АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Статьи, понятия, термины 16 страница

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  2. I. Перевести текст. 1 страница
  3. I. Перевести текст. 10 страница
  4. I. Перевести текст. 11 страница
  5. I. Перевести текст. 2 страница
  6. I. Перевести текст. 3 страница
  7. I. Перевести текст. 4 страница
  8. I. Перевести текст. 5 страница
  9. I. Перевести текст. 6 страница
  10. I. Перевести текст. 7 страница
  11. I. Перевести текст. 8 страница
  12. I. Перевести текст. 9 страница

Так, В.Г.Федотова справедливо отмечает, что речь должна идти не о конкуренции концепций, которые отражают отдельные важные аспекты проблемы, а о накоплении информационной базы о текущих и перспективных трансформациях в обществе. Такой объединяющей концепцией, по убеждению авторов, должна стать теория техногенного общественного развития, рассматривающая социальные, техносферные и природные процессы в единой системе на фоне разворачивающегося глобального процесса постбиосферной трансформации земной жизни. Именно понятие «техногенный» интегрирует в себе всю совокупность происходящих в XVIII–XXII веках трансформаций перехода от биосферной системы человеческой жизни к постбиосферной, ее ускоренной социализации, технологизации и индустриализации, то есть в целом к социотехногенезу, в котором фазы индустриализма и постиндустриализма являются лишь промежуточными этапами расширенного применения научно-технических достижений в производстве и общественной жизни. «Великий переход», о котором еще во второй половине ХХ века говорил Г.Кан, завершится в XXII веке установлением господства «техно» над социальными и биологическими процессами и явлениями и формированием предельно техносферизированного техногенного земного мира.

Индустрия достигает наивысшей степени экономической, научной и технико-технологической рациональности в постиндустриальном обществе и остается основной базой постиндустриального развития. Между индустриальной и постиндустриальной общественными системами, несмотря на многие качественные различия, сохраняются коренные общие черты. Среди них – совершенствующиеся научно-технические производительные силы, дальнейшее индустриальное и сверхиндустриальное развитие на новой технико-технологической базе, разрастание урбанистически-искусственных систем и техносферы, процессы информатизации и технологизации производства и быта, дальнейшая индустриализация сельского хозяйства и совершенствование агропромышленного комплекса, усиление техносферизации условий жизнедеятельности людей и биосферного мира и т.п. Все это ведет к деградации биосферы и неконтролируемой трансформации человека. Если сторонники теории постиндустриализма акцентируют внимание на происходящих социально-экономических трансформациях в общественном устройстве, то авторы словаря обращают внимание на усиление трендов техногенности, заключающихся в повышении степени экономизации, сциентизации и технологизации, то есть в целом рационализации индустриальных общественных систем на базе научно-технологического производства общественной жизни в направлении формирования постбиосферной действительности. Таким образом, вопрос о нецелесообразности выделения постиндустриализма в отдельную стадию развития человеческого общества остается актуальным и находит все большее количество сторонников. Индустриализм и постиндустриализм являются фазами социотехногенеза.

В постиндустриально-техногенном обществе происходит качественное усложнение научно-технической энергетики, нарастающая сциентизация, индустриализация, информатизация и техносферизация общественного развития, осуществляется переход от промышленного к научно-технологическому способу производства общественной жизни, возрастает влияние информационных технологий и эволюционно-ускоряющегося разрастания инфосферы на глобальный техногенез социоприродной системы.См. Техногенное общество. Индустриально-техногенное общество.

Лит.: Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д.Белл. – М., 1999; Демиденко, Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева. – М., 2010; Дергачева, Е.А. Процессы индустриализации в контексте техногенеза / Е.А.Дергачева // Проблемы современного антропосоциального познания. – Брянск, 2009; Дергачева, Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной глобализации / Е.А.Дергачева. – М., 2009; Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л.Иноземцев. – М., 2000; Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф.Уэбстер. – М., 2004.

