АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В скифскую эпоху 3 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

Исключительная важность описания хода битвы, приведенного Диодором, заключается в том, что Сатир – царь Боспора «...построил войско и сам по скифскому обычаю стал в центре строя». Ко времени битвы при Фате боевой порядок – «строй» скифов, о котором достаточно неопределенно писал Геродот в рассказе о скифо-персидской войне, уже превратился в «обычай». Скифы выработали определенные тактические построения, успешно их опробовали в минувших битвах.

Началась битва встречным боем («произошло упорное сражение»), который не принес успеха ни одной из сторон. Затем тяжеловооруженные конники скифов, находившиеся в центре, при поддержке основной массы конницы разгромили противостоящую им конницу противника (Рис.6, 1) и, нанеся ей значительный урон, обратили в бегство и начали преследование, «убивая всех попавшихся на пути».

В это время бой на правом фланге, где находились наемники (греки и фракийцы) для Сатира складывался неудачно. Наемники обратились в бегство.

И тут скифская конница совершает маневр, который казался абсолютно нереальным. Командовавший ею царь Боспора, воевавший «по скифскому обычаю», прекратил преследование и поспешил на помощь побежденным наемникам, нанеся противнику удар в тыл. Судьба битвы была решена.

Находившаяся в распоряжении Сатира скифская конница оказалась на высоте положения. Тот ответственный маневр, который они совершили, требовал непререкаемого авторитета военачальника, высокого мастерства каждого воина, высокой дисциплины. Скифские конники сумели не только прорвать боевой строй противника, но и начать его преследование. Намного сложнее было прекратить преследование деморализованного противника, восстановить свои боевые порядки, кардинально изменить направление удара, направив его в тыл части войск противника, которая успешно выполняла свою задачу. Подобный сложнейший маневр могли провести очень и очень немногие войска не только древности, но и средневековья, и даже нового времени.

Велик вклад скифов в развитие военного дела Евразии. У скифов первых среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов – единственной силой. В Скифии впервые в степях появляется тяжеловооруженная конница. Термин «катафрактарий» – тяжеловооруженный воин, который в древности обычно применялся по отношению к коннице парфян и сарматов, в гораздо большей мере подходит к скифам. У скифской конницы полностью присутствуют все те признаки, которые характерны для конницы катафрактариев – наличие защитного доспеха у воина и, возможно, коня, длинных копий и длинных рубящих мечей, использование определенного боевого порядка, прежде всего, сомкнутого строя.

Скифы первыми (насколько об этом позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с четкой постановкой отдельных задач перед каждой из них. В своей боевой практике они удачно применяли способ ведения активных действий, названный античными авторами «малой войной». Скифы продемонстрировали умение вести активные боевые действия на различных по характеру театрах военных действий (в условиях гор и предгорий на Востоке и равнин – в Северном Причерноморье). Они удачно провели военную кампанию на обширном театре военных действий, приведшую к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием), были способны победить в открытом бою значительные силы врага (разгром Зопириона и Лизимаха, битва при Фате). Не случайно в античной традиции за ними закрепилась слава и право «...быть непобедимыми и недоступными» [ Геродот, IV, 46 ].

 

Тема 8. Экономика и быт степных скифов

Слож­ность изу­че­ния эко­но­ми­ки древнего населения со­сто­ит в том, что опирается оно, в основном, на археологический материал. Его всестороннее осмысление в рамках поставленной задачи подразумевает использование не только традиционных историко-археологических методов анализа, но и возможностей смежных наук – этнографии, экономической географии, палеоэкологии и др. В полной мере сказанное выше относится и к реконструкции экономики и быта степных скифов.

Как известно, наиболее массовым источником для изучения скифской культуры являются погребальные памятники. На сегодняшний день в Степи исследовано более 4000 скифских погребений. Однако, привлекая эти материалы, необходимо помнить о специфичности такого рода памятников, которая предопределяется их сак­ра­ль­ным ха­ра­к­тером. Кроме того, следует учитывать, что большинство из них были ограблены в древности или средневековье, а датировка их иногда затруднена.

В конце V – IV вв. до н.э. Нижнем Поднепровье возникают первые памятники оседлости. Это городища Каменское, Капуловское, Совутинское. Про­стран­ст­во меж­ду го­ро­ди­ща­ми бы­ло за­пол­не­но не­бо­ль­ши­ми по­се­ле­ни­ями и се­ли­ща­ми, край­не ред­ко – стой­би­ща­ми. Го­ро­ди­ща, по­се­ле­ния, се­ли­ща и стой­би­ща Ни­жне­го Под­не­про­вья, на­счи­ты­ва­ющие на се­го­дняш­ний день 106 пун­ктов, фор­ми­ро­ва­ли мас­сив пер­вич­ной осед­ло­сти в Приднепровье.

Приступая к изучению экономики степных скифов, необходимо подчеркнуть, что продуктивность их экс­тен­сив­ного хо­зяй­ст­ва, как и у других кочевников, во многом определялась состоянием и качеством пас­тбищных и во­дных ресурсов.

Применительно к истории древних обществ понятие экономика впервые применил С.Н. Бибиков. Сейчас принято разделять понятия «хозяйство»(совокупность отношений в обществе, возникающих в процессе производства, род занятий того или иного человеческого сообщества) и «экономика» – совокупность отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ изучаемого общества. Поэтому изучение экономики скифов сводится к реконструкциям:

- фазы производства, в том числе основных отраслей экономики степных скифов (скотоводства, земледелия); видов производства (обработки продуктов скотоводства, деревообработки, обработки камня, прядения и ткачества и т.п.) и промыслов (охоты, рыболовства, бортничества и др.); региональных особенностей развития палеоэкономики и ее зависимости от палеоэкологического районирования;

- фазы потребления путем изучения главных компонентов быта степных скифов: жилища, пищи, утвари;

- фазы распределения, т. е. торговых отношений, их роли в экономике Северного Причерноморья.

Ведущей отраслью аграрной экономики Степной Скифии было скотоводство,которое развивалось в кочевой и полукочевой формах. Основным источником для характеристики кочевого скотоводствау скифов в VI – середине V вв. до н.э. является «История» Геродота. Содержащиеся в ней сведения часто подтверждаются материалами немногочисленных погребений этого времени. Кочевые скифы преимущественно разводили лошадей и овец, в меньшей степени – крупный рогатый скот. Отсутствуют данные о содержании ими поголовья свиней и ослов. Перекочевки были длительными, а местами зимовок кочевников, по нашему мнению, были так называемые «поды» и «блюдца», расположенные, как правило, в открытой степи.

В конце V – начале IV вв. до н.э. в степной зоне Северного Причерноморья происходят вполне закономерные для любого степного кочевнического объединения изменения. В результате ограниченности пастбищных территорий и экстенсивного, чрезмерного их использования, ухудшается состояние пастбищ – развивается пастбищная дигрессия. Часть скифов переходит к полукочевомуспособу ведения скотоводства. Местом обитания скифов-полукочевников на рубеже V – IV вв. до н.э. становится Приднепровье – территория, обладающая природными ресурсами, пригодными для ведения как скотоводства, так и земледелия.

Соответственно меняется и состав их стада. В нем на первое место выдвигается крупный рогатый скот (от 43,2 до 55,4%), но уменьшается количество лошадей (23% - 34%) и еще в большей степени – овец (17,6 %). Вместе с тем, начинает практиковаться разведение свиней (от 2 до 4,7% стада, характерного для обитателей Каменского городища и поселения Лысая Гора). Это весьма симптоматично, поскольку эти домашние животные не приспособлены к длительным переходам, неизбежным в условиях кочевого быта.

Кроме палеозоологических материалов из скифских памятников IV в. до н.э., для характеристики основных пород домашнего скота определенные возможности открывают также изображения животных на металлических изделиях. Изображения коров с телятами, овец, лошадей и коз на пекторалях из Толстой Могилы и Большой Близницы позволяют обратить внимание на некоторые особенности экстерьера домашних животных и сделать вывод о мя­со-ра­бо­чем на­прав­ле­нии про­дук­тив­но­сти круп­но­го ро­га­то­го ско­та степной зоны.

Об экс­те­рь­е­ре степ­ных ло­ша­дей мож­но су­дить по изображениям ло­ша­ди с же­ре­бен­ком на пек­то­ра­ли из Толстой Могилы, бо­евым лошадям с греб­ня из Солохи, и из сце­н, запечатленных на фризе Чер­том­лы­­кской амфоры. Это невысокие, сильные ло­ша­ди «су­хой» кон­сти­ту­ции.

Экс­те­рь­ер овец мож­но пред­ста­вить по изображениям на изделиях из Тол­стой Мо­ги­лы, Бо­ль­шой Близ­ни­цы, Гаймановой Могилы. Запечатлен­ные на них ов­цы от­ли­ча­ют­ся ру­ном улуч­шен­но­го ка­че­ст­ва, одно­ро­дно­стью шер­сти, не­ко­то­рой из­не­жен­но­стью и близки к современной цигайской породе. О качестве получаемой овечьей шерсти можно судить по результатам анализа шерстяных тканей из Чертомлыка, проведенных Б.А.Шрамко. Образец бурой ткани сделан из волокон неоднородной шерсти, в которой, кроме тонких основных волокон, встречаются более толстые. Такая шерсть соответствует современной цигайской. Второй (красная ткань полотняного переплетения) имеет пряжу, состоящую из волокон тонкой шерсти, соответствующей современной мериносовой.

В соответствии с изменениями в составе стада изменяются маршруты сезонных перекочевок. В первую очередь изменяется их направленность – от водораздела к пойме, сокращается протяженность маршрутов. По-видимому, припойменные пастбища закрепляются за определенными родами. Как известно по этнографическим материалам, пастбища зимовок захватываются обычно наиболее могущественными родами, которые создают там поселения и селят на них обедневших сородичей. Этим и объясняется локализация в Поднепровье наиболее богатых курганных могильников и сравнительно бедных памятников оседлости.

Как складывались отношения между оседлыми скифами и их кочевыми сородичами, можно судить по этнографическим параллелям. В мес­тах зи­мо­вок, во вре­мя око­та раз­би­ва­лись не­бо­ль­шие по­се­вы. От­гон ско­та двумя-тремя пастухами в это вре­мя про­ис­хо­дил на не­бо­ль­шие рас­сто­яния. По­ка мо­ло­дняк подрастал, «земледельцы» успе­ва­ли про­вес­ти по­сев­ные ра­бо­ты. По­сле че­го осно­вное ста­до пе­ре­ко­че­вы­ва­ло на лет­ние пас­тби­ща. При этом скла­ды­ва­лись са­мые раз­но­об­раз­ные имущественные от­но­ше­ния про­из­во­дстве­нных пар­тне­ров. Ско­то­вод мог пе­ре­дать «зем­ле­де­ль­цу» скот во вре­мен­ное по­ль­зо­ва­ние для до­став­ки уро­жая, а так­же разно­об­раз­ные про­дук­ты жи­во­тно­во­дства (шерсть, сыр). Последний «оп­ла­чивал» эти ус­луги и товары, передавая ско­то­во­ду часть уро­жая в ви­де со­ло­мы, зер­на, храня лиш­ний скар­б ко­чев­ни­ка (ин­сти­тут «тор­го­во­го дру­га»). Сбыт ско­та про­из­во­дил­ся вес­ной и осе­нью у ско­то­про­гон­ных трасс и на сезонных торжищах.

Таким образом, археологические материалы позволяют говорить о том, что в степной зоне Северного Причерноморья в конце V – IV вв. до н.э. скотоводство существовало в двух формах – кочевой и полукочевой.

Новым явлением в экономическом развитии Степной Скифии в IV в. до н.э. становится земледельческая отрасльэкономики. Природные ресурсы припойменных районов Днепра допускают существование здесь земледелия в примитивной форме. Возникая в степи в скотоводческой среде, земледелие степной зоны заметно отличается от земледелия племен Лесостепи. Не последней, а может быть первой, причиной его возникновения стали потребности скотоводческой отрасли, которые постоянно возрастали и уже не могли быть удовлетворены за счет скотоводства. Происходит переход части населения к круглогодичной оседлости и выращиванию культурных растений. Материалы приднепровских памятников оседлости (отпечатки зерен на лепной посуде, результаты промывки культурного слоя Каменского городища и поселения Лысая Гора, промывки заполнения зерновых ям на некоторых селищах в Поднепровье) свидетельствуют о культивировании здесь, в основном, фуражных злаковых растений – пленчатого ячменя и проса. Найденные на поселениях и в некоторых курганах орудия по обработке земли (мотыги с железными наконечниками, костяные лопаточки), сбору урожая (серпы из Каменского городища и некоторых погребений), обработке зерна (зернотерки) позволяют восстановить практически весь процесс выращивания, сбора и обработки культурных растений.

Для земледелия, развивавшегося в припойменной части Приднепровья, характерны: переложная система землепользования, бесплужная обработка земли, преобладание среди культурных растений засухоустойчивых видов. Следует заметить также, что система земледелия Степной Скифии не связана по происхождению ни с земледельческой системой Лесостепной зоны Северного Причерноморья, ни с земледелием обитателей античных поселений. Не связана она и с земледелием населения поздней бронзы, отделенной от скифского периода значительным хронологическим отрезком.

Археологический материал IV в. до н.э. свидетельствует о независимом от внешних факторов формировании земледельческого компонента в Степной Скифии. Его возникновение в экономике региона обусловлено не в последнюю очередь внутренними потребностями развития скотоводства, когда кормовые ресурсы данной территории перестают обеспечивать сбалансированное развитие соответствующей отрасли экономики. Это явление подтверждено археологическими материалами поселения Лысая Гора и других памятников оседлости Нижнего Поднепровья.

Преобладание в составе сельскохозяйственных культур кормовых - пленчатого ячменя и проса, а также оценка объемов запасов зерна, свидетельствуют о том, что выращиваемые в Степном Поднепровье злаки могли удовлетворить лишь внутренние – пищевые и кормовые – потребности в зерне.

Сопоставление результатов исследования земледелия Степной и Лесостепной зон позволяет усомниться в существовании торговли хлебом между скифским населением и населением античных центров. К аргументам А.Н.Щеглова, высказанным им по этому поводу, добавим следующие:

- не экспортный состав выращиваемых в Скифии зерновых культур. В частности, основная зерновая культура в раннем железном веке в Северном Причерноморье – пленчатый ячмень был очень дешев на рынках Греции. Согласно Плинию, пленчатый ячмень шел на корм скоту и на лепешки рабам;

- невозможность (вплоть до второй половины ХIX в., когда были построены железные дороги до черноморских портов) организации сколь-нибудь масштабного транспорта зерна в античные центры;

- отсутствие потребности в привозном из Лесостепи хлебе у населения северопричерноморских античных центров, в частности, Ольвии, хоры которых обеспечивали все потребности в зерне.[3]

Особое значение для выработки представлений об уровне и соотношении ремесла и домашних занятий у населения Степной Скифии имеют материалы Каменского городища из раскопок Б.Н. Гракова, П.Д.Либерова, Н.А. Гаврилюк. Набор изделий и орудий труда из производственных комплексов городища, был сопоставлен с материалами других памятников оседлости и инвентарем синхронных им погребений. Результаты такого сравнения позволили согласиться с Б.Н. Граковым в том, что Каменское городище было ремесленным центром степных кочевников, а их ремесленное производство отличалось теми же особенностями, что и в других кочевых обществах. В частности, обращает на себя внимание факт кратковременного существования производственных комплексов (два-три поколения) и, вследствие этого, ограниченная преемственность передачи по наследству умения и навыков ремесленного производства; отсутствие строгих разделения труда и пространственного размещения мастерских. Однако в том, что некоторые виды изделий произведены вне рамок домашнего производства (скифские ножи, шилья с костяными ручками; некоторые виды вооружения) не приходится сомневаться.

Более низкий уровень развития ремесла Степной Скифии по сравнению, например, с Лесостепью, обусловлен рядом причин. В первую очередь тем, что среда, в которой осуществлялись производство, сбыт и использование продукции, являлась полукочевой средой. К важным причинам относится «молодость» ремесленного производства на Каменском городище: традиция ремесленного производства на нем прослеживается в течение не более трех поколений, что может обеспечить невысокий уровень преемственности занятий ремеслом, сохранения, накопления и развития навыков «рудознатцев, литейщиков и кузнецов Каменского городища», как их называл Б.Н. Граков.

Анализ находок в скифских памятниках показывает, что основная масса продукции «непищевой сферы производства» Скифии производилась в рамках домашнего производства. О характере и уровне развития любого домашнего производства весьма верное и общее представление можно получить, рассматривая инструментальную базу. Некоторое представление о применяемых скифами инструментах дают археологические находки. Среди них ножи, оселки, проколки, гвозди и стержни, веретена, иголки, пряслица, зернотерки, терочники. Погребения, содержавшие инструменты, относительно немногочисленны, а набор инструментов приблизительно одинаков как в материалах поселений, так и курганов. На поселениях лишь чаще встречаются орудия труда, связанные с обработкой скотоводческого сырья и деревообработкой.

Как известно, наибольшее значение для кочевых и полукочевых народов имеет переработка продуктов скотоводства (обработка кости, рога, кожи, изготовление войлока, веревок, ремней), которая базируется на практически безотходном использовании сырья. Ско­то­во­дство мог­ло обес­пе­чить ко­чев­ни­ка по­чти всем не­об­хо­ди­мым для су­ще­ст­во­ва­ния – пи­щей, одеж­дой, обу­вью, кон­ским сна­ря­же­ни­ем, мно­ги­ми ору­ди­ями тру­да. Излишки производства, если они появлялись, шли на об­ме­н.

Прекрасным материалом для изучения этого вида домашнего производства стала «мастерская» из раскопа 13 Каменского городища, воз­ни­кшая на ру­бе­же V –IV вв. до н.э. В результате изучения обработки костяных изделий из памятников оседлости и погребальных, мы приходим к заключению, что среди находок выделяются две группы изделий из кости и рога. Первую составляют изделия скифских мастеров (ручки орудий труда, некоторые виды оружия, орудия по обработке земли, инструменты кожевенного производства), вторую – привозные, чаще всего греческие изделия (наборные веретена, стрелы, изготовленные с применением токарного станка, ручки ножей из рога). Удалось реконструировать технологию обработки кости степными скифами в целом и выделить основные приемы косторезного производства – раскалывание кости, резание и сострагивание, пиление, шлифовка и сверление. В технологическом процессе от­ме­ча­ет­ся ис­по­ль­зо­ва­ние спе­ци­али­зи­ров­анных инструмен­тов (ска­ль­пе­ле­по­до­бный ре­зец, луч­ко­вое ко­ни­че­с­кое свер­ло) и приспособлений, хо­тя в це­лом на­бор ору­дий не­ве­лик – нож, то­по­ры раз­лич­ных раз­ме­ров, пи­лы, от­бой­ни­ки, аб­ра­зи­вы, под­став­ка, про­клад­ки, оправки.

Уровень квалификации косторезов Степной Скифии можно определить как профессиональный, что подтверждается особой их уве­рен­ностью в ра­бо­те с костью, выражающейся хо­ро­шей со­раз­ме­ре­нностью си­лы и на­прав­лен­но­сти уда­ров при рас­ка­лы­ва­нии и огран­ке. В про­дук­ции мас­тер­с­кой из раскопа 13 чув­ст­ву­ет­ся свое­об­раз­ная не­бреж­ность, сви­де­те­ль­ст­ву­ющая не о не­до­стат­ке опы­та, а, скорее все­го, о про­из­во­дстве, по­став­лен­ном «на по­ток», ког­да каж­дое из­де­лие стре­мятся сде­лать как мож­но бы­стрее.

Мастерскую по об­ра­бо­тке кос­ти и ро­га Каменского городища можно сравнить с аналогичной мастерской на Бельском городище, исследованной В.Е.Радзиевской и Б.А.Шрамко. Мастерские по­до­бны: по орга­ни­за­ции про­из­во­дства; по ас­сор­ти­мен­ту из­де­лий, хо­тя в мас­тер­с­кой из Бе­ль­с­ка он бо­лее раз­но­об­ра­зен (встре­ча­ют­ся кос­тя­ные и роговые псалии, ча­ши из че­ло­ве­че­с­ких че­ре­пов); по тех­но­ло­ги­че­с­ким опе­ра­циям (обез­жи­ри­ва­ние кос­тно­го сы­рья, руб­ка то­по­ром, распиловка, стро­га­ние но­жом, заглаживание мок­рым пес­ком, сверление); по составу ис­по­ль­зу­емых ору­дий тру­да (но­жи, до­ло­та, то­по­ры, ста­ме­с­ки и ши­лья и т.д.). Однако они от­ли­ча­ют­ся размерами и большим количеством находок на Бе­ль­с­ком го­ро­ди­ще; тех­но­ло­ги­че­с­ким уров­нем (мас­те­ра Бе­ль­с­ка вла­де­ли бо­лее слож­ны­ми при­ема­ми об­ра­бо­тки ма­те­ри­ала, в том чис­ле на­не­се­ни­ем цир­ку­ль­но­го орна­мен­та); осна­щен­но­стью ин­стру­мен­том (на­бор ин­стру­мен­тов мас­тер­с­кой Бе­ль­с­ко­го го­ро­ди­ща вклю­чал найденные в ней де­та­ли луч­ко­во­го свер­ла, мел­ко­зуб­ча­тую, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ную для про­до­льной рас­пи­ло­вки кос­ти, пи­лу); уров­нем спе­ци­али­за­ции (в мас­тер­с­кой на Бе­ль­с­ком го­ро­ди­ще про­из­во­ди­лись толь­ко но­жи, а мас­тер­с­кая Ка­мен­с­ко­го го­ро­ди­ща за­ни­ма­лась еще и об­ра­бо­ткой ко­жи, куз­неч­ным де­лом). Продукция мастерской на Бельском городище отличается более высокими потребительскими качествами, поэтому она нашла распространение практически во всей Скифии – Степной и Лесостепной.

Об­ра­бо­тке кос­ти и ро­га по­чти всег­да со­пут­ст­во­ва­ла об­ра­бо­тка ко­жии на­обо­рот. Ко­жа использовалась для пошива не то­ль­ко одеж­ды ски­фов, но и экипиро­вки ко­ня. Остат­ки ко­жи в виде обрывков одежды, фрагментов основ защитного доспеха, сосудов, сумочек, футляров за­фик­си­ро­ва­ны в 26 по­гре­бе­ни­ях Степ­ной Ски­фии, значительная коллекция орудий труда кожевенного производства происходит из материалов Каменского городища и поселения Лысая Гора.

Обычно мастер, снимая кожу, уже предполагал ее будущее использование. У скифов ча­ще все­го ко­жа шла на из­го­то­вле­ние рем­ней. Са­мы­ми про­чны­ми счи­та­лись рем­ни, вы­ре­зан­ные из шку­ры, сня­той чул­ком с но­ги жи­во­тно­го. Другой операцией, которой, безусловно, владели скифы, была об­ва­ро­вка кос­тей, поскольку она яв­ля­ет­ся обя­за­те­ль­ной опе­ра­ци­ей в кос­то­рез­ном де­ле. В хо­де этой опе­ра­ции по­лу­ча­лись ве­ще­ст­ва (жир), не­об­хо­ди­мые для ко­же­вен­но­го про­из­во­дства. По­это­му со­че­та­ние в од­ном мес­те и косторез­но­го про­из­во­дства, и ко­же­вен­но­го бы­ло удоб­ным с точ­ки зре­ния комплексного ис­по­ль­зо­ва­ния сы­рья.

Рем­ни для сбруи чаще всего не пле­лись, а сши­ва­лись (1-ая Завадская Могила). Пле­те­ные рем­ни встре­ча­ют­ся ред­ко. У ко­чев­ни­ков из­ве­ст­ны три ви­да пле­те­ния рем­ней: пе­те­ль­ное из од­но­го рем­ня; в ко­су из трех рем­ней и круг­лое из 3-4 рем­ней. У ск­ифов пле­те­ный ремень из трех полос за­фик­си­ро­ван лишь в кур­га­не Со­ло­ха. В эки­пи­ро­вке во­ина и в кон­стру­к­ции бо­евых щи­тов, пан­ци­рей, шле­мов, ко­жа­ная ос­но­ва име­ет вид рем­ней с при­креп­лен­ны­ми к ней плас­тин­ка­ми (по­яс из Тол­стой Мо­ги­лы). Из ремней де­лалас­ь также окан­то­вка щи­тов (1-ая Завадская мо­ги­ла, курган №4 группы Ис­па­но­вых Могил). К та­кой же ос­но­ве кре­пи­лись плас­ти­ны пан­ци­рей, шта­нов. На из­го­то­вле­ние ос­нов щи­тов шла дуб­ле­ная ко­жа. Источником ес­те­ст­вен­ного ду­би­теля рас­ти­те­ль­но­го про­ис­хо­жде­ния была ко­ра ивы, в изо­би­лии про­из­ра­с­тавшей в пой­мах рек.

Ко­жа­ные из­де­лия час­то укра­ша­лись ли­бо на­шив­ны­ми плас­ти­на­ми, ли­бо тис­не­ни­ем. Остат­ки по­лих­ром­но­го тис­не­ния за­фик­си­ро­ва­ны на на­ход­ках из Тол­стой Мо­ги­лы, на кол­чане из кур­га­на №1 у с. Иль­ин­ка. Ко­жа­ные под­стил­ки час­то фик­си­ру­ют­ся в по­гре­бе­ни­ях с де­ре­вян­ны­ми кон­стру­к­ци­ями, точ­нее – с но­сил­ка­ми.

Имеющиеся в настоящее время материалы свидетельствуют о наличии у степных скифов таких разновидностей обработки кожи, как кожевенно-шорное и скорняжное мастерство. Применялись кожи различной выделки, имелись разнообразные инструменты для их обработки и шитья различных вещей из кожи и меха. Техника изготовления крупных кожаных изделий предполагает появление определенной специализации, хотя большинство кожаных изделий изготавливалось еще домашним способом.

Чаще всего кожевенным производством занимались мужчины, по-видимому, зависимые. Так, Гиппократ (или один из его учеников) сообщает, что амазонки с умыслом калечили мужчин, заставляя их заниматься унизительным для кочевников ремесленничеством: «Они пользуются мужчинами как ремесленниками для работ кожевенных, медных или других, требующих сидячего образа жизни» [ Псевдо-Гиппократ. О воздухе, водах и местности, 29 ] В пре­де­лах ско­то­во­дчес­ко­го хо­зяй­ст­ва бы­ла со­сре­до­то­че­на и об­ра­бо­тка шер­сти, из­го­то­вле­ние вой­ло­ка. Это про­из­во­дство, не­со­мнен­но, су­ще­ст­во­ва­ло в скиф­ском об­щес­тве, но, по ар­хе­оло­ги­че­ским ма­те­ри­алам, про­сле­жи­ва­ет­ся еще ху­же, чем ко­же­вен­ное. Тем не ме­нее, в пя­ти по­гре­бе­ни­ях Степ­ной Ски­фии IV в. до н.э. вой­лок все же за­фик­си­ро­ван. Иногда фиксируются войлочные подкладки под шлемы (Солоха) или иные доспехи. Вой­ло­чные под­клад­ки бы­ли под­ши­ты под ко­жа­ные рем­ни, кре­пив­шие по­но­жи из по­гре­бе­ния 2 кур­га­на №1 у с. Иль­ин­ка. Вой­лок, ис­по­ль­зо­ван­ный при ши­тье одеж­ды, за­фик­си­ро­ван в по­гре­бе­нии де­во­чки в кур­га­не Виш­не­вая Мо­ги­ла. Час­то вой­лок вхо­дит в кон­стру­к­цию фут­ля­ра для зер­кала, на­при­мер, по­гре­бе­ние 2 кур­га­на №3 у с.Бог­да­но­вка. Этот материал упоминается и в письменных источниках - Страбон пишет: «Что касается кочевников, то их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут» [ Страбон, VII, 17 ].

Суммируем сказанное выше. С пе­ре­хо­дом к по­лу­осед­ло­му спо­со­бу ве­де­ния хо­зяй­ст­ва на ру­бе­же V – IV вв. до н.э. воз­ни­ка­ют хо­зяй­ст­вен­ные ком­пле­к­сы ти­па мас­тер­с­ких, от­кры­тых на Ка­мен­с­ком го­ро­ди­ще, изучение которых позволило ре­кон­стру­ировать важнейший вид домашнего производства степных скифов – обработку скотоводческого сырья.

Ско­то­во­дство мог­ло обес­пе­чить ко­чев­ни­ка по­чти всем не­об­хо­ди­мым для су­ще­ст­во­ва­ния – пи­щей, одеж­дой, обу­вью, кон­ским сна­ря­же­ни­ем, мно­ги­ми ору­ди­ями тру­да. Излишки производства скотоводства, если они появлялись, шли на об­ме­н.

Сфе­ра об­ра­бо­тки ско­то­во­дчес­ко­го сы­рья со­став­ля­ла зна­чи­те­ль­ную часть эко­но­ми­ки Степ­ной Ски­фии. В ря­де слу­ча­ев в IV в. до н.э. она вы­шла за пре­де­лы се­мей­но­го кру­га, в це­лом оста­ва­ясь ориентированной на удо­влет­во­ре­ние в осно­вном внут­рен­них по­треб­но­стей степного населения.

Археологический материал, накопленный в результате раскопок памятников оседлости и погребений кочевников, дал достаточную информацию для реконструкции других видов домашнего производства степных скифов – прядения, ткачества, обработки дерева, камня, плетения.

Значительное влияние на развитие прядильного дела оказали, вероятно, контакты населения Степи и Лесостепи. Некоторые орудия и элементы прядения (например, наборные костяные веретена) проникают в Степь из греческих центров.

Несмотря на распространение одежд из кожи и войлока изделия из тканей составляли значительную часть одежд степных скифов. Ткачество было одним из самых распространенных домашних занятий степных скифов. Правда, коллекция тканей немногочисленна. Сохранились их фрагменты, в которые заворачивались наконечники стрел, монеты или железные изделия – курганы из Мордвиновской группы, из Акташского могильника или могильника у с.Вильна Украина. Скифы знали вертикальный станок, распространенный в Восточной Европе с древнейших времен.

В погребениях, содержащих находки веретен и пряслиц, часто присутствуютиглы, спицы и вязальные крючки. Их изучение позволяет получить ряд сведений о характере и качестве продуктов прядения. В пяти погребениях IV в. до н.э. в степной части Северного Причерноморья и в материалах Каменского городища найдены фрагменты игл с ушками. Чаще всего они встречаются возле рук погребенных.

Железные вязальные спицы найдены в кургане №3 у с. Отрадное Баштанского р-на Николаевской обл. Но вязание крючком было более популярно. Несколько вязальных крючков обнаружено в степных скифских памятниках. И если крючками, найденными на Каменском городище или на поселении Лысая Гора, можно было вязать изделия из сравнительно тонких нитей, скорее всего – из сырья растительного происхождения, то крