АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Распространение призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в исламском мире

Читайте также:
  1. Билет № 19. Книга и книжное дело в Западное Европе в эпоху Реформации и распространение идей гуманизма. Династия Этьеннов
  2. Бог призывает делать сбережения.
  3. Важнейшие причины и факторы успеха салафитского призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба
  4. Влияние магнитного поля на распространение радиоволн в ионосфере
  5. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 1 страница
  6. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 10 страница
  7. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 11 страница
  8. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 12 страница
  9. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 13 страница
  10. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 14 страница
  11. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 15 страница
  12. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 16 страница

 

Призыв шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба распространился за пределами Неджда, после того, как в 1219 году хиджры государство Саудидов установило свою власть в Высокочтимой Мекке, и паломники из различных мусульманских стран, прибывавшие в нее, получили возможность непосредственно встречаться с алимами призыва истины, слушать их хутбы [1] и наставления. Равным образом они воочию могли наблюдать образ жизни подданных государства Саудидов, убеждаться в их приверженности Корану и Сунне. Часть паломников, проникнувшись призывом шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, начинала распространять в своих странах основные положения его призыва, выступая одновременно и против бытовавших там суеверий. Несомненно, что распространение исламского призыва в исламском мире имело целый ряд последствий, в том числе:

1.– Пробуждение исламской мысли, в котором так остро нуждался исламский мир и мусульмане, и ее возрождение в ряде исламских стран.

2.– Призыв стал одним из важнейших факторов развития патриотического сознания во многих исламских странах, находившихся под гнетом колонизаторов.

3.– В числе последствий повсеместного распространения благословенного салафитского призыва во многих мусульманских странах оказывалось свертывание и ослабление враждебных ему идей.

4.– Всеобщая поддержка, оказанная этому исправительному призыву во всех мусульманских странах мусульманскими учеными, ревностными в своей религии и своих убеждениях, и формирование основы, на которую опирались многие мусульманские реформаторы.

“Призыв Ибн Абдуль-Ваххаба, – отмечает аль-Аккад, – не был напрасным как на Аравийском полуострове, так и в других частях мусульманского мира – от востока до запада. Его призыву последовали многие паломники и люди, приезжавшие в Хиджаз, отчего его учение проникло в Индию, Ирак, Судан и другие отдаленные страны. Мусульмане поняли, что корень бед, обрушившихся на них, заключается в отходе от религии, а не в самой религии, и что им необходимо вернуть былую силу и твердость за счет отдаления от греховных новшеств и возврата к религии благочестивых предков с ее исконным содержанием” [2]. Далее он пишет: “Вскоре после того, как призыв Ибн Абдуль-Ваххаба прозвучал на Аравийском полуострове, он нашел отклик в Бенгалии: в 1804 году ему последовала религиозная группа аль-Фараидийя. Затем ваххабитский призыв нашел свой отклик со стороны сейида Ахмада аль-Барили в Пенджабе, который обязал своих последователей поднять оружие на борьбу против сикхов и руководил ими в боях, пока не погиб.

В том же XIX веке ваххабитский призыв прозвучал и в Бенгалии, привлекая ее жителей к исламу. Исследователь этого процесса Арнольд в своей работе «Призыв к исламу», касаясь его эволюции, пишет: “Движение призыва к исламу заметно активизируется в Бенгалии в XX веке, когда многие религиозные общества, участники которых восприняли влияние исправительного ваххабитского призыва, начинают направлять на места своих проповедников, которые, перемещаясь по этой провинции, очищали страну от остатков древних индуистских верований, пробуждая религиозный энтузиазм и распространяя среди неверных исламские воззрения [3].

Очевидно, что влияние призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба не ограничилось индийским субконтинентом. Он нашел отклик также на Яве и далеких островах Юго-Восточной Азии, известных сегодня как Индонезия. Несмотря на сильное сопротивление со стороны голландских колонизаторов, этот призыв смог широко распространиться там. Вот как комментирует те далекие события сэр Арнольд: “В 1803 году трое участников группы паломников-хаджи вернулись из Мекки на свой родной остров Суматру. Во время своего пребывания в священном городе они ощутили на себе глубокое воздействие ваххабитского движения, нацеленного на исправление ислама. В итоге и их охватило стремление к тому, чтобы внедрить основы этого исправительного движения среди своих соотечественников, чтобы организовать среди них самое чистое и ревностное религиозное движение. Они начали призывать к укреплению таухида, как это делали участники ваххабитского движения, объявили запретными обращения за помощью к святым, употребление вина, азартные игры и другие поступки, противоречащие Корану. И им удалось побудить присоединиться к их направлению как часть своих единоверцев, так и часть язычников” [4].

Когда восемнадцатый век подходил к концу, в Судане появляется новый исламский проповедник – шейх Усман Дан Фодио [5], который, совершив хадж в Высокочтимую Мекку, встретился там со многими последователями салафитского призыва и проникся его идеями. Возвратившись на родину, он обратился к людям с призывом шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, выступил против греховных новшеств и суеверий, широко распространяя ислам [6].

Касаясь его деятельности, сэр Арнольд пишет: “В конце XVIII века среди народности фульбе выдвинулся известный деятель – шейх Усман Дан Фодио, прославившийся как религиозный реформатор и проповедник-борец. Он отправился из Судана в Мекку для совершения обрядов хаджа и вернулся оттуда, полный воодушевления и энтузиазма в деле исправительного движения и призыва к исламу. На него оказали влияние ваххабиты, как раз набиравшие силу в то время, когда он посетил Мекку. И он подверг осуждению молитву о душах умерших и возвеличивание умерших святых, осудив даже чрезмерное возвеличивание самого Мухаммада. Одновременно он повел наступление против двух распространенных в Судане пороков – употребления вина и нравственной распущенности”.

В Йемене последователем Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба стал шейх-алим Мухаммад ибн Али аш-Шаукани (скончался в 1250 г.х.), который также призвал к таухиду и иджтихаду, к борьбе против греховных новшеств, равно как и против слепого следования таклиду [7]. На эту тему он написал трактат под названием «Аль-кауль аль-муфид фи хукм ат-таклид». Как и шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, аш-Шаукани находился под влиянием Ибн Таймийи, которому он посвятил специальный труд «Найл аль-аутар» с целью разъяснения сочинения великого шейха ислама – «Мунтака аль-аубар» («Кладезь знаний»). Влияние, оказанное на аш-Шаукани салафитским призывом, отразилось и в том, что, когда до него дошло известие о кончине шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, он посвятил ему касыду следующего содержания:

Мое сердце поражено этим, и изнутри меня сжигает огонь,
Я сражен этой утратой, поразившей меня в самое сердце,
Умер Столп знания, выдающийся человек высокой учености,
Центр, вокруг которого собирались самые достойные мужи,
Имам верного пути, побеждающий смерть и
разящий врагов,
Утоляющий жажду из источника знания и щедрости,
Имам всех людей, своего времени великий ученый,
мой образец для подражания,
Шейх шейхов, почтенный старец,
единственный по достоинствам своим.

Одним из наиболее видных алимов Йемена был эмир Мухаммад ибн Исмаил ас-Санаани, автор труда «Субуль ас-салям», являющегося разъяснением труда «Булюг аль-марам». Он призвал жителей Йемена к строгому таухиду и к отказу от поклонения многочисленным могилам праведников. О влиянии, оказанном на него салафитским призывом, можно составить представление по касыде, которую он направил шейху Мухаммаду ибн Абдуль-Ваххабу в Дир‘ию, славя в ней его призыв и подчеркивая его значимость. В ней же он выразил свою мечту о встрече с шейхом. Касыда содержит семьдесят четыре бейта, и в ней, в частности есть такие:

Мое приветствие Неджду и тому, кто в нем живет,
хотя от моего привета издалека и мало пользы,
Мухаммад, ведущий по верному пути к Сунне Пророка –
сколь замечательны и тот, и другой!
Весть радости дошла до нас о том, что он
своим начинанием возвращает нам священный шариат.

Если перейти к Ираку, то здесь мы обнаруживаем, что представители семейства аль-Алюси, посвятившие свою жизнь углублению исламского образования и воспитания в этой стране, писали о шейхе и его призыве, выступая в его защиту [8].

