АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 3. Во времена завоевания там не было ни христианского Бога, ни испанского короля, ни правосудия, и потому испанцы и индей­цы грабили и разбойничали

Читайте также:
  1. Http://informachina.ru/biblioteca/29-ukraina-rossiya-puti-v-buduschee.html . Там есть глава, специально посвященная импортозамещению и защите отечественного производителя.
  2. III. KAPITEL. Von den Engeln. Глава III. Об Ангелах
  3. III. KAPITEL. Von den zwei Naturen. Gegen die Monophysiten. Глава III. О двух естествах (во Христе), против монофизитов
  4. Taken: , 1Глава 4.
  5. Taken: , 1Глава 6.
  6. VI. KAPITEL. Vom Himmel. Глава VI. О небе
  7. VIII. KAPITEL. Von der heiligen Dreieinigkeit. Глава VIII. О Святой Троице
  8. VIII. KAPITEL. Von der Luft und den Winden. Глава VIII. О воздухе и ветрах
  9. X. KAPITEL. Von der Erde und dem, was sie hervorgebracht. Глава X. О земле и о том, что из нее
  10. XI. KAPITEL. Vom Paradies. Глава XI. О рае
  11. XII. KAPITEL. Vom Menschen. Глава XII. О человеке
  12. XIV. KAPITEL. Von der Traurigkeit. Глава XIV. О неудовольствии

НОВЫЙ СВЕТ

Во времена завоевания там не было ни христианского Бога, ни испанского короля, ни правосудия, и потому испанцы и индей­цы грабили и разбойничали, и был большой голод, и много умерло в королевстве.

Фелипе ГуаманПома. Новая летопись и доброе правительство (1614)

Как все государства, переживающие период экспансии. Испанское государство прибегло к завоеваниям и оккупации. Не было бы ни возвращения Неаполя арагонской коро­не, ни включения Наварры в состав Кастилии без вмеша­тельства войск и, следовательно, без смертей, разрушений и грабежей. Однако итальянские кампании уже показали, что Кастилия не располагала ресурсами, необходимыми для осуществления экспансионистской программы. В Новом же Свете дух предпринимательства изначально вытеснил вся­кую военную стратегию. Ни Фердинанд, ни Карл V не вос­принимали Америку как «завоевание». Когда испанцы ста­ли пробовать свои силы на землях за океаном, это не было, несмотря на горделивые заявления летописцев, завоевани­ем. Захват и развитие Нового Света представляли собой процессы несколько более сложные, чем простое подчине­ние слабого сильным.



ЭКСПВДИЦИИ КОЛУМБА (1492-1504)

 


Условные обозначения

1-я экспедиция (08.1492-03.1493) 2-я экспедиция (09.1493-04.1496) 3-я экспедиция (05.1498-11.1500) 4-я экспедиция (04.1502-11.1504)


144 Испания: дорога к империи

Ни одно испанское военное подразделение, находивше­еся на территории Америки, не было ориентировано на «за­воевание». Испанцы установили контроль над Новым Светом руками небольших групп авантюристов, которых впоследствии корона тоже пыталась подчинить себе. Эти люди, гордо назвавшиеся «конкистадорами», часто даже не были военными. Например, группа людей, захватившая импера­тора инков в Кахамарке в 1532 году, состояла из ремеслен­ников, торговцев, моряков, дворян и крестьян — небольшой срез иммигрантов и в какой-то степени отражение струк­туры общества на самом Пиренейском полуострове. Подоб­ные группы действовали и в других точках Нового Света. Большинство, особенно их лидеры, были так называемые энкомендерос{ к ним относились 132 из 150 авантюристов, сопровождавших Вальдивиа в Чили). Это означало, что они отправлялись в свои походы, поощряемые короной, предо­ставлявшей им энкомьенду, то есть заключавшей с ними контракт, который давал им право требовать дань с мест­ного населения и принуждать его работать на себя и обя­зывал их служить короне и защищать ее, а также учить местных жителей христианской вере. В формулировках контракта часто использовалась феодальная терминоло­гия — они обязывались служить «пешими и конными, с ору­жием в руках»*, то есть, по сути, это являлось договором о военной службе. Благодаря энкомьенде корона смогла про­вести в Новом Свете военные операции, которых не сумела бы осуществить, пошли она туда войска. Почти полную за­висимость успехов периода «завоевания» отличной иници­ативы отмечал историк Овьедо, который, как мы помним, писал: «Их величества никогда не вкладывали денег в от­крытия». Это было крайне важное обстоятельство, о кото­ром энкомендерос не забывали.

Более того, так называемое «завоевание» Америк никог­да не было завершено. Энкомендерос никогда не имели возможности подчинять себе коренных жителей сколько-нибудь систематически и захватывать больше того куска


Новый Свет 145

земли, на который они в данный момент вторглись. Испан­цы были слишком малочисленны и разобщены. Более чем через два столетия после официального завершения перио­да завоевания и спустя много времени после составления картографами карт, на которых почти вся Америка выгля­дела испанской, испанцы на самом деле контролировали лишь крошечный кусочек континента, в основном бесплод­ные Карибское и Тихоокеанское побережья. Этот факт очень важен для понимания роли Испании в освоении европейца­ми Америки. Заокеанская империя была довольно хрупким предприятием, которое давало много значительных выгод, в основном прибыль от золотых и серебряных рудников, но которым испанцы вовсе не владели полной мере.

Наконец, первые испанцы, появившиеся в Новом Све­те, сначала полагали, что получили то, что получили, по законам Старого Света, то есть завоевали, но скоро они излечились от этого заблуждения. Духовенство заявило короне, что испанцы не имеют права жечь и крушить, как банда грабителей, брать себе все, что им понравится, про­возглашая, что они это «завоевали». В воскресенье перед Рож­деством 1511 года доминиканский монах Антонио де Мон-тесинос поднялся на кафедру в церкви Санто-Доминго на Зспаньоле и осудил энкомендерос. Другие священники, и среди них еще один доминиканский монах Бартоломео де лас Казас. позже присоединились к нему. В 1512 году король Фердинанд разрешил издать Бургосские законы, в которых была предпринята попытка регулировать действия коло­низаторов в отношении индейцев. Никто в новых колони­ях на эти законы внимания не обратил, но благодаря им появился документ, выработанный членом Королевского совета, Хуаном Лопесом де Паласиос Рубиос. известный как рекеримъенто' и основанный на потребности Испании в том, чтобы новые земли считались не завоеванными, а по­жалованными Испании папой.

• Requerlmien to — привлечение в принудительном порядке { исп.).


146 Испания: дорога к империи

Документ должен был зачитываться индейцам в случае их сопротивления предъявляемым испанцами требовани­ям. Он много раз использовался в различных походах, и в нем утверждалось, что Господь отдал этот мир на попече­ние папы, а папа, в свою очередь, отдал «эти острова и ма­терик» правителям Испании, и если местные жители не станут повиноваться испанцам и христианской религии, то к ним будут относиться как к бунтовшикам, то есть от­берут все имущество и обратят в рабство. Лас Казас пишет, что, ознакомившись с этим документом, он даже не знал, «плакать или смеяться», и, разумеется, очень многим испан­цам рекеримьенто показалось глупым и смехотворным*. Сам автор текста прекрасно понимал, что это фарс. Фернандес де Овьедо сообщает, что Паласиос Рубиос «не смог удержать­ся от смеха, когда я сообщил ему, как некоторые авантюри­сты использовали документ». На самом деле Овьедо возму­щался одним конкретным случаем, когда Педрариас Д'Ави-ла, первый губернатор Золотой Кастилии (Тьерра Фирме}, зачитал документ группе индейцев, которые ничего не по­няли. «По-моему, —сказал Овьедо губернатору, —уэтихин-дейцев нет никакого желания разбираться в теологических вопросах, изложенных в рекеримьенто, а вам нет необхо­димости ничего им объяснять; приберегите документ до того времени, когда индейцы окажутся в клетке, там они смогут изучить его на досуге»2. В отчете Карлу Алонсо Суа-со объясняет, как зачитывался документ: «Рекеримьенто был зачитан по-испански, так что индейцы не поняли ни слова. Более того, его зачитали с такого расстояния, что, далее понимай они наш язык, они бы просто ничего не ус­лышали»3. Когда возможно, документ переводился, чтобы слушатели могли хоть частично его понять. Но так как сами

• Конкистадоры и теоретики в самой Испании очень скоро оставили идею о том. что получили свои титулы в Новом Свете по воле папы, и снова стали считать, что Америка была «завоевана» ими по праву сильного.


НовыйСвет 147

переводчики не вполне понимали, о чем там говорилось, конечный результат являл собою нечто фантастическое.

Существуют попытки оценивать приход европейцев в 11овый Свет, исходя из их конечных успехов. В традицион­ных отзывах, таким образом, дполным основанием подчер­киваются факторы, выставляющие испанцев в выгодном свете. Считается, что это они принесли в Америку цивили­зацию, а равно и единственно плодотворный на тот момент религиозный менталитет и страстное желание бороться с язычниками. Их успехи объясняли более высоким уровнем развития и неудержимой страстью к золоту.

Некоторые из этих факторов, несомненно, присутствова­ли, но они не всегда приводили к успеху, и история испанцев В I Iobom Свете полна сокрушительных провалов. Потом, ра­зумеется, многие участники завоеваний отказывались при-ii [ать свои неудачи. Старый, слепой, тихо доживающий свой пек историк и конкистадор БерналДиас мог, например, вспо­минать: «Я часто думаю о героических подвигах тех времен. Они как будто проходят перед моими глазами, и мне кажет- <п, мы совершали их не по собственной воле, а по воле Гос­пода»4. Испанские летописцы старательно культивировали миф о завоевании, которое благословил Бог. В действитель­ности все обстояло сложнее: были отдельные «успехи», но нообще-то нужно было просто приспособиться к новым, не нсегда благоприятным условиям. От победы к провалу — постепенно деятельность испанцев в Новом Свете начина­ла приобретать свои индивидуальные черты.

С Карибского побережья испанцы совершали споради­ческие походы на север и на юг. На юге с 1509 года они под­держивали отношения с индейским населением материка (Тьерра фирме) и пытались узнать, нет ли поблизости зо­лота и серебра. На севере испанцы укрепились на новых островах (на Кубе в 1511) и наладили отношения с населе­нием Мексики. Губернатор Веласкес послал с Кубы экспе­диции на северный берег пролива и на Юкатан (которого


148 Испания: дорога к империи

Понсе де Леон достиг в 1513году). Здесь главным событи­ем стало открытие и успешное подчинение Кортесом (1519-1521) богатой и мощной цивилизации внутри континента. Мексика досталась испанцам спустя четверть столетия после открытия Америки. Этот успех вызвал настоящую лихорадку среди беспокойных испанцев-авантюристов, которые разбрелись по континенту в поисках богатств. Эта вторая фаза завоевания, фаза самых впечатляющих откры­тий своего времени, заняла еще четверть столетия.

Континентальная часть Америки была колыбелью круп­ных и высокоразвитых цивилизаций, которые в централь­ной Мексике и в Андах приняли форму «империй». Мест­ные общины платили дань вышестоящим: в Мексике — го­роду Теночтитлан (центр группы племен науа. которые вла­ствовали над народами Мексики), в Андах — инкам. В этих империях знать пользовалась особыми привилегиями, ре­лигия проникала во все сферы жизни, существовала тен­денция к управлению землями общинами (в Мексике они носили название «кальпульи». а в Перу — «айлью»). За пре­делами империй огромные пространства Америки были заселены многочисленными оседлыми и кочевыми наро­дами, практически незнакомыми испанцам.

В Чистый четверг 1519 года (21 апреля) Бернал Диас дель Кастильо, товарищ Эрнандо Кортеса по оружию, вспо­минает в своей летописи: «Весь наш флот прибыл в порт Сан-Хуан де Улуа. На мачте подняли королевский штан­дарт, и через полчаса после того, как мы встали на якорь, подплыли две большие каноэ с мексиканскими индейца­ми. Они сказали, что их господин, слуга великого Монтесу-мы, послал их узнать, что мы за люди и чего хотим, а также сказать, что если нам нужно что-нибудь для себя или для наших кораблей, нам стоит только сказать им — и все да­дут»5. Вот так доброжелательно мексиканцы приняли не­большую экспедицию, которая отплыла с Кубы несколько месяцев назад и добралась до побережья Юкатана. В фев­рале экспедиция встретила испанца Иеронимо де Агилара, который после кораблекрушения оказался на Юкатане,


Новый Свет 149

основался там и женился на женщине из племени майя. ftOKOpe местный вождь подарил испанцам двадцать жен­щин-рабынь. Для одной из них (она получила новое имя Млрина) родным был язык науатлъ, но она, обладая спо-< оПпостями к языкам, выучила и местный диалект майя. Лгилар и Марина стали настоящей находкой для Кортеса. Лгилар переводил испанцам с языка майя. Когда перегово­ры шли с индейцами науа, Марина, пока она не научилась испанскому, переводила с науатля на местный диалект майя, а Агилар переводил ее слова Кортесу.

Через некоторое время индейцы уже кое-что знали о чужих людях, приплывших на их берега. Однако их одоле-нали сомнения — какой прием оказать вновь прибывшим. Кортес высадился на берег с четырьмястами солдатами, шестнадцатью всадниками, артиллерией и твердой уверен­ностью, что земля, по которой он ступает, по праву принад­лежит его королю. Местные жители завалили Кортеса и его людей подарками, золотом и украшениями, «и другими ве­щами, которых мне и не вспомнить, так давно это было», пишет Бернал Диас. Но подарки лишь заставили Кортеса утвердиться в своей главной цели — заставить мексикан­цев признать короля Кастилии своим правителем. Если бы ему удалось ее достигнуть, это сильно укрепило бы его по­ложение. Вскоре после прибытия Кортес принял решение не признавать власти Веласкеса и рассчитывать исключи­тельно на поддержку короны. Так началась сложная цепоч­ка событий: испанцы путешествовали по территории Мек­сики, заключая союзы с одними племенами и терроризи­руя другие, пока наконец в ноябре не вошли в могучий го­род Теночтитлан с населением в четверть миллиона человек и не встретились с великим Монтесумой.

Согласно общепринятой традиционной точке зрения, мексиканцев при появлении «белых богов» охватили трепет и смятение. Местные источники примерно через поколе­ние после завоевания изо всех сил стремятся разъяснить, почему их цивилизация так легко пала, оправдывая это знамениями свыше. «За десять лет до появления испанцев


150 Испания: дорога к империи

на этой земле в небе появилось нечто удивительное и ужас­ное, напоминающее язык пламени»6. В сказаниях племен науа фигурируют восемь знаков, восемь — число, традици­онно используемое науа, и эти знаки были восприняты как предвестие чего-то нового, а не как символы надвигающей­ся беды. Первая встреча, как вспоминает Бернал Диас, была весьма сердечной. По пути к Теночтитлану испанцы приобрели много друзей среди местных племен. На побе­режье, в Семпоала, они заслужили доверие тотонаков тем, что не оказали должного приема послам Монтесумы. В ав­густе 1519 года испанцы были уже в Тласкале, городе науа, традиционно враждебном Теночтитлану, где вожди снача­ла встретили испанцев в штыки. Однако тласкаланы ско­ро поняли, что испанцы ни в коем случае не являются друзь­ями ненавистного Монтесумы. Через три недели перегово­ров с тласкаланами испанцам удалось заключить с ними союз, который имел значительные последствия. Тласкала-не хотели, чтобы чужаки помогли им сбросить владьгчество Монтесумы. Однако, не желая сделаться всего лишь ору­дием в руках тласкаланов, Кортес настоял на своем соб­ственном плане действий против Теночтитлана. и его люди в сопровождении пяти тысяч индейцев направились к го­роду Чолула.

Чолуланы, верные союзники мексиканцев и враги тлас­каланов. уже договорились с людьми Монтесумы устроить испанцам ловушку. Кортес не догадывался об опасности и верил, что сможет справиться с чолуланами. Но после трех дней, проведенных в городе, у него возникли некоторые подозрения, и он сказал своим людям: «Мы должны быть настороже, они задумали недоброе». К счастью, семпоала-ны и тласкаланы, бывшие с ним. сумели разгадать тайные намерения чолуланов. На следующий день Кортес и его люди притворились, что собираются уходить, и призвали воинов Чолулы на главную площадь. Там испанцы и их со­юзники безжалостно напали на них. «Копьями они убили всех, кого смогли, а их союзники-индейцы, возможно, уби­ли даже больше людей, чем сами испанцы. Чолуланы же не


Новый Свет 151

шип е собой никакого оружия и умерли жалкой смертью». <нпи тласкаланов наводнили город и учинили над свои­ми врагами кровавую расправу, пока Кортес не положил ЮНСЦ кровопролитию. Во время этой резни за пять часов погибло три тысячи жителей Чолулы.

Весть об этом кошмаре прокатилась по окрестностям и Повергла в ужас окрестное население. «Все народы Мекси­ки и тех мест, куда добрались испанцы, пребывали в заме­шательстве: как будто земля содрогнулась. Всех охватил СТрах>. Кортес счел нужным оставить после себя мирный и дружественно к нему настроенный город Чолула и в после-/1^ющие несколько дней очень преуспел не только в нала­живании отношений между испанцами и чолуланами, но и между чолуланами и тласкаланами. Теперь на его сторо-i к* были главные города равнины, и он мог строить планы продвижения в Мексику. Туда он и двинулся, правда, при­менив тактику, которая могла бы погубить испанцев. Он I хчлил подойти к Теночтитлану со сравнительно небольши­ми силами: его собственные 450 испанцев плюс поддерж­ка около 1000 индейцев— носильщиков и проводников. «Испанцы и их союзники-индейцы подошли отрядами, с криками и стрельбой; их оружие издали сверкало на солн-11,(\ внушая страх тем, кто наблюдал за их приближением». Как индейцами науа, так и испанцами не однажды был описан их приход в легендарную столицу через город Иц-тапалапан. Впереди Кортеса шли пять рядов воинов, по­следний состоял из мушкетеров, которые, *войдя в Вели­кий дворец, открыли пальбу из своих аркебуз. Стоял шум и грохот. Ничего было не видно от дыма, заполнившего со­бою все»* 7. За испанцами пришли «другие, с другого скло­на гор, а за теми — тласкаланы, а за ними — люди из Тли-лиухквитепека. Уэксотцинко. Они были вооружены... они, присев на корточки, растягивали себе рты руками и вопи-

* Этот фрагмент, как и некоторые другие, процитированные здесь, даны в Флорентийской рукописи Саагуна только на языке науатль, здесь они приводятся в переводе Локхарта.


152 Испания: дорога к империи

ли, пели на манер токуилланов, свистели, мотали голова­ми. Некоторые тащили большие пушки на деревянных ко­лесах, громко возвещая о своем приходе».

Монтесума встретил их традиционным приветствием, которое Кортес, докладывая своему королю, назвал торже­ственной речью, свидетельствующей о гостеприимстве хо­зяев. На самом деле гостеприимство Монтесумы было слиш­ком уж чрезмерным, чтобы в него поверить. «Это ваши двор­цы, — сказал он Кортесу, — берите все. что пожелаете, и от­дыхайте здесь со своими товарищами и воинами». Все последующие шесть месяцев, которые они провели в горо­де, испанцы следили за Монтесумой, но и сами при этом были очень уязвимы. Мексиканские вожди, смирившиеся, но мрачные и гордые, разгневались, когда Кортес приказал разрушить их статуи. Как раз в этот момент Монтесума со­общил Кортесу о прибытии в Веракрус новой партии испан­цев — восемнадцать кораблей с Кубы под командованием Панфило де Нарваэса, посланного губернатором Веласкесом арестовать Кортеса и принять командование. Кортес тут же решил покинуть Теночтитлан и уйти на побережье, взяв с собой большую часть людей, чтобы противостоять превос­ходящим силам Иарваэса, и оставив в городе Педро де Аль-варадо с достаточным для охраны Монтесумы количеством воинов. Нелегко далось Кортесу это решение, ведь Монтесу­ма предупреждал, что мексиканские вожди замышляют пе­ребить всех испанцев. Бернал Диас пишет, что людей не по­кидала тревога. У них вошло в привычку спать не раздева-ясьи с оружием, или вообще не спать. Диас потом всю жизнь не мог спокойно спать. «Я всегда ложусь одетым, — писал он много лет спустя, — и главное, могу уснуть лишь на корот­кий отрезок ночи, потом мне нужно встать, посмотреть на небо и звезды, походить по росе...»

Кортес покинул ТЪночтитлан в мае 1520 года и двинулся навстречу Нарваэсу, которого быстро разбил, приняв пред­варительно секретные меры. Нарвазс был ранен и потерял глаз; пятеро его людей и четверо людей Кортеса погибли.


Новый Свет 153

in.111 ii i (ство испанцев согласилось присоединиться к Кор-гу. который как раз в этот момент получил письмо изТе-!"■ m плана, доставленное двумя тласкаланами. в котором

делось, что у Альварадо и его людей серьезные непри-

ГНОСТИ из-за их нападения на мексиканских вождей во кмл праздника. Кортес спешно бросился назад в столи­цу. "У нас было более тысячи трехсот солдат. — пишет г. —считая людей Нарваэса и наших, девяносто шесть лошадей, восемьдесят лучников и столько нее мушкетеров. I v | нше того. вожди тласкалан дали нам еще две тысячи сол-III. Мы прибыли в Мексику 24 июня 1520 года». Они уви-1.1'ли город, открыто восставший против испанцев, и после жестоких уличных боев были вынуждены отступить. Ситу-ация осложнялась тем, что мексиканские вожди выбрали нового императора, а Монтесума был убит, его забросали камнями. Атакованные тысячами мексиканцев, испанцы и полном беспорядке бежали. В ту роковую ночь, которая получила название «Noche Triste»* испанцы потеряли око­ло восьмисот воинов, пятерых женщин и более тысячи со-ю.шиков-тласкалан. После отступления индейцы-союзни­ки жаловались Марине, что если испанцы уйдут, мексикан­цы убьют их всех. Но Кортес сказал им: «Не беспокойтесь. Если я и уйду, я очень скоро вернусь и разобью мексикан­цев». Это успокоило тласкалан. "Когда испанцы уснули, в ночи зазвучала духовая музыка, деревянные флейты и дуд­ки. и послышался барабанный бой. воинственная музыка»8. Испанцам пришлось отдохнуть в Тласкале. потому что «они были слишком малочисленны, чтобы немедленно снова вступить в бой с мексиканцами».

Приготовления к нападению наТеночтитлан заняли око­ло восьми месяцев9. В Тласкале Кортес прежде всего при­нял меры к восстановлению сил и пополнению рядов и до­бился успеха — люди и припасы в последующие недели прибыли с Кубы, Ямайки и из Испании. «В Талскалу при-

• Noche TYiste — Печальная ночь [йог.}.


154 Испания: дорога к империи

были испанские солдаты с множеством лошадей, хорошо вооруженные и экипированные, и Капитан решил. что они готовы идти обратно — завоевывать Мексику». Тласкаланы начали строить лодки, в которых собирались перевозить людей через озеро Теночтитлан. Кортес при поддержке тласкаланов совершил несколько набегов на близлежащие города. К концу 1520 года большая часть равнины Анауак. включая города Тласкала, ЧолулаиУэксотцинко. с помощью Испании заключила союз против мексиканцев, чья импе­рия была близка к распаду. Следующим шагом было нару­шить союз между городами Теночтитлан и Тескоко — осно­ву могущества мексиканского государства. Сразу после Рождества 1520 года десять тысяч воинов-тласкаланов от­правились с Кортесом и его людьми в поход на Тескоко. Правитель города Итцилитль. видя, что войска с равнины Анауак идут волной на Мексику, встретил Кортеса тепло и обещал ему поддержку. Теперь все было готово для нападе­ния на Теночтитлан. В марте и апреле совершили несколь­ко успешных вылазок на близлежащие, дружественные Теночтитлану города. К концу апреля Теночтитлан остался один против своих врагов. Лодки, построенные союзника­ми для испанцев, покинули берег в Тескоко и подошли к се­веро-западу озера. Настоящая осада началась на второй неделе мая 1521 года.

Ситуация драматическим образом изменилась с тех пор, как Кортес впервые высадился на побережье со своими че­тырьмястами людьми, и против него был целый народ науа. Его банда испанцев-авантюристов с тех пор не слишком увеличилась числом: благодаря последнему пополнению их стало чуть больше девятисот. Но на сторону Кортеса пере­шла большая часть городов, которые прежде были васса­лами и союзниками Мексики. Летописец из Тескоко, Альва Икслилксоитль. сообщает, что перед осадой правитель Тес­коко сделал смотр своим людям, и «в тот же день тласкала­ны, уэксотцинкоаны и чолуланы тоже сделали смотр сво­им войскам, каждый вождь — своим, и во всем войске ока-


Новый Свет. 155

лось более трехсот тысяч человек»10. Индейцы, поддер-ивавшие испанцев, составляли огромную армию, которая 01 на пополняться из тыла, когда нужно, тогда как мекси-мщы в своем островном городе оказались отрезаны от

■ и.ч н! ■ либо помощи. Кроме того, в городе, управляемом те-

■ I и. i шемянником Монтесумы Гуатемоком, вспыхнула эпи-
иия оспы — болезни, которую, скорее всего, занесли туда

i < индаты Нарваэса. Пока длилась осада, города вдоль бере-11 <иера, которые сначала поддерживали столицу, один за другим посылали своих представителей к Кортесу, предла-i.hi ему свою помощь. Несмотря на такое положение, мек-| няанцы в течение трех-четырех месяцев сопротивлялись нападавшим, вели отчаянную борьбу, стоившую им десят­ков тысяч жизней, а когда враги все же вошли в город, пре­пятствовали его разрушению — единственное, что теперь (и i авалось защитникам столицы. В конце концов Гуатемок пил взят в плен при попытке к бегству. Теночтитлан пал. I la улицах остались тысячи трупов, и понадобилось три дня. чтобы эвакуировать выживших,

■Когда по провинциям прокатилась весть, что Мексика i юбеждена, — вспоминает Бернал Диас, — в это сначала не могли поверить. Посылали гонцов поздравить Кортеса и признать себя подданными Его Величества. Всем хотелось iоглянуть на город, перед которым прежде так трепетали и который теперь лежал поверженный во прах». В печальной песне науа поется:

Ничего, кроме цветов и горестных песен.

не осталось в Мехико иТлателолько,

где раньше мы видели воинов и мудрецов,

Кортес и его люди стяжали неувядаемую славу. Они на всю свою оставшуюся жизнь сделались народными героя­ми, и не только для испанцев, но и для других европейцев. Кто были эти люди? По большей части они были молоды: Кортесу, например, в то время исполнилось тридцать че-


156 Испания: дорога к империи

тыре, Берналу Диасу— всего двадцать четыре". При изу­чении биографий почти двух третей европейцев, прини­мавших участие в завоевании Теночтитлана, оказалось, что девяносто четыре процента их были испанцами, а шесть оставшихся процентов — представителями разных других национальностей, в основном португальцами и генуэзца­ми с незначительным количеством греков и выходцев из Нидерландов. По крайней мере, два процента были афри­канцами. Из более чем пятисот испанцев, чье место рож­дения точно неизвестно, треть происходила из Андалусии, остальные — главным образом из Эстремадуры, Старой Ка-стилии и Леона. Согласно исторически сложившейся тра­диции, принято представлять первых испанцев в Америке отбросами общества, но такой точке зрения нельзя полно­стью доверять. Также нет оснований верить легенде, весь­ма распространенной среди испанских историков, что это были идальго. Люди, первыми пришедшие в Новый Свет, пересекли Атлантику, прошли через лишения и борьбу с враждебно настроенными индейскими племенами, при­способились к дикому климату, были крепкими, умными людьми, и (если повезло) они выжили. Из пятисот испан­цев, пришедших в Теночтитлан. почти восемьдесят пять процентов могли написать свое имя — что часто, хоть и не всегда, свидетельствует о грамотности. ГЬраздо меньше нам известно о роде их занятий. Установлен статус лишь три­надцати процентов из пятисот человек: это были в основ­ном ремесленники, моряки, солдаты, переписчики12.

Слава завоевателей Мехико для многих испанцев стала единственной наградой. После падения Великого ГЪрода. как сообщает Бернал Диас, «мы все были очень разочаро­ваны, увидев, как немного там золота и как мало достанет­ся каждому из нас». Завоеватели перессорились между со­бой, и большая их часть ушла искать богатства в других местах. «Когда мы поняли, — пишет Диас, — что в городах вокруг Мехико не было золотых рудников и хлопка, мы ре­шили, что это бедная земля, и отправились колонизировать


Новый Свет 157

угие провинции». Большинство тех. кто принимал учас-ие в разгроме Теночтитлана, закончили свои дни в нище-<■' \ I [емногим. как Берналу Диасу, повезло прожить долго. I)коло восьмисот испанцев умерло в Печальную ночь, и бо­сс половины всех прославленных конкистадоров погибло I войнах против мексиканцев14. Завоевание Америки доро­го обошлось империи, и награда далеко не всегда достава­лась тем, чьими силами оно осуществлялось.

Лишь десять лет спустя следующие отряды испанцев, смогли собраться с силами на Панамском перешейке и по­слали экспедиции к Тихоокеанскому побережью Южной Америки. Вновь основанный город Панама стал типичным приграничным городом— плавильным котлом, полным авантюристов всех мастей, искавших легкой наживы. Трое из них решили объединить свои усилия и финансировать экспедицию. Это были Франсиско Писарро. незаконнорож­денный сын бывшего солдата из Трухильо в Эстремадуре: Диего де Альмагро; и священник Эрнандо де Луке, который мог рассчитывать на поддержку кастильского финансиста Эспиносы из Севильи. Первая экспедиция на юг вдоль побе­режья Южной Америки в 1524 году потерпела фиаско, вто­рая же, в 1526-1527 годах, наоборот, оказалась в высшей степени удачной. Чтобы заложить возможно более прочную базу для следующего путешествия. Писарро в 1528 году вер­нулся в Испанию и летом 1539 года получил в Толедо (где он также встречался и беседовал с Кортесом) желаемую поддер­жку, гарантирующую ему право стать губернатором огром­ной территории вдоль побережья Тихого океана. Отплыв из Сан-Лукара в начале 1530 года, Писарро взял с собой четве­рых своих родных братьев и двоюродного брата*.

* Его братья, оба незаконнорожденные. — ГЬнсало и Хуан. Его сводный брат, законнорожденный. — Эрнандо: другой — Франсиско Мартин, был сыном их матери от другого отца: их молодого кузена звали Педро.


158 Испания: дорога к империи

В январе 1531 года экспедиция из трех кораблей со ста восьмьюдесятью солдатами и тридцатью лошадьми на бор­ту под командованием Франсиско Писарро вышла из Па­намы. Уже проплывая вдоль побережья, они объединились с двумя судами под командованием Себастьяна Беналька-сара. Позже прибыл Эрнандо де Сото с двумя кораблями, сотней человек и двадцатью пятью лошадьми. Вместе они, несомненно, представляли собой весьма значительную силу, но на берегу испанцы встретили ожесточенное сопро­тивление индейских племен. Испанцы провели несколько месяцев около бухты Гуаякиль, в окрестностях Тумбеса, знакомясь с окрестностями.

Империя инков являлась одной из самых своеобразных империй в истории человечества. Она была основана в две­надцатом столетии, когда народы кечуа начали распрост­ранять свое влияние на окрестные территории, которые к пятнадцатому столетию уже простирались более чем на пятьсот километров — от юга современной Колумбии до цен­трального Чили, через Анды к лесам Амазонки. Главенству­ющим племенем были инки. Они сформировали элиту, ко­торая была навязана местной элите из долин Анд. С точки зрения развития технологии цивилизация была примитив­на. Инки не знали колеса и арочных конструкций, не име­ли письменности. При этом империя достигла производи­тельности труда и изощренности приспособлений, которые удивляли потомков. В момент прибытия испанцев земля четырех районов — известная как Тауантинсуйу — была поделена в результате конфликта между двумя претенден­тами на титул Великого Инки. Последний бесспорный пра­витель инков Уана Капак умер, оставив после себя сыно­вей Атуальпу и Уаскара, которые соперничали друг с дру­гом за право наследовать трон. Остальные сыновья были еще слишком малы, чтобы участвовать в борьбе. Уаскар владел югом со столицей в Куско, Атауальпа же обосновал­ся на севере, в городе Кахамарка. Атауальпа был явно заин­тересован в контактах с чужими людьми, которые осенью


Новый Свет 159
Г

1532 года готовились перейти Анды, то есть со сравнитель­но небольшим отрядом из шестидесяти всадников и сотни пехотинцев. Атауальпа не ждал больших бед от такого небольшого числа людей и послал гонцов, чтобы поприветствовать их, когда они спустились в плодородную долину Кахамарки. Он чувствовал себя в силе, так как его военачальник Квискис только что разбил силы Уаскара и взял в плен второго пре­тендента на титул Инки. Атауальпа надеялся заманить иноземцев на свою территорию, а уж потом разобраться, кто они такие15. Те были почти парализованы страхом и испугались еще больше, узнав, что император с огромной армией стоит лагерем за стенами своей столицы. Писарро пришлось обратиться к своим людям и подбодрить их. Днем 15 ноября 1532 года испанцы вошли в полупустую Каха-марку. Императора постоянно информировали о передви­жениях его людей. Писарро послал делегацию с Сото во гла-»ве к Атауальпе. приглашая правителя встретиться с испан­цами на следующий день. Перед 16 ноября, датой предпо­лагаемой встречи. Писарро тщательно расставил ловушку. Атауальпа прибыл на площадь Кахамарки в своем палан­кине, который несли восемьдесят человек из числа знати. Его также сопровождали несколько тысяч подданных. Ве­личественно восседая в центре огромной площади, он на­блюдал за небольшой кучкой людей, которым удалось про­никнуть в его владения. Переводчик Фелипильо перевел для Инки слова рекеримьенто. зачитанные Писарро. Затем доминиканский монах Вальверде стал убеждать Инку об­ратиться в истинную веру. Атауальпа отверг протянутый католический требник и бросил его на землю. Вальверде вне себя от гнева отступил назад, где Писарро «поднял ку­сок ткани, что являлось сигналом к нападению на индей­цев»16. Единственная пушка, предварительно скрытая от глаз, теперь показалась и выстрелила по толпе индейцев, приведя ихвнеописуемый ужас. Пехота и всадники, спря­танные до сей поры в домах по сторонам площади, ворва-



Испания: дорога к империи


лись на площадь с криками «Santiago!»* и наставили ев аркебузы на смешавшиеся ряды людей, твердо намерев ясь убить их как можно больше. В это время Писарро и t помощники набросились на Инку и захватили его в плен. Охваченные паникой, совершенно беззащитные люди** ' затаптывали друг друга насмерть. Под напором их тел. i да толпа пыталась вырваться с площади, рухнула < «Они громко вопили от ужаса, не отдавая себе отчета в tow правда это или страшный сон; возможно, более двух тыс из них погибло»18. Ни одного испанца не убили («разве I чернокожего, который был с нами». —сообщает солдат, i торый участвовал в этом кошмаре). Опустилась ночь.: люди, панически бежавшие из города, еще долго навод страх на жителей Анд. Вся долина Кахамарка, сколько в видеть глаз в меркнущем свете, была заполнена бег индейцами*** 19.

Захват Атауальпы был уникальным событием в истор испанской империи. В первый и последний раз небольша кучка людей, состоявшая в основном из испанцев, без i кой-либо помощи местных союзников смогла одержать впе­чатляющую победу над противником, который обладал по­давляющим численным превосходством. При этом у них не было никакой надежды на успех. До самой последней ми­нуты перед нападением на площади испанские солдаты были охвачены ужасом. «Мы думали, жизнь наша конче­на, — писал вскоре после событий молодой солдат-баск сво­ему отцу, — их была целая орда, и даже их женщины поте­шались над нами, говорили, что им жаль нас, потому что всех нас убьют»20. Это было гораздо более смелой акцией, чем действия Кортеса и его людей в Теночтитлане.

* Santiago — Святой Иаков [исп.). ** «Так как индейцы были безоружны, их не составило труда

перебить без всякого риска».

**• мЭто было потрясающее зрелище — долина длиной четы­ре или пять лиг. запруженная людьми».


Новый Свет 161

Сто шестьдесят человек, взявших в плен Атауальпу, не имгли на ближайшее время никаких других планов, кроме inruioro обогащения. Они, вне всякого сомнения, небыли профессиональными военными, хотя, как большинство Испанцев в Америке, владеть оружием умели. Эти люди представляли собой тот слой населения Пиренейского по­луострова, в котором преобладали ремесленники, нотари­усы, торговцы; три четверти их были низкого происхожде­ния-'1. Люди авантюрного склада, молодые — большинству Нв них было между двадцатью и тридцатью пятью и лишь I [нсарро больше пятидесяти — они совершили, по мнению спропейцев, нечто совершенно невероятное по тем време­нам. Атауальпу держали в Кахамарке почетным пленни­ком. В конце концов он согласился заплатить беспрецедент -11ый выкуп за свое освобождение: обещал наполнить целую комнату, в которой его держали, двадцати двух футов в дли­ну, семнадцати — в ширину, девяти — в высоту, золотом и сокровищами, принадлежащим подданным его империи.

Сбор золота инков был самым символичным актом в истории всех империй. Он великолепно продемонстриро­вал одержимость европейцев наживой. Но прежде всего он показал, с каким равнодушием они разрушали культу­ру народов, с которыми вступали в контакт. Когда по­сланные Инкой люди собрали украшения со всех четырех концов империи— блюда, чаши, драгоценности, израз­цы с храмов, предметы роскоши, — все это под наблюде­нием испанцев было переплавлено в слитки. За четыре месяца, с марта по июнь 1533 года, мало-помалу все ху­дожественное наследие не только инков, но и других Анд-<.ких народов исчезло в огне. Две тысячи лет искусные мастера Анд совершенствовали свое мастерство работы по золоту. От всего этого остались одни воспоминания. Только из Кахамарки испанцы вывезли 13 420 фунтов зо­лота и 26 000 фунтов серебра. В последующие недели им В руки попадут еще более сказочные богатства, которые тоже отправятся в печи.



Испания: дорога к империи


Франсиско Писарро не выполнил своего обещания ос­вободить императора. Под предлогом того, что император замышлял козни против испанцев, а до того узурпировал трон и убил своего сводного брата Уаскара*, Атауальпа был приговорен к смерти по настоянию Альмагро и других ис­панцев и удавлен, а затем сожжен, как преступник (удуше­ние считалось проявлением «милосердия», так как перед смертью он согласился принять крещение, чтобы умереть как христианин) на площади Кахамарки 28 июня L533 i да**22. Писарро позже оправдывался тем, что не имел во можности вмешаться. «Я видел, как маркиз плакал. — со­общает очевидец, — из-за того, что не в силах спасти им­ператору жизнь». Другие испанцы, включая Сото, открь осуждали это убийство и сфабрикованные свидетельские показания. Более поздние испанские историки всегда рас­сматривали этот факт как преступление. Хосе де Акоста считал, что «наш народ совершил большой грех, убив пра­вителя». Память жителей Анд удушение их императора как обыкновенного преступника с годами трансформировала в казнь гораздо более «благородную» — обезглавливание — царская смерть, после которой через некоторое время воз­можно воскрешение.

Завоеватели поторопились подтвердить свои права на завоеванное перед испанским правительством (а также выделить королю его обязательную пятую часть). Часть сокровищ Инки была доставлена в Санто-Доминго, где это событие вызвало настоящее потрясение. В Панаме чело­век, который видел сокровища, позже клялся, что «это был волшебный сон»; в Санто-Доминго историк Овьедо уверял своего друга, «что это не миф и не сказки»23. В конце 1533 го­да первый из четырех кораблей с грузом новостей и сокро-

* Будучи в плену, Атауальпа послал приказ расправиться с

Уаскаром.

** Это предположительная дата; большинство историков ра­нее склонялось к дате 29 августа.


Новый Свет 163

шин пришел в Севилью. Через несколько дней прибыл ко-I'ii.rn, Эрнандо Писарро, сопровождавшего королевскую пятую часть. Найти подобные сокровища немедленно сде-I, стремлением всех вновь прибывающих в Индии. '1*1 >. и ииско Писарро со своими людьми последовал дальше, ко, столицу Уаскара. Там в марте 1534 года они запо- пучили еще сокровища— возможно, половину того, что < обрали в Кахамарке. Осенью 1534 года Писарро покинул ii отправился на побережье, где 6 января 1534 осно-Мл 1 ород Королей, который позже стал известен как Лима. Империя инков была пока не разрушена, а лишь обез-г I.пшена. Ее полный распад произойдет еще через трид-11.111. пять лет и в значительной степени благодаря сотруд­ничеству индейского населения с испанцами. Следующим ■DHKJ к-тадором, пришедшим на юг, стал Педро де Альвара-дп, за ним последовал Себастьян дельБеналькасар. Альмаг-1>ц отправился к озеру Титикака и в Чили. Золота он не на-■ 11 - ■ ■ i. экспедиция унесла жизни более чем десяти тысяч ин-

(еЙцев, которые ей помогали, и он вернулся с пустыми ру-И'лми, Анды были ввергнуты в войны, длившиеся целое i к жоление, после которых некогда великая империя инков пшишсь лежать в развалинах.

Первым вождем, решившимся на сопротивление испан-11, i м. гтал Манко, младший брат Уаскара, которого Писар-1'|. посадил править в Куско, как Верховного Инку. Манко 111111 нетствовал приход испанцев, думая, что сможет исполь- ювать их в своей борьбе с военачальниками Атауальпы, I [осле трех лет унижений он бежал из Куско, собрал огром-

\ н>;1рмию из пятидесяти тысяч человек со всех концов

. iy; 11 [тинсуйю и осадил столицу, удерживаемую небольши-I силами испанцев — менее двухсот человек под коман-

(Ованием Эрнандо, Хуана и ГЬнсало Писарро, которые, ммда, пользовались поддержкой многочисленных союз-

икон-индейцев. То. что казалось перуанцам легко выпол­нимым, оказалось непросто. Осада Куско длилась больше

В ||. с марта 1536 по апрель 1537 года. Когда перуанцы


164 Испания: дорога к империи

были уже близки к отчаянию, отряд испанцев вырвался из города и во весь опор поскакал к древней каменной крепо­сти Саксауман на холме, прямо напротив Куско. Испанцы заняли этот холм и использовали его как плацдарм, кото­рый позволил им перехватить инициативу у осаждавших. По воспоминаниям сына Манко, «эта битва была кровавой для обеих сторон», так как многие местные жители поддер­живали испанцев, в том числе двое братьев моего отца и их люди»'24. После успешной вылазки испанцы встали гарни­зоном в Саскаумане с пятьюдесятью солдатами и большим количеством помощников-индейцев. Это был один из геро­ических моментов, выдающихся примеров испанской храб­рости. Однако тем, что испанцы выдержали осаду, они были во многом обязаны постоянной помощи, которую получа­ли в течение года от местных племен, издавна враждовав­ших с инками.

Затем Манко попытался извлечь выгоду из гражданской войны, которая шла между Писарро и Альмагро. Когда ему это не удалось, он в 1537 году ушел в горы, в Виткос в про­винции Вилкабамба. С ним ушли индейцы из всех уголков империи. Там, на лесистых холмах над рекой Урубамба, на землях древних святынь религии солнца, чье точное место­положение оставалось неизвестным до двадцатого столе­тия*, Манко возродил государство инков, которое просуще­ствовало еще целое поколение до своего падения в 1572 го­ду. Тем временем испанцы продолжали ссориться между со­бой, и после битвы в 1538 году Альмагро был взят Писарро в плен и казнен.

Успехи испанцев объяснялись не столько их военным превосходством, сколько способностью адаптироваться к очень неблагоприятным условиям. Их всегда было очень

* Как я и писал, в феврале 2002 года археологи объявили об обнаружении руин Вилъкабамбы в горах, приблизительно в восьмидесяти километрах от места древних развалин Мачу Пикчу.


Новый Свет 165

немного, от двухсот до пятисот человек, на незнакомой тер- рятории, со скудными запасами пищи, перед лицом чис- Пвияо превосходящего их противника. При таких обстоя-i -I j 11.ствах испанцам приходилось с умом использовать свои скудные ресурсы. Блестящий поход Кортеса на ТЬночтит-ч; 1111 юдал пример, которому большинство пришедших поз­же авантюристов стремилось следовать. Огнестрельное

I >j >ужие, в том числе, если таковая имелась, пушка, исполь-
ЮВалось в очень ограниченном объеме: его было мало, и,
кроме того, на него нельзя было твердо рассчитывать из-
i;i постоянной нехватки пороха, а также из-за тропиче­
ских дождей. Кортес предпочитал использовать тяжелую
.фтиллерию скорее для устрашения, нежели для уничто­
жения противника. Таким образом, испанцы имели весь­
ма незначительные преимущества в вооружении и часто
оказывались более уязвимы для стрел метких индейских
лучников, чем те — для их пуль. Немногочисленные лоша­
ди, привезенные из Европы, представляли гораздо боль-

I1 гую ценность. Всадник на лошади — животном более круп­
ном, чем любое известное индейцам, сразу получал преиму­
щество в росте, подвижности и скорости, что оказывало
моральное давление на противника. Во время кампании
I lucappo против инков небольшая группа всадников с лег­
костью привела в смятение стройные ряды противника, и
:ito облегчило испанцам победу. Кроме преимущества ис-
п.пщев в экипировке и вооружении существуют еще три
фактора, которыми историк не должен пренебрегать.

Во-первых, испанцы очень скоро научились использо-Ц п< против врага местные верования и сверхъестествен­ные знамения. Во-вторых, они могли перемещаться по морю, что давало им возможность с легкостью изолировать и разбить противника. И. наконец, самое важное: завоева-i гл и всегда действовали рука об руку с местными племена­ми, враждебно настроенными к правящей империи.

Знамения и символы с самого начала благоприятство-И пн испанцам. Конечно, возможно, что такая версия со-



Испания: дорога к империи


бытии в Мексике и Перу была выработана гораздо позже s таким образом как испанцы, так и местные летописцы стремились задним числом объяснить происшедшее. Судя по дошедшему до нас фольклору науа. эта цивилизация I действительно не имела будущего25, хотя многие ученые более позднего времени сомневались в этом. Испанские летописцы считали, что местные жители восприняли Кор­теса как вернувшегося к ним бога (ацтекское божество Кет-цалькоатль), что испанцев вообще считали богами. Подоб­ная версия может быть обнаружена и в источниках инков. Однако другие индейские источники, в которых описыва­ется приход испанцев, не всегда ее поддерживают.

Европейцы пришли с моря и этому обязаны своим успе­хом. Народы Америки чувствовали себя уверенно на своих реках и озерах, вели оживленную торговлю вдоль морского побережья, но никогда не выходили в океан. Напротив, ев­ропейцы, как и арабы, были давно и хорошо знакомы с мо­рем, что давало им огромное преимущество. В клточев моменты своих операций в Новом Свете они могли внез но получить подкрепление и припасы как бы ниоткуда, что часто в корне меняло ход событий.

Атлантическая империя на раннем этапе — легендар­ный пример сверхчеловеческой способности к завоевани­ям. Свидетель и летописец событий в Перу Сиеса де Леон замечает: «Кто когда-либо слышал об освоении столь не­большим количеством испанцев столь обширных: мель?»26. «Эрнандо Кортес с менее чем тысячью человек р рушил великую империю», — писал ветеран сражений I Америке Варгас Мачука. — "Кесада со ста шестьюдесятью испанцами завоевал королевство Новая Гранада»27. Офици­альный историк Гумара в своей «Истории Индий» излагает все ту же экстравагантную версию, предназначенную, ра­зумеется, для императора: «Никогда ни один король и ни один народ не добирался так далеко и не завоевывал так много за такое короткое время, как наш народ: и никогда никто не достигал и не совершал того, что сделали мы —


Новый Сеет 167

|ужием, морскими походами и проповедью Святого Еван-я». Практически все летописцы того времени «жонгли-1НШШ» числами. В результате таких упражнений они со­рили для своих сограждан (и для историков тоже, вплоть

наших дней) непоколебимый эталон испанской храбро-. доблести и превосходства над другими народами. Сре-

ичспь небольшого числа конкистадоров, не разделявших

)й точки зрения, был Бернал Диас, которого возмущала реувеличенная роль, отводимая Кортесу официальным ппориком ГЪмарой.

 

!»ыло бы несправедливо отрицать поразительную храб­рость конкистадоров. Но важно также помнить, чтоуспехи Испанского оружия были бы невозможны без помощи со- Юэииков — местных жителей Америки*. Порабощение од­ними индейскими племенами других заложило основу ис-п.шской империи. Помощь местных жителей была двух мид<ш и осуществлялась на двух разных уровнях: на низ-и км — в качестве слуг и на более высоком — в качестве во­енных союзников. Сотни индейцев служили европейцам — Косили багаж и продовольствие, обеспечивали испанцев модой и пищей, ухаживали за животными, готовили еду и i к и nli це удовлетворяли все нужды хозяев. Без их поддержки in <• усилия последних пропали бы втуне, и они никогда не Постигли бы своих целей. Без помощи индейцев Бальбоа никогда не дошел бы до Тихоокеанского побережья. Индей­цы давно привыкли служить таким образом своим вождям, ВО в большинстве испанских экспедиций они были просто м I ,i I гуждед ы делать это. Их эксплуатировали до тех пор, пока ипп не умирали. После падения Теночтитлана, когда Альва- ршдо ушел на юг, он взял с собой три тысячи испанцев, но <>< ншшую мощь его войска составляли почти двадцать ты-I'ti'i индейцев, если верить местному летописцу2". Путеше­ствие по морю и: по суше в Эквадор совершили пятьсот ис-■ тпцев. но с ними были три тысячи рабов-индейцев из

• См. также подтверждение ниже, в главе 6.


168 Испания: дорога к империи

Гватемалы. В первой экспедиции Вальдивиа в Чили в 1540 году приняли участие всего лишь 150 испанцев. Ибез проводников-индейцев и тысячи местных носильщиков она бы не состоялась.

Наиболее важна была, разумеется, помощь индейцев как военных союзников. Воюя как с инками, так и с мексикан­цами, испанцы могли рассчитывать на помощь местных народов, которые стремились использовать ситуацию в своих собственных целях. Инка Уаскар объявил, что под­держивает Писарро, а позже его брат Манко принял сторо­ну испанцев. «Если бы инки не попустительствовали испан­цам, — пишет один из свидетелей пленения Атауальпы, — тем было бы не так просто завоевать их царство»29. Союз­ники доставляли ценную информацию, были шпионами и разведчиками, набирали новых помощников и давали цен­ные советы касательно местности и климата. Мемориал Филиппу II от жителей Уэксотцинко в Новой Испании под­робно объясняет, как именно этот город помог Кортесу:

Вся наша знать и все, кто нам подчинялся, помогали испанцам. Мы помогали им не только в военных действи­ях — мы обеспечивали их всем необходимым. Мы корми­ли и одевали их, мы несли на руках и на спинах раненых и больных, мы выполняли все работы по подготовке к во­енным действиям. Это именно мы работали так. что они смогли завоевать Мексику с помощью своих лодок; это мы дали им дерево и смолу для постройки лодок30.

И, что самое важное, индейцы сражались. Их присут­ствие в больших количествах постоянно сдвигало баланс сил в пользу испанцев. Впервые было зафиксировано Кор­тесом использование индейских союзников в нападении на Тласкалу в сентябре 1519 года, когда в дополнение к своим собственным людям он воспользовался поддержкой четы­рехсот человек из Семпоалы и трехсот из Икстакмакстит-лана. К 1521 году, когда Кортес осадил Теночтитлан, в его распоряжении находилась огромная армия, что сделало


Новый Свет 169


еще rop<

,ение мексиканской столицы неизбежным. У него был и < i цс один союзник: эпидемия черной оспы, добравшаяся до i ирода, опустошив сначала Эспаньолу в 1519 году. Тысячи умерли, этого было достаточно, чтобы существенно снизить

способность мексиканцев. «Когда болезнь несколько

схлынула, — сообщает летописец науа, — испанцы верну­лись. Их не было двести дней. И с ними в город вошли люди ил Ксалтокана, Куауитлана, Тенаниокана, Ацкапотцалько, Пикопана и Койоакана»31.

При осаде воины-тлаксаланы пели: «Помоги бог нашим хозяевам, которые одеваются в железо. Они осаждают го­род, они осаждают мексиканцев, смело вперед!»32

Послание, которое Марина передала мексиканцам пос-К начала осады Теночтитлана. было весьма недвусмыслен­ным. Они должны выдать испанцам Гуаутемока, прекра­тить сопротивление. «Вот, — сказала она, указывая на ин­дейцев, сопровождавших испанцев, — правители Тласка-Jii.i. Уэксотцинко, Чолулы, Чалко, Аколуакана, Куэрнаваки, Хочимилько, Мискика, Куитлауака и Кулуакана»33. Трудно было решится оказать сопротивление столь могуществен­ному альянсу. И позже местные союзники не подвели ис­панцев. Мы знаем, что воины-тласкаланы принимали уча­стие в походе Альварадо в Гватемалу в 1524 году, а шесть лет спустя они же помогли Нуньо де Гусману в западной Мексике34. Экспедиция Алъмагро в Чили в 1535 году была осуществлена двенадцатью тысячами андских воинов, ко­торых он взял с собой из Куско и Чаркаса. Писарро потер­пел неудачу на Амазонке, но в подготовке его операции уча­ствовали десять тысяч местных жителей, которые сопро-пождали испанцев от самого Кито. В одном из сражений ми территории Чили в 1576 году две тысячи местных жи­телей помогали всего лишь тридцати испанцам: в другом, в J 578 году, — испанцев поддерживала тысяча индейцев35. 11 1524 году в экспедиции Кортеса в Гондурас приняли уча­стие три тысячи тласкаланов.

Совершенно ясно, что все походы испанцев стали воз­можны лишь в результате значительной помощи местных


170 Испания: дорога к империи

жителей, которые по праву гордились своим вкладом. Как и настоящие испанцы, вожди тласкаланов после завоева­ния с удовольствием пользовались правом называть себя конкистадорами. Но завоевание было неполным. Некото­рые территории, главным образом на Карибских островах, вообще оказались во власти пришедших европейцев толь­ко потому, что их коренное население перестало существо­вать. Что касается материка, то здесь испанцы редко за­хватывали земли, намного превышающие по размерам те участки, на которых они могли бы поселиться сами. Обыч­но их интересовало побережье, а также центры цивилиза­ции, такие как города науа и инков. За пределами этих тер­риторий испанцам было сложнее подчинить себе индейцев, и потому поколениями существовали напряженные отно­шения завоевателей с обитателями обширных незавоеван-ных пространств Америки. Многие регионы оставались свободными от испанского владычества просто потому, что испанцам не было резона туда вторгаться. Например, ког­да посланцы Писарро добирались из Кахамарки в Куско, были племена, которые не считали нужным препятство­вать им. поэтому их никто не тронул; «И вот, — как говори­ли позже люди из этих племен, — никто не пришел нас за­воевывать, потому что мы и не думали сопротивляться»36. Формально, юридически они никогда не были завоеваны и не считали, что к ним относятся как к побежденным.

Роль индейцев в завоевании Америки хорошо видна так­же на примере полуострова Юкатан, колыбели цивилиза­ции майя. Испанцы подбирались к Юкатану с 1502 года, но более двух десятилетий стычки с майя были краткими и спорадическими. После 1527 года стали предприниматься более серьезные попытки проникнуть на территорию по­луострова, началась фаза, которая в 1542 году завершилась образованием испанского поселения под названием Мери-да. Крупные силы воинов науа сопровождали отряд испан­цев, который вступил на эти земли в 1541 году. Вождь майя вспоминал много позже:


Новый Свет 171

Я тогда был ребенком и просто ходил по пятам за от­цом, который выполнял свои обязанности; я все видел и обо всем могу теперь рассказать. Это было там, у колод­ца, где росло большое дерево... Чужие пришли, когда половина солнечного диска показалась над горизонтом на востоке. У входа в селение Калькини они в первый раз выстрелили из ружей; там, где начинается саван­на, — выстрелили еще раз; а в третий раз они выстре­лили, когда вошли в наши жилища*37.

Науа были не единственным народом, помогавшим ис­панцам на Юкатане. Как и в Мексике и Перу, среди майя нашлись вожди, которые не пропустили шанса использо­вать военную силу испанцев против своих врагов. Вожди племен сиу велели своим людям помогать захватчикам. Правители пек приказали своим ка (общинам) «не начи­нать войны, а идти и помогать испанцам в их завоеваниях и путешествовать с ними, если понадобится»38. Эти майя гордились своим вкладом в Испанскую империю и в пора­жении своего народа видели лишь поражение своих вра­гов — других майя. Вождь племени пек зашел так далеко, что объявил себя «первым из идальго-конкистадоров» («hi­dalgos concixtador en»)39. Сотрудничество между некоторы­ми индейскими племенами и европейцами продолжалось поколениями, потому что испанцы все это время находи­лись рядом, их владения граничили с землями индейцев. В 1583 году в хрониках майя появляется «история о том, как мы, народ мактун, который живет в Тискеле. пошли об­ращать необращенных в христианство И».

Сохранение некоторой части Америки незавоеванной часто объясняется «восстаниями» или «переворотами», что заставляет ошибочно предполагать, что местные жители склонны были впоследствии нарушать однажды заключен-

* Я заменил слово Рестолла «иностранцы» словом «чужие». а слово «каа» — словом «селение».


172 Испания: дорога к империи

ные договоренности. Большинство акций индейцев, на­правленных против испанцев, на самом деле представля­ли собой самые настоящие «войны» — вполне закономер­ный ответ на попытки вторжения чужих на их суверенные территории. Одним из примеров являются войны миксто-нов (см. главу 6) в 1541 году. В Чили с конца шестнадцатого столетия началось массовое сопротивление местного насе­ления испанскому присутствию. В этой войне, которая дли­лась целое поколение и привела к тому, что испанцы оста­вили весь юг Чили, то есть все земли за рекой Вио-Био, семь испанских городов были стерты с лица земли, и индейцы-арауканы повысили уровень вооружения своей армии, за­хватив лошадей и ружья испанцев. В кампаниях, впослед­ствии развязанных испанскими поселенцами против так называемых «повстанцев», участие на стороне испанцев тысяч местных помощников решило исход дела. «Индей­цы Чили, — гласит официальный отчет 1594 года, — вне­сли наибольший вклад своим личным участием в войне и предоставляемой испанцам провизией»4'. Арауканские вой­ны, по сути дела, продемонстрировали способность нераз­витых племенных обществ сопротивляться давлению ев­ропейцев. По мнению одного испанского священника, к 1599 году арауканы уже обладали хорошей пехотой и впол­не подготовленной кавалерией, базой для которой стали лошади, отнятые у испанцев.

Не меньшее впечатление, чем достижения завоевателей, испанцев или индейцев, производили успехи кучки аван­тюристов, которая проникла в глубь континента. Поселе­ния были лишь одной из форм, в которой проявляла себя империя в Америке. Не менее насущной считалась необхо­димость расширять границы — задача, которая ни на ми­нуту не давала испанцам покоя.

«На этой земле. — сообщает один из конкистадоров, — человек никогда не сидит на месте, он все время переме­щается из одной точки в другую»42. Истории Кортеса и Пи-сарро —убедительное подтверждение того, что первейшей


 


Новый Свет



. i.завоеваний были поиски золота, о наличии которо- ГОВ л гих местах свидетельствовал собственный опыт кон-лоров и в особенности мифология, распространенная I реди местного населения, рассказы о землях, где из золо-i;i и,уготовлялись предметы повседневного обихода. Всво-■ и Хронике» Гуаман Пома весьма едко высказывается о мотивах, которые руководили Колумбом и его людьми:

Они не желали медлить в портах ни одного дня. Они только и думали, что о золоте, серебре и о сокровищах Индий и Перу. Они как безумные, как одержимые жаж­дали золота и серебра.

Расспрашивая местных жителей и руководствуясь рас-I км^ами, которые слышали, испанцы скоро сами создали ГО, что смело можно назвать мифом о землях, где полно зо­лота. После обнаружения золота в одной из областей Тьер-I >; i Фирме эта провинция в 1514 году была переименована и Золотую Кастилию, а с 1530-х испанцы стали находить: юл ото в захоронениях в области С и ну, в глубь континента от Картахены. Миф об Эль Дорадо (Золотом человеке) по­мнился именно в этот период в землях, граничащих с мес­том обитания народов чибча. В бытность Кесада губерна­тором Санта-Марты он впервые услышал историю об Эль Дорадо и о церемониях на священном озере Гуатавита. Искоре после этого Беналькасар на пути из Перу встретил недалеко от Кито индейца, и тот рассказал ему «о короле, который обнаженным приплывает на плоту, чтобы совер­шить жертвоприношения, и весь осыпан золотой пылью, с головы но пят, и сверкает, как солнечный луч«13. С той поры i юиски мифической земли. где золота столько, что его хва­тит, чтобы покрыть его слоем все тело, стали частью мифо­логии завоевателей. Спустя пятьдесят лет брат св. Терезы Авильской писал из Кито, что он ■надеется снарядить экс­педицию за "Золотым человеком", в поисках которого ты­сячи людей пропали без вести»44.


174 Испания: дорога к империи.

После падения Теночтитлана испанцы разбрелись в раз­ные стороны, вдохновленные рассказами разных людей о народах, столь же богатых, как мексиканцы. Первым, кто обследовал север в поисках легендарных Семи Городов Чи-бола, был Нуньо Гусман. В 1529 году он отправился с экс­педицией в Кулиакан. Самые знаменитые походы на тер­ритории Северной Америки (см. главу 6) были совершены именно в этот период: экспедиция Эрнандо Сото 1539-1542 годов, отправившаяся с Кубы, и экспедиция Корона-до 1540-1542 годов, которая вышла из Мексики. Поход Пи-сарро в Анды также имел значительные последствия. Воз­можно, самым выдающимся героем стал Педро де Аль-варадо, который сыграл ведущую роль в мексиканской кампании, а по окончании ее отбыл на юг со значительным числом союзников-индейцев из Гватемалы. Прослышав о событиях в Перу. Альварадо в 1534 году сел на корабль и отправился в Кито, куда прибыл вскоре после Альмагро и Беналькасара, чудом избежав сражения с ними. Беналька-сар, в свою очередь, взял с собой людей и отправился даль­ше на север, где нашел город Попайян (1536), и даже еще севернее, а в 1538 судьба свела его с другим испанцем. Гон-сало Хименесом де Кесада, уроженцем Андалусии.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.035 сек.)