|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЯЗЫК - ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯЯзык представляет собой весьма сложное и неодномерное явление. Поэтому неудивительна многочисленность попыток дать его определение; при этом обычно учитываются различные функции языка. Приведем лишь некоторые из известных определений, позволяющие отграничить естественный язык как основное средство человеческого общения от искусственных семиотических (т.е. знаковых) систем. Они также способны выступать в роли хранителей и передатчиков информации, однако либо в сугубо специальной сфере (язык глухонемых, дорожные знаки, указатели, азбука Морзе, своды морских сигнальных флагов и др.), либо доступны для использования с помощью специальных технических устройств (компьютерные «языки», например). Но в отличие от них любой естественный язык (иначе говоря, любой конкретный национальный язык) используется всеми его носителями, причем без каких-либо ограничений (профессиональных, возрастных, половых, технических либо иных). «Язык естественный — язык в собственном смысле, человеческий язык как естественное орудие мысли и средство общения в отличие от его искусственно создаваемых субститутов (заменителей)» [2. С.531]. «Язык — система фонетических, словообразовательных средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявлений и служащая важнейшим средством общения людей» [30. С.541]. Поскольку любой естественный язык неразрывно связан в своем возникновении и развитии с данным (использующим его как средство общения) человеческим коллективом (обычно макроколлективом, т.е. племенем, народностью, нацией), то закономерно, что язык обычно квалифицируют именно как социальный феномен: «Язык вообще есть естественно (на определенной стадии развития человеческого общества возникшая и закономерно развивающаяся) семиотическая [знаковая] система, обладающая свойством социальной предназначенности, — это система, существующая прежде всего не для отдельного индивида, а для определенного социума» [30. С.604]. Следует также сказать, что поскольку язык воплощает одновременно национальный характер, национальную идею и национальные идеалы, то под широко употребительным сегодня термином «национальный менталитет» надо подразумевать «миросозерцание в категориях и формах родного языка, соединяющее интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных его проявлениях» [28. С.14]. Этими обстоятельствами подчеркивается значимость познания языка. Язык образует с мышлением органическое единство, так как одно без другого не существует. Поэтому их считают двумя неразрывно взаимосвязанными видами общественной деятельности, отличающимися друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. Согласно одному из известных определений мышление является высшей формой активного отражения объективной реальности; это целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание наиболее значительных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества. Процессы мышления воплощаются в трех основных сложно взаимодействующих между собой разновидностях: практически-действенной, наглядно-образной, словесно-логической. Язык выступает как орудие мышления (наряду с другими знаковыми системами, играющими, впрочем, по сравнению с естественным языком гораздо менее универсальную роль). По мнению О.С.Ахмановой, язык представляет собою одну из самобытных семиотических систем, являющуюся основным и важнейшим средством общения членов данного человеческого коллектива, для которых эта система оказывается также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций и т.п. [2. С.530] — то есть социокодом, призванным поддерживать стабильность массива знания, мира деятельности и институтов общения [39]. Язык — это такая знаковая деятельность, которая обеспечивает, в силу своего первичного звукового воплощения (почему и существует изначально как устная речь, производимая речевым природным аппаратом человека и воспринимаемая его слухом) или вторичного — в виде фиксируемых на письме и воспринимаемых зрением знаков, способность физически, материально оформлять мысли и обмен информацией между членами общества (человеческого коллектива). Мышление же, за исключением его практически действенного вида (сложного выполнения человеком действий, опирающихся на фундамент теоретических знаний, или элементарного - для чего требуется только ориентироваться в данной ситуации), имеет психическую, идеальную природу. При оценке характера взаимоотношений языка и мышления как диалектического единства надо учитывать то важное обстоятельство, что язык выступает как непосредственное, явное материальное воплощение и опора мышления лишь в словесно-логической форме. Языковая деятельность как коммуникативный процесс между людьми далеко не всегда совпадает с процессом мышления (это может происходить, например, при рассуждении-мышлении говорящего с установкой на соответствующее восприятие таким образом сообщаемого слушателем или слушателями, хотя и здесь, вероятно, мыслительная активность всё же, будь то даже с минимальными интервалами, предшествует высказыванию). В большинстве же случаев, как правило, говорящим выражается уже сформулированная им мысль. Слова языка как знаки — элементы знаковой системы отличаются от наглядных психических образов предметов и явлений тем, что не имеют какого-либо подобия с особенностями словесно обозначаемых объектов, воспринимаемыми органами чувств (кроме, пожалуй, относительно немногочисленных звукоподражаний, например мяу, ку-ка-ре-ку и т.п.). Способность человеческого сознания к абстрагированию (отвлечению от конкретных свойств и черт реалии, именуемой с помощью слова) позволяет создавать путем называния не только обобщенные представления о предметах, но и формулировать понятия любой степени обобщенности. Примером первых может служить любое существительное с предметным значением. Скажем, существительное ваза - «сосуд, предназначенный для украшения» (MAC) — способно выступать как название какого-то конкретного предмета, имеющегося в виду говорящим, и как название любого из аналогичных данному предметов. С другой стороны, отвлеченные существительные гордость, самолюбие, низменность, стыдливость и подобные, именующие черты характера (личностные свойства), или скорбь, радость, уныние, несомненно, в высокой степени абстрагированы, но столь же несомненно, что и в таких случаях определенные слова-знаки надежно запечатлевают называемые ими абстракции. «Мысль воплощается в слове не стихийно, а осознанно. Вместе с выражением мысли в слове совершенствуется и само слово... В слове наша мысль различает и делает значащими всё более тонкие оттенки» [39. С.93]. Таким образом, вследствие продолжительных и непрекращающихся семантических (смысловых) эволюций и уточнений значений слов обогащаются и углубляются представления человека о себе, своем внутреннем мире и окружающей действительности. Тот же длительный, продолжающийся столетиями процесс оформления и выражения мыслей с помощью языка предопределил возникновение и утверждение в грамматическом строе ряда формальных категорий, соотносимых с некоторыми из общих категорий мышления. Так, частеречное расслоение лексикона на существительные, глаголы, прилагательные, числительные приблизительно соответствует смысловым (логическим) категориям предмета или явления, действия или состояния, качества, количества; формально-грамматические категории союзов, предлогов, падежей именных частей речи и времен глагола приблизительно соответствуют смысловым (логическим) категориям связи, отношения, времени. Подобным же образом членение синтаксических единиц на подлежащее, сказуемое, дополнение и определение отражает логические категории субъекта, предиката, объекта и атрибута. По мере исторически длительного эволюционирования языка и мышления характер их взаимоотношений существенно менялся. Первоначально, на ранних стадиях развития человеческого общества, язык, использовавшийся прежде всего как средство общения, включался при этом в процессы мышления, дополняя два его наиболее древних вида — практически действенный и наглядно-образный — качественно высшим видом словесно-логического мышления, стимулируя таким образом развитие мышления «вообще». С появлением и совершенствованием письменности воздействие языка на мышление, на саму интенсивность языкового общения повысило возможности языка как орудия мышления и средства воплощения и оформления мысли. Так, «создание письма и письменности углубляет языковое мышление. Сопоставление звукового и графического материала речи позволяет осознать звук и букву как элементы выражения... Возникают буквенный символизм и звуковая символика» [41. С.94]. Следует попутно заметить, что изменения в орфографии связаны обычно с крупными социально-политическими изменениями; в истории России это случалось, например, в эпоху Петра I (когда появился и так называемый гражданский алфавит, специально предназначенный для издания книг разнообразной светской тематики), а также в 1918 г. (хотя последняя реформа была подготовлена еще в 1904 г. Российской императорской академией наук, а практическое ее введение началось в 1917 г. Временным правительством). Показательны с этой точки зрения происходящие в течение последних двух десятилетий активные нарушения норм русской орфографии и пунктуации в российских средствах массовой информации и книгоиздательской продукции, а также частые случаи сочетания (иногда — в пределах даже одного слова) кириллицы и латиницы. В целом же вследствие и по мере развития с течением времени всех видов мышления постепенно возрастает его влияние на язык. Это сказывается в основном в расширении лексических значений слов (путем их переосмысления), в увеличении лексико-фразеологического состава, что отражает, наряду с обогащением аппарата мышления, и расширение знаний человека о мире и о себе, и рост его возможностей в дальнейшем познании действительности, а также уточнение, всё более четкое различение синтаксических средств для выражения смысловых отношений [30. С.607]. Вопрос о вычленении и классификации функций языка неизменно привлекает внимание специалистов. Сложность и неодномерность природы языка, затрудняющие такое его определение, которое бы могло быть принято всеми лингвистами без каких-либо возражений и оговорок, закономерно оказываются и причиной неизбежных расхождений в точках зрения по поводу не только формулировок функций, но и самого количества последних. Далее ограничимся изложением позиций лишь некоторых языковедов. Так, функции языка могут быть подразделены на главнейшие (базовые) и частные (производные от главных). К первым относят коммуникативную (функцию языка как средства общения); когнитивную (также именуемую познавательной, гносеологической, иногда еще - экспрессивной, т.е. служащую для выражения деятельности сознания); эмоциональную (выражения чувств и эмоций). Ко второй группе — частным — относят производные от главных; например, от коммуникативной — контактоустанавливающую (фатическую), конативную (усвоения), волюнтативную (воздействия), функцию хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа и некоторые другие [30. С.564]. Очевидно, в каждом конкретном случае устного или письменного общения функции языка выступают во взаимодействии друг с другом, причем их процентное соотношение оказывается неодинаковым — в зависимости от целей и ситуации высказывания. В то же время, поскольку язык является важнейшим средством человеческого общения, передачи информации слушающему или читающему какой-либо текст, то основной следует считать коммуникативную функцию. Однако надо учитывать и мнение, которого сегодня придерживаются многие специалисты, полагающие, что исходной и главенствующей функцией языка со времени его возникновения и по настоящий момент выступает функция манипулятивная, иначе – функция воздействия. Это необходимо принимать во внимание особенно по отношению к юридической сфере. В силу этого функции и свойства языка естественным образом согласованы с потребностями и условиями протекания коммуникативной деятельности человека, составляющей главный аспект его социального поведения: никакая общественная, в том числе трудовая, деятельность людей невозможна без обмена информацией между ними. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |