АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Ограничение палитры
П. П. Чистяков постоянно напоминал своим уче- никам о необходимости ограничения палитры. Его ученик русский живописец и график В. А. Серов практиковал в Московском училище живописи за- дания, во время которых ученики писали тремя красками: белилами, жженой костью и охрой свет- лой. Народный художник СССР И. Н. Клычев в одной из своих статей пишет, что художнику Ш. Акмухаммедову достаточно двух-трех красок, чтобы передать бесконечное разнообразие тональ- ных отношений в природе. Румынский художник К. Баба вспоминает слова своего учителя Н. Тони-
цы, советовавшего работать четырьмя-пятыо крас- ками. Старые мастера пользовались небольшим ко- личеством красок, но никто не может их упрекнуть в том, что они не были великолепными коло- ристами. Наоборот, пока никто не сумел их пре- взойти.
Использование малого количества красок по- буждает художника извлекать из них все возмож- ное, заставляет думать, изобретать, работать твор- чески. При этом получается богатая живопись. При применении большого количества красок актив- ность творческого поиска притупляется, а излиш- нее смешение многих красок приводит к глухой, подчас даже загрязненной живописи.
Каждый художник должен знать свои краски. Поэтому необходимо наряду с изучением природы, писанием этюдов с натуры изучать краски. Приня- то думать, что разбеленная черная дает серый от- тенок. Но этот серый может стать синим, фиолето- вым, зеленым, если его поместить в соответствую- щее окружение. Французский живописец и график Эжен Делакруа (1798—1863) постоянно упражнял- ся в составлении всевозможных красочных смесей и сочетаний, изучал «поведение» красок.
Ограничение палитры имеет и другое значение. Чем больше красок, тем вероятнее получение не- желательных смесей, которые приводят к быстрому почернению и порче красочного слоя. Известно, что картину «Оборона Петрограда» А. А. Дейнека на- писал одной черной краской на белом фоне. Огра- ничение палитры П. П. Чистяков понимал так: «Вы спрашиваете, какими красками писать... Разложи- те на своей палитре все цвета, какие у Вас имеют- ся, и глядите на натуру, начинайте соображать и даже пробовать на палитре, соединяя те краски, ко- торые Вам подскажет натура. Хотя дело не легкое, попробуйте и ту и эту краску, составляйте вместе и все с натуры — соображайте. Как женщины, ко- гда вышивают шерстью. Когда найдете состав кра- сок подходящий, на них и пишите. Их будет три или четыре» '.
На картине В. Е. Попкова «Шинель отца» изображена палитра, лежащая на табурете. На па- литре приготовлены только три краски: желтая, красная и синяя. Почему только три? Что хотел сказать художник нам, зрителям, этим выбором красок? Это случайность или манифест автора? Ду-
1 Чистяков П. П. Письма, записные книжки..,—М., 1953, — С. 382.
мается, что это не случайность. Художник говорит нам, что с помощью трех красок он создает свои картины. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | Поиск по сайту:
|