АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Закономерности зрительного восприятия
Природа создала человека. Она же создала удивительный его орган — глаз, который передает человеческому мозгу около 90 % всей информации о внешнем мире. Естественно возникает вопрос: закономерность пропорционирования человеческого тела по принципам симметрии и золотого сечения в видимых его частях продолжает ли сохраняться и в невидимых, например, в строении глаза, органа столь важного для художника?
Еще Леонардо да Винчи отмечал, что глаз человека объемлет красоту всего мира, что он направляет и исправляет все искусства человече- ские, он начало математики, он породил архитек- туру, перспективу и живопись.
Обширнейшей областью проявления симметрии и золотого сечения, идущих рука об руку, является архитектура. В строениях античности, готики, ре- нессанса и более позднего времени мы постоянно видим симметрию по вертикали и членения в отно- шениях золотого сечения по горизонталям. И как ни точна архитектура в пропорциях, как ни гео- метричны ее формы, всегда считалось, что окон- чательным судьей цельности, гармоничности и кра-
соты сооружения является глаз человека. Уже мастера древности знали, что в строгий геометри- ческий чертеж, геометрическую точность пропор- ций необходимо внести еле заметные коррективы, требуемые глазом. Эти коррективы наблюдаются в архитектонике колонн, антаблементов, карнизов, ступеней. В эпоху Возрождения также учитыва- лось, с какой точки зрения будет рассматриваться здание или скульптура. Итальянский живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1511 —1574) во введении к «Жизнеописаниям» говорит, что не следует пользоваться другим луч- шим мерилом, как суждением глаза, ибо если какая-либо вещь будет хорошо размерена, но гла- зу она покажется ошибочной, то не останется ничего, как хулить ее. Глаз должен посредством своего суждения снять или прибавить столько, чтобы придать произведению пропорциональность, изящество и совершенство. Художники Возрожде- ния хорошо понимали, что «...живопись как род изобразительного искусства покоится на законах зрительного восприятия (курсив наш.— Е. К.). Этим объясняется тот совершенно исключительный интерес к глазу, который был так характерен для эпохи Возрождения» 1.
И в последующие столетия высказывалось мно- го догадок о глазе как единственном непогрешимом судье пропорциональности и красоты. Г. Гримм пишет, что Виолле-ле-Дюк категорически отрицал укоренившееся в его время мнение, что пропорции в архитектуре являются исключительно результа- том чутья, интуиции. Он считал, что пропорции в архитектуре основаны на законах и геометриче- ских принципах, согласованных с глазом. Ле Кор- бюзье, разработавший «модулор» и осуществивший при его помощи множество прекрасных построек, не считал его универсальным и непогрешимым средством определения пропорций: иногда ему по- казывали неудачно, плохо скомпонованные проек- ты, оправдываясь тем, что «это сделано с помощью «модулора». «Если «модулор»,— отвечал он,— при- водит вас к этому безобразию, выкиньте его. Вашим единственным судьей должны быть ваши глаза. Оценивайте все собственными глазами»2.
Глаз человека не только приемник световых излучений. Глаз подготавливает информацию моз- гу, упорядочивает ее. Поэтому К. Маркс и назвал
1 Котова Е. Глаз и законы красоты//Искусство.—1966.— № 12.—С. 8.
2 Ле Корбюзье. Модулор.—М., 1976.— С. 85.
его производительным органом: «Наказание, кото- рому Родольф подверг Мастака,— то же, которому подверг сам себя Ориген. Родольф оскопляет Мастака, лишает его одного производительного органа — глаза. Глаз — это светоч тела» 3.
К. Маркс отмечал, что человеческий глаз стал глазом, чувствующим красоту формы. Какой фор- мы—природной, созданной природой, или формы, созданной руками человека? Очевидно, что в пер- вую очередь должна идти речь о природных фор- мах, которые радовали глаз человека, а затем и формах предметов, созданных самим человеком. Природа, как мы уже видели, творит формы не случайно, а закономерно. В формах природы про- является симметрия, пропорциональность частей и, как высшее проявление организованности роста,— золотое сечение.
Надо полагать, что глаз человека построен природой также не случайно, а в том же порядке, который свойствен всей творящей материи. И при- способлен он к восприятию того вокруг себя, что создано той же природой и по тем же законам.
Глаз устроен так, что человек может сосредо- точить внимание на чем-то, что особенно заинтере- совало его в этот момент. Интерес может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван и красотой формы.
В центре глазного дна есть небольшое углуб- ление—центральная ямка. Это место наилучшего видения. Главный луч зрения всегда направлен по оси: центральная ямка — центр хрусталика — рас- сматриваемый предмет. Вокруг центральной ямки расположилось желтое пятно. Это место дневного зрения и наилучшего цветового восприятия. Чем дальше от желтого пятна, тем меньше колбочек содержит сетчатка и все больше палочек. Палочки приспособлены для сумеречного зрения и для во- сприятия формы. На некотором расстоянии от желтого пятна находится так называемое слепое пятно. Здесь нет ни колбочек, ни палочек, этим местом глаз не видит. Это сосок зрительного нерва.
Зачем слепое пятно? Разве нельзя было все волокна зрительного нерва, идущие к колбочкам и палочкам, собрать где-то в глубине глаза, а не на поверхности сетчатки? И почему слепое пятно природа разместила именно здесь, а не где-нибудь дальше, ведь места в глазном яблоке еще много?!
3 Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Маркс К., Энгельс Ф.— Соч.— 2-е изд.—Т. 2-—С. 196,
б
Рис. 28.
Геометрическая схема глазного дна (а) в рисунок Мариотта для нахождения слепого пятна глаза (б)
Но, как известно, природа ничего не делает без необходимости.
В соответствии со своим строением глаз не просто передает в мозг световые сигналы, посту- пившие в него извне, не зеркально отражает все то, что находится перед ним, а готовит информа- цию для мозга в определенном порядке и соподчи- ненности. Центральная ямка и желтое пятно дают самое четкое изображение и наилучшее цветовос- приятие. Периферическая часть поля ясного зре- ния дает менее четкое восприятие и тем самым обеспечивает главенствующую роль центра. Слепое пятно не участвует в зрительном восприятии сов- сем. За слепым пятном идет еще более дальняя периферия, которая обеспечивает только общее восприятие, являясь как бы фоном для поля ясного зрения, но она очень чувствительна к световым сигналам от движущихся предметов, что биологи- чески имеет смысл и очень важно в борьбе за существование (сохранение жизни индивида).
А что же делает самая дальняя периферия глазного яблока, куда не попадают световые лучи?
Там создается ноль-цвет и служит он базой для сравнения всех цветовых ощущений, которые дает сетчатка.
Как видим, глаз устроен разумно. Но самое интересное и удивительное начнется тогда, когда мы нарисуем геометрическую схему глазного дна (рнс. 28, а). Желтое пятно имеет слегка вытянутую форму по горизонтали и соответствует углам 6° и 8°. На расстоянии 12° от центральной ямки начи- нается слепое пятно, которое соответствует углу 6°. До наружного края слепого пятна от середины центральной ямки 18°. Если таким радиусом опи- сать круг, получим основание зрительного конуса, соответствующее 36°. Это поле ясного зрения.
Безусловно, глазное дно не расчерчено цирку- лем. Это живая ткань и границы названных эле- ментов глазного дна размыты, нечетки, но они есть. Таким образом, можно заключить, что на- ружная граница слепого пятна является границей поля ясного зрения. Слепое пятно является как бы сигналом: здесь вижу плохо, переведи взгляд, хочу рассмотреть. Слепое пятно глаза открыто фран- цузским физиком Эдмом Мариоттом в 1668 г. Он использовал свое открытие для оригинальной за- бавы придворных короля Людовика XIV. Мариотт помещал двух зрителей на расстоянии двух метров друг напротив друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку, тогда каж- дому казалось, что у его визави нет головы. Голова попадала в сектор слепого пятна смотрящего глаза. Известен рисунок Мариотта для нахождения сле- пого пятна (рис. 28, б). Если смотреть на крестик правым глазом (левый должен быть закрыт), при- ближая или отдаляя рисунок от глаза, наступает момент, когда черный кружок не виден.
Пропорциональные величины в пределах поля ясного зрения между элементами глазного дна со- ставляют величины золотого сечения (рис. 29, а). Но и поле ясного зрения в общем поле зрения ABCD занимает не случайное положение. Рис. 29, б показывает, что и тут все величины соотносятся как величины золотого сечения. Кроме того, в ве- личинах и расположении элементов глазного дна в пределах поля ясного зрения и в пределах обще- го поля зрения сохраняется содружество симмет- рии и золотого сечения. Слепое пятно правого гла- за зеркально отражается в слепом пятне левого глаза. Природа и здесь осталась верна себе. Отсюда следует вывод, что глаз готовит мозгу информацию не только в определенной соподчинен-
Рис. 29.
Золотые пропорции общего поля зрения (а) и поля ясного
зрения (б):
АBCD — поле зрения; abсd — поле ясного зрения
ности по четкости и ясности восприятия, но и в пропорциях и ритмах золотого сечения. Именно такие пропорции и ритмы и нужны мозгу, так как сам он активно работает именно в ритмах золотого сечения. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные в лаборатории бионики МЭИ.
Научный руководитель лаборатории проф. Со- колов А. пишет: «Человек поднялся над животным миром благодаря осмысленному труду, умственной работе. При этом состоянии мозга доминирует бета-волна, которую поэтому нужно считать глав-
ной составной частью единой системы всех элект рических волн мозга. Средняя геометрическая час тота для нее составляет 22,13 Гц, а две полось равны 8,13 Гц и 12,87 Гц. Общий же диапазон то есть разность крайних частот, составляет 21 Гц
И отношения этих величин друг к другу при водят нас к удивительному результату — золотом) сечению...»1. 8, 13, 21—знакомые нам числа ряда Фибоначчи! И далее: «...Волна бета занимает осо- бое место в системе волн мозга. Ей соответствует наиболее «краткий» алгоритм активности. И по- этому она чаще всего связана с успешной деятель- ностью, с приятным чувством, даже с радостью И в этом секрет золотого сечения» 2.
Если мозг в состоянии активности работает на бета-волне, т. е. в ритме золотого сечения, а глаз есть часть мозга, вынесенная на периферию, тс нет ничего удивительного в том, что сетчатка глаза (глазное дно, его элементы) пронизана пропорция- ми золотого сечения. Информация о внешнем мире, идущая в мозг через глаз, как нельзя лучше подготовлена для него.
Итак, глаз человека — это совершеннейшее творение природы по принципу золотой пропорции. В нем записана гармония всего мира. Глаз — мол- чаливый посредник между материей творящей в материей мыслящей. Мозг, глаз и сердце объеди- нены одной общей системной закономерностью — пропорцией золотого сечения. Синхронная их рабо- та при восприятии и переживании прекрасного и дает человеку ощущение гармонии, эстетического переживания. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | Поиск по сайту:
|