Композиция светлотных тонов
Количество светлого, среднего и темного в лю- бом произведении живописи или графики также подчинено действию закона золотой пропорции. Наиболее гармонично сочетание величин площадей по тону, выраженных арифметически: 62, 24, 14(24 + + 14 = 38). Если в картине—14 частей тем- ного, 24 части светлого, то 62 части приходится на тон средней светлоты. «Троица» Рублева построе- на так, что в ней светлые тона составляют 14 час- тей, темные 24 части, все средние тона составляют 62 части (рис. 81). В картине И. Е. Репина «Не ждали» темные тона составляют 14 частей, свет- лые — 24, а средние (фоновые) — 62 части (рис. 82).
Пропорциональные отношения светлого, средне- го и темного проявляются в любом изображении. Но всегда ли художник придерживается этих идеальных для глаза отношений светлотных тонов? Нет. Если художнику необходимо вызвать у зрите- ля желаемое ощущение и выразить определенную идею, он может отступить от нормы. Как можно найти гармоничные соотношения светлот в пейзаже (разработка автора), показывает рис. 83. На осно- вании натурных впечатлений, этюдов и рисунков был разработан эскиз пейзажа в заданном форма- те и размере: 85x100 см. Затем были найдены раз- меры площадей для светлого и темного (14 и 24). Вместе они составили 38 частей. Фон (средний тон)
Рис. 80.
Создание гармонического ансамбля и использование нисходя- щих рядом золотых пропорций в витражах Н. А. Шкарапуты «Цветы Украины»
Рис.81.
Анализ отношений светлотных тонов в «Троице» А. Рублева
составит 62 части. Следующий этап — аппликатив- ное решение пейзажной композиции. После такой предварительной подготовки был написан пейзаж.
При разработке эскиза сюжетной картины так- же можно найти соотношение светлотных тонов по золотому сечению.
Размеры площадей светлотных тонов не всегда будут равны отношению 62:38:24:14. В пейзаже П. Оссовского «Родина» светлые тона неба и ско- шенного поля заполняют весь холст и только не- большие участки вспаханного поля у самого гори- зонта дают темные тона. Они занимают всего 4 части. Его пейзаж «Века проходят над Кремлем» изображает ночь. Лишь освещенные здания Крем- ля образуют небольшие участки светлого. Их ока- залось тоже 4 части ко всей площади пейзажа.
Для нахождения пропорциональных величин площадей светлого, среднего и темного необходимо
прямоугольник эскиза (картины) разделить линией золотого сечения, а затем провести диагональ. Пе- ресечение диагонали с линией золотого сечения укажет точку для деления меньшего прямоуголь- ника по золотому сечению. Нужные пропорции площадей найдены (рис. 84, а). В соответствии с эскизом можно разбросать светлое и темное (ку- сочки бумаги) по полю изображения и это даст воз- можность ориентироваться в количественных со- отношениях светлого и темного (фон серый) (рис. 81, 83). Количественные отношения светлого, среднего и темного по занимаемым площадям мо- гут проявиться и в отношениях тройной пропор- ции — 50:31:19 (или 5:3:2).
Знание закономерностей тонального решения картины повысит культуру художника, избавит его от ненужной траты сил на интуитивные поиски. На этапе разработки эскиза художник может «прики-
Рис. 82.
Анализ композиционно-ритмического строя и отношения тонов в картине И. Е. Репина «Не ждали»
Рис. 83.
Гармоничные соотношения светлот в «Пейзаже с березами» Ф. В. Ковалева:
а — аппликатнвное решение пейзажной композиции; б — завершение работы «ад пейзажем
нуть» количественные отношения светлотных тонов по занимаемым площадям в пропорциях золотого сечения, но он не должен превращать это в меха- ническую операцию. Окончательным судьей дол- жен быть его глаз, который может потребовать внесения каких-либо поправок. Художникам из- вестно, что отношения или величины, приемле- мые в эскизе, бывают неприемлемы в большой картине. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | Поиск по сайту:
|