попадая в зави­си­мость от многих сотен и тысяч раз­лич­ных мелочей, человек утра­чи­вает воз­мож­ность соз­на­тель­ного и целе­нап­рав­лен­ного само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния.

На началь­ном этапе практики осоз­на­ния прос­т­ран­с­тва можно реко­мен­до­вать упраж­не­ние, назы­ва­е­мое “пе­рис­коп”. Для выпол­не­ния этого упраж­не­ния необ­хо­димо сесть так, чтобы поло­же­ние тела было сим­мет­рич­ным, поз­во­ноч­ник, шея и голова нахо­ди­лись на одной прямой линии, пер­пен­ди­ку­лярно повер­х­ности земли. Глаза закрыты. Первая часть упраж­не­ния зак­лю­ча­ется в том, чтобы осознать прос­т­ран­с­тво поме­ще­ния или место радиусом в 5 метров вокруг вашего тела, пред­с­та­вить себе поло­же­ние вашего тела в этом прос­т­ран­с­тве. Затем следует мысленно зафик­си­ро­вать точку прос­т­ран­с­тва, рас­по­ло­жен­ную на рас­с­то­я­нии одного метра над вашей головой. Следует не только пред­с­та­вить эту точку, но и почув­с­т­во­вать, исполь­зуя свое вос­п­ри­я­тие прос­т­ран­с­тва. В течение 10 минут необ­хо­димо все глубже и глубже сос­ре­до­то­чи­ваться на этой точке.

Вторая часть упраж­не­ния зак­лю­ча­ется в том, чтобы пере­нести в эту точку свое вос­п­ри­я­тие прос­т­ран­с­тва и осоз­на­вать окру­жа­ю­щий мир из этой точки. Сначала из этой точки мы осознаем и наб­лю­даем нахо­дя­ще­еся внизу соб­с­т­вен­ное тело, а затем и все прос­т­ран­с­тво, в котором это тело нахо­дится.

При первых попытках у боль­шин­с­тва людей вос­п­ри­я­тие только на мгно­ве­ние может зак­ре­питься в этой точке, а затем опять сос­каль­зы­вает в прос­т­ран­с­тво тела. Однако по мере тре­ни­ро­вок оно все дольше и дольше может удер­жи­ваться в этой точке. Через 2—3 месяца ежед­нев­ных занятий может быть сфор­ми­ро­вана спо­соб­ность как угодно долго удер­жи­вать свой центр вос­п­ри­я­тия в этой точке. Затем появ­ля­ется спо­соб­ность вос­п­ри­ни­мать все окру­жа­ю­щее из этой точки пос­то­янно, с отк­ры­тыми глазами, зани­ма­ясь в то же время теми или иными видами дея­тель­ности. Таким образом, эта техника может из пери­о­ди­чески выпол­ня­е­мых упраж­не­ний прев­ра­титься в пос­то­ян­ную практику.

В даль­ней­шем следует стре­миться под­ни­мать центр вос­п­ри­я­тия все выше и выше, вос­п­ри­ни­мая все большие масштабы прос­т­ран­с­тва, в котором вы нахо­ди­тесь. Спо­соб­ность пос­то­янно осоз­на­вать себя нахо­дя­щимся в неиз­ме­ри­мых безднах прос­т­ран­с­тва и является “прак­ти­кой осоз­на­ния прос­т­ран­с­т­ва”.

Человек, пос­то­янно наб­лю­да­ю­щий самого себя, свои действия и ситуации, в которые он попадает, с высоты выве­ден­ного за пределы своего тела центра вос­п­ри­я­тия, при­об­ре­тает ряд нео­быч­ных спо­соб­нос­тей. Однако для практики само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния наиболее важной является спо­соб­ность не вов­ле­каться в ситуации, быть сво­бод­ным от бушующей вокруг суеты нега­тив­ных эмоций и при­ми­тив­ных желаний, сох­ра­нять имму­ни­тет к атмос­фере жадности и глупости, а самое главное — под­няв­шись на волнах мен­таль­ных вспышек, сох­ра­нять ясность сознания и уверенно прод­ви­гаться к своей высокой цели в океане хаоса и дезин­фор­ма­ции. Практика осоз­на­ния прос­т­ран­с­тва — ключ к поз­на­ва­тель­ным сос­то­я­ниям сознания.

Кроме практики осоз­на­ния вечных спут­ни­ков жизни и практики осоз­на­ния прос­т­ран­с­тва могут быть и другие практики высших цен­нос­тей. Например, практика осоз­на­ния времени, практика осоз­на­ния свободы. Эти практики поз­во­ляют снять проблему “ст­ра­да­ние — нас­лаж­де­ние” и дают воз­мож­ность сознанию рас­к­ры­ваться в сфере поз­на­ва­тель­ных, сос­то­я­ний. Однако обучать им можно только в ходе инди­ви­ду­аль­ной работы с уче­ни­ками. В целом практика высших цен­нос­тей хороша для людей с фило­соф­с­ким складом мышления, которым не инте­ресна мирская суета, для которых не имеют значения общеп­ри­ня­тые ценности и удо­вольс­т­вия. Пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кий потен­циал осталь­ных людей не в сос­то­я­нии обес­пе­чить эту практику. Как же управ­лять своими сос­то­я­ни­ями этим людям?

Естес­т­венно, любая внут­рен­няя работа для боль­шин­с­тва людей возможна только в периоды мен­таль­ных вспышек, когда человек осво­бож­да­ется от пов­сед­нев­ной суеты и пред­п­ри­ни­мает попытку изменить свою жизнь. Эти периоды, как правило, не про­дол­жи­тельны, и поэтому исполь­зу­е­мые методики должны быть неп­ро­дол­жи­тель­ными и давать, по воз­мож­ности, быстрые резуль­таты. Эти резуль­таты уступают по глубине и качеству пос­то­ян­ным прак­ти­кам, однако именно они наиболее доступны в пере­ход­ный период, когда человек только пытается встать на путь само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния.

Все пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кие методы в пере­ход­ном периоде можно раз­де­лить на внешние и внут­рен­ние, однако и те, и другие являются только первой фазой занятий. Они создают необ­хо­ди­мое эмо­ци­о­наль­ное сос­то­я­ние для основной фазы — пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ких упраж­не­ний. Их цель — сба­лан­си­ро­вать эмоции, достичь устой­чи­вого внут­рен­него душев­ного рав­но­ве­сия. Для многих людей душевное рав­но­ве­сие может быть самос­то­я­тель­ной целью занятий. Однако для тех, кто стре­мится к развитию своих спо­соб­нос­тей, это лишь пред­ва­ри­тель­ная фаза занятия.

Легче всего снимать нервные нап­ря­же­ния и отри­ца­тель­ные эмоции с помощью внешних стимулов, которые интен­сивно воз­дей­с­т­вуют на органы чувств и вос­п­ри­я­тие. К их числу можно отнести водные про­це­дуры, раз­лич­ные виды массажа и воз­дей­с­т­вия на повер­х­ность тела, звуковые и опти­чес­кие воз­дей­с­т­вия, включая музыку и живопись, раз­лич­ного рода воз­дей­с­т­вия на вес­ти­бу­ляр­ный аппарат. Учитывая, что снятие пси­хо­э­нер­г­с­ти­чес­ких нап­ря­же­ний — лишь первая часть занятия, воз­дей­с­т­вие этих внешних стимулов должно быть неп­ро­дол­жи­тель­ным и эффек­тив­ным, Поэтому неко­то­рые эффек­тив­ные средства снятия нап­ря­же­ний, например, парная баня, посе­ще­ние театров, кон­цер­тов, турис­ти­чес­кие походы, в данном случае не могут быть исполь­зо­ваны в силу их большой про­дол­жи­тель­ности. Также не могут быть при­ем­лемы и фар­ма­ко­ло­ги­чес­кие средства, так как их влияние на энер­ге­тику мышления совер­шенно не изучено и неп­ред­с­ка­зу­емо.

Кроме исполь­зо­ва­ния внешних стимулов, очень хороший эффект для снятия нервных и пси­хо­э­мо­ци­о­наль­ных нап­ря­же­ний могут дать спе­ци­ально подоб­ран­ные физи­чес­кие упраж­не­ния. Из глубины тыся­че­ле­тий до нас дошли такие эффек­тив­ные способы воз­дей­с­т­вия на психику с помощью физи­чес­ких упраж­не­ний, которые воистину могут быть названы маги­чес­кими. Но исполь­зо­ва­ние этих упраж­не­ний требует сложной спе­ци­аль­ной под­го­товки и поэтому в данной книге рас­с­мат­ри­ваться не будет. Более инте­рес­ными в этом плане могут быть дыха­тель­ные упраж­не­ния, а также речед­ви­га­тель­ные упраж­не­ния. Хотя в целом их освоить труднее, чем физи­чес­кие. Неко­то­рые из них вполне доступны и могут быть взяты на воо­ру­же­ние прак­ти­чески любым чело­ве­ком.

И наконец неко­то­рым людям для снятия отри­ца­тель­ных эмоций могут больше всего подойти внут­рен­ние пси­хо­ло­ги­чес­кие методы. Например, клас­си­чес­кий аутот­ре­нинг, раз­лич­ные техники кон­цен­т­ра­ции и меди­та­ции, визу­а­ли­за­ции и мен­таль­ного контроля над эмоциями.

В качестве примера мы опишем нес­колько харак­тер­ных методов для снятия нервного и эмо­ци­о­наль­ного нап­ря­же­ния. Однако ни один из методов не может быть реко­мен­до­ван всем подряд. Выбор того или иного метода опре­де­ля­ется прежде всего инди­ви­ду­аль­ными осо­бен­нос­тями прак­ти­ку­ю­щего и усло­ви­ями его жизни. Этот вопрос должен решаться отдельно для каждого кон­к­рет­ного человека.

В качестве примера мы приведем три метода снятия отри­ца­тель­ных эмоций: два с исполь­зо­ва­нием внешних стимулов — обли­ва­ние холодной водой, и управ­ле­ние дыханием (рас­к­ре­по­ща­ю­щее дыхание) и один внут­рен­ний метод — пред­с­тав­ле­ние вос­хо­дя­щего солнца.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)