АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Шейх Мухаммад в Басре
По прибытии в Басру шейх Мухаммад встретил алима-салафита, шейха Мухаммада аль-Маджмуи [19], у которого начал брать уроки арабского языка и изучать хадисы: "В течение определенного времени он учился у этого шейха, отвергая и осуждая всякие признаки многобожия и порочных новшеств к удовольствию своего наставника, который признал за ним твердую позицию единобожия и сам извлек для себя пользу от общения с учеником" [20].
Следует отметить, что шейх Мухаммад во время своего пребывания в Басре не ограничился одной лишь учебой, но активно боролся против таких нововведений со стороны крайних шиитов, как, например, почитание гробниц и поклонение святым. У него вызывали ужас и негодование те вымыслы и порочные новшества, которые облепили истинную веру и которые, будучи наследуемыми людьми из поколения в поколение, стали представляться им очевидной и твердой истиной. Шейх Мухаммад открыто осуждал подобные новшества, возвещая на своих встречах с людьми то, что открылось ему из истин таухида. Вот как он лично описывает такие встречи: “Люди из числа многобожников Басры приходили ко мне со всякими ложными наветами на меня. Я же отвечал им, сидевшим предо мной, что бесполезно какое бы то ни было поклонение, кроме как Аллаху. Это застигало их врасплох, и возразить им было нечего” [21].
Так шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб начал осуждать порочные новшества, творившиеся в Басре, подобно тому, как ранее он поступал в Хиджазе и Уяйне. Часть жителей Басры, которым не могло понравиться, что шейх Мухаммад отвергал их негодные убеждения, пытались приводить его в замешательство, ставя перед ним каверзные вопросы. Однако на них следовали точные ответы, снимавшие всякое сомнение, высвечивавшие истину и развенчивавшие ложные домыслы (шубухат). Лейтмотивом ответов шейха было его утверждение: “Негодно любое поклонение, кроме как одному Аллаху и никому другому, и греховно ошибается тот, кто обращается с мольбой еще к кому-либо, кроме Него” [22].
В Басре шейх встретил не только враждебно настроенных крайних шиитов, но и единомышленников, которые восприняли его призыв и стали поддерживать его. Однако врагов оказалось больше, нежели друзей. И они устроили заговор против него, решив покончить с ним. “Некоторые из них пришли к нему среди дня, не скрывая злобы на своих лицах, и потребовали, чтобы он покинул Басру, угрожая в противном случае убить его. Шейх предпочел обезопасить себя и избежать расправы, а потому покинул Басру” [23].
Оставив из-за этого заговора Басру, шейх в одиночку и пешком направился в Эз-Зубайр [24], не имея с собой ни провизии, ни вьючного животного. Мучимый жаждой, он мог просто погибнуть, если бы Аллах не смилостивился над ним: ему повстречался человек из Эз-Зубайра по имени Абу Хумейдан, который из сострадания к шейху довез его на своем осле до родного селения.
Пробыв некоторое время в Эз-Зубайре, шейх затем решил отправиться в Сирию. Однако те средства, которые у него имелись прежде, были отняты неразумными жителями Басры, изгнавшими его. Кроме того, до него дошли сведения о переезде его отца из Уяйны в Хураймалу вследствие конфликта, возникшего между ним и эмиром Уяйны Мухаммадом ибн Хамадом ибн Муаммаром. Тогда шейх принял решение вернуться в Неджд.
Путь Мухаммада Абдуль-Ваххаба в Неджд лежал через область Эль-Хаса [25], где он остановился у шейха Абдаллаха ибн Мухаммада ибн Абдуль-Лятыфа аль-Ахсаи, оказавшего ему радушный прием. У него шейх Мухаммад прожил некоторое время, усердно занимаясь чтением и изучением литературы, а затем покинул гостеприимную Эль-Хасу и прибыл к своему отцу в оазис Хураймала.
______________ [1] Махмуд Таха. – «Джуграфийят шибхи аль-джазира аль-арабийя» («География Аравийского полуострова»), ч. 2, Каир, 1965, стр.145. [2] Фетва (фатва) – богословско-юридическое оценочно-инструктивное заключение, даваемое с позиций исламского закона (шариата) предстоятелем мусульманской общины или целого государства в отношении какого-либо социально-правового акта или казуса. [3] Факих – богослов-законовед, знаток фикха – комплекса богословско-юридических наук. [4] Имеются в виду четыре основных богословско-правовых толка в ислам – ханафитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский, названные соответственно по именам их основателей – Абу Ханифы (83/702–150/767), Малика ибн Анаса (93/711–179/792), Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи‘и (150/76–204/820) и Ахмада ибн Ханбала (164/780–241/855). Каждый мусульманин-суннит следует какой-либо из этих четырех школ, которые все одинаково верны, несмотря на известные различия между ними в практике отправления мусульманского культа. [5] Амин Саид. – «Сират аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Жизнеописание шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»). Бейрут, Ширкат ат-таузи‘а аль-арабийя, 1384 г., стр.8. [6] Сулейман выступил против своего брата и противодействовал его призыву, помогая его врагам. Однако впоследствии он сам прибыл к брату и присягнул ему на верность. [7] Хураймала – оазис в Неджде. [8] Хадис (букв. ‘новость’, ‘известие’, ‘рассказ’, ‘повествование’) – сообщение о словах и делах Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), служащее поучительным примером для мусульман. Хадисы считаются вторым после Корана источником права, на них построена Сунна (см. выше), которая содержит в себе, таким образом, значительную часть идей и принципов ислама. [9] Тафсир – толкование Корана как отрасль исламских наук. [10] Доктор Абдуль-Хамид аль-Батрик. – «Аль-ваххабийя дин ва дауля» («Ваххабизм – религия и государство»). Исследование, опубликованное в Ежегоднике Женского факультета Университета «Айн-Шамс», 1964 г, стр. 42. [11] Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд», стр. 75. [12] Хадж – паломничество в Мекку, причисленное к одному из столпов (аркян) ислама. Вместе с тем, в отличие от других четырех столпов – шахады (свидетельства веры), пятикратной ежедневной молитвы, закята (очистительного взноса с имущества в пользу мусульманской общины) и поста в священный месяц Рамадан – обязательность хаджа не абсолютна, но обусловлена материальными и физическими возможностями человека (см. Коран, Сура 3 – “Семейство Имрана”, аят 97). [13] Административный центр области Судайр, расположенный на расстоянии 225 км к северу от Эр-Рияда. [14] Таки ад-дин Ахмад ибн Таймийя (1263–1328 Р.Х.) – теолог и правовед ханбалитского толка. В XVIII в. идеи Ибн Таймийи, возрожденные Мухаммадом ибн аль-Ваххабом, были положены им в основу своего исламского призыва. [15] Имеется в виду образ жизни и поведения, противоречащий Божественному Закону, данному в Священном Коране и идеально реализованному в Сунне. [16] Он был автором книги под названием «Тухфат аль-анам фи-ль-амаль би-хадис ан-набийи алейхи салям» и комментатором известного сборника «Сорока хадисов» ан-Навави. [17] Коран, Сура 7 – "Преграды", аят 139. См.: Али ат-Тантави. – «Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб – Силсилят иалям ат-тарих» (Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб – цепь исторических сведений). Дамаск, Дар аль-фикр, 1381 г., стр. 17. [18] Хусейн Халяф аш-Шейх Хазаль. – «Хайят аш-Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Жизнь шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»). Бейрут, Изд-во Дар аль-кутуб, 1967 г.р.х., стр. 60. [19] Данное прозвище (нисба) происходит от названия одного из кварталов Басры – аль-Маджмуа. [20] Осман ибн Бишр. – «Унван аль-маджд фи тарих наджд» («Символ славы в истории Неджда»), ч. 2, 1402 г., стр. 8. [21] Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд» («История Неджда»). Под редакцией Наср ад-Дина аль-Асада, стр. 26. [22] Хусейн Халяф. – «Хайят аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб» («Жизнь Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба»), стр. 62. [23] Там же, стр. 62. [24] Эз-Зубайр – большое селение, жители которого придерживались благочестивых убеждений. Оно выросло на месте старой Басры. В нем находилась могила сподвижника Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) аз-Зубайра ибн аль-Аввама, по имени которого оно и получило свое название. [25] Эль-Хаса – область на востоке Аравийского полуострова, прилегающая к побережью Персидского залива; называется также аль-Ахса и Лахса.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | Поиск по сайту:
|