|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Масштабы противодействия, с которым столкнулся исправительный призыв Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, и его важнейшие проявления
Всякий, кто приступает к исследованию призыва Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, сразу же обнаруживает, сколь сильным оказалось противодействие, с которым ему пришлось столкнуться. Первоначально оно возникает в Эр-Рияде, чтобы затем распространиться на большую часть Неджда по мере распространения самого призыва и охватить Эль-Хардж, Хараму, Хураймалу, Сармаду, города Садира, Вашм, Эль-Касим и другие области. Такое противодействие окрашивалось в преимущественно политические тона, когда исходило от эмиров и правителей, либо в религиозные, когда его инициаторами были представители богословских кругов. При этом наблюдалась своеобразная взаимная помощь и поддержка между политическими и религиозными противниками. Например, с эмиром Эр-Рияда Даххамом ибн Даввасом в его непримиримом и длительном противостоянии салафитскому призыву солидаризировался его не менее упорный противник и бескомпромиссный оппонент Сулейман ибн Сухейм. Сходная картина обнаруживается и в противостоянии между эмиром Эль-Хасы Сулейманом ибн Арайяром и эмиром Уяйны Османом ибн Муаммаром, когда тот поддержал шейха с самого начале его призыва, а первый, напротив, пригрозил прекратить ему экономическую помощь. Это противостояние было усилено подстрекательской деятельностью Мухаммада ибн Афалика, одного из ученых Эль-Хасы, направившего Ибн Муаммару целых два послания, настраивавших его против призыва Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и возбуждавших сомнения в его правильности. Оба послания полны лживых измышлений и наговоров, при помощи которых Ибн Афалик старался убедить Ибн Муаммара отказаться от призыва и избавиться от его инициатора [1]. Доктор Абдаллах ибн Усаймин, упомянув, что против призыва выступило более двадцати алимов и их учеников, приходит к однозначному выводу о сильнейшем противодействии, которое было оказано ему в Неджде: “Внимательный исследователь заметит, что в разное время более двадцати ученых и их учеников выступили против него, и среди них, в первую очередь, – Абдаллах ибн аль-Мувайис из Харамы и Сулейман ибн Сухейм из Эр-Рияда. Из посланий шейха мы узнаем, что в позициях его недждийских противников не было однозначной последовательности. Так, часть из них, подобно аль-Мувайсу, однажды выступив против него, до конца оставались его оппозиционерами; другие, подобно Ибн Сухейму, сначала признав было полностью или частично истинность того, что принес с собой шейх, со временем, однако изменили свою позицию; третьи же, подобно Абдаллаху ибн Исе, колебались между поддержкой шейха и оппозицией ему [2]. Касаясь конкретных проявлений недждийской оппозиции, доктор аль-Усаймин пишет [3]: “Из посланий шейха становится ясно, что недждийская оппозиция проявляла себя в самых разных формах, но в первую очередь – в многочисленных и в основном довольно кратких по объему сочинениях, направленных против призыва. Другая форма протеста недждийской оппозиции была представлена полемикой Ибн Исмаила со сторонниками шейха в Сармаде и полемикой Сулеймана ибн Сухейма с Ибн Салихом в Эр-Рияде. Третий способ заключался в попытках установления связи с учеными и влиятельными людьми за пределами Неджда с тем, чтобы настроить их против шейха и его призыва. Примером могут служить подстрекательские письма жителям Эль-Каваза и Куббат- Раджаб, в которых их провоцировали тем, что шейх якобы отвергал то, что было источником их существования [4]. Сходным образом действовали и аль-Мувайис вместе с Ибн Рабиа и Ибн Четвертый способ противодействия местных противников призыва сводился к распространению сочинений, написанных его оппонентами за пределами Неджда. Например, упомянутый выше аль-Мувайис вместе с Ибн Убайдом распространял сочинение аль-Каббани Басрийского, а вместе с Ибн Исмаилом – книгу Ибн Афалика [5]. Такими, согласно доктору Абдаллаху ибн Салиху аль-Усаймину, были наиболее заметные средства, к которым прибешала недждийская оппозиция в своих кознях против салафитского призыва Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Что же касается форм и методов, использовавшихся ею, то к ним относились такие, как: Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |