АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Что такое научная теория композиции
Научная теория композиции, как и всякая иная теория, опирается на научные знания. Еще Лео- нардо да Винчи отмечал, что только то знание истинно, которое проверено математикой; нет ни- какой достоверности в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук.
Хорошо известны слова К. Маркса о том, что наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой. Наука о композиции не является исключением. Теория композиции станет истинно научной и законы ком- позиции будут неопровержимо убедительны только тогда, когда мы найдем возможность применить к ним хотя бы одну из математических наук, на- пример, геометрию или арифметику, или ту и дру- гую вместе.
Научный подход к тайнам искусства был зало- жен еще в Древней Греции. Греческие художни- ки-педагоги призывали своих учеников овладевать искусством с помощью науки.
Чувственно воспринимая, человек измеряет. Но чувства могут приводить к ошибкам (зрительные иллюзии). Ум человека не только обогащает чув- ства, но может и проверить их истинность путем измерения. Число вносит порядок в мир. Итальян- ский ученый, теоретик искусства эпохи Возрожде- ния, живописец, архитектор, поэт и музыкант Л. Альберти высказывал желание, чтобы живопи- сец был как можно больше сведущ во всех свобод- ных искусствах, но прежде всего, чтобы он узнал геометрию. Математика есть такая наука, которая восполняет несовершенство наших чувств. Разум- ное сочетание чувственного, интуитивного с раци- ональным, научным в творчестве художника долж- но стать основанием для дальнейшего совершенст- вования искусства живописи.
В середине XIX в. в России возникло, а затем и оформилось направление эстетической мысли, которое в основу подхода к явлениям искусства положило критерий научности, стали широко при- влекаться данные естественных наук. Особенно возрос интерес к золотому сечению. По отношению к архитектуре оно истолковывалось так: 1) золотое сечение господствует в архитектуре; 2) золотое се- чение господствует в природе; 3) золотое сечение господствует в архитектуре потому, что оно господ- ствует в природе, а творчество архитектора явля- ется продолжением творчества природы: «Идущее вразрез с творчеством природы не может быть прекрасным. И наоборот. Законы органической природы являются также законами архитектурных сооружений, служат основанием красоты зодче- ства» '.
1 Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в Рос- сии.—М., 1986 —С. 204.
Известен глубокий интерес П. П. Чистякова и других русских художников к научным данным своего времени. В то же время они на первое место ставили мысль, идею. П. П. Чистяков говорил, что он все подчиняет идее. Сюжету соответствует при- ем, идея подчиняет себе технику. Как в жизни, так и в искусстве, идея определяет все. Идея слу- жения народу вдохновляла художников-передвиж- ников на создание значительных произведений, близких и понятных народу, выражающих его со- кровенные чувства и чаяния. Глубокая идейность — неотъемлемое качество лучших произведений со- ветского изобразительного искусства. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | Поиск по сайту:
|