В Алжире же первым, кто принес в эту страну знамя салафитского призыва, был алжирский историк Абу Рувас ан-Насыри, общавшийся с учениками имама Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба во время хаджа. В итоге своих дискуссий с ними по самым разным вопросам, он прилюдно, в присутствии группы паломников, которую возглавлял тогдашний наследный принц Марокко, объявил о своем решении примкнуть к движению шейха [9]. Вернувшись в Алжир, Абу Рувас с похвалой отозвался о воззрениях шейха Ибн Абдуль-Ваххаба.

Салафитское направление в Алжире оказалось представленным и Обществом местных ученых-богословов во главе с Абдуль-Хамидом бен Бадисом (1305-1359), который с основами салафитского призыва также познакомился во время своего хаджа в Высокочтимую Мекку, где он встретился с последователями Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Основав свое общество на идейной основе главных салафитских установок, он призвал мусульман Алжира к духовному очищению от всякого рода греховных новшеств и суеверий, к иджтихаду с целью борьбы против слепого следования таклиду, к преодолению духовного застоя через углубленное изучение Священного Корана и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). [10]

В Египте основы призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба (да пребудет с ним милость Аллаха!) были положительно встречены шейхом Мухаммадом Абдо и Рашидом Ридой, которые защищали их в своих трудах. Но под особенно сильным влиянием призыва оказался, несомненно, египетский ученый Абдур-Рахман аль-Джабарти, считавший, в частности, что турки совершили большую ошибку, когда, выступив против шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его сподвижников, побудили Мухаммада Али к войне против них [11].

В Марокко труды и взгляды шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба оказали сильное влияние на Сиди Мухаммада ибн Абдаллаха, который в итоге выступил против суфиев, а также на Мулая Сулеймана [12], который выступил против суфийских завий [13], призывая к таухиду.

Таковы примеры распространения благословенного исправительного салафитского призыва в исламском мире, который, как подчеркивает доктор Абдаллах ибн Юсуф аш-Шибль, “в своем распространении не ограничился каким-то одним регионом, но положил начало широкому исправительному движению за утверждение ислама, очищение религиозных убеждений от замутняющих их греховных новшеств и суеверий, исправление неправедного образа жизни, а в конечном счете – за основание исламского государства и формирование благочестивого правительства, следующего исламу в своих идейных основах, в законодательстве, в политической линии и образе жизни, придерживающегося установлений и предписаний шариата, умножающего благоденствие, безопасность и стабильность для своего народа, исходя из своей убежденности в осуществлении обещанного Аллахом” [14].

Таким образом, призыв шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба (да пребудет с ним милость Аллаха!) оказал воздействие на многие исламские страны в Азии и Африке, пробудил арабо-мусульманское сознание, дав мусульманским народам идейное основание и повод для активного действия благодаря четкому разъяснению истинной сути ислама в том виде, как она была открыта Аллахом Всемогущим Великим Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), явившемуся Божьей милостью [15].

Далее мы приведем лишь несколько высказываний беспристрастных ученых из числа мусульман и немусульман относительно салафитского призыва и его инициатора:

Мухаммад Курд Али – сирийский богослов, автор исследовательской работы «Корень ваххабизма», завершает свой труд следующим выводом: “Кто же Ибн Абдуль-Ваххаб, как не проповедник, который увел их от заблуждения и привел к чистой вере? И если среди них и возникала излишняя суровость, то она проистекала от их бедуинского происхождения. Редко можно увидеть среди мусульман людей, которые были бы столь же набожными, искренними и преданными вере. Мы долгие годы наблюдали за их знатью и простолюдинами и не заметили в них ни малейшего отхода от ислама...” [16].

Таха Хусейн: “Я уже говорил, что это направление – новое и старое одновременно. Оно новое для современников, но в сущности – старое, ибо является не чем иным, как могучим призывом к чистому исламу, очищенному от примесей многобожия и язычества. Это – призыв к тому исламу, к которому призывал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), всецело отдаваясь ему и устраняя какого бы то ни было посредника между Аллахом и
людьми”.

Хафиз Вахба [17] в своей работе «Аравийский полуостров», давая характеристику Мухаммаду ибн Абдуль-Ваххабу, пишет: “Реформатор-обновленец, он призывал к возвращению к истинной вере. У шейха Мухаммада не было ни какого-либо особого учения, ни каких-либо особенных взглядов. Все то, чего придерживаются жители Неджда, полностью соответствует мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля (да пребудет с ним милость Аллаха!), что же касается их доктрины, то в ней они следуют примеру благочестивых предков, выступая против тех, кто относится к ним враждебно”.

Аз-Зирикли [18] в седьмой части своей книги «Столпы», рассуждая о шейхе Мухаммаде ибн Абдуль-Ваххабе, пишет: “Его призыв был первой искрой нового возрождения во всем исламском мире, влияние которого испытали на себе подвижники исправительных реформ в Индии, Египте, Ираке, Сирии и других странах”.

Мухаммад Рашид Рида, говоря о шейхе Мухаммаде ибн Абдуль-Ваххабе, писал: “Он выступил с призывом к чистому таухиду и искреннему поклонению одному лишь Аллаху в соответствии с предписанным самим Аллахом в Его Книге [19] и в слове Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) – Последнего из Пророков, а также к отходу от греховных новшеств и неповиновения [20], к утверждению обрядов ислама, ранее не соблюдавшихся, и соблюдению исламских запретов, ранее нарушавшихся”

Абдуль-Мутаали ас-Саиди, говоря о шейхе Мухаммаде ибн Абдуль-Ваххабе и его последователях, писал: “Они стали призывать к тому же, к чему ранее призывал Ибн Таймийя, – к единобожию, к поклонению одному лишь Аллаху, к осуждению обращений с мольбами к обитателем могил и гробниц, к осуждению практики обращения за помощью к Аллаху через посредничество святых и пророков ради исполнения собственных желаний”.

“Начало деятельности шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в его собственной стране отличалось постепенностью и осмотрительностью, и лишь позже, не сразу, он стал рассылать свои послания правителям Хиджаза и других областей”.

Доктор Мухаммад ‘Ид Мады в книге «Нынешняя ситуация в исламском мире» пишет: “Религиозный реформатор и исламский лидер Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб в середине двенадцатого века Хиджры стал призывать к исправлению религиозных убеждений, возврату к истинным основам ислама и распространению их вновь среди жителей Неджда”.

Доктор Дия ад-Дин ар-Раис, профессор исламской истории в Каирском университете: “Основные принципы ваххабитского призыва состоят в очищении понятия единобожие от явных и скрытых примесей многобожия, в искренней приверженности религии Аллаха, в отказе от обращения за помощью не к Аллаху, в отказе от чрезмерного возвеличивания Посланника Аллаха, то есть такого, которое выходит за рамки человеческой природы, а также в определении смысла той посланнической миссии, которая была возложена на него”.

Профессор Аббас аль-Аккад в книге «Ислам в двадцатом веке», посвященной исследованию призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, говорит следующее: “Из жизнеописания шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба становится ясно, что в ходе реализации своей миссии он встретил затруднения и сложности, подобно тому, кто обращался бы с призывом к глухим. Ведь люди пребывали в невежестве и полагались на то, что не может принести ни пользы, ни вреда, применяя неверные способы и выбирая неверные цели. Бедуины долгое время жили, веря в талисманы и амулеты, россказни предсказателей и звездочетов, отказываясь от верного наставления, прибегая к выдумкам колдунов и шарлатанов, надеясь на исцеление с их помощью от недугов и избавления от эпидемий. И мусульманским проповедникам надлежало отвадить их от подобного невежества. Благодаря им, подхватившим салафитский призыв, удалось в конечном счете отвратить бедуинов от всякого рода греховных новшеств и суеверий”.

Историк Абдур-Рахман аль-Джабарти, который также занимался изучением исправительного призыва, с которым выступил шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, пишет: “И люди начали разносить весть о шейхе Мухаммаде ибн Абдуль-Ваххабе, причем их мнения о нем разделились. Были среди них те, кто объявлял его хариджитом, а были и те, кто говорил обратное. Тогда-то и появилось послание от самого шейха или одного из его сыновей, в котором разъяснялись его убеждения”.

“Я утверждаю, – заключает Джабарти, перечислив воззрения шейха – что коли дело действительно обстоит так, то это как раз и есть наша вера в Аллаха, квинтэссенция таухида” [21].

Ахмад Амин: “Очевидно, что Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб познакомился с трудами Ибн Таймийи в процессе изучения салафизма. Его взгляды произвели на него столь сильное впечатление, что он не просто усердно штудировал его труды и послания, но еще и собственноручно их переписывал. В Британском музее хранятся некоторые послания Ибн Таймийи, записанные рукой Ибн Абдуль-Ваххаба. Подобно своему великому предшественнику, он призывал к отказу от греховных новшеств, к обращению за помощью или заступничеством к одному лишь Аллаху, а не к шейхам и святым или к их могилам, посещение которых допустимо только в знак памяти и уважения, но для молитв о заступничестве. Призыв Ибн Абдуль-Ваххаба был войной против всех тех греховных новшеств, что возникли после первоначального ислама: никаких собраний для празднования маулида [22], никаких торжеств по случаю посещения могил; женщинам нельзя участвовать вместе с мужчинами в похоронах; недопустим зикр [23] с пением и танцами. И нельзя испрашивать благословения у махмаля [24], прикасаясь к нему и устраивая по этому случаю великий праздник. Ведь он – всего лишь деревянная конструкция, не приносящая ни пользы, ни вреда. Все это противоречит истинному исламу и должно исчезнуть. Мы должны вернуться к исламу в его первоначальной простоте, чистоте и единстве – к связи раба Божьего со своим Господом без какого бы то ни было посредничества, в чем и заключен высший смысл принципа “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха!” [25].

Стюард. Наряду с арабскими мыслителями, исследованием призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба занимался и ряд западных востоковедов, которые в большинстве своем приходили к позитивным выводам относительно его глубинной сути. Лотроп Стюард в своей работе «Нынешнее состояние исламского мира» говорит: “В двенадцатом веке Хиджры исламский мир достиг наибольшей степени упадка и ослабления. Небо над ним потемнело, и мрак окутал все его уголки и пределы. И вот, в то время как исламский мир погружен в сон и пребывает в смятении и мраке, в сердце пустыни на Аравийском полуострове – колыбели ислама – раздается призывный голос, пробуждающий правоверных и зовущий их к исправлению и возвращению на верный, праведный путь. Это был голос знаменитого реформатора Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, который разжег огонь ваххабизма, чье пламя вспыхнуло и разгорелось, побуждая мусульман к духовному исправлению и возвращению
славы истинного ислама” [26].

Известный востоковед Брокельман: “Вернувшись в свой родной город, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб начал работать над тем, чтобы вернуть исламской доктрине и исламской жизни их изначальную чистоту” [27].

Уилфред Кантоль, приводя мнение профессоров канадского Мак-Йельского университета: «Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб прежде всего говорил: “Я хочу, чтобы вы жили согласно исламскому шариату, то есть чтобы вы были мусульманами, а это – не та чисто сентиментальная болтовня и та напыщенность, с которыми выступают суфии. Основа ислама – шариат. И если вы хотите быть мусульманами, вы должны жить согласно предписаниям
шариата”» [28].

Авторы книги «Исламская точка зрения»: “Столетиями ислам оставался как бы неподвижным, пока в восемнадцатом веке возникновение ваххабизма не проложило дорогу для других реформаторов – с более обширным кругозором и более широкими подходами к новым идеям”. [29]

Бернард Льюис: “Во имя ислама, свободного от всяких примесей – того, что преобладал в первом веке Хиджры, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб призвал к отказу от всех последующих добавлений в области доктрины и обрядов, считая их греховными новшествами и суевериями, чуждыми истинному исламу”. [30]

Гольдциер в книге «Доктрина и шариат»: “Каждый, кто стремится дать оценку исламским явлениям, должен рассматривать ваххабитов в качестве сторонников религии ислама в том виде, в каком основал ее Пророк и его сподвижники. Стремление и цель ваххабитов – возврат к исламу в том виде, каким он был изначально”.

 

И в заключении мы воздаем хвалу Аллаху – Господу миров!

 

 

_____________________
[1] Хутба – в самом общем значении ‘речь, проповедь, публичное выступление богослова’. Понятие хутбы в мусульманском обрядовом ритуале появилось со времен проповедей самого Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), о чем свидетельствуют его жизнеописания и многочисленные хадисы. В специальном терминологическом употреблении хутба означает совершаемую по особым правилам обязательную проповедь во время коллективной пятничной молитвы, в дни двух главных мусульманских праздников и по особым случаям (затмения, засухи и т.п.).
[2] Аббас Мухаммад аль-Аккад. – «Аль-ислям фи-ль-карн аль-ишрин», стр. 86.
[3] Томас Арнольд. – «Призыв к исламу», стр. 239.
[4] Призыв к исламу, с. 242.
[5] Усман дан Фодио – родом из Мали; его движение привело к образованию обширного государства Сокото в начале XIX в. Под словом «Судан» подразумевается часть Африки к югу от Сахары в ее западной части (т.е. совр. Мали, Гвинея, Сенегал и т.д.).
[6] Ахмад Абдуль-Гафур аль-Аттар. – «Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», стр. 213.
[7] Таклид – следование позиции авторитетного представителя того или иного богословско-правового толк (школы) при рассмотрении конкретных вопросов жизни мусульманского общества.
[8] Даават аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб ва асаруха фи-ль-алям аль-ислямий, стр. 83.
[9] Абдуль-Халим Увейс. – «Асар аль-имам Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб фи-ль-фикр аль-ислямий аль-ислахий би-ль-Джазаир». Египет, «Дар ас-сахва», 1405 г.х., стр.13.
[10] Мухаммад ас-Салман. – «Даават аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», с. 95.
[11] Подробнее об этом см.: Бухус усбу аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб. ч. 2, с. 320-327.
[12] Мулай Слиман (Мулай Сулейман) – султан Марокко (1793-1822 гг.).
[13] Завия, или завийа [букв. ‘угол(ок)’] – первоначально этот термин означал какое-либо так или иначе обособленное место в пределах мечети или даже отдельное помещение при ней, где шло обучение грамоте и кораническим наукам. Со временем так стали называть келью, обитель мусульманского мистика (суфийского шейха), в которой он выступал с проповедями и обучал своих мюридов (учеников).
[14] Подробнее о распространении призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба см. статью доктора Абдаллаха
ибн Йусуфа аш-Шибля в журнале «Маджаль ад-дара», №4, 1399 г.х., стр. 32-34.
[15] Перифраз аята (Мы направили тебя Посланником лишь как милость для миров!) – Коран, Сура 21 – “Пророки”, аят 107.
[16] Мухаммад Курд Али. – «Аль-кадим ва-л-хадис», стр. 120.
[17] Хафиз Вахба – египтянин, проведший почти 50 лет на службе у саудовских королей; так, он был доверенным лицом Ибн Сауда на дипломатических переговорах, занимал важные административные посты в Хиджазе после его завоевания, возглавлял департамент просвещения, был саудовским послом в Лондоне. Оставил в своих мемуарах ценные сведения об эволюции саудовского общества.
[18] Хайр ад-Дин аз-Зирикли – автор четырехтомника «Аравийский полуостров в эпоху Абдуль-Азиза» (1970 г.), представляющего собой богатое собрание фактических сведений самого разного характера. Автор долгое время служил в министерстве иностранных дел Саудовской Аравии; его перу принадлежат и другие работы.
[19] Т.е. Священном Коране.
[20] Аллаху и Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).
[21] «Аджаиб аль-Асар», т.3, стр.372.
[22] Напомним, что речь идет о Дне рождения Пророка Мухаммада и его праздновании, вошедшем в практику многих мусульманских регионов.
[23] Зикр (букв.“поминание”) – мусульманский термин с необычайно широким спектром смыслов, начиная от индивидуального или коллективно организуемого “прославления Бога” и вплоть до образного названия Священного Корана, например: “аз-зикру-ль-хаким”.
[24] Махмаль (букв. ‘носилки’, ‘паланкин’) – паланкин с расписанным Кораническими аятами покрывалом и другими дарами для Каабы.
[25] Ахмад Амин. – «Зуама аль-ислах», стр. 17.
[26] «Нынешнее состояние исламского мира», ч. 1.
[27] «История мусульманских народов». Перевод доктора Набиха Амина и Мунира аль-Бальбеки.
[28] «Ислам в западном представлении». – Перевод на арабский Исхака аль-Хусейни.
[29] По книге Ахмада Али «Аль Сауд», стр. 215.
[30] Арабы в истории. Перевод: Набих Амин и Мухаммад Сейф Заид.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)