АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Композиция пейзажа

Читайте также:
  1. Аномалии обновлений при наличии многозначных зависимостей и возможная декомпозиция
  2. В) Композиция и язык трагедии.
  3. Возможная декомпозиция
  4. Возможная декомпозиция
  5. Декомпозиция и ранжирование подцелей программы ресурсосбережения.
  6. Декомпозиция логистических систем
  7. Золотое сечение и композиция цвета
  8. Композиция
  9. Композиция
  10. КОМПОЗИЦИЯ
  11. Композиция 1. Танцы
  12. Композиция 10. В плеере

Зарисовка пейзажа 2 (рис. 55) выполнена с на-
туры. Мотив привлек своей оригинальностью: за-
снеженная часть игровой площадки, шапки снега
на предметах, темные деревья. При мысли о том,
что же здесь может быть центром внимания, хоте-
лось остановить взгляд на белой шапке грибка.
Но при этом пейзаж не смотрелся цельно, не вхо-
дил в глаз. Можно сказать, что не было зритель-
ного комфорта. Когда же вгляд был фиксирован на
середине будки под шапкой снега, весь пейзаж
стал восприниматься цельно. Формат был выбран
прямоугольный в вертикальном положении. Высо-
та листа бумаги разделена на пять частей, вверх
от главной точки — на две части, вниз — три части.
Этим главная точка была выведена на линию зо-
лотого сечения. Горизонтальная ось поля ясного
зрения стала линией золотого сечения в прибли-
жении 2:3. Измерением четвертью определена
граница нижней линии картины (от центра 18°)
в натуре. Последующая проверка рисунка по про-
порциям золотого сечения показала, что заснежен-
ная земля заняла 62 части по высоте, верх —
38 частей; большое дерево равно 38 частям по вы-
соте, меньшее дерево занимает 24 части, грибок с
оградкой под ним—14, будка—10, внизу от
оградки до нижнего края рисунка — 24 части. Все
это величины золотой пропорции от высоты всего
рисунка (нисходящий ряд).

Напрашивается вывод о том, что глаз находит
в натурном мотиве ту точку смотрения, при которой

2 Рисунок автора — Ковалева Ф. В,


 



 



 


Рис. 55.
Решение Ф. В. Ковалевым задачи композиционного построения на натурной зарисовке пейзажа


все элементы пейзажа находятся в наилучшем со-
гласовании между собой, т. е. образуются золотые
пропорции, гармония.

Для анализа пейзажа И. И. Левитана «Свежий
ветер. Волга» (рис. 56) был избран обратный ход.
Пейзаж разделен на пять частей по вертикали и
горизонтали. Отношения 2: 3 по вертикали и гори-


зонтали указали главную точку смотрения, которая
оказалась на белом парусе выше красного кораб-
ля. При смотрении в эту точку как в центр внима-
ния все составляющие части пейзажа хорошо вос-
принимаются. Тут мы видим тоновые и цветовые
контрасты, разработку деталей. Все вокруг подчи-
нено этому зрительному центру. Пейзаж свободно



Рис. 56.

Анализ композиционного построения пейзажа И. И. Левитана «Свежий ветер. Волга»



 


Рис. 57.

Варианты (а, б, в) учебного пейзажа Ф. В. Ковалева при постоянной точке зрения на пространстве

в пределах соответственно 24°, 36° и 48°


«входит» в глаз, его рассмотрение не утомляет
зрение. Так построены пейзажи И. И. Левитана
«После дождя. Плес», «Вечерний звон», «Влади-
мирка», «Март» и др.

Насколько важно строить изображение в пре-
делах поля ясного зрения показано на рис. 57, б
«Поселок за оврагом» '. Он не выходит за пределы
угла зрения 36°. Рис. 57, а построен в том же форма-
те и размере, по в пего включено пространство
только в пределах 24°, а в рис. 57, в — 48°. Группа
строений в центре рисунка в первом случае кажет-
ся на том расстоянии, на каком они есть в натуре.
Во втором случае они — ближе, а в третьем —
дальше. Такие метаморфозы происходят с компо-
зицией любого изображения: натюрморта, пейзажа,
интерьера, головы, фигуры, группы людей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)