|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Культура. Культура включает в себя неформальные правила поведения (привычки, традиции, мораль и тКультура включает в себя неформальные правила поведения (привычки, традиции, мораль и т. д.), которым могут добровольно следовать люди, принимая те или иные решения. Например, в обществе может быть не принято обманывать, и тогда все люди легко смогут заключать друг с другом сделки или вступать в какие-либо соглашения. Или, наоборот, обман будет распространенным явлением, и тогда договориться о чем-нибудь будет гораздо труднее. У людей, принадлежащих одному обществу, может обнаруживаться сходство в структуре предпочтений. Например, людям одного общества могут нравиться набедренные повязки, а людям другого = платья с длинным шлейфом. Более того, эти общие вкусы с течением времени могут меняться одновременно (это явление называется модой). Иногда общественные вкусы имеют "принудительный" характер: даже если одному человеку набедренная повязка нравится больше, чем смокинг, он будет вынужден надевать последний, так как в его обществе набедренная повязка вызовет отрицательную оценку окружающих. Во многих случаях выбор homo oeconomicus при существовании тех или иных институтов оказывается совсем не таким, каким он был бы при их отсутствии. Поэтому по мере изучения экономической теории мы будем постоянно рассматривать влияние тех или иных институтов общества на развитие хозяйства.
Вопросы для размышления: 1. Можно ли поступить нерационально (принять решение вопреки своим желаниям)? 2. Какие характеристики населения меняются наиболее быстро, а какие наиболее медленно? 3. Предположим, что у вас есть 5 часов свободного времени. Определите свои альтернативы использования этого времени, наилучший вариант и его "цену". 4. Какие неформальные правила поведения характеризуют людей в современном обществе России или США; средневековом обществе; первобытном обществе? 5. Попробуйте мысленно продолжить кривую численности населения Земли (рис.) на несколько тысячелетий вперед. Как может выглядеть эта кривая и почему?
Блага Каждый человек обладает некоторым набором потребностей, или желаний (в экономической теории это синонимы). Существенная часть желаний людей заключается в получении некоторых "вещей" и использовании их в своих целях. Давайте рассмотрим, какими могут быть эти "вещи".
Блага Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия. Так, например, благом может являться предмет, который человек съедает (яблоко, бутерброд, конфета), или носит (шапка, галстук, очки), или использует для каких-либо целей (вилка, телевизор, стол). Благом может быть состояние окружающей среды, если оно доставляет человеку удовольствие (например, чистое небо, красивый закат или свежий воздух). Благом может быть информация (например, смешная история, музыка или свежие новости). Использование человеком всех этих благ в своих целях называется в экономической теории потреблением. Когда человек ест яблоко, говорят, что он потребляет благо "яблоко". Когда он наслаждается пением птиц за окном, говорят, что он потребляет благо "пение птиц". Среди всего множества благ можно условно выделить так называемые блага первой необходимости, которые нужны для поддержания жизни человека. Этими благами всегда являются воздух, вода и продукты питания, а в большинстве случаев также одежда и жилище. Без потребления многих других благ человек, в принципе, может обойтись. Зачем же он их будет потреблять? Потому что он получает от их потребления удовольствие. Например, ему нравится есть вкусное мороженое, сидеть в удобном кресле, читать интересную книгу и т. д. Граница между благами первой необходимости и "просто приятными" благами достаточно условна. Например, потребность в пище можно удовлетворить как куском хлеба, так и пирожным. Но значит ли это, что пирожное нужно считать благом первой необходимости? Традиционно к этим благам причисляются самые простые и необходимые для здоровья продукты питания. Выделение необходимых благ нам еще пригодится в дальнейшем в ходе изучения экономической теории.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |