|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Интегративная модель досуга (Дж. Келли)
Американский ученый Джон Келли, обобщая эти концепции, выделяет два теоретических направления в созданной им интегративной модели:
- Социальная модель досуга, определяемая социальной детерминацией, изучает формы участия в нем различных социальных групп. Она анализирует совокупности объединенных досуговой деятельностью людей (статистических групп) и их поведенческие характеристики.
- Экзистенциальная модель учитывает при исследовании различные социальные факторы, их влияние на стили жизни, их разнообразие, ценностные ориентации индивидов.
Оба эти направления объединяет взаимосвязь досуга с культурными и институциональными факторами в социальной среде. При этом основным вопросом исследования становится следующий: способствует ли досуг развитию социальных связей или совершенствованию личности? При этом Келли подчеркивает необходимость комплексного многоуровневого, теоретического подхода и отражает его в спирали Досуг характеризует самосознание индивида и социальные условия всю окружающую среду. «Это свобода не от других, а для других» (Д. Келли). Ее начальной ступенью является: 1. Досуг как непосредственный опыт (Дж. Келли, Дж. Нейлингер И.Кон). Основными параметрами этой характеристики являются свобода и внутренняя удовлетворенность. Исследователи подчеркивают, что ощущение свободы выбора играет здесь главную роль и предлагают многомерную шкалу для его измерения в 6 последующих переменных:. психологическая: ощущение свободы, радости, участия;
- образовательная: потребность в знании и интеллектуальной деятельности; - социальная: взаимодействие с другими людьми и идентификация как результат; - релаксационная: освобождение от напряжения и стресса; - физиологическая: здоровье, самочувствие, контроль веса; - эстетическая: ответная реакция на красоту окружающего мира. Дж. Нейлингер выделяет только три характеристики такого опыта (это скорее состояние ума, чем деятельность или время): - свобода; - внутренняя мотивация; - конечная цель. 2. Досуг как существование: экзистенциальная модель (Де Гразия, А.Пак, Б.Рассел): досуг - не совокупность мотивов, удовлетворений, ориентации. Досуг это действие в окружающем мире возможностей:
- ощущение свободы решения, принимаемого по поводу действия в окружающем мире возможностей;
- анализ этого действия требует знания определенных факторов окружающего мира (на основе практического опыта и научного знания);
- действие всегда является продуктом изменяющегося мира и отражает поведенческие ожидания индивида.
Досуг - это опыт с разнообразными компонентами, это решение, действие, процесс, состояние и результат со своей историей, эмоциями, интерпретацией и развитием.
3. Досуг как развитие (Д. Дюмазадье, Д. Шивере, Ю. Красильников, Т. Киселева, А. Орлов, В. Свинников). Досуговая деятельность рассматривается в качестве всего пространства социальной жизни человека. Досуговая социализация, с одной стороны, есть приобретенный опыт и познание, с другой - совершенствование этого опыта и знаний. 4. Теория социальной идентичности (Т. Веблен, Д. Дюмазадье, Э.росс, П. Бурдье). Рассматривает не столько досуговое поведение, сколько содержание досуга, создает концепцию «стиля» досуга (ЧТО
Делают люди и КАК) в контексте социальной сферы с учетом своего статуса, своей идентичности и ролей. Досуг социален по формам обучения, содержанию и последствиям. 5- Теория взаимодействия (М. Каплан, М. Сюрбер). Досугне одномоментное действие, а процесс во времени, пространстве и социальной среде. Его измерения включают сопоставление досуговой деятельности с разными культурными ценностями и символами конкретной культуры, определяющими смысл социального взаимодействия.
6- Институциональная теория (Г. Беккер, А. Босков, Г. Батищев, А. Орлов, Ю. Красильников, Т. Киселева) уделяет внимание взаимосвязи индивида и социальных институтов. Досуг рассматривается как социальный институт, детерминированный первичными социальными институтами (работа, семья).
С. Паркер утверждает, что досуг является производной труда, и именно экономические отношения определяют формы и содержание досуга. Но его экономоцентрическое содержание имеет другой аспект, чем в марксизме.
А Келли уточняет: «изменения на работе изменяют бюджет времени и денежные ресурсы, оказывая влияние на семью. Изменение в семье оказывают влияние на досуг. И обратно - проведение досуга существенно влияет на семью и работу16.
7. Политическая теория (Т. Веблен, П. Бурдье). Основывается на макротеории социальной стратификации М. Вебера: социальные страты имеют свой социальный статус и «стиль жизни», определяющийся наличием власти и определенного экономического положения.
8. Гуманистическая теория рассматривает досуговую реальность как внешнюю форму проявления творческого начала. В каждый уровень теоретической модели заложены два диалектических подхода, предполагающих развитие и совершенствование индивида.
Академик Н.М. Амосов, хирург, философ и социолог, в модель воспитательных и досуговых потребностей вводит общение, самоутверждение, лидерство. Но указывает и на полярные - подчинение авторитету сильного или группе. «Ещё есть сопереживание и подражание, любознательность... Есть потребность в игре у детёнышей и у взрослых - это имитация настоящих действий, вызывающих те же чувства». Развитие личности в процессе культурно-досуговой деятельности совершается через ряд противоречий между должным и сущим:
- человеческими ценностями и реальным их освоением; - нравственным идеалом и собственной жизненной ориентацией.
В сфере свободного времени процесс протекает на разной социально-предметной основе: эстетической, спортивной, политической и, как правило, в кругу людей со схожими интересами, потребностями, взглядами, не связанными с общественными обязанностями и на добровольной основе, и строятся на избирательном, эмоционально насыщенном, доверительном общении.
Иначе определяет досуг и рекреацию Дж. Шивере (знака равенства избегает), считая необходимым в исследованиях учитывать:
- когда происходит рекреация (досуг); - почему (следует определять мотивацию); - как (соблюдено ли условие добровольности); - каким образом (формы активной деятельности); - в каком контексте (рассматривая этические спектры деятельности, учёный считает, что следует определять характер и степень добродетели).
Следует признать важность и необходимость учета этих условий в качестве показателей при определении эффекта и эффективности рек-реационно-досуговой деятельности. Категориальный аппарат в исследовании должен быть связан единой идеей. Так, категория «деятельность» определяется через категории «интерес», «потребность» и «образ жизни». Последняя категория («образ жизни») детерминирована, в свою очередь, условиями финансового обеспечения, социальной средой и состоянием материально-технической базы культурного института, его возможностями и предложениями. Досуговая этика отражает как общецивилизационный уровень морали, так и общественное и индивидуальное сознание и иерархию ценностей индивида. А главным качеством, характеризующим эффективность, является уровень самосознания и степень самореализации индивида.
Как уже отмечалось, категория «деятельность» связывает категории «потребность» и «образ жизни». В соответствии с законом возвышения потребностей, в процессе культурно-досуговой деятельности растет и разнообразие ее форм, видов, которые развивают и углубляют личные свойства, являются средством развития и саморазвития личности, он вершенствования ее образа жизни.
Выделение существенных типообразующих признаков, определяющих характер воздействия, дает возможность вычленить основные типы.
1. Культурно-творческий тип. Общим его признаком является создание оригинальных образцов или интерпретация и воспроизводство материальных и духовных ценностей в художественной, научно-технической, декоративно-прикладной, исполнительской, общественной деятельности.
2. Культурно-потребительский тип характеризуют посещение учреждений культуры, просмотр телепередач, развлечения, самообразование и др.
3. Рекреативный тип проявляется в спорте, туризме, отдыхе в компании и посещениях кафе, ресторанов.
Социальными показателями, на фоне которых изучается эффект рекреационно-досуговой деятельности будут:
- уровень культуры региона, населенного пункта и различных социально-демографических групп; - уровень занятости и безработицы; - уровень средней зарплаты; - уровень содержательных компонентов радио- и телепередач; - уровень деятельности учреждений культуры, досуговых и туристско-экскурсионных центров, кинотеатров, дискотек и степень им взаимодействия с гастролирующими труппами (учет показателей по всем позициям - число посетителей, участники-любители).
К художественно-творческим показателям следует отнести:
- число профессиональных и любительских спектаклей, концертов; - число посетителей библиотеки и анализ читательских формуляров! (по содержанию прочитанного); - число туристов и тематика экскурсионных туров; - медицинская и милицейская статистика.
В медицинской статистике следует обращать внимание на динамику реабилитации и профилактики заболеваний, с одной стороны, с другой - распространение венерических болезней и наркотоксикомании; в милицейской - на динамику приводов и характер преступлений.
Элитарная культура отражает досуговую деятельность привилегированных в социальном и интеллектуальном отношении групп, которые выделяются предпочтением классики, новейших образцов духовного творчества, спорта (гольф, теннис, горные лыжи, яхтинг), форм общения (рауты, балы, презентации произведений искусства, достижений в науке и др.).
Массовая культура как модель досуговой деятельности широчайших слоев общества в конце XIX и XX веках характеризуется следующими уровнями.
Китч - исходный уровень, рассчитанный на эмоциональную разрядку «полуобразованных типов» (популярность культуры пропорциональна невежеству и социокультурной инфантильности аудитории).
Поп-культура - более высокий в интеллектуальном плане уровень, в котором появляется тенденция к переработке некоторых фрагментов классики, созданию оригинальных направлений. Контркультура как противопоставление общественному образу жизни форм досуговой деятельности. Следует иметь ввиду многоплановость контркультуры, её отчасти представляют хиппи, битники, рокеры, толкиенисты, сатанисты, скинхеды, байкеры и многие другие.
Но намечается эволюция культуры от леворадикализма и нигилизма) в сторону реформизма. Последний возникает на почве «альтернативной» культуры целого спектра ранее возникших различных движений; экологического, «волюнтаристского», «новых стилей жизни», «гражданских инициатив» и пр. Они строятся по принципу противопоставления официальной культуры и представлены в программах альтернативных движений (личности и социума, экономики и экологии, микро и макросреды).
Содержание досугово-рекреационной деятельности. Необходимость выделять содержание, сущность досуговой деятельности не вызывает сомнений. Но её направленность, реализуемая в общественно и лично значимых и социально-негативных занятиях может давать противоречивый эффект. Досуговая деятельность может являться как фактором формирования и возвышения личности, так и ее деградации. Асоциальные виды досуговой деятельности могут носить явные и скрытые фор мы антикультуры.
Изменение в содержании досуга под воздействием бурного развития социальной инфраструктуры, средств массовой коммуникации, новых технологий, синтеза компьютера с видеотехникой, обусловливают одновременно устойчивость и подвижность, изменчивость содержания и форм деятельности в молодежном досуге.
Лидерство молодежи, ее неофициальный статус «законодателя мод»| в сфере досуга неоспоримо и проявляется в моде на одежду, туризм,' самодеятельную песню, в предпочтении вокально-инструментальных ансамблей. Не меньший энтузиазм наблюдается в движениях по охране памятников культуры, природы, общественных инициативах и социальных проектах, оказывающих огромное влияние на изменение различных сторон общественной жизни.
Расширяется спектр общественной самодеятельности молодежи. Активную шефскую работу, движения милосердия, военнопоисковые отряды, охрану и реставрацию памятников культуры и искусства, работу интерклубов, политических дискуссионных клубов можно принять за ростки гражданского общества.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |