Симметрия цвета. Контраст и нюанс
Теория симметрии цвета в искусствоведческой литературе не разрабатывалась. Даже само соче- тание слов «симметрия цвета» звучит непривычно. С понятием «симметрия цвета» проще всего позна- комиться по орнаментальной композиции (рис. 86). В орнаменте (а) мы видим полную симметрию цве- та. Здесь каждому элементу левой части изображе- ния соответствует точно такой же элемент в пра- вой. Полная симметрия элементов формы присут- ствует и в орнаменте (б), но по цвету она не пол- ная, потому что элементы левой половины не везде соответствуют по цвету элементам правой. Полную симметрию цвета можно видеть на крыльях бабо- чек. В геральдических изображениях, фресках и мозаиках религиозного содержания, иконах также можно видеть симметрию цвета.
В цветовом круге В. М. Шугаева очень нагляд- но выражена симметрия цвета. Контрастные цвета, лежащие в круге на диаметрах, являются сим- метричными по своему расположению, но не сим- метричными по цвету. Все родственно-контрастные цвета симметричны по расположению в круге, но по цвету они симметричны и несимметричны одно- временно. В родственных цветах осуществляется постепенное развитие цвета, равиоступенное или с определенными интервалами, удвоение или в отно- шениях золотой симметрии, а в центре внимания, в кульминации, может быть осуществлен пол- ный контраст любого характера — светлотиый или цветовой, а чаще всего тот и другой одновре- менно.
Все эти явления симметрии цвета всегда на- правлены на наиболее полное выявление смысла, содержания картины, ее идеи и на наилучшую организацию изображения для восприятия зрителем. Подобным же образом служат выражению содер- жания все элементы музыкальной формы: отдель- ные звуки, их последовательность, сила, аккорды, паузы.
В статье «Исследование колорита» А. Зайцев пишет: «Контраст цветовых пятен в картине явля- ется одним из проявлений всеобщего закона сим-
метрии и асимметрии в природе» '. Мысль верная и важная. Вызывает сомнение соседство слов «сим- метрия» и «асимметрия». Что понимается под сло- вом асимметрия? В общей теории симметрии к это- му слову относятся осторожно. То, что на пер- вый взгляд кажется асимметричным (асиммет- рия— отсутствие симметрии), при более внима- тельном рассмотрении может быть описано сим- метрией подобия, симметрией золотого сечепия (золотой симметрией) и другими видами. При изу- чении мира форм и явлений природы ученые вво- дят все новые и новые понятия: полная симметрия, неполная симметрия, нарушенная симметрия, ан- тисимметрия, дисимметрия, криволинейная сим- метрия.
С легкой руки автора учебного пособия «Осно- вы композиции» Е. В. Шорохова симметрия и асим- метрия на равных правах отнесены в правила ком- позиции, а в учебнике «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» автора Н. Н. Ростовцева симметрия и асимметрия тоже на равных правах отнесены в разряд законов компо- зиции. Термин «асимметрия», попав на еще мало возделанную почву теории живописи и композиции, может оказаться той сорной травой, с которой по- том будет трудно бороться.
Делакруа говорил, что в природе все — конт- раст. И действительно, контраст движений, линий, форм, светлого и темного, контраст цвета,— все это мы повсюду наблюдаем. Они же проявляются и в произведениях искусства. «Общий закон: больше противоположения, больше блеска,— писал тот же Делакруа.— Рубенс, даже когда он больше всего отдается практике, никогда его не нарушает»2.
Делакруа считал своей заслугой открытие за- кона цветового контраста. Он заметил, что у П. Ве- ронезе наблюдается сочетание зеленого-оранжево- го-фиолетового, что художник комбинирует оба эти контраста и в предмете и вокруг него. Что такое контраст зеленого (точнее, зелено-голубоватого, ко- торый дает изумрудная зеленая) и оранжевого? Это полный контраст. А контраст оранжевого и фиолетового и, далее, фиолетового и зеленого? Это контрасты не полные, т. е. сочетание родственно- контрастных цветов, что хорошо видно на рис. 84. Цветовой круг В. М. Шугаева помогает нам по-
1 Искусство.— 1966.— № 3.—С. 70—73.
2 Цит. по: Рене Пио. Палитра Делакруа.—М.; Л.— 1932 —С. 18—20.
пять и роль степени контрастности цветов. Напри- мер, контраст синего и желтого — это самая высо- кая степень контраста, а контраст синего и оранже- вого или синего и желто-зеленого — меньшая сте- пень контраста. Любое сочетание цветов по два или более легко представимо и наглядно по цвето- вому кругу. Ни один цветовой круг на 12, 24, 36 и более цветов такими качествами не обладает. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | Поиск по сайту:
|