АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая оценка колорита

Читайте также:
  1. D.2 Оценка практического экзамена на 1-й и 2-й уровни – руководящие указания по взвешенным процентам
  2. II. Оценка располагаемых водных ресурсов объекта.
  3. V этап. Оценка результатов
  4. V этап. Оценка результатов
  5. V этап. Оценка результатов
  6. V этап. Оценка результатов
  7. VII. ОЦЕНКА СЕЛЬХОЗУГОДИЙ
  8. Анализ и оценка налоговой нагрузки при применении специальных налоговых режимов
  9. Анализ ликвидности и оценка платежеспособности ООО « » за период 2003-2005гг.
  10. Анализ показателей ликвидности предприятия. Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности
  11. Анализ состава, структуры и динамики источников формирования имущества. Оценка рыночной устойчивости предприятия.
  12. Ассоциативная языковая метафора психологическая

Говоря о колорите, русский физик Ф. Ф. Петру-
шевский отмечал, что это слово принадлежит соб-
ственно живописи. Но это слово употребляют сей-
час и при обозначении ощущения, возникающего
при созерцании природы, скульптуры, гобелена или
ковра, архитектурного ансамбля, т. е. всего того,
что может видеть глаз. Охотно прибегают к нему
музыканты, говоря о музыкальном колорите. Очень
часто говорят о национальном колорите.


Легко заметить, что когда говорят о цвете, то
имеют в виду единственность (красный, желтый),
когда же хотят сказать о сочетании многих качеств
или черт предмета (явления), употребляют слово
«колорит». Общим для всех произведений искусст-
ва как физических объектов и предметов природы
является их способность отражать световые волны
(лучи). А для сетчатки глаза безразлично, от чего
поступили световые излучения. Она, грубо говоря,
делает свое дело, выполняя свойственную только
ей работу, т. е. производит первичный анализ и
отправляет информацию в мозг, который произво-
дит операции сличения, сравнения, синтеза, и мы
получаем образ предмета со многими его характе-
ристиками.

Некоторая трудность состоит в том, что цвет и
колорит — это не существующее нечто на поверх-
ности предметов или картины. Это ощущение, пе-
реходящее в факт сознания, это категория со-
знания, если пользоваться философскими поня-
тиями.

Отраженные от разных предметов (в том числе
и от картины) световые лучи достигают сетчатки
глаза, воздействуют на нее раздельно, каждый по-
своему («рисуют образы»), в зависимости от дли-
ны волны и вызывают ощущение различных цветов.
Но эти образы (следы на сетчатке) не остаются без-
различными друг к другу, они вступают во взаимо-
действие, синтезируются мозгом в общем ощуще-
нии, имя которому колорит.

В. И. Суриков в письме П. П. Чистякову из
Парижа писал в 1883 г., что когда в соборе Па-
рижской богоматери смотреть на фон, то он воз-
душный, темно-серовато-лиловатый, а когда смот-
реть на окно-розу, то все цвета его живо перено-
сятся глазом на окружающий фон.

Синтезированное ощущение осознается, оформ-
ляется в чувство, и человек ищет ему словесное
выражение: дивный колорит, золотистый колорит,
мрачный колорит. Художникам и искусствоведам
бывает очень трудно подобрать, найти слово для
обозначения ощущения. Часто просто пишут: коло-
рит Тициана, колорит Рубенса, Рембрандта, или
прибегают к разного рода ассоциативным назва-
ниям.

В результате анализа автором около 500 раз-
личных научных источников (монографии, обзор-
ные и критические статьи) был составлен своеоб-
разный колористический словарь от А до Я, кото-
рый приведен ниже.



А — апельсиновый, алый, аскетичный, абстрагированный, ани-
линовый, артистический

Б—благородный, броский, бесподобный, богатый, бедный,
бледный, блеклый, бурный, буроватый, блестящий, болез-
ненный, безрадостный, Буше колорит

В — вялый, высветленный, вологодский, возбужденный, взвол-
нованный, верный, воздушный, вибрирующий, веселый,
восточный, выразительный, великолепный, впечатляющий,
восхитительный, велеречивый, венецианский

Г — горячий, глубинный, глубокий, гармоничный, густой, гру-
бый, гнетущий, гобеленный, грязный, голубовато-розовый

Д — дымчатый, дивный, драматический, донской, Дейнеки ко-
лорит, декоративный, достоверный, действенный

Е — естественный, единый

Ж — жизненный, живописный, жесткий, живой, желтый, жиз-
нерадостный, желтовато-золотистый, жемчужно-синий, же-
манный

3 —звучный, земной, застывший, золотистый, золотисто-корич-
невый, зелено-оливковый, задуманный, звонкий, зелено-
охристый, затемненный, зыбкий, зеленовато-голубой, зна-
чимый, зализанный, зловещий

И — изысканный, интенсивный, искаженный, истинный, изы-
сканно-праздничный, интенсивно-яркий, исторический,
испанский

К — красивый, контрастный, коричневый, крепкий, киргизский,
крымский, красно-коричневый, Клуциса колорит

Л — легкий, лирический, локальный, лунный

М—музейный, мягкий, мусатовский, мужественный, матовый,
местный, музыкальный, мглистый, мажорный, монохромно-
серый, мощный, мрачный, монохромный, мутный, машков-
ский, многоцветный, могучий, многообразный, мистифици-
рованный, мерцающий

Н — натурный, народный, нежный, ночной, непритязательный,
неизбитый, насыщенный, неповторимый, напряженный,
неяркий, неожиданный, неглубокий, неубедительный, не-
выразительный, новгородский, нюансированный, наряд-
ный, невзыскательный, найденный, нежно-перламутровый,
неуловимый, неземной

О — однообразный, особый, общий, оливковый, отчужденный,
определенный, обособленный, ослепительный, однотипный,
охристо-коричневый, оригинальный, одушевленный, обед-
ненный, обильный, оранжево-красный, открытый, обман-
чивый, обязательный, организованный, охристо-пепельный,
органический, охмеляющий

П — приглушенный, праздничный, природный, прозрачный,
плотный, переливчатый, подвижный, просветленный, про-
извольный, прочувствованный, прозрачно-темный, пастель-
ный, поющий, позапленэрный, пименовский, правдивый,
политональный, простой, пестрый, перламутровый, пы-
лающий, придуманный, призрачный, прохладный, притор-
ный, пышный, полнокровный, полноценный, погашенный,
первоначальный, продуманный, певучий
Р — радостный, русский, рыжевато-коричневый, разный, рас-
считанный, Рафаэля колорит, романтический, разбеленный,
резкий, родной, розовато-сиреневый, разнообразный, ре-
шительный, размытый
С — солнечный, светоносный, сумрачный, свежий, строгий,
сдержанный, серо-охристый, серебристый, светлый, слож-
ный, своеобразный, смягченный, сияющий, самобытный,
спокойный, серо-зеленый, свой, субъективный, сверкаю-
щий, сказочный, суровый, содержательный, серебристо-се-
рый, сизоватый, серый, скучный, серенький, серо-фиолето-
вый, сочный, скромный, собранный, серо-стальной, суме-


речный, слащавый, светящийся, слепящий, сине-зеленый,
скупой, сурово-тусклый, серебристо-голубой, синий, серо-
коричневый, серебристо-перламутровый, сухой, сильный,
строгий, спиритуазный

Т — темный, тяжелый, тонкий, теплый, тональный, темно-ко-
ричневый, тревожный, тлеющий, традиционный, типичный,
трагический, торжественный, тусклый, таежный, таинст-
венный, тощий, трогательный

У — уродливый, условный, утонченный, увиденный, украин-
ский, удивительный, унылый, утонченный, утонченно-деко-
ративный

Ф — фальшивый, фантастический

X — холодный, холодноватый, хороший, характерный

Ц—цветной, целостный

Ч — черный, чистый, черно-красный, четкий

Ш— шаблонный, широкий

Щ— щедрый

Э — эмоциональный, энергичный, эффективный, экзотический

Я — яркий, японский, ясный

Искусствоведы и художники говорят и пишут
о колорите природы, картины, цветной линогравю-
ры или офорта, расшитой узором юбки и т. д.
Идут споры о том, что колорита в природе нет,
колорит создает художник. Создаются концепции
в зависимости от того, кто на какой точке зрения
стоит. Если стать на строго естественно-научную
материалистическую точку зрения, то мы должны
признать, что колорита нет ни в природе, ни на
картине. Накладывая краски на холст, художник
создает материальную предпосылку для образова-
ния чувства колорита сознанием зрителя. Природ-
ные предметы и картина обладают одинаковым
физическим свойством — способностью отражать
световые лучи, которые достигают глаза человека,
рисуют образы на сетчатке. Все остальное делает
наш мозг. Сознание человека объективирует воз-
никший образ реального мира во всем его физиче-
ском и опосредованном, очеловеченном значении.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)