АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сложные формы восприятия

Читайте также:
  1. BRP открывает новый виток инновационного развития с выпуском платформы Ski-Doo REV
  2. II. ЦЕЛИ И ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИХОДА
  3. IV. Формы контроля
  4. IV. Формы контроля
  5. V. Формы контроля
  6. VII Формы текущего и итогового контроля
  7. VII. Новые формы российского предпринимательства
  8. А. Виды и формы страхования
  9. Авторитаризм и его формы
  10. Авторитет и влияние менеджера, и их формы.
  11. Агнозии (нарушения восприятия)
  12. Аграрные отношения и формы землевладения. Усиление эксплуатации общинников.

Восприятие пространства. Восприятие пространства во мно­гом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совме­стно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях. В течение длительного времени в философии обсуж­дался вопрос о том, является ли восприятие врожденным (как это считали представители направления, известного под названием нативизма) или результатом обучения (так считали пред­ставители другого направления — эмпиризма). Сейчас стало со­вершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в своей основе ряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формы восприятия пространства могут про­текать на различных уровнях.

В основе восприятия трехмерного пространства лежит фун­кция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер 3 изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, гори­зонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидко­стью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Этот аппарат, тонко реагирующий на отражение 3 основных пло­скостей пространства, является его специфическим рецеп­тором.

Он тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает ре­флекторные изменения в положении глаз; при быстрых и продолжительных изменениях положения тела в простран­стве наступают пульсирующие движения глаз, называемые нистагмом, а при продолжительной ритмической смене зри­тельных раздражений (например, возникающих при езде на автомобиле по аллее с постоянно мелькающими деревьями или при длительном взгляде на вращающийся барабан с час­тыми поперечными полосами) возникает состояние неустой­чивости, сопровождающееся тошнотой. Такая тесная взаим­ная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппа­ратом, вызывающим оптико-вестибулярные рефлексы, вхо­дит в качестве существенного компонента в систему воспри­ятия пространства.

Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим вос­приятие пространства и прежде всего глубины, является ап­парат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Хорошо известно, что глубина (отдаленность) предметов особенно хорошо вос­принимается при наблюдении за предметом обоими глазами. Для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изо­бражение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это невозможно без конвергенции обоих глаз. Если при конвергенции глаз возникает незначительная диспаратность изображений, появляется ощущение удален­ности предмета или стереоскопический эффект. При большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз, на которые падает изображение, возникает двоение предмета. Таким об­разом, импульсы вследствие относительного напряжения мышц глаз, обеспечивающих конвергенцию и смещение изо­бражения на обеих сетчатках, являются вторым важным ком­понентом для восприятия пространства.

Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее усло­вие — влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, ко­торое может существенно воздействовать на восприятие глу­бины, а в некоторых случаях — приводить к возникновению иллюзий.

Восприятие пространства не ограничивается, однако, вос­приятием глубины. Его существенную часть составляет воспри­ятие расположений предметов по отношению друг к другу. Это требует специального рассмотрения.

Воспринимаемое нами пространство никогда не носит сим­метричного характера; оно всегда в большей или меньшей сте­пени асимметрично. Одни предметы расположены от нас сверху, другие — внизу; одни дальше, другие ближе; одни справа; другие — слева. Различные пространственные расположения предметов в этом асимметричном пространстве имеют часто ре­шающее значение. Примером этого могут служить ситуации, когда нам нужно ориентироваться в расположении комнат, со­хранить план пути и т.д.

В условиях, когда мы можем опираться на дополнитель­ные зрительные сигналы (расстановка вещей в коридорах, различный вид зданий на улицах), такая ориентировка в про­странстве осуществляется легко. Когда эта дополнительная зрительная опора устраняется (это имеет место, например, в совершенно одинаковых коридорах на станциях метро, где имеются два ничем не отличающихся по виду выхода), такая ориентировка резко затрудняется. Каждый хорошо знает, как легко теряется ориентировка в пространственном располо­жении у засыпающего в полной темноте человека. Ориенти­ровка в таком асимметричном пространстве настолько слож­на, что одних описанных выше механизмов недостаточно. Для ее обеспечения нужны добавочные механизмы, прежде всего выделение «ведущей» правой руки, опираясь на кото­рую, человек и осуществляет сложный анализ внешнего про­странства и системы абстрактных пространственных обозна­чений (правое-левое) которое, как показали психологические наблюдения, имеет социально-историческое происхождение. Совершенно естественно, что на определенном этапе онтогенеза, когда ведущая правая рука еще не выделена и систе­ма пространственных понятий не усвоена, симметрические стороны пространства долгое время продолжают путаться. Такие явления, характерные для определенных стадий нор­мального развития, проявляются в так называемом «зеркаль­ном письме», которое выступает у многих детей 3—4 лет и затягивается, если ведущая (правая) рука почему-то не вы­деляется.

Так сложный комплекс приборов, который лежит в осно­ве восприятия пространства, требует, естественно, столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих централь­ную регуляцию пространственного восприятия. Таким цент­ральным аппаратом являются третичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяют работу зрительного, тактильно-кинестезического и вестибулярного анализаторов.

Восприятие времени. Несмотря на важное значение этого раз­дела психологии, он разработан гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Можно указать, что восприятие вре­мени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уров­нях. Наиболее элементарными формами являются процессы вос­приятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под на­званием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых обра­зований. Смена процессов возбуждения и торможения при дли­тельной нервной деятельности, воспринимается как волнооб­разно чередующиеся усиления и ослабления звука при длитель­ном вслушивании. К ним относятся такие циклические явле­ния, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.

Все перечисленные условия лежат в основе наиболее про­стых непосредственных оценок времени. Они могут проявлять­ся у животных в выработке рефлексов «на время» и их можно изменять путем фармакологических воздействий, влияющих на вегетативную нервную систему. Последние воздействия могут быть проверены и на человеке. Так было показано, что под действием одних препаратов небольшие отрезки времени суще­ственно «укорачиваются», в то время как воздействие других способствует «удлинению» этих временных интервалов при оцен­ке их испытуемыми.

От элементарных непосредственных форм ощущения вре­мени следует отличать сложные формы восприятия времени, которые опираются на вырабатываемые человеком эталоны оценки времени: секунды, минуты, часы, а также ряд эталонов, формирующихся в практике восприятия музыки. Именно в си­лу этого точность такого опосредствованного восприятия вре­мени может заметно повышаться, причем, как показали наблю­дения над музыкантами, парашютистами и летчиками, она мо­жет заметно обостряться благодаря упражнениям, в ходе кото­рых человек начинает сравнивать едва заметные промежутки времени. От оценки коротких интервалов времени следует от­личать оценку длинных интервалов (время дня, время года и т.п.), иначе говоря, ориентировку в длительных отрезках вре­мени. Эта форма оценки является более сложной по своему строению и приближается к явлениям интеллектуального коди­рования времени.

В собственно восприятии времени мы различаем:

а) воспри­ятие временной длительности;

б) восприятие временной после­довательности.

Как одно, так и другое включают в единстве и взаимопроникновении и непосредственные и опосредованные компоненты. Интересные данные представляют эксперименты на субъективную оценку времени, проведенные с различными группами больных. Полученный патологический материал по­казал связь переоценок и недооценок временной длительности с эмоциональным отношением субъекта к переживаемому, та­ким образом подтвердив положение об эмоциональной детер­минированности оценок времени.

Характерной особенностью времени является его необра­тимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка или однознач­ной необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ни­ми. Именно на основе причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последова­тельности события.

Помимо установления порядка или последовательности пред­шествующего и последующего, временная локализация вклю­чает определение величины интервалов их отделяющих. Знание того, что такой день, как временной интервал, включает в себя знание того, что день — это такая-то часть столетия, года, ме­сяца и т.д., что в дне столько-то часов, минут и т.п. Непосред­ственная локализация во времени ограничивается лишь очень общим недифференцированным не столько знанием, сколько ощущением того, что данное событие близко, поскольку оно актуально или отдаленно. Более точная временная локализация переживаемого предполагает умение оперировать соотношени­ями временных величин.

Поскольку время — направленная величина, вектор, од­нозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В про­странстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. С этим связан дальнейший момент, особенно осложняющий восприятие времени опос­редствованными компонентами. Естественной отправной точ­кой во времени является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и после­дующее будущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от него взор направляется в прошлое и будущее, которые могут быть определены лишь через свое отношение к настоящему. Но проблематика времени здесь осложняется диалектикой всех временных определений, свя­занной с текучестью времени.

