|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Правда о взаимоотношениях Османа ибн Муаммара и шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба
Ни один беспристрастный исследователь, занимающийся историей призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба в Уяйне, не может отрицать ту великую роль, которую сыграл Осман ибн Муаммар для самого призыва и для его провозвестника. Ибн Муаммар способствовал призыву, делал все, что было в его силах, для его защиты и успеха, поддерживал шейха в радости и горе, был вместе с ним, когда тот искоренял порицаемое, когда наказывал по шариату, прислушался к его мнению, когда тот указал ему на обязательность совместных молитв, и принял его совет отменить незаконные поборы. Такова истина о взаимоотношениях шейха и Османа, как свидетельствует о том история. Однако некоторые ученые, занимающиеся жизнеописанием шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, возводят на Ибн Муаммара то, что не подтверждается фактами и неприемлемо для беспристрастного исследователя, утверждая, что Осман ибн Муаммар хотел убить шейха, когда тот направился в Дир‘ию. Источником этой ошибки является сообщение историографа из Неджда Османа ибн Бишра в его книге «Унван аль-маджд фи тарих Наджд» («Символ славы в истории Неджда»), в которой он пишет: “Ибн Муаммар послал за шейхом Мухаммадом ибн Абдуль-Ваххабом и сказал: "Сулейман приказал нам убить тебя, и мы не можем прогневать его и противиться его повелению, так как нет у нас сил воевать с ним. Однако не будет в твоем убийстве на нашей земле ни благородства, ни мужества. Так что предоставляем тебя самому себе, и покинь нашу землю”. С ним он отправил всадника, наказав ему: “Садись на коня и доставь этого человека туда, куда он пожелает”. Шейх выразил желание направиться в Дир‘ию. Всадник оседлал своего коня, а он пошел впереди него пешком, имея при себе лишь веер – и это в разгар лета! Всаднику Ибн Муаммар приказал: “Когда прибудешь к брату его Якубу, убей его там". Так они отправились в путь: впереди шел, не оборачиваясь, шейх, за ним следовал его спутник. И когда он было собрался убить шейха, Аллах удержал его руку, вселив ужас в его сердце, так что он не мог и шагу ступить. Развернув своего коня, он направился обратно в Уяйну, где признался Ибн Муаммару: “Поразил меня великий ужас” [6]. То, что Осман ибн Бишр приписывает Ибн Муаммару, не соответствует историческим фактам. Современники Мухаммада Абдуль-Ваххаба, составлявшие его прижизненную биографию, ни разу не сообщают о преведенном выше эпизоде. Биограф и ученик шейха Хусейн ибн Ганнам, автор книги «Раудат аль-афхам», не упоминает о нем ни словом. А ведь если бы это было правдой, Ибн Ганнам знал бы об этом раньше, чем живший позднее Ибн Бишр, который лично никогда не видел шейха и не учился у него. Кстати, и сам Ибн Бишр в конечном счете отказался от своей версии событий, опровергнув ее лично. Вот что он пишет: “Знай, да будет с тобой милость Аллаха, что я упомянул в первом чистовом варианте некоторые дошедшие до меня сведения об Османе ибн Муаммаре и его всадниках и о том, что он приказал убить шейха по дороге и тому подобное. Впоследствии я обнаружил, что для подобной истории нет никакого основания и исключил ее из окончательного варианта” [7]. И тем не менее, несмотря на личное опровержение Ибн Бишром написанного им, некоторые историки продолжают писать об упомянутом событии как о твердо установленном факте. И в самом деле, нельзя приписывать Осману ибн Муаммару нечто подобное, коль скоро история свидетельствует, что он был первым, кто поддержал призыв Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, встал на его защиту и помог ему в выполнении его реформаторской программы в Уяйне. Ибн Ганнам пишет: “Затем он решился уехать оттуда и обосноваться в Уяйне. Так он поступил после того, как Всевышний Аллах подвигнул Османа ибн Муаммара принять эту светлую религию, когда она так или иначе смогла войти в его сердце и когда он объявил своим людям о своей близости к шейху и любви к нему. Когда шейх обосновался во владениях Османа, тот вставал и садился вместе с ним, усердно помогал ему, наказывал людям следовать за ним, не противиться и не спорить с ним, обязывал и знать, и простонародье подражать его слову и делу, следовать по праведному пути и проявлять к нему почтение и уважение. В результате такого заинтересованного и ответственного отношения во владениях Османа воцарились порядок и дисциплина. Шейха здесь почитали повсеместно, прислушивались к его слову, трепетно внимали ему и повиновались, что было во благо обладающим верой. И именно отсюда началось исправление положения в целом, именно с той поры начала распространяться истина, стало утверждаться и приобретать всеобщую известность дело шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба” [8]. Осман не ограничился содействием призыву шейха только в собственных владениях. Когда тот переселился в Дир‘ию и обосновался там, эмир был среди первых, кто направил туда делегацию для принесения шейху присяги, предложив ему даже вернуться в Уяйну. Вот почему мы можем утверждать, что Осман ибн Муаммар помогал призыву и его провозвестнику не просто на личной основе, но мобилизуя для этого и свою власть, и свои средства. Как же в таком случае можно допустить, что он приказал убить шейха, когда тот решил отправиться в Дир‘ию? Да, все обстоятельства были против них обоих, и шейх должен был уехать. Но Ибн Муаммар дал ему одного из своих всадников, чтобы тот сопровождал его до Дир‘ии – вот истина об их взаимоотношениях, когда шейх жил Уяйне и когда покидал ее.
Шейх в Дир‘ие
Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб покинул Уяйну в 1157 году Хиджры и прибыл в Дир‘ию к послеполуденной молитве. “В первую ночь он остановился в доме у Абдаллаха ибн Сувайлима, который сразу же заполнили люди, пришедшие поприветствовать шейха, так что Ибн Сувайлим даже встревожился по поводу возможной негативной реакции со стороны эмира Дир‘ии Мухаммада ибн Сауда. Но шейх вразумил и успокоил его. На следующий день он перебрался в дом своего ученика Ахмада ибн Сувайлима, который опять-таки заполнился сторонниками и последователями его призыва. Среди них были Сунайян и Мишари – братья эмира Мухаммада ибн Сауда, которые убеждали последнего встретиться с шейхом. Сначала тот колебался. Тогда они пошли к его жене Мауди бинт Аби Ватбан – разумной и набожной женщине. Они рассказали ей о том, где остановился шейх, о сути его призыва, заронив в ее сердце любовь к шейху и желание помочь ему. И когда к ней пришел ее муж Мухаммад ибн Сауд, она сказала ему: “Этого человека направил к тебе Аллах. Он – находка, так воспользуйся же тем, что послал тебе Аллах” [9]. Согласившись с ней, эмир вызвал к себе своего брата Мишари, и попросил его пригласить шейха для встречи. Однако Мишари посоветовал, чтобы эмир сам отправился на встречу с шейхом, сказав ему: “Иди к нему сам и прояви почтение и уважение, дабы избавился он от людских обид” [10].
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |