|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема досуговой деятельности в ситуации социально-экономических реформ
Сложный исторический период, переживаемый нашей страной, делает необходимым новое осмысление социально-культурных процессов, характерных для мировой и отечественной практик. Процессы коренных социально-экономических преобразований, демократизации всех сфер жизни общества, кардинальной перестройки общественного сознания, изменений системы нравственных ценностей сделали необходимым «новое видение» формирующейся парадигмы, предполагающей приоритет духовного над материальным, возвращение к вечным ценностям, самореализации творческих потенций личности. Необходимо констатировать, что переход к рынку еще более осложнил социальную напряжённость в обществе, особенно в молодежной среде. С одной стороны, идет быстрый процесс социальной и материальной дифференции молодежи, который сопровождается появлением большего числа молодых миллионеров из среды предпринимателей, брокеров и увеличением числа нищих и безработных молодых людей. С другой стороны, идет процесс формирования все новых молодежных субкультур, отражающих социальный статус различных социальных групп молодежи, который сопровождается усложнением их досуговых интересов и потребностей. Необходимо заметить, что в странах с классической социально-рыночной экономической моделью высокий уровень развития социокультурной среды может удовлетворить практически все, даже самые изысканные досуговые интересы и потребности различных социальных (в том числе маргинальных групп) в социально приемлемых формах, являясь, в свою очередь, очень мощным стабилизирующим фактором в аспекте использования творческой энергии молодых людей. Об уровне развития индустрии досуга в США говорит тот факт, что сегодня доход от ее экспорта занимает второе место во внешней торговле США после аэрокосмической промышленности. А японцы при всем их трудолюбии истратили на отдых и развлечения в 1992 году сумму, эквивалентную 1/3 российского госбюджета. Многочисленные факты «приватизации» и даже прямого захвата различными коммерческими структурами не только небольших клубов молодежи, но и Домов, и целых Дворцов культуры, которые уже пошли «с молотка», сократили возможности проведения досуга. Если в доперестроечные годы государство все-таки находило средства и могло еще как-то удовлетворять определенные досуговые интересы и потребности молодежи в рамках бесплатных секций и кружков, то всеобщая коммерциализация сферы досуга и отдыха в наше время просто лишила людей этой возможности. Будущее нашей страны во многом зависит от того, какие условия для самореализации внутренных потенций молодого поколения в свободное время сможет создать общество. Досуговая деятельность предполагает определенную меру сочетания активных и пассивных форм потребления духовных ценностей, отдыха, общения со свободной творческой деятельностью. Их нельзя противопоставлять друг другу. В совокупности и взаимодействии они образуют систему досуга. Очень важно в культурно-воспитательной работе не прибегать к жесткой регламентации и излишней рационализации. Особое место в анализе досуговой деятельности молодежи следует уделять её стремлениям к постоянным инновациям, изменением кодов поведения и стилей общения. В то же самое время всестороннее исследование досуговой деятельности невозможно без выяснения в структуре досуговых занятий явлений антикультуры, девиантных форм проявления досуга, ибо в реальной социальной жизни, в каждой культуре эти явления диалектически взаимопереплетены.
Проблема роли средств массовой коммуникации в формировании культуры личности стала особенно актуальна для нашей страны с появлением все большего числа альтернативных источников культурной информации, не всегда обладающих положительным культурным потенциалом. Отсюда следует, что важнейшей в наше время методологической социокультурной проблемой исследования уровней культуры досуга является, с одной стороны, анализ всей существующей инфраструктуры досуга, с другой изучение места и роли прежде всего новых средств массовой коммуникации.
Важным в процессе формирования цивилизованного уровня досуговой культуры является знание субъектами социокультурной среды, «систем ценностных ориентации» различных социальных групп общества, особенно молодежи. Только их разумный учет может дать необходимый социокультурный эффект. Необходимо исследование субъективного восприятия различными социальными группами общества качества продукции различных отраслей культуры. Для решения данной проблемы требуется постоянное изучение социального состава аудитории учреждений культуры, средств массовой коммуникации при помощи уже существующих каналов «обратной связи» (письма, сообщения в Интернете телефонные звонки и т.д.), а так же организация специальной социологической службы досуга.
Сложившейся социокультурной проблемой, с которой связан анализ качества той или иной продукции индустрии досуга, является эстетическая оценка. Ее воспитательный характер определяется не только классическими или современными видами «массовой культуры», но и степенью удовлетворения произведением искусства в зависимости от уровня образования, жизненного опыта, психологических особенностей индивида. Нужно также иметь в виду тот социальный контекст, в котором идет восприятие того или иного произведения искусства. В некоторых формах культурного потребления скрыты элементы антикультуры, например в видеокультуре.
Важнейшим средством формирования досуговой деятельности является система образования и воспитания, которые призваны наряду со своими специфическими задачами уделять должное внимание формированию досуговой культуры. Так, еще Аристотель отмечал: «Для умения пользоваться досугом в жизни нужно кое-чему учиться, кое в чём воспитываться, и как это воспитание, так и это обучение заключают цель в самих себе...»
Как показывает социальная практика, время досуга используется, как правило, в рамках молодежных компаний и неформальных групп сверстников и, реже, отдельной личности как таковой. Отсюда возникает проблема исследования молодежных компаний и групп досугового общения, где формируется субкультура досуга молодежи.
По общему мнению западных социологов, изучающих проблемы молодежи, именно «малая группа» является практическим обозначением самой важной проблеммы - идентификации и социализации. Понятие «малая группа» возникло в американской социологии и означает нечто большее, чем просто «группа сверстников». Объем его значения гораздо шире и означает равенство в социальном статусе взглядов, системе ценностей и формах поведения.
Другими словами, «малая группа»это прежде всего группа совместного проведения досуга.
Как показывают социологические исследования, группы сверстников образуются, как правило, независимо от желаний и намерений взрослых в результате процессов самоорганизации и представляют собой «открытую» самоорганизующуюся систему, синергетическая природа которой регулируется внутренними импульсами. Попытки оказать внешнее управляющее воздействие на подростковую группу, как показывает опыт, ведет лишь к возникновению конфликтной ситуации. Данный феномен объясняется с помощью теории «группового поведения», предложенной в начале XX века Теории группового поведения во многом способствовали проведению в странах Западной Европы многочисленных исследований, посвященных изучению неформальных молодежных групп, которые особенно бурно возникали в 60-80-е годы под воздействием множества социокультурных факторов, научно-технической революции второй половины XX века. С одной стороны, все активнее в повседневную жизнь вторгалась компьютеризация, стандартизация, роботизация, что вело к потере индивидуальности, культурному отчуждению личности. С другой - идет процесс усложнения социальных связей, новых общественных структур, формирование групповых норм поведения. Это противоречие ведет к дефициту общения, к поиску новых форм самовыражения и самореализации личности. Поскольку общественные институты объективно консервативны, находятся в постоянной оппозиции любым молодежным инновациям, и пытаются любыми путями сохранить существующий «статус-кво», молодое поколение всех без исключения стран находит всё новые формы самореализации.
Важным аспектом, характеризующим состояние досуговой культуры молодежи современного города, является степень удовлетворенности индивидуальными и общественно-организуемыми формами использования свободного времени.
Безусловными лидерами «домашнего» досуга молодежи являются телевидение и другие средства массовой информации, современная музыка, чтение. Что касается «внедомашнего» досуга, то здесь на первый план выступает непосредственное общение, контакты с друзьями, сверстниками, совместные посещения концертов, дискотек, баров, кафе, ночных клубов, то есть активная развлекательная деятельность.
Так, свыше половины юношей и девушек в возрасте до 21 года в свободное время регулярно посещают дискотеки, танцы, ночные клубы и т.п., в то время, как эти же формы активности у молодежи в возрасте 27-30 лет снижаются фактически в пять раз. С возрастом заметно снижается приверженность и другим формам внедомашних развлечений: концерты, спектакли и т.п. регулярно посещают 39,1% молодежи до 21рода и всего 11,0% молодежи 27-30 лет. Увлеченность кафе, барами, ресторанами тоже снижается практически в 2,5 раза (27,2% и 11,7% по указанным возрастным подгруппам соответственно Заметные расхождения некоторых внедомашних досуговых предпочтений не в последнюю очередь связаны с изменениями семейного положения представителей молодежи разных возрастов. Оно существенным образом влияет на характер их досуга, спектр социальных контактов и гораздо чаще младшей когорты ориентируется на простые и общедоступные формы домашнего досуга (например, телевидение), а также больше свободного времени уделяет работе по дому, заботам по хозяйству. Но данные Таблицы 1 демонстрируют, что интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкаются на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени, как чтение, хобби, различные дополнительные занятия свидетельствуют о наличии значимой развивающей компоненты в досуговой деятельности современной российской молодежи. Причем за последние годы наблюдается явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации: по радио, телевидению, из периодической печати.
Опережающими темпами в подгруппах до 25 лет растет популярность компьютера и как средства информации и обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга. Если в среднем каждый четвертый молодой россиянин до 30 лет в настоящее время заявляет, что в свободное время увлечен компьютером, программированием, компьютерными играми (что почти в два раза больше, чем в 1997 году), то среди юношей и девушек до 21 года это уже практически каждый третий. То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков, повышению квалификации.
Развивающая компонента молодежного досуга проявляет себя в стремлении реализовать свои культурные, рекреационные, гражданские потребности. Это проявляет себя в наличии таких форм проведения свободного времени, как посещение музеев, выставок, спортивных занятий, занятий в кружках, самодеятельности, объединений по интересам, клубном движении. То есть определенная часть российской молодежи нацелена на активное социальное и общественное участие.
Тем не менее пока не стоит переоценивать значимость этой стороны в жизни подавляющего большинства российской молодежи.
Досуг и социальная жизнь молодого поколения отличаются от досуга и социальной жизни поколения «отцов». В первую очередь это касается развлекательного, рекреационного, культурного времяпровождения вне дома. Существенно реже старшее поколение посещает театры, музеи, концерты, позволяет себе выход в кафе или ресторан (всего 4,2% представителей старшего поколения по сравнению с 22,7% молодежи до 30 лет), разделяет такие модные увлечения, как современная музыка или компьютер (см. таблицу 3).
Существенные возрастные расхождения коснулись, пожалуй, только одного значимого «водораздела»: любви ко всему отечественному или, напротив, зарубежному в современной масс-культуре. В этом вопросе между молодым и старшим поколением действительно наблюдается некая диаметральность интересов, и это находит отражение в том, что молодежи гораздо чаще нравятся зарубежные фильмы, рок-музыка, современная зарубежная литература, а поколению «отцов», напротив, советская эстрада, старое советское кино, мемуары и русская классика.
Как видим, многие духовные интересы в равной мере присущи и совсем молодым людям, и их родителям. Особенно важно то, что активная социальная жизнь (интерес к театру, художественным выставкам, туризму, путешествиям) одинаково привлекательна для многих россиян независимо от возраста.
Проводя типологизацию досуговой активности молодежи, исследователи строят ее по принципу своеобразной "пирамиды", т.е. расширения видов и форм практикуемой досуговой деятельности от типа к типу. Простейшим типом досуговой активности условно можно назвать "домашний" (его представителями выступает 16,4 % всей молодежи). Но он расширяется, включая занятия компьютером, самообразованием, другими занятиями или хобби, несущими в себе ярко выраженную развивающую компоненту. Это позволяет назвать подобный тип досуговой активности "развивающим" (он характерен для 25,1 % молодых россиян).
Расширяется спектр досуговых предпочтений за счет внедомашних видов рекреационной, развлекательной, общественной или иной деятельности. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, кафе и т.п., включенность в деятельность различных культурных, образовательных общественно-политических или гражданских институтов, требующих заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана), придает социальной жизни наибольшую полноту и характеризует "социально активный" тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу досуговой активности. Этот тип досуга свойственен 58,5 % российской молодежи. Сопоставление типов досуга в целом между поколением "отцов" и "детей" представлено в таблице 5.
Анализ показывает смену духовных ориентации с течением времени. Чем люди моложе (и соответственно меньше обременены различными житейскими заботами), тем богаче и полноценнее их досуг. Круг общения, помимо традиционных для населения в целом контактов с родственниками, друзьями и знакомыми, формируется и расширяется за счет других социальных связей. Так, каждый четвертый представитель молодого поколения повседневно общается с теми, с кем вместе развлекается, ходит на дискотеки, в кафе, бары (этот показатель у «отцов» практически стремится к нулю); еще 16,6% молодежи (при 3,3% у старшего поколения) регулярно общается с людьми, с которыми вместе посещает спортивные занятия, кружки, клубы, молодежные ассоциации и т.д. Причем, чем моложе россиянин, тем больше у него уверенности в том, что в его ближайшем окружении есть человек, на чью помощь он может рассчитывать в трудную минутув этом абсолютно убеждены почти 95% молодежи до 21 года. Однако с возрастом эта уверенность несколько слабеет, достигая 75% в группе, приближающейся к 30-летнему рубежу.
Не удивительно, что степень удовлетворенности качеством своего свободного времени, возможностями отдыхать и общаться у молодого поколения заметно выше, чем у их «отцов» (не удовлетворены проведением собственного досуга 40,6% респондентов 41-50 лет и только четвертая часть молодых респондентов в возрасте до 30 лет).
Удовлетворенность своим досугом, его полноценность являются важнейшими индикаторами социального самочувствия, серьезно влияют на мировосприятие, формируют ощущение выигрыша или проигрыша от происходящих в стране реформ.
Однако более активный стиль социальной жизни, практикуемый молодым поколением, часто оказывается сопряжен с рядом сопутствующих (не всегда благоприятных) аспектов. Такой образ жизни почти неизбежно влечет за собой большую толерантность молодого поколения россиян к некоторым вредным привычкам, подчас являющимся органичной частью молодежных субкультур.
Расширение и обогащение форм социальной жизни оказывается напрямую связано с наличием средств, чтобы достойно проводить свое свободное время. Поэтому материальная обеспеченность молодого поколения не может не влиять на тип и качество досуга, на доступность тех или иных его форм.
Уровень обеспеченности молодежи является важнейшим фактором выбора того или иного типа проведения свободного времени. Полноценная социальная жизнь становится доступной и избирается абсолютным большинством только при наличии достаточно высоких душевых доходов, а недостаточность средств явно ведет к тому, что молодые люди ограничивают спектр своей социальной жизни домашними, не требующими затрат видами досуга.
Многим не доступны театры, выставки, путешествия, круизы, поездки за рубеж, многие виды спорта, занятия художественным, прикладным и научно-техническим творчеством. Но у обеспеченных граждан чаще проявляется тяга к азартным формам досуга (казино, тотализатор).
Но нельзя не отметить, что мировоззрение социально активной части молодежи формируется в русле ценностной системы, отвечающей стандарту жизни гражданина высокоразвитого общества. Это означает, что молодые люди, нацеленные на богатый внедомашний досуг, гораздо чаще ориентируются на постиндустриальные ценности: интересную работу, свободу, яркую индивидуальность. У них более четко выражены либерально-демократические установки, выше уровень индивидуальной ответственности за собственное благополучие, реже проявляет себя привычка к патернализму, более скептично воспринимается уравнительность.
Тем самым тип досуга, помимо других признаков, становится значимой стратифицирующей характеристикой, одним из главных критериев социального статуса.
Образ жизни, мировосприятие, ценностные приоритеты российской молодежи с полноценным богатым досугом показывают, что в современной России происходит становление и укрепление новой социальной группы, по большинству критериев соответствующей среднему классу западных стран. Тип и качество досуговой активности становится важнейшим критерием. Однако относительно низкий уровень жизни большинства молодежи сдерживает этот позитивный процесс, препятствует становлению в молодежной среде массового среднего класса как опоры осуществляемых рыночных реформ.
Сегодня, исходя из требований жизни, перед социологией досуга встают вопросы разработки и методики исследования следующих проблем:
- Методология и методика анализа социально-культурной ситуации в районе и участие клуба в организации непрерывного образования трудящихся.
- Самоуправление и демократизация работы клуба как фактор повышения эффективности воспитательного процесса.
- Типология клубной аудитории как условие научно-обоснованного программирования досуговой деятельности.
- Клубная (досуговая) самодеятельность как средство реализации потребностей личности, адресованных социальной среде.
- Приобщение масс через организацию самодеятельности к лучшим образцам культуры мирового и национального искусства.
- Привлечение различных групп населения к участию в культурно-творческих процессах в масштабах локальной культуры и на уровне субкультур разных национальных и социальных слоев (молодежной в частности).
- Мобилизация потенциала культурных традиций в патриотическом, нравственном, трудовом и эстетическом воспитании.
Черты хозяйственной (трудовой) организации. Усложнение социальных организаций в сфере экономики.
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, - экономика, наука, культура, образование, оборона, даже личная жизнь.
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» - то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.
Организация - это объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем сочетаются многообразные связи (физические, технологические, экономические, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов (свойство организационной сложности) и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целенаправленность функционирования и развития. Она самоорганизующая система на всех этапах своего жизненного цикла. Именно такое понимание и положено в основу всего комплекса знаний о теории организации.
Рыночная организация хозяйства формируется объективно под действием многих экономических законов. К их числу относятся, прежде всего, такие, как закон ограниченности ресурсов хозяйственной деятельности, закон общественного разделения труда и специализации трудовых функций по отраслям экономики, закон обмена результатами труда по ценам рынка. Действие экономических законов имеет вид причинно-следственных зависимостей, формирующих в данном случае тип (модель) системы хозяйствования, ее организацию. Рыночную организацию хозяйства никто не создавал, она возникла объективно, т.е. независимо от того нравится ли она отдельным людям или нет.
Экономика, хозяйство, рынок - это в известной мере синонимы с общей причинной основой - ограниченностью ресурсов, разделением труда и обменом продуктами труда. Организация, или система, здесь необходима для установления определенного равновесия между ограниченными ресурсами для производства благ и безграничными потребностями людей в этих благах. Потребности людей в разнообразных благах растут и изменяются, обгоняя ресурсные возможности их производства даже с применением самых современных технологий. Совместить эти факты экономического бытия можно только в условиях такой организации (системы хозяйствования), при которой производство было бы реально заинтересовано в эффективном использовании ограниченных (и поэтому дорогостоящих) ресурсов, а также выпуске только тех благ, которые реально пользуются спросом потребителей, причем по ценам, возмещающим производственные издержки, ресурсные затраты выпуска этих благ.
Каждая организация в чем-то индивидуальна, она имеет адрес, национальность, права и ответственность, биографию, менталитет и т.д. Однако есть и много общего в мире организаций. Я попытаюсь разобраться в хозяйственных организациях как процессе и явлении с теоретической и практической точек зрения. Каждый конкретный человек - это часть организации, проводящий в ней значительное время. Поэтому он должен знать основные законы и принципы функционирования организаций, уметь использовать их в практической деятельности, чтобы достичь гармонии отношений.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.) |