Посттехногенная цивилизация – понятие, введенное в научный оборот В.С.Степиным и В.И.Толстых в 1996 г. в статье «Демократия и судьбы цивилизации» для характеристики общественной постиндустриальной системы. Ранее (1989) в статье «Научное познание и ценности техногенной цивилизации» В.С.Степин вводит в научный оборот понятие техногенной цивилизации (общества), которое связывает с промышленной революцией, индустриализацией, утверждением научной рациональности и т.п. Техногенная цивилизация, по Степину, проходит три стадии развития: прединдустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

В 1996 г. постиндустриальная цивилизация (общество) авторами статьи рассматривается как посттехногенная цивилизация, поскольку происходит выработка уже (на КОСР–92) стратегического выхода человечества и природы из кризисов, которые породила техногенная цивилизация. Авторы понятие техногенной цивилизации сводят сугубо к индустриальному, технико-технологическому развитию, не видят новой реальности в связи с насыщением биосферы, биоты, человеческого тела техногенным веществом в процессе распространения искусственного, изменения последним биосферных биогеохимических переносов биогенов. В.С.Степин отказывается от первоначальной, на наш взляд верной, позиции в понимании техногенной цивилизации.

Лит.: Степин, В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В.С.Степин // Вопросы философии. – 1989. - №10; Степин, В.С. Демократия и судьбы цивилизации / В.С.Степин, В.И.Толстых // Вопросы философии. – 1996. - №10; Демиденко, Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева. – М., 2010.

Принципы сохранения биосферной жизни сформулированы впервые в 2000 г., тогда же сданы в печать и опубликованы в 2002 г. в статьеЭ.С.Демиденко «Конец биосферы и биосферной жизни на Земле? // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2002. №6». Публикация статьи связана с тем, что в литературе все больше и больше говорится о необходимости формирования ноосферы, притом без критического анализа состояния биосферы и без осмысления того, в каком направлении сейчас развивается мир. У ряда теоретиков ноосфера выступает своеобразной идеальной реальностью, чуть ли не тождественной коммунизму. Сам термин «ноосфера» приобретает популярность в средствах массовой информации, ему придается романтическая привлекательность, оторванная от «грешной реальности». При этом популяризаторы идей В.И.Вернадского о превращении биосферы в ноосферу особо не заботятся как о критическом осмыслении новой реальности техногенного мира, так и о нарастающих лавинообразных социальных, социоприродных и даже социотехноприродных процессах в условиях современного развития, хотя огромный вал философской и научной литературы посвящается современному эволюционному экологическому кризису. Диагноз экологического кризиса поставлен давно, а способы его разрешения до сих пор остаются дискуссионными. В.И.Данилов-Данильян правильно отмечает, что за четыре десятилетия (считая с 60-х годов ХХ века, когда началось обсуждение глобальной экологической проблемы в научных публикациях и дискуссиях) человечество для ее решения «не смогло сделать почти ничего, имеющиеся отдельные позитивные результаты ничтожны в сравнении с приростом разрушительного воздействия на биосферу… А ведь четыре десятка лет… это, по-видимому, период того же порядка продолжительности, что отделяет нас от необратимых процессов деградации биосферы».

Ни один из предложенных методов решения экологической проблемы пока не дает заметных результатов. Отношения между разрушаемой биосферой и разрастающейся техносферой обострены в современную эпоху до такой степени, что представляется реальной угроза коллапса биосферы и человека. Поэтому раздаются и пессимистические мнения, призывающие смириться с предстоящей гибелью биосферы и стараться спасти хотя бы человеческий род. Человечество, согласно этой точке зрения, встанет перед необходимостью резкого изменения способа жизнедеятельности – и вряд ли у него хватит времени и здравого смысла, чтобы сделать правильный выбор. Н.Н.Моисеев, в числе многих ученых, тоже разделяет эту точку зрения. «Вероятнее всего, – пишет он, – людям уже не дано предотвратить глобальный кризис – дело зашло слишком далеко… Я думаю (вернее, надеюсь), что в результате катастрофы человечество все же сохранит себя как биологический вид. Но заплатит за это столь грандиозную цену, что его будущее уже вряд ли можно будет назвать человеческим». Биосфера, считает Н.Н.Моисеев, умеет сохранять равновесие, поскольку существуют закодированные в генетическом аппарате механизмы управления живыми существами. Вероятнее всего, произойдет активизация этих механизмов в генотипе человека и соответственно его ликвидация как вида; в итоге биосфера сохранится, но она лишится человека. По заключению Н.Н.Моисеева, признаки деградации человека налицо. Так, «разрушение нравственных начал, усиление агрессивности и нетерпимости, распространение массовой псевдокультуры, широкое распространение генетических и иммунных заболеваний, уменьшение рождаемости и т.д.».

Уже отмечалось, что человечество стало столь большим (6,8 млрд человек в 2010 г.), что масштаб его влияния на природу практически совпал с масштабами самой природы. В этом, на наш взгляд, проявляется новая парадигма развития нашей планеты, в границах которой просматривается и новая история Земли. Метасоциум становится решающим фактором развития планеты, трансформируя биосферу и человека, постепенно заменяя природные существа и предметы иными, окультуренными, искусственными, по сути, техно-ноосферными. Является ли это закономерностью эволюционирующей, развивающейся Вселенной или же частным случаем стечения обстоятельств на отдельной планете, науке предстоит еще познать.Если исходить из тенденций, особенно начала XXI в., то разрушение биосферы и замена ее техно-ноосферой становятся неизбежными. Разрушение составных частей биосферы идет примерно в 10 раз быстрее, чем их восстановление биоорганизмами. В XIX–XX вв. человечество «проело» треть биосферного биологического вещества планеты, уничтожило полностью или частично треть плодородных земель и низвело треть их гумусного слоя, более половины лесов, значительную часть планктона, чуть ли не всю африканскую саванну, разрушило две трети природных систем. Потери биосферного биовещества параллельно сопровождаются социализацией растительного и животного мира. «Эта доля «вырванного» из биосферы живого вещества по воле человеческой мысли сейчас достигает огромных масштабов», – замечает В.П. Казначеева. В наиболее развитых, техногенных странах – Западной Европы, Северной Америки, в Японии – более 80%.

В состоянии ли мы сохранить биосферу, биосферную жизнь и биосферного человека? В принципе, это возможно, хотя для этого необходимо приложить огромные усилия мирового сообщества. Но это вовсе не означает возврата к доиндустриальному состоянию планеты, хотя «природный образ» ее развития может и должен выступить отправной точкой для максимально возможного восстановления биосферы, если и не воспроизводящую новую биологическую жизнь, то ее поддерживающую.

При разработке грандиознейшей программы мирового сообщества по сохранению биосферной жизни мы должны исходить из следующих достаточно жестких принципов.

1. Благоговение перед биосферной жизнью, перед каждой ее формой как части единой саморазвивающейся биосферы. Жизнь – святыня, сотворенная ли Богом или Природой, Вселенной. Она имеет свою вселенскую самоценность и должна быть сохранена.

2. Возрождение доиндустриальной биосферы в основных ее чертах, замена однолетних, окультуренных растений многолетними, озеленение пустынь и песков и создание максимально возможных условий для ее саморазвития – важнейшая задача всего человечества и каждого человека.

3. Все живое на Земле должно использоваться только для развития живого – микроорганизмов, растений, животных, а также для обеспечения человека полноценными, биосферными продуктами питания и удовлетворения его крайне необходимых витальных и социально-культурных потребностей.

4. Все органическое биосферное вещество (живое и биогенное) планеты, почвы которой сложились исторически за последние 500 млн лет и весьма богаты микроэлементами, должно направляться только на поддержание биологической жизни и «производство» полноценных растений и животных, а также на удовлетворение жизненно важных витальных потребностей людей, например, питания и одежды.

5. Человеческое общество, вся его жизнедеятельность должны быть «вписаны» (а по сути, возвращены) в естественные природные циклы, биологический круговорот веществ, в саморазвивающуюся биосферу, очищенную от опасных для живого синтетических веществ – ксенобиотиков.

6. Все органические отходы жизнедеятельности людей и производства направлять только на восстановление живого, возрождение, хотя и серьезно подорванной уже, биосферной жизни.

7. Сохранение и умножение основанного на микроэлементном многообразии и разнообразии биосферного биоразнообразия на планете и творение только такого постбиосферного, которое органично и безболезненно вписывается в биогенно-биосферный круговорот веществ, несет в себе «полезную искусственную химию», прошедшую тщательную и полноценную научную сертификацию на токсичность и безопасность для биосферы и человека.

8. Крайне осторожное введение в биосферу живых социализированных и техно-ноосферных форм жизни – генетически модифицированных микроорганизмов, растений и животных, клонированных и трансгенных существ, всего биологически искусственного, способного трансформировать биосферу и привести ее к гибели.

9. Техносфера как искусственная предметно-вещественная и электромагнитная природа формируется только на безопасной основе для человека и биосферной природы, в максимальной изоляции от отрицательных воздействий на дикую природу.

10. Возвращение человека, насколько это сейчас возможно, к биосферному образу жизни, крепкому природному здоровью и биологическому динамизму, хотя и вписанному частично в безопасную и территориально ограниченную техносферу.