Полное разрешение трудностей, связанных с текучей ди­алектикой временных определений, требует принятия одной общей системы координат с постоянной точкой, от которой ведется отсчет посредством постоянных общих единиц ис­числения (год, месяц, день). Эта исходная общая точка от­счета может быть фиксирована лишь за пределами субъек­тивного, личного переживания. Всякая временная локализа­ция — даже пережитого — требует умения оперировать вре­менной схемой или системой координат, выходящей за пре­делы переживания. Подлинно временную характеристику на­ше настоящее получает лишь тогда, когда мы в состоянии посмотреть на него из прошлого и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пределы непосредственно данного. Настоящее — отправная точка, из которой опреде­ляются и прошлое и будущее, не является в психологиче­ском времени абстрактной точкой, а всегда — некоторым временным интервалом.

Восприятие движения. Восприятие движения — очень слож­ный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Ес­ли предмет объективно движется в пространстве, то мы вос­принимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшего видения и этим заставляет нас передви­гать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положению нашего те­ла указывает нам на ее передвижение в объективном про­странстве. Восприятие движения в глубину пространства, ко­торое экспериментально еще почти не исследовалось, воз­никает вследствие смещения соответствующих точек на сетчатке глаза влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом. Однако восприятие движе­ния не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимопротиво­положных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может дви­гаться одновременно в противоположные стороны. В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутст­вии его в реальности, если через небольшие временные пау­зы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объ­екта. Это так называемый стробоскопический эффект, для возникновения которого отдельные раздражители должны быть отделены друг от друга определенными промежутками времени. Пауза между смежными раздражителями должна быть не менее 0,06 с. В том случае, когда пауза вдвое меньше, изображения сливаются; в том случае, когда пауза очень ве­лика (например 1 с), изображения осознаются как раздель­ные; максимальное расстояние между движущейся точкой в двух смежных кадрах, при котором имеет место стробоскопический эффект, равно 0,45 с. На стробоскопическом эф­фекте построено восприятие движения на кинематографичес­ких лентах. Отчасти аналогичным приемом изображения движе­ния посредством одновременного воспроизведения последова­тельных его фаз пользуются также в живописи и скульптуре.

В восприятии движения значительную роль несомненно играют косвенные признаки, создающие опосредованное впе­чатление движения. Так, впечатление движения может вы­звать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры. К числу «кинетических положений», вызывающих представление о движении, принадлежат наклонное поло­жение, меньшая отчетливость очертаний движущегося пред­мета и множество других косвенных признаков. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пре­делами собственно восприятия чисто интеллектуальный про­цесс: впечатление движения может возникнуть и тогда, ког­да мы знаем, что движения на самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только делать умозаключения о движе­нии, но и воспринимать его.

Теории движения разбиваются в основном на 2 группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из эле­ментарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и ут­верждает, что восприятие движения возникает вследствие вли­яния этих элементарных зрительных ощущении (В. Вундт).Теории второй группы утверждают, что восприятие движе­ния имеет специфическое качество, не сводимое к таким эле­ментарным ощущениям. Представители этой теории гово­рят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно спе­цифическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зри­тельных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер).

Восприятие движения является, по Вертгеймеру, специ­фическим переживанием, отличным от восприятия самих дви­жущихся предметов. Если имеются 2 последовательных вос­приятия объекта в различных положениях (а) и (б), то пере­живание движения не складывается из этих 2 ощущений, но соединяет их, находясь между ними. Это переживание дви­жения Вертгеймер называет фи-феномен, — оно не есть ре­зультат движения глаз или последовательных образов на цен­тральной ямке, которыми хотели объяснить восприятие дви­жения. В стробоскопических иллюзиях последовательные об­разы могут дать впечатление лишь об определенных положе­ниях предмета, но они не объясняют, почему воспринимает­ся переход предмета из одной фазы в другую. Согласно формально-идеалистической точке зрения Вертгеймера, вос­приятие движения может быть даже без восприятия предме­та, который движется.

С позиций гештальтпсихологии было проведено несколь­ко специальных работ о восприятии движения. Исследовате­ли поставили перед собой вопрос: в силу каких условий при изменении пространственных отношений в поле нашего зре­ния одни из воспринимаемых объектов кажутся движущи­мися, а другие — неподвижными? Так, например, почему нам кажется, что движется луна, а не облака? С позиций гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объ­екты, которые явно локализуются на некотором другом объ­екте: двигается фигура, а не фон, на котором фигура воспри­нимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она вос­принимается движущейся. Ими было показано, что из 2 пред­метов движущимся обычно кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта пре­терпевает наибольшие количественные или качественные изменения. Но исследования представителей гештальтпси­хологии не вскрыли сущности восприятия движения. Основ­ным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действитель­ности на основе всего прошлого опыта человека.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)