АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обвинение в адрес шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его последователей в том, что они объявляют мусульман неверными, и опровержение этого обвинения

Читайте также:
  1. I. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал мусульман к благонравию.
  2. IP-адреси
  3. А у этого процесса были совершенно иные, политические корни, аналогичные тем, что формируются сегодня.
  4. Адрес назови».
  5. Адрес оргкомитета: г. Калининград,
  6. Адрес получателя (inside address).
  7. Адрес: Иматра Koskenparras, 5.
  8. Адрес: Москва, ул. Павловская, 6, ст.м.Серпуховская
  9. Адреса надежды
  10. АДРЕСАТЫ ЖУРНАЛИСТСКИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
  11. Адресация в IP-сетях
  12. Адресация в электронной таблице

 

Одно из обвинений, выдвигавшихся против шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его последователей, состояло в том, что они якобы допускают возможным обвинять людей киблы [1] в неверии и считают дозволенным убийство мусульман. Такие обвинения повторялись многими противниками в различные времена как в устной, так и в письменной форме.

Несомненно, что вопрос об обвинении в неверии – один из наиболее важных и серьезных доктринальных вопросов. Поэтому шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб и его последователи уделили ему столь большое внимание, ясно и четко сняв все связанные с ним сомнения, убедительно осветив и систематизировав всю касающуюся его проблематику. [2]

Ложное обвинение в адрес шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его последователей в том, что они объявляют мусульман неверными, звучало еще при его жизни, и он лично его опроверг. И тем не менее, оно продолжает вновь и вновь повторяться противниками его призыва. Мы приведем примеры ложных измышлений и заведомой клеветы противников салафитского призыва по поводу обвинения в неверии в том виде, как это представлено в их сочинениях или устных заявлениях. Затем мы покажем, как подобные обвинения опровергались самим шейхом Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом и учеными, разделявшими его салафитский призыв.

Ибн Афалик одним из первых выступил с измышлениями против Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, упрекая его в обвинении мусульман в неверии. “Этот человек, – говорил он о шейхе Мухаммаде ибн Абдуль-Ваххабе в своей полемике с Османом ибн Муаммаром [3] – не только обвинил в неверии мусульманскую общину (умму), он обвинил еще во лжи Посланников Аллаха и объявил их и их уммы виновными в многобожии”. [4] Обращаясь к Ибн Муаммару, он говорил: “Вы сделали обвинение членов семьи Пророка в неверии, их поношение и проклятия по их адресу одной из основ вашей религии”. [5] Продолжая свою клевету с целью отвратить Ибн Муаммара от поддержки салафитского призыва Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, он заявляет: “Именем Аллаха он преступно поклялся в том, что иудеи и многобожники нынче лучше, нежели вся эта умма”. [6]

Клевещет по этому вопросу и аль-Каббани, утверждая, что шейх “обвинил в неверии всю эту умму целиком, объявляя неверным каждого, кто не признавал, что она оказалась в заблуждении и состоянии неверия”. [7]

Упорнейший оппонент Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба Ибн Сухейм в его уже упоминавшемся послании ученым (алимам) пишет: «А также он утверждает, что “в последние шестьсот лет люди пребывают в полном неверии”». Усугубляя свою ложь, он продолжает: «Наиболее опасно то, что всякого, кто не соглашается со всем, что он утверждает, и не свидетельствует, что это – истина, он объявляется неверным; а кто согласен с ним и следует его путем, поверив ему, тому он объявляет: “Ты – единобожник”, даже если такой человек является законченным нечестивцем». [8]

Мухаммад ибн Мухаммад аль-Кадири в своем ответе на полученное им от имама Абдуль-Азиза ибн Мухаммада ибн Сауда [9] послание лживо заявляет: “Если бы ты отнесся к данному вопросу вдумчиво и доверился бы разуму, то не занимался бы бездоказательным обвинением общины Мухаммада [10] в многобожии, ибо подобный подход есть не что иное, как своеволие, вред и отрешение от истины”. [11]

А вот что измышлял о шейхе аль-Хаддад: «Если кто-либо желает принять его веру, он говорит ему: “Свидетельствуй о себе, что ты был неверным, и свидетельствуй о своих родителях, что они умерли неверными, и свидетельствуй относительно такого-то и такого-то алима, что они – неверные”. И если человек свидетельствует, он принимает его, а если нет – он его убивает».[12]

Среди подобных оппонентов был и Хасан ибн Омар аш-Шатти, утверждавший, что отличительной чертой Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба было “обвинение мусульман в неверии и убежденность в допустимости проливать их кровь, захватывать их имущество и брать в неволю их детей”. [13]

Сходные наветы на шейха возводил и аль-Лакнахури, заявляя: “Как известно, его убеждения состоят в том, что все мусульмане, кроме последователей его толка, являются неверными многобожниками и что дозволяется захватывать их имущество, проливать их кровь и обращать их в рабов, причем для подкрепления своих доводов он измышляет то, о чем Аллах ничего не говорил”. [14]

По аналогичному поводу другой оппонент шейха, Осман ибн Мансур, говорит: “Аллах послал испытание жителям Неджда и всего Аравийского полуострова в лице того, кто выступил против них и стал обвинять умму в неверии – как знатных, так и простолюдинов, и убивать их всех без разбора, за исключением тех, кто был согласен с ним и поддержал его. [15]

Показательны и лживые утверждения Дахляна [16], который пишет о шейхе и его сторонниках: «Они открыто заявляли о неверии всей уммы на протяжении последних шестисот лет, и первым, кто заявил такое, был Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб; они же лишь пошли по его стопам. И если какой-либо человек, уже совершивший ранее хадж к святыням ислама, принимал его веру, они говорили ему: “Соверши хадж еще раз, ведь первый раз ты совершил его, будучи еще многобожником, а потому он тебе не засчитывается”». [17]

С клеветническими измышлениями в адрес шейха по поводу обвинения мусульман в неверии выступал и аз-Захави, который писал: «Затем он сочинил для Ибн Сауда трактат под названием “Развенчание вымыслов о Создателе земли и небес”, в котором объявил неверными всех мусульман и утверждал, что люди на протяжении последних шестисот лет пребывают в неверии» [18]. Далее он заявил (Аллах ему судья!): “Одним из еретических заблуждений, вокруг которых сгруппировались вероотступники-ваххабиты, стало обвинение в неверии всех несогласных с ними мусульман”. [19]

А вот как клеветнически описывал Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба Ахмад Рида Хан: “Ему мало доставлять себе удовольствие, объявляя неверными своих предков, ему нужно еще обвинить в неверии всех мусульман, в том числе и их предстоятелей (имамов). После создания своей новой религии Ибн Абдуль-Ваххаб объявил о том, что исламская умма на протяжении последних шестисот лет погружена во мрак многобожия, и ваххабиты подхватили затем это заявление своего предводителя” [20].

С измышлениями о шейхе Мухаммаде ибн Абдуль-Ваххабе и его последователях выступил и Мухаммад ибн Наджиб Сукийя: “Их мазхаб состоит в том, чтобы объявлять неверными умерших и обвинять в многобожии живущих из числа единобожников. И если кто-либо спросит, из чего я исхожу, говоря об их обвинении в неверии и многобожии со стороны ваххабитов, то ответ здесь простой: об этом ясно говорится в их посланиях и книгах” [21].

А вот слова современного оппонента салафитского призыва Мухаммада Джавада Мугнийи: “Не вызывает сомнения, что ваххабиты подразумевают под единобожниками лишь самих себя, а под многобожниками – всех остальных мусульман без исключения” [22].

Таковы образчики лживых утверждений о том, что шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб и его последователи объявляют мусульман неверными. Такие обвинения раздавались уже при жизни шейха, и он имел возможность опровергать их так же, как это впоследствии делали его сторонники. Его ответы, примеры которых мы дадим ниже, были многочисленными, поскольку вымыслы о том, что он будто бы объявляет мусульман неверными и разрешает проливать их кровь, получили хождение в большинстве мусульманских стран и распространялись подобно огню среди сухой травы. И шейх (да пребудет с ним милость Аллаха) прилагал много усилий для того, чтобы доказать несостоятельность того, что ему приписывалось, рассылая соответствующие опровержения по разным странам. Вот, например, выдержка из его послания к жителям Эр-Рияда и Манфухи [23]: «Вы говорите, что мы объявляем мусульман неверными и задаете вопрос: “Как вы можете так делать? Как вы можете так поступать?”, – но ведь мы не обвиняем мусульман в неверии, мы объявляем неверными лишь многобожников» [24].

В другом послании, адресованном Мухаммаду ибн ‘Иду, одному из старейшин Тармиды [25], он говорит, в частности, следующее: «Что же до утверждений моих противников о том, что я обвиняю в неверии на основании собственного предположения и со слов других, или же что я объявляю неверным человека невежественного, против которого не выдвинуто никаких доказательств, то все это – великая ложь, с помощью которой хотят отвратить людей от веры Аллаха и Его Посланника» [26].

В послании жителям Эль-Касима шейх (да пребудет с ним милость Аллаха) опровергает вымыслы своего непримиримого противника Ибн Сухейма, отклоняя его надуманные обвинения по данному поводу: «Аллах ведает, что сей человек выдумал то, чего я не только не говорил, но о чем и не думал вовсе. Например, он приписывает мне слова о том, что люди в течение последних шестисот лет находятся в полном неверии. И что я будто бы объявляю неверными тех, кто прибегает за помощью к праведникам. И что я будто бы обвиняю в неверии аль-Бусайри. В ответ на все это я говорю: "Слава Тебе [27]! Это – великая ложь"» [28].

В послании шерифу Мекки [29], отвечая на его вопрос относительно объявления мусульман неверными, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб писал: “Ложью и клеветой, посредством которой людей отвращают от религии Аллаха и Его Посланника, являются россказни о том, что мы будто бы огульно объявляем людей неверными и предлагаем переселяться к нам тех, кто доказал свою веру; что будто бы объявляем неверным того, кто сам никого еще не обвинил в неверии и кто никого не убил, и так далее, и тому подобное” [30].

А вот что шейх-имам писал правителю Йемена Исмаилу аль-Джара‘и: «Россказни о том, что мы будто бы огульно объявляем людей неверными, – не более чем наветы врагов, которые с их помощью отвращают людей от этой религии. В ответ мы говорим: "Слава Тебе! Это – великая ложь'» [31].

В послании к Абдур-Рахману ас-Сувейди Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб писал: “И ополчились против нас с воинством шайтана, распространяя клевету, которую человек мыслящий постыдился бы пересказывать, не говоря уж о том, чтобы измыслить (в том числе и то, о чем вы упоминали), будто бы я объявляю всех людей неверными, кроме тех, кто последовал за мной. И будто бы я утверждаю, что ваши бракосочетания – недействительны. Удивительно, как подобное могло прийти на ум человеку мыслящему? Чьи это слова – мусульманина или неверного? Человек здравомыслящего или безумца?” [32].

Не уставал опровергать подобные обвинения и сын шейха-имама Абдаллах ибн Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб: «Безосновательна скрывающая истину и обманывающая людей ложь в наш адрес о том, что мы будто бы огульно объявляем людей неверными – как наших современников, так и тех, кто жил в течение последних шестисот лет, за исключением тех, кто соглашается с нашей позицией. Такой же ложью является и то, что мы не принимаем присяги на верность до тех пор, пока человек не признает, что ранее был многобожником, а его родители умерли, придавая Аллаху сотоварищей [33]. На все эти и прочие измышления, мы, обнаруживая их, неизменно отвечали и отвечаем: "Слава Тебе! Это – великая ложь". И каждый, кто говорил или писал о нас что-либо в подобном духе, лгал и измышлял клевету. Кто же имел возможность непосредственно познакомиться с нами и нашими делами, бывал на наших собраниях, воочию видя то, что мы собой представляем, тот не мог не удостовериться в том, что все это измышлено и возведено на нас врагами веры и собратьями шайтана, дабы отвратить людей от искренней приверженности вере в Единого Аллаха Всевышнего, безусловного поклонения Ему и отвержения всех видов многобожия, о котором сказано, что Аллах не прощает именного этого греха, прощая, кроме него, все остальное, кому пожелает. Мы убеждены, что при таком условии, если кто и совершил и даже повторил какой-либо из великих грехов, будь то несправедливое убийство мусульманина, прелюбодеяние, взимание ростовщического процента, питье вина, тот не исключается из-за этого из исламской орбиты, но остается в ней навечно и пребывает в области пребывания, коль скоро умер единобожником, соблюдая при жизни все обряды поклонения» [34].

Когда об обсуждаемых измышлениях спросили внука Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба шейха Абдуль-Азиза ибн Хамада, он ответил (да пребудет с ним милость Аллаха!): «Что касается второго вопроса “Является ли область тех, кто не присоединился к вашему имамату [35] и не стал подданным вашего государства, областью неверия, областью войны и т.п.?”, то мы отвечаем с Божьей помощью: “Наше убеждение, наша вера в Аллаха состоят в следующем: кто исповедует ислам и повинуется своему Господу в том, что Он повелел, и отвращается от того, что Он запретил и от чего Он удерживает, тот является мусульманином, его кровь и имущество запретны, как предписывает Коран, Сунна и единодушное мнение мусульманской общины. И мы не обвиняли в неверии никого из исповедующих ислам, за то, что он не вошел в число наших сторонников и не присоединился к нашему государству, но лишь тех, кого назвали неверными Аллах и Его Посланник. А кто утверждает, будто бы мы огульно обвиняем людей в неверии или же предлагаем переселяться к нам тех, кто сумел проявить свою веру в своей родной стране, тот измышляет ложь и клевету» [36].

Другой внук Мухаммада Абдуль-Ваххаба, шейх Абдуль-Лятыф, подчеркивал, что его дед страшился обвинять людей в неверии: “Шейх Мухаммад (да пребудет с ним милость Аллаха!) – из тех, кто больше других удерживался от обвинения в неверии, а потому не решался объявить неверным даже человека невежественного, призывающего не Аллаха, но обитателей могил или кого-либо еще, если никто не смог дать ему должного увещевания и донести до него доказательство того, что его греховные деяния есть неверие” [37]. Разъясняя суть убеждений шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба по вопросу обвинения в неверии, шейх Абдуль-Лятыф писал: “Он обвиняет в неверии лишь применительно к ситуациям, относительно которых мусульмане уже пришли к единодушному суждению, т.е. к таким, что связаны с большим многобожием и отсутствием веры в знамения Аллаха и Его Посланников после того, как грешащему этим были даны доказательные аргументы о недопустимости поклонения праведникам и обращения к ним с мольбами наряду с Аллахом, что приравнивало бы их к Нему в отношении поклонения и обожествления” [38].

Шейх Абдуль-Лятыф (да пребудет с ним милость Аллаха!) показал, что всякий, кто познакомился бы с жизнеописанием шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, осознал бы его непричастность к лживым выдумкам о нем: “Всякий здравомыслящий человек, познакомившийся с жизнью Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба (да пребудет с ним милость Аллаха!), ведает, что он – не только один из величайших людей, оказавший почет знанию, уважение и защиту ученым, но и тот, кто предписывал следовать примеру их поведения. В неверии же он обвинял лишь тех, кого обвинял в том же Аллах и Его Посланник и относительно кого достигалось единодушное мнение уммы, например – тех, кто брал себе каких-либо божеств, приравнивая их к Господу миров” [39].

Ас-Сахсавани, опровергая выдвигавшееся Дахляном обвинение в адрес шейха и его последователей по поводу обвинения мусульман в неверии, говорит: “Шейх и его последователи не объявляли неверными кого-либо из мусульман и не считали, что лишь они сами являются мусульманами, а те, кто противоречит им, – многобожники. И они не объявляли дозволенным убивать людей Сунны и захватывать их женщин. Я встречал немало людей знания из числа последователей шейха, читал многие их сочинения и не нашел ни малейших оснований или признаков подобного, так что все это – клевета и вымыслы” [40].

С этим опровержением ас-Сахсавани солидаризуется Рашид Рида, заявляя: “Напротив, в этих книгах содержится то, что расходится с россказнями о нем. Из них явствует, что они [41] обвиняют в неверии лишь того, кто совершил деяние, считающееся актом неверия согласно единодушному мнению всей уммы” [42].

Шейх Сулейман ибн Сахман (да пребудет с ним милость Аллаха!), защищая шейха, пишет: “Он (да пребудет с ним милость Аллаха!) верил в то, во что верил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его асхабы, благочестивые предки уммы и ее ученые. В неверии же он обвиняет лишь того, кого обвиняет в неверии Аллах, Его Посланник и умма по своему единодушному согласию. Благожелательно относясь ко всем мусульманам и алимам, он верует в то, о чем гласит Коран и что закреплено в хадисах, а также в предписания относительно неприкосновенности жизни, имущества и достоинства мусульман. И он не допускал здесь ничего, кроме дозволенного шариатом. А кто приписывал ему нечто, противоречащее убеждениям людей Сунны и согласия из числа благочестивых предков уммы и ее алимов, тот лгал и клеветал, либо говорил то, чего не ведал” [43].

Из приведенных нами аргументов шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, его сподвижников и последователей, опровергающих измышления противников его Призыва в вопросе об обвинении в неверии, становится вполне очевидной здравость и правота убеждений как самого шейха, так и его последователей по этому вопросу, равно как и то, что их убеждения совпадают с убеждениями благочестивых предков, что они обвиняют в неверии лишь тех, обвинение в чей адрес оказывается законным и соответствующим тому, что предписывается Кораном и Сунной.

 

________________
[1] Образное название мусульман, которые, становясь на молитву, ориентируют свой взор на киблу (кыблу), т.е. в сторону Мекки, где расположена Заповедная мечеть вместе с Каабой и вмурованным в ее угол Черным камнем.
[2] Дополнительно см. упоминавшиеся ранее источники: «Да‘ват аль-мунавиин ли-да‘ват аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», стр. 158; «Бухус усбу‘и аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», ч.2, стр.66. См. также: «Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб – муслих мазлюм ва муфтара алейхи», стр.174.
[3] Осман ибн Муаммар – эмир Уяйны, выступавший покровителем Мухаммада Ибн Абдуль-Ваххаба в 1740-1745 гг.
[4] Мухаммад ибн Абдур-Рахман ибн Афалик аль-Ахсаи. – «Джаваб ибн Афалик аля радд Ибн Муаммар» (рукопись из Берлинской государственной библиотеки); цитируется по кн.: Абдуль-Азиз ибн Мухаммад Абдуль-Лятыф. – «Да‘ва аль-мунавиин ли-да‘ват аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», стр. 58.
[5] Там же, стр.64.
[6] Там же, стр.66.
[7] Ахмад ибн Али аль-Басри. – «Фасл аль-хитаб фи радд далялят ибн Абдуль-Ваххаб», л. 165. (Рукопись находится в Отделе рукописей Центральной библиотеки Исламского университета имени имама Мухаммада ибн Сауда в Эр-Рияде).
[8] «Фасл аль-хитаб фи радд далялят Ибн Абдуль-Ваххаб», л. 165.
[9] Абдуль-Азиз ибн Мухаммад ибн Сауд – сын основателя первого Саудовского государства и второй правитель этой страны (правил в 1765 – 1803 гг.), при котором она достигла пика своего могущества. Убит в 1803 г. в мечети Турайф в столице страны, Дир‘ии, неизвестным фанатиком.
[10] Т.е. мусульман.
[11] Мухаммад ибн Мухаммад аль-Кадири. – «Рисалят фи-р-радд аля аль-ваххабийя» (в Отделе рукописей Университета имени Короля Сауда в Эр-Рияде), л.4.
[12] Алави ибн Ахмад аль-Хаддад. – «Мисбах аль-анам ва джала аз-залям фи радд шибх аль-бидий ан-недждий алляти удилля биха аль-анам. Издательство «Аль-амира», 1325 г.х., стр. 5.
[13] Хасан ибн Умар аш-Шатти. – «Рисалят исбат ас-сыфат», стр. 164.
[14] Али Наки аль-Лакнахури. – «Кашф ан-никаб ‘ан ‘акаид Ибн Абдуль-Ваххаб». Эн-Наджеф, Издательство «Аль-Хайдарийя», 1345 г.х., стр.52.
[15] Цитируется по книге: «Мисбах аз-залям» шейха Абдуль-Лятыфа ибн Абдур-Рахмана ибн Хасана, стр. 16.
[16] Ахмад ибн Зайни Дахлян – муфтий Мекки при последних османских султанах, враждебно настроенный к проповеди Ибн Абдель-Ваххаба, и написавший в 1880 г. книгу «Ад-дурар ас-санийя фи_р-радд ‘аля_ль- ваххабийя» (Сияющие жемчужины в качестве возражения ваххабитам), в которой пытается разоблачить идеи шейха.
[17] Дахлян, Ахмад Зайни. – «Ад-дурар ас-санийя фи_р-радди ‘аля_ль-ваххабийя». Каир «Мактабат аль-Халеби», 140 г.х., стр. 5.
[18] Джамиль Сидки аз-Захави. – «Аль-фаджр ас-Садик фи_р-радди ‘аля мункири ат-тавассули ва_ль-карамат ва_ль-хаварик». Каир, «Мактабат аль-Мулиджи», 1323 г.х., стр.19.
[19] Там же, стр.27.
[20] Цитируется по кн. шейха Абдуль-Азиза ибн Мухаммада Абдуль-Лятыфа «Да‘ват аль-мунавиин ли_да‘ват аш-шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», стр.167.
[21] Мухаммад Тауфик. – «Табйин аль-хакк ва_с-саваб би_р-радди ‘аля атба‘ Ибн Абдуль-Ваххаб». Дамаск., «Матба‘ат аль-Фейха», стр.8.
[22] Джавад Мугнийя. – «Хазихи хийя аль-ваххабийя», 1964, стр.111.
[23] Манфуха – оазис в Центральном Неджде.
[24] Собрание сочинений Шейха 189\5.
[25] Тармида – оазис на севере Неджда.
[26] Предыдущий источник, т.5, стр.25.
[27] О, Господь!
[28] Также он упоминает об этом в своем послании Абдаллаху ибн Сухейму, см. раздел 62\5.
[29] Административный глава Мекки.
[30] Собрание сочинений Шейха, 11\3.
[31] Предыдущий источник, 100\5.
[32] Там же, 36\5.
[33] Т.е. многобожниками.
[34] Сулейман ибн Сахман. – «Аль-хадийя ас-санийя ва_т-тухфа ан-надждийя» (Сборник посланий наиболее видных имамов и алимов Неджда). Издание дирекции Управления по делам научных иследований, фетв, пропаганды и наставления. 1403 г.х., стр. 49.
[35] Имамат – в самом общем смысле: верховное руководства мусульманской общиной, в котором сливаются власть светская и власть духовная.
[36] «Маджмуат ар-расаиль ва_ль-масаиль» («Сборник посланий и вопросов»), ч. 4, стр.574.
[37] Абдуль-Лятыф ибн Абдур-Рахман ибн Хасан Аль аш-Шейх. – «Минхадж ат-таасис ва_т-такдис фи кяшф шубухат Дауд ибн Джурджис». Бомбей, 1309 г.х., стр.65-66.
[38] «Маджмуат ар-расаиль ва_ль-масаиль…», 5/3.
[39] Там же, 3/449.
[40] Там же.
[41] Шейх Мухаммад Абдуль-Ваххаб и его последователи.
[42] Мухаммад Башир ас-Сахсавани. – «Сыянат аль-инсан мин васавис Дахлян». Эр-Рияд, «Матабиа Наджд», 1395
г.х., стр.485.
[43] Сулейман ибн Сахман. – «Аль-альсина аль-хидад фи радд шубухат Алюви аль-Хаддад», 2-ое изд., «Матабиа Эр-Рияд», 1376 г.х., стр.56-57.

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Итоги и влияние салафитского призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, и примеры объективных характеристик, даваемых ему беспристрастными учеными

 

Всякий беспристрастный исследователь, изучивший жизнь шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и истинную сущность его призыва, а также искренние усилия членов рода Аль Сауд в его поддержку и защиту, не может отрицать, что салафитский призыв шейха явился призывом к пробуждению религиозного сознания, которое в свою очередь не замедлило оказать воздействие на жизнь исламского общества в политической, социально экономической и других областях.

Благословенный призыв Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба оказал влияние на многие подлинно исправительные движения, возникшие в исламском обществе впоследствии. Это, несомненно, – успешный призыв, коль скоро благородные цели, к которым он был устремлен, осуществились и он вернул исламскому и арабскому обществу утраченное сознание, пробудил угасавшие чувства, распахнул закрытые было двери разума, подвигнув мусульман изменить свой образ мышления и вернуться к мировоззрению и обычаям благочестивых предков. В результате во многих странах мусульмане вновь обратились к первоосновам ислама.

Очевидно, что успех призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба объясняется рядом причин и факторов, важнейшие из которых нам следует отметить, прежде чем говорить о его результатах и последствиях.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)