11. Гармонизация взаимоотношений человечества с биосферой и природой в целом, максимальное возрождение здоровой биосферной и социализированной природы, формирование социально-биосферной, а точнее социотехнобиосферной, модели жизни.

12. Разграничение и отделение неблагоприятного для жизни искусственного, технического и техногенного (особенно небиосферного химического) от биосферных процессов и биосферной жизни на каждом региональном участке суши планеты Земля.

Внедрение данных и многих других разработанных философией в союзе с наукой важных принципов возрождения биосферы и биосферных форм жизни потребует буквально уже в первые десятилетия XXI в. принятия следующих неотложных мер.

Первая группа мер связана с достаточно быстрым сокращением, а затем и прекращением сжигания и уничтожения биосферного органического вещества, особенно для производства энергии, замена ее альтернативной энергетикой неорганического характера, исключающей негативное воздействие на биосферу и человека.

Вторая группа мер должна быть направлена на сохранение биосферы в самом широком понимании – от биологического вещества биосферного происхождения до всего того, что способствует беспрепятственному сохранению и развитию биосферной жизни, а затем и доиндустриального возрождения биосферы, насколько возможно; сюда относятся: прекращение опустынивания земных территорий, загрязнения воздуха, почв и водных бассейнов, восстановление природно-биосферных систем. Самовосстановление биосферы в самодостаточном ее объеме стало уже невозможным без активной и грандиозной помощи организованного человечества.

Третья группа мер связана с формированием безопасной для биосферы и благоприятной для здоровья и всестороннего развития человека техносферы и всей производственной, социальной и экологической и иной инфраструктуры на планете и соответственно в каждой стране, в каждом регионе, вывод из употребления опасной химической составляющей техносферы, закрытие или полнейшая изоляция химических, биохимических и атомно-радиационных производств, опасных для биосферной жизни и человека.

Четвертая группа мер касается организации безопасного производства, расширения и внедрения биосферных, по своей сути, технологий как природного, так и искусственного характера, но безопасных для биосферных и социализированных биологических организмов, в том числе и человека. Это, прежде всего, использование ресурсо- и энергосберегающих технологий с высокой степенью безопасности и экологической чистоты и т.п.

Пятая группа мер – это проводимый под жестким социально-экологическим контролем перевод традиционного земледелия на индустриальный тип производства сельскохозяйственных продуктов – на производствах и территориях (плантациях): восстановление на порушенных землях лесов, лугов, пастбищ, ландшафтов и иных биосферных систем (экосистем).

Шестая группа – это меры по полной переработке биологических отходов и получению из них товаров народного потребления, при этом исключаются из технологий переработки сжигание и смешивание с ксенобиотиками органического вещества, которое можно превратить в вермипочвы и гумусную массу для производства продуктов питания, активных биодобавок, лекарств и т.п.

Седьмая группа мер касается укрепления здоровья человека, прекращения деградации природного в человеке, разрушения его органов и систем; особое место здесь занимают меры валеологического и эковалеологического характера, физической тренировки организма, отказ в разумных пределах от «химической медицины» и замена ее естественно-природной, экологически безопасной.

Восьмая группа мер связана c формированием и введением в биосферу только научно выверенных и испытанных в изоляции от биосферы социализированных – окультуренных, одомашненных, биотехнологических, техногенно взращенных, генетически модифицированных, трансгенных – микроорганизмов, растений и животных.

Девятая группа – это меры научного характера, в первую очередь касающихся переориентации фундаментальных и прикладных исследований с позиций «покорения природы» ради удовлетворения как насущных, так и во многом надуманных и избыточных потребностей и интересов людей на позиции сохранения и восстановления биосферы, биосферного человека и биосферной жизни.

Десятая группа мер направлена на формирование экософского мировоззрения, экологических знаний, экологической этики путем массового эковоспитания и экообразования населения, особенно детей и юношества, а также профессионального образования.

Одиннадцатая группа мер направлена на жесткое разграничение и отделение опасного для жизни искусственного, технического и техногенного от биосферы и биосферных процессов на каждом региональном участке планеты.

И, наконец, следующая группа мер связана с созданием мощной службы и инфраструктуры для поддержания биосферы, биосферной и безопасной небиосферной биожизни и земной природы, их саморазвития и научного управления природными процессами.

Определенную группу мер предстоит выработать и по спасению трансформирующегося и даже деградирующего в современных техногенных условиях биосферного человека.

Во-первых, предстоит существенным образом перестроить всю человеческую жизнедеятельность, гармонизировать развитие природных, социальных и техногенных качеств человека, поскольку между ними наметился заметный дисбаланс в пользу стремительного развития социальных качеств и игнорирования природных.

Во-вторых, предстоит серьезно компенсировать упражнениями, физической культурой, спортом и легким физическим трудом недостатки в физической нагрузке на человека, в результате чего серьезно трансформируется природно-мышечная ткань, опасно изменяются физиологические процессы и деградируют функциональные системы у человека, особенно жителей крупнейших городов и техносферных регионов.

В-третьих, неизбежными становятся и социальные меры, которые компенсируют теряющийся в условиях техногенного развития естественный отбор человека, в результате чего происходит воспроизведение «генетических погрешностей» в поколениях, а также многих болезней и телесных недостатков.

В-четвертых, значительный комплекс представляют собой меры, направленные на формирование безопасной для человека техносферы, создающей благоприятные условия для его жизнедеятельности, укрепления здоровья, гармоничного развития.

В-пятых, выработка специальных мер по перестройке техногенной городской среды и особенно промышленных предприятий, которые являются важнейшими источниками загрязнений как природной среды, так и человеческого организма.

В-шестых, комплексное решение проблем автомобильного и других транспортных систем, которые представляют как прямую угрозу жизни и травматизации человека, так и косвенную – путем загрязнений природной, поселенческой и иной его среды, а затем – и организма человека.

В-седьмых, разработка мер, направленных против физических, радиационных и особенно химических загрязнителей, вызывающих серьезные генетические и иные трансформации и болезни в человеческом организме.

В-восьмых, ужесточение социально-правовых мер, направленных против употребления табачных, наркотических, алкогольных, опасных лекарств, ксенобиотиков и других веществ и социальных процессов, подрывающих здоровье человека и генофонд народа и человечества.

В-девятых, принятие мер, направленных против производства и потребления некачественных, токсичных, экологически вредных продуктов питания, а также на создание условий для производства биосферной и экологически ценной продукции.

В-десятых, принятие коренных мер по обеспечению чистоты воздушного пространства, особенно мегаполисов и крупных городов, чистоты морей, рек и озер, обеспечению населения качественной питьевой водой и в достаточном количестве.

В-одиннадцатых, разработка весьма обширных мер по укреплению здоровья человека и развитию медицины и всей системы здравоохранения, включая и системы воспитания здорового образа жизни, образования и просвещения в области медицинской, техногенной, экологической и иных видов безопасности.

И наконец, создание системы научно-исследовательских институтов по изучению комплексных и частных проблем развития человека и прогнозирования его перспектив.

Конечно, выше речь шла только о наиболее важных мерах, способствующих преодолению противоречивого развития и деградации человека и сохранению биосферного человека в ходе техногенной эволюции верхних слоев нашей планеты. Нам очень важно понять, что земной мир (а не только общество, человечество) вступил на путь особого типа развития – техно-ноосферного с нарастанием лавинообразных социоприродных процессов, которые вряд ли можно отнести к эволюционным, скорее – к бифукарционным, с которыми человечество и наука до середины ХХ века еще не сталкивались. Некоторые философы (да и немало ученых) нынешние социотехноприродные процессы, стимулируемые наукой и техникой, интерпретируют «как наступление эпохи господства разума» – ноосферы, придавая философско-романтическое восприятие этим процессам, о чем пишет, например, В.А.Кутырев в своей книге «Философия постмодернизма». И далее он, критикуя постмодернистскую философию как опасную для человека, отмечает: «Никакие действительные тенденции эту счастливую надежду (об идеально устроенной жизни – Э.Д.) не подтверждают. Реально ноосфера функционирует как техносфера, искусственная среда, экспансия которой ведет к отрицанию условий продолжения бытия человека как естественного социально-исторического существа, превращая его в «уходящую натуру».

Внедрение указанных принципов, первоочередных и многих других мер сохранения биосферы и человека возможно только на основе взаимовыгодной глобализации социально-экономической и культурной жизни народов планеты, добровольного создания единого органа управления населением Земли и решения глобальных проблем, в первую очередь экономических и экологических, отказа от нынешних форм рыночных отношений, губящих природу и человека, передачи земли в общественное пользование и под контроль общества и государства, преодоления гонки вооружений.

Лит.: Демиденко, Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С.Демиденко, Е.А.Дергачева. - М., 2010; Данилов-Данильян, В.И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»? / В.И.Данилов-Данильян // Вопросы философии. - 1998. - №8; Моисеев, Н.Н. Нравственность и феномен эволюции / Н.Н.Моисеев // Общественные науки и современность. - 1994. - №6; Казначеев, В.П. Учение В.И. Вернадского о ноосфере в связи с современными проблемами экологии человека / В.П.Казначеев // Учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, его философское и общенаучное значение. - М., 1990. Т. 1.

Промышленная революция конца XVIII – начала XIX вв. на Западе обозначила разрыв с биосферными технологиями и переход на искусственные, что привело к изменениям во всех сферах жизни и к формированию общества, называемого индустриальным. Его основной характеристикой признана преобладающая роль технических средств (особенно машинного производства) при создании условий человеческой жизни.

Коренная перемена самоощущения человечества началась гораздо раньше промышленной революции, сделав ее возможной. Эта социокультурная подготовка к следующему, индустриальному этапу промышленного развития началась в начале нашей эры и совпала с распространением мировых монотеистических религий, для которых был характерен совершенно новый взгляд на природу, как на предназначенную Богом для человека, а значит, – подчиненную ему. Именно человек – «венец творения», «образ и подобие» Бога, сотворенный специально для того, чтобы управлять земным миром. Только в результате этого идеологического перехода люди осознали себя главными из живых существ.

Активность человека в переделке внешнего мира получила ценностную санкцию и была признана закономерной. Впервые новое, искусственное, изобретенное человеком, стало восприниматься более ценным, чем естественное, созданное природой или традиционное, унаследованное от предков. Но для практической реализации этой установки потребовался значительный исторический срок, поскольку религиозно понимаемое усовершенствование природы мыслилось в духовно-нравственной области, а считавшийся необходимым для духовного роста аскетизм вел к ограничению материальных потребностей. Поэтому трансформация социокультурной среды в результате возникновения мировых религий носила двойственный характер: с одной стороны, она стимулировала преобразование природы, но с другой – направляла основные его импульсы в нематериальную область, к формированию внутреннего мира человека. Лишь падение влияния религии, нейтрализовав вторую группу факторов, привело к формулировке новой цели: покорения природы с помощью технических средств ради улучшения жизни. Само техническое развитие в средние века замедлилось, техногенная среда в известной мере подверглась деградации.

Но все же имелись не только социокультурные, но и техногенные предпосылки для нового этапа технологического развития. К ним можно отнести использование в технических целях не только биовещества и биосферных процессов (которые модифицировались и превращались в сырье и технологические процессы), но и применение вещества и энергии небиологического происхождения, создание новых материалов и прежде всего изобретение технологических цепочек, не имеющих аналогов в природе. Именно ведущая роль технологического взаимодействия с неживым веществом станет отличительным признаком новой ступени технического развития. Фактический переход к новому типу хозяйствования – индустриальному – был вызван присоединением к уже имеющейся идеологической базе экономической необходимости. Она появилась по мере исчерпания возможностей совершенствования агротехнологий, уже не способных обеспечить растущее население. Закономерности функционирования биоценоза жестко определяют максимальную долю вещества и энергии, достающуюся верхнему звену пищевой пирамиды. Человечество в течение нескольких тысячелетий совершенствовало агротехнологии, стремясь достигнуть этого максимума (например, сводя к минимуму конкуренцию других биологических видов, известных под названием сорняков и вредителей). Но, считает Э.С.Демиденко, прогрессу земледельческого общества были положены биосферные ограничения, которые кроются в самой природе биологических производительных сил – в постоянстве количества живого вещества на Земле, в ограниченных возможностях растительного мира. Потребовались качественно новый способ взаимодействия человека с биосферой и новая ступень удаления человека от нее.

К ХVIII в. произошло на Западе обновление большинства традиционных обычаев, привычных взглядов на человека и природу. Идеалом эпохи стал энциклопедически образованный человек, сведущий и в науке, и в искусствах, и в технике, который не ищет вечную истину и не служит надмирной идее, а находит эффективные способы решения конкретных задач. Новое считалось самоценным, по определению лучшим, чем старое. Взгляд на природу как живой организм или обиталище богов исчезал: порядок вещей стал оцениваться с точки зрения человеческой личности и ее интересов. В.С.Степин подчеркивает, что именно понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля, в котором человек, познавший законы природы, способен поставить под контроль внешние объекты, и привело к сознательному созданию технологий, которые искусственно изменяли природный процесс и ставили его на службу человеку


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)