АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Язык живописи — особый язык искусства
Некоторые художники считают, что знание тео- рии живописи вредит им, мешает творить свободно. В самом деле, не пойдут ли научные знания во вред художнику? Не повредят ли они чувственной прелести живописи? Думается, что не повредят.
Ньютон, открыв спектральное разложение све- та, назвал семь основных цветов. Добавился еще восьмой — пурпурный, которого в спектре нет, но который образуется при смешении двух крайних — красного и фиолетового. С тех пор не добавилось ни одного слова, которым бы люди обозначали какой-либо промежуточный чистый цвет. Когда по- надобилось расширить цветовой круг, чтобы ввести в него промежуточные цвета, то они неизменно по- лучали двойное название: желто-оранжевый и т. д. Почему эти цвета не обозначены одним словом? А как назвать промежуточный цвет между желтым и желто-оранжевым? В литературе приводится 128 основных и промежуточных цветов в спектре,
которые может различить человек. Наш словарь не располагает терминами для обозначения такого количества цветов. Человек цвета различает, а на- звать их не может. Но это еще не все!
Если число цветовых узоров ограничивается только перестановкой 128 чистых цветов, то коли- чество вариантов достигает 10212. Чтобы обозначить эти цветовые картины, пользуясь словарем в 50 тыс. слов, каждую из них пришлось бы описы- вать при помощи 45 слов. Далее автор показывает, что количество различимых глазом статических картин достигает бесконечно больших величин, и заключает, что мы можем увидеть значительно больше, чем сказать, что невозможно выразить словами все то, что видит глаз, язык неспособен «угнаться за глазом». Тут нужен второй, особый язык — язык искусства.
Палитра Ван Дейка состояла из 9 красок, Де- лакруа— из 23. Современный художник распола- гает набором красок с 70 названиями. Даже при бедной палитре художник может создать на полот- не такое большое количество цветовых тонов и их оттенков, так их сопоставить, что описать их слова- ми не представляется возможным. Разговор худож- ника со зрителем происходит на дословесном (по- засловарном) уровне. Перед картиной зритель пе- реживает те же ощущения, которые он переживал и ранее при созерцании природы, но высказать их не мог, ему недоставало слов. Узнав свои чувства, выраженные художником, зритель бывает потрясен, обрадован, он переживает чувство светлой радости. Не потому ли Леонардо да Винчи ставил живопись на первое место среди искусств?
Чувственная сторона живописи никогда не ум- рет. Потому и нужна человеку живопись, что без нее он обойтись не может. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | Поиск по сайту:
|