Определение композиции
Считается, что первым употребил слово «ком- позиция» по отношению к произведению искусства итальянский ученый, теоретик искусства эпохи Ран- него Возрождения, живописец и архитектор Леон Баггиста Альберти (1404—1472), считавший, что композиция — это такое разумное основание живо- писания, благодаря которому части видимых вещей
1 См.: Школа изобразительного искусства: Вып. 1.—М., I960.- С. 5.
складываются в картину. В последующие столетия, и вплоть до наших дней, попытки дать исчерпыва- ющее определение композиции не прекращаются. Приводим некоторые из них.
Композиция есть такое сопоставление отдельных форм, при котором они связываются в новое целое высшего порядка.
Ф. Шмит
Композиция... в литературе и изобразительных искусст- вах— построение произведения, соотношение отдельных частей (компонентов) произведения, образующих единое целое.
Словарь иностранных слов
Все виды искусства... характеризуются наличием такой важнейшей стороны художественной формы, как композиция.
В. Ванслов
Композиция — главная форма произведения искусства.
Н. Волков
Народный художник СССР Е. А. Кибрик в 1961 г. сетовал, что, когда в Академии художеств разрабатывались программы по композиции, не удалось найти приемлемой для всех формулиров- ки, что есть композиция.
Выработке научного определения термина «композиция» в значительной мере мешает утвер- дившееся в практике художников различное упо- требление этого слова. Композицией называется учебный предмет в художественном институте или училище. Композицией называют тематическую картину, в отличие от портрета, пейзажа и натюр- морта. Еще больше усложнило определение компо- зиции стремление объединить в одном слове поня- тия единства содержания и формы художественно- го произведения. В программе по композиции для художественно-графических факультетов педагоги- ческих институтов можно прочитать, что в настоя- щее время понятие «композиция» рассматривается как явление диалектическое в своей сущности, так как оно впитало в себя и структурную организа- цию художественного образа, и систему идейно- тематических и формально-пластических связей и зависимостей, и важнейшие закономерности по- строения художественного произведения, процесса его создания и восприятия. Эти основные уровни понятия «композиция» являются и основными на- правлениями формирования навыков композицион- ной деятельности.
О трудностях нахождения окончательного опре- деления термина «композиция» свидетельствуют и попытки Е. В. Шорохова дать это определение в учебнике «Композиция», предназначенном для сту- дентов художественно-графических факультетов
педагогических институтов. Он пишет: «...Более полное определение понятия «композиция» будет звучать так: «Композиция произведения изобрази- тельного искусства есть главная художественная форма произведения изобразительного искусства, объединяющая все остальные формы, характери- зующаяся как целое с фиксированными, законо- мерно связанными между собой и с целыми частя- ми (элементами), в котором ничего нельзя пере- местить или изменить, от которого ничего нельзя отнять и к которому ничего нельзя добавить без ущерба художественному образу, это целое, нахо- дящееся в неразрывном единстве со смыслом (иде- ей, содержанием) произведения» '.
К множеству определений какого-то понятия приходят всякий раз не только в изобразительном искусстве, но и в других областях культуры, когда нет четкого понимания содержания понятия. Чтобы не заблудиться в дебрях словотворчества, остано- вимся на академическом определении понятия «композиция».
Композиция — это строение формы произведе- ния искусства, направленное на раскрытие замыс- ла автора. Композиция (от лат. compositio — со- ставление, связывание)— это построение произве- дения искусства, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяю- щее его восприятие.
В высшей степени целесообразным является ознакомление с высказываниями о композиции из- вестных советских художников и теоретиков искус- ства, в которых чувствуется биение пульса време- ни, прозрение и стремление к истине. К. Ф. Юон отмечает, что продуманную и завершенную ком- позицию рассматривают как образную формулу, в которой приведены к смысловому и формально- му единству все части картины. В. Ванслов гово- рит, что закономерности композиции существенно различаются в архитектуре и живописи, музыке и поэзии. Но композиция как план и схема построе- ния произведения, как соотношение и организация его разделов, частей, персонажей и так далее, как соподчииенность целого и его элементов присуща художественной форме произведения любого вида искусства. Композиция есть завершенная целост- ность, определенная смыслом произведения, утвер- ждает Н. Волков.
1 Шорохов Е. В. Композиция.—М., 1986.—С. 10—11.
Приводим ряд примеров по определению поня- тия композиция, высказанных художниками и тео- ретиками искусства.
Художники прекрасно знают..., что, пока не нашлась ком- позиция... бесполезно писать лица. Как бы сильно они ни были написаны, они таинственным образом теряют силу, пока не найдут свое место в картинном пространстве, в композицион- ном ряду.
В. Леняшин
Мне запомнилось, как он (Б. Н. Зуев) меня учил, что в композиции обязательно должно быть нечетное число фигур. Я это запомнил — что-то в этом правиле есть, хотя бы то, что «неделимую» композицию естественнее сложить из нечетного числа фигур, так как четное число легче распадается на рав- ные части.
Е. Кибрик
Композиция есть творческая организация картины. Ни в коем случае нельзя смешивать ее с размещением предметов на холсте. На первый взгляд может показаться, что пейзаж, изображающий внизу пустое море, а наверху безоблачное небо, является картиной, не имеющей композиции... На самом деле, отношение по размеру неба в длину и ширину к морю уже есть композиция. Тон неба и моря, размер всей картины — все это элементы композиции.
Н. Крымов
Композиция — это всегда построение (цветовое, линейное и т. п.), выявляющее смысловые связи. Композиция — это всег- да толкование сюжета.
Н. Волков
Со временем убеждаешься, что в основе всякого творче- ства лежит композиция, что все начинается и кончается ею, что в ней как бы сфокусированы все слагаемые ремесла. Она может быть элементарной, а может быть выверена математи- ческой логикой, подчинена интуиции художника....Композиция удовлетворяет меня тогда, когда и образно-смысловой строй, и декоративно-пластические задачи находятся в органическом взаимодействии.
В. Сидоров
Наше время — век композиции. Если раньше она по су- ществу означала эскизирование, то есть работу над сюжетом картины (предусматривала размещение фигур и интерьера в формате картины), то теперь значение и понимание композиции изменилось. Она может быть в натюрморте и рисунке, в на- броске. Это не только соотношение линий, силуэтов, цветов — это и взаимовлияния, и внутренние связи элементов, персона- х<ей, линий, форм на основе стилевого единства, чувства цело- стности.
С. Григорьев
Мне важно, когда я начинаю новый холст, прежде всего ночувствовать весь ход дальнейшей работы. В этом процессе создания вещи я главной для себя считаю композицию. Без нее картина не может существовать, даже когда верно найдены цветовые отношения и выражено состояние. Искать компози- цию—для меня это значит прежде всего внутренне органи- зовать холст, определить его структурный костяк, его основу.
Э. Браговский
Вопрос о композиции является труднейшим, узловым во- просом.
Б. Иогансон
...«Вопросы композиции» по-прежнему остаются лишь «во- просами»....Уже намечен верный путь к теоретическому раз- решению этого сложного вопроса; но единого взгляда на ком- позицию все еще нет, нет и установившейся методики обуче- ния композиции.
М. Эткинд
Отнюдь не способствует расцвету тематической картины и медленно совершенствующееся преподавание композиции, осо- бенно многофигурной, в наших вузах.
Е. Калинин
Число примеров определений композиции, дан- ных художниками и теоретиками искусства, можно легко продолжить. Из них все же следует, что композиция — это строение, взаимосвязь частей, обеспечивающая целостность изображения, направ- ленная на раскрытие содержания, идеи произве- дения.
Содержание художественного произведения возникает в голове художника как замысел; иногда оно диктуется заказчиком, конкурсной программой и так далее, а композиция создается художником, строится форма. Когда возникает единство содер- жания и формы, тогда возникает завершенная це- лостность — картина, скульптура, офорт. Содержа- ние картины сочиняется, композиция строится. В итоге — это единое целое. Работать над фор- мой— значит работать над содержанием, и наобо- рот. Логика художника — это сочинение; интуи- ция его — это геометрия холста, ритмы, пропорции, отношения, потому что глаз и мозг его — неосоз- нанная геометрия, измерение. Всякое познание есть чувственное измерение. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | Поиск по сайту:
|