АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Факторы, оказавшие влияние на шейха Мухаммада и сделавшие его религиозным реформатором

Читайте также:
  1. L.3.3. Влияние примесей на рост и форму кристаллов.
  2. А вот как описывает влияние на себя общества Л. Н. Толстой в своей
  3. Анализ прибыли и рентабельности, факторы, влияющие на их величину.
  4. Английские слова, произношение которых изменилось под влиянием правописания
  5. АПК России. Аграрная реформа в РФ и ее влияние на аграрный сектор хозяйства. Новые формы собственности на землю и новые формы хозяйствования.
  6. Б 2 Понятие профессиональной деструкции. Факторы, влияющие.
  7. Безоговорочная капитуляция, продолжение войны и влияние этих факторов на судьбу европейских евреев
  8. Борьба с вредными для веры западными влияниями: а) с религиозным вольнодумством.
  9. БЫВШИЕ И НЫНЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ КОМИТЕТА 300, А ТАКЖЕ ТЕ, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ ПОД НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ ЕГО ВЛИЯНИЕМ
  10. Бывшие и ныне действующие учреждения и организации комитета 300, а также те, которые находятся под непосредственным его влиянием
  11. Быть сформулированы таким образом, чтобы в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние сотрудника таможенного органа на динамику показателей результативности.
  12. В:: А какое влияние она оказывает вне своих пределов? Например, на нашу Галактику. Или на соседние измерения. есть какое-то влияние?

 

Имеется несколько факторов, повлиявших на шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, важнейшими из которых являются следующие:

1. Домашнее воспитание. Выше уже говорилось о том, как шейх воспитывался в доме отца, являвшемся обителью богословско-юридических наук. Если помнить, что его отец, Абдуль-Ваххаб, был факихом ханбалитского мазхаба, а его дед Сулейман был в свое время наиболее авторитетным недждийским шейхом, нетрудно представить ту общую атмосферу, в которой рос Мухаммад и которая ориентировала его преимущественно на религиозную стезю.

2. Среди факторов, оказавших влияние на формирование личности шейха Мухаммада и его салафитской направленности, помимо домашней атмосферы, следует отметить личность Таки ад-Дина Ахмада ибн Таймийи, жившего в восьмом веке по Хиджре [2]. Несмотря на длительность исторического периода, разделявшего двух ученых, шейх Мухаммад занимался углубленным изучением трудов ибн Таймийи. Он читал его книги, послания и фетвы, собственноручно переписал часть из них. “В Британском музее хранятся некоторые послания ибн Таймийи, написанные рукой ибн Абдуль-Ваххаба” [3]. Принципы, которые отстаивал шейх Мухаммад, были теми же, которые провозглашал ибн Таймийя: каждый из них призывал к возврату к Книге Аллаха и Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует),
к следованию примеру благочестивых предков, к противодействию порочным новшествам, исказившим облик ислама. Таким образом, призыв шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба оказывался продолжением призыва Ибн Таймийи.

“Ибн Таймийя был свободен в своих рассуждениях в пределах того, что не выходило за рамки Корана, Сунны и достоверных сведений об асхабах, если он был убежден, что такие сведения действительно исходят от них” [4]. Ибн Таймийя решительно боролся против порицаемых исламом предосудительных новшеств, особенно против тех, что вели к многобожию, например, – против обращений за помощью к кому-либо, кроме Аллаха, а также против испрашивания благословения у деревьев и камней, которым поклонялись некоторые мусульмане, полагая, что они могут отвести от них беду и принести благо. О степени влияния, оказанного Ибн Таймией на шейха, говорит тот факт, что большинство публичных посланий последнего полны цитат из высказываний первого или же из его толкований коранических аятов [5] и хадисов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

3. Огромное воздействие на личность Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба оказали совершенные им путешествия. Так, во время своего пребывания в Высокочтимой Мекке он встречался со многими паломниками и от них узнал многое о мусульманах и их положении в разных странах исламского мира за пределами Хиджаза. Перебравшись затем в город Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – Медину, он познакомился там с выдающимися учеными, оказавшими значительное влияние на содержание его религиозного призыва. В Медине ему пришлось столкнуться с различными предосудительными новшествами. Равным образом и в Басре он стал очевидцем проявления различного рода суеверий и порочных новшеств, полностью противоречащих религии. Предпринятые шейхом путешествия позволили ему неизмеримо расширить своей кругозор, увидеть те заблуждения, которые распространились в исламском мире, подвигнув его в конечном счете на то, чтобы выступить с благословенным исламским призывом.

4. Общество, в котором жил Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (да пребудет с ним милость Аллаха!), нуждалось в исправлении господствовавших в нем религиозных убеждений. В той среде, где он вырос, было распространено много порочных суеверий и новшеств, и именно такая греховная среда побудила его начать борьбу против них, действовать во имя утверждения истинных основ ислама.

 

Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб в Хураймале
Начало периода становления проповеднической деятельности

 

Шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб вернулся из Басры через Эль-Хасу в Хураймалу, где проживал его отец. С его прибытием в родное селение начинается новый, формативный период
его проповеднической деятельности. Можно сказать, что время, проведенное шейхом в Хураймале и продлившееся около пятнадцати лет (с момента его прибытия туда в 1139 году Хиджры и до отъезда в Уяйну в 1153 году), стало временем подготовки к тому великому взлету, который ему предуготовило и на который его вдохновило Божественное Провидение. И в самом деле, шейх Мухаммад не предался безмятежному покою, но вместе со своим отцом продолжал учиться и учить других. Увиденное им воочию невежество, в котором пребывали жители Хураймалы, усилило его решимость избавить своих соотечественников от незнания основ религии. Он обращается с публичным призывом вернуться к Корану и Сунне, к праведным традициям. Но недждийское общество не было готово внять проповеди шейха. Люди противились тому, к чему он их звал, и пытались избавиться от инициатора призыва. Когда для Абдуль-Ваххаба стало очевидным, насколько его сын исполнен решимости проповедовать и насколько одновременно люди противятся его проповеди и только и ждут подходящего момента, чтобы навредить ему, он испугался за него и посоветовал ему проявлять умеренность и не спешить со своим призывом.

Шейх Мухаммад прислушался к мнению своего отца, но после его смерти в 1153 году Хиджры активно возобновил свой призыв, отдавая ему всю свою энергию и душевные силы. Весть о шейхе разнеслась по всей округе: люди передавали известия о призыве и его проповеднике, многие вняли ему и последовали за ним, начали посещать его собрания, где он увещевал людей, наставляя их на истинный путь. Затем он начал направлять своих агитаторов и рассылать проповеди и послания в соседние области, чтобы распространить свой призыв и на них. Вот текст его первого послания, направленного жителям Арида [6]:

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
От Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба – всем мусульманам, которых достигнет это послание:

Мир вам, милость и благословение Аллаха! Знайте, да будет милостив к вам Аллах, что Он направил к людям Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) для благовествования и увещевания, дабы возвестил он своим последователям о рае и предостерег от ада тех, кто за ним не следует. Вам известно, как и всякому, обладающему знанием, что единобожие, которое он прояснил для людей, есть то, с чем Аллах направлял к людям всех Своих посланников. Возобладавшая же среди большинства людей вера в праведников и им подобных является многобожием, о котором Аллах сказал: "Ведь, кто придает Аллаху сотоварищей, тому Аллах запретил рай. Убежище его – огонь" [7].

Если вы осознаете все это, для вас должно стать понятным, что стоит жителям Арида [8] оставить свои обвинения в неверии и отказаться от своей воинственной вражды [9], как они снова окажутся в лоне религии Аллаха и Его Посланника. Мы пришли к вам не для обвинения в неверии и не ради сражения, но дабы наставить вас в том, что вы безусловно уже приняли как религию Аллаха и Его Посланника, чтобы вы обучались ей, если вы являетесь общиной (умма) Мухаммада как по своим убеждениям, так и внешне.

Поясню вам сказанное на примере вопроса о кибле [10]. Все молятся: и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) со своей общиной, и христиане; и у тех, и у других
есть своя кибла. Кибла Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его общины –
Кааба, кибла же христиан – место восхода солнца. То есть все мы молимся, но расходимся во мнении о кибле. И вот если кто-нибудь, принадлежащий к общине Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и относящий себя к ней, ненавидел бы того, кто, молясь, обращается к мусульманской кибле, а любил бы того, кто обращается на восток, посчитали бы вы его мусульманином? А ведь как раз в таком положении мы и находимся сейчас. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был послан Аллахом, чтобы возвестить о единобожии и чтобы не возносились мольбы ни к кому, кроме Аллаха, – ни к пророку, ни к кому-либо еще. Христиане же молятся Исе – посланнику Аллаха – и святым, говоря: “Да заступятся они за нас пред Богом!”. И коль скоро всякий покорный [11] признаёт единобожие, так уподобьте единобожие кибле, а многобожие – обращению при молитве на восток, помня, что вопрос о единобожии гораздо важнее вопроса о кибле.

Обращаюсь к вам с советом и взываю к вашему чувству гордости: не теряйте своего удела у Аллаха и не любите религию христиан больше, чем религию вашего Пророка, ибо что вы скажете о том, кто предстал бы пред Аллахом, зная в сердце своем, что единобожие – это Его вера и вера Его Пророка, но ненавидя одновременно и единобожие, и того, кто ему следует: уж не полагаете ли вы, что Аллах простит такое? Так что данный совет – для тех, кто боится мучений в мире вечном (аль-ахира). Но если пусто сердце, то нет у нас средства для него.

Во время своего пребывания в Хураймале шейх Мухаммад не ограничивался лишь сказанным. В тот период он пишет свою ценнейшую книгу «Таухид аль-лязи хува хакк Аллах ‘ала-ль-‘абид» («Единобожие – право Аллаха по отношению к рабам»)[12], излагая в ней принципы своего призыва и с исчерпывающей ясностью объясняя исламское вероучение на основе Священного Корана и Благородной Сунны. Его метод состоит в том, что он начинает с аята, призывающего к единобожию и раскрывающего его сущность, после чего приводит соответствующий достоверный хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и уже затем наглядно показывает, что же исказило мусульманское вероучение и привело людей к многобожию. Примером может служить выдержка из “Главы о том, что причиной неверия сынов Адама и оставления ими своей религии стало чрезмерное преклонение перед праведниками": “Говорит Аллах, всемогущ Он и велик: "О обладатели Писания! Не излишествуйте в вашей религии…" [13]. А в достоверном хадисе от Аббаса и его сына Абдаллаха ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах!) по поводу слов Всевышнего Аллаха "И сказали: Не оставляйте никак ваших богов, не оставляйте никак Вадда, и Сува’, и Йагуса, и Йа’ука, и Насра" [14] Абдаллах объясняет: “Это – имена праведных людей из племени Нуха. Когда они погибли, то внушил шайтан их соплеменникам воздвигнуть на тех местах, где они собирались когда-то, идолов и назвать их именами, что они и сделали, хотя и не поклонялись им. Когда же они и сами умерли и покрылось забвением знание о случившемся, люди начали поклоняться тем идолам. Согласно хадису от Ибн Умара, «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Не превозносите меня, как превозносят христиане сына Марьям [15], ибо я лишь раб Аллаха”, – говорите же: “...раб Аллаха и Его Посланник”». Именно такому методу и следовал Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб в своей книге при объяснении сущности единобожия. Его усилия в Хураймале дали благие результаты, он получил поддержку и содействие людей, поверивших в правдивость и искренность его проповеди. Но были и такие, что противостояли его призыву, считая шейха неразумным и дерзким выскочкой и борясь с ним.

Неспокойная политическая обстановка в Хураймале помогла одной из двух противоборствующих группировок большого местного племени одержать победу в борьбе за лидерство, в ходе которой главенство переходило то к одним, то к другим, хотя при этом
правившая ветвь была не в состоянии ни приказывать, ни запрещать второй. А та, стремясь к власти, была подобна современной оппозиционной партии, правда, такой, что зиждется на смуте, вражде и пороке [16]. У ветви, правившей во времена Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, были сильные, жестокие и порочные рабы, бесчинствовавшие и притеснявшие народ. Число их
преступлений росло. Когда шейх осудил их беззакония, это вызвало у них озлобление, и они, решив напасть на него, начали плести заговор, чтобы покончить с ним. Однажды ночью они залезли на стену его дома и убили бы его, если бы их не увидел один из соседей, своим криком поднявший людей, так что нападавшие вынуждены были бежать. После этого заговора шейх понял, что ему больше нельзя оставаться в Хураймале и что для него самого и для его дела будет лучше, если он отправится в Уяйну – место, где прошло его детство и где находились его семья и друзья. Эмиром Уяйны тогда был Осман ибн Муаммар, объявивший, что он поддерживает и принимает призыв Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

Подводя итог сказанному, правомерно сделать вывод о том, что время, проведенное шейхом Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом в Хураймале, стало периодом становления его призыва, первым этапом его реформаторской программы, в ходе которого шейх подготовил себя к будущему великому взлету.

 

_______________
[1] 71 Ахмад Али. Аль Сауд («Саудиды»). Мекка, 1372 х./1957, стр. 10. Марголиус Д. – автор статьи о ваххабитской догматике, опубликованной в первом издании четырехтомной «Энциклопедии ислама». Бриджез Х. – политический агент Ост-Индской компании в Басре (с 1784 г.) и Багдаде, опубликовавший спустя несколько десятилетий после своего возвращения из арабских стран свои воспоминания. Пэлгрев У. – член ордена иезуитов и французский агент, проникший в 1862-1863 гг. в Центральный Неджд, и посетивший там Эр-Рияд, Касим и Эль-Хасу.
[2] Доктор Хасан Сулейман и другие. – «Тарих аль-мамляка аль-арабийя ас су‘удийя» («История Королевства Саудовская Аравия»). Каир, 1960, стр. 56-60.
[3] Ахмад Али. - Аль Сауд, стр. 12.
[4] Мухаммад Абу Захра. – «Ибн Таймийя – хайятуху ва асруху, ва арауху, ва фикхуху» («Ибн Таймийя – его жизнь, эпоха, убеждения, его фикх»). Дар аль-фикр аль-арабий, стр. 6.
[5] Аят (букв. ‘знамение’) – наименьший цельный по смыслу и форме фрагмент Корана.
[6] Хусейн ибн Ганнам. – «Тарих Наджд» («История Неджда»), под редакцией Наср ад-Дина аль-Асада. Бейрут, Дар аш-Шарк, Изд. 3-е, 1414 г., стр. 316-317.
[7] Коран, Сура 5 – "Трапеза", аят 72.
[8] Арид – оазис в Центральном Неджде со столицей в Эр-Рияде.
[9]...в отношении Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и его призыва.
[10] Кибла (кыбла) – направление, в сторону которого обращает свой взор мусульманин, становясь на молитву.
[11]...Аллаху и Его Посланнику Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Такая покорность как непременное условие подлинной веры подчеркивается в Коране неоднократно. См., например: Сура 3 – "Семейство Имрана", аяты 32 и 132; Сура 8 – "Добыча", аяты 1 и 46; Сура 24 – "Свет", аяты 54 и 56; Сура 47 – "Мухаммад", аят 33; Сура 58 – "Препирательство", аят 13 и др.
[12] Ибн Ганнам. – «Раудат аль-афкар» («Сад мыслей»), т.1, стр.30.
[13] Коран, Сура 4 – "Женщины", аят 171.
[14] Коран, Сура 71 – "Нух", аят 23.
[15] т.е. Иисуса Христа.
[16] Али ат-Тантави. – «Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», том 2, стр.22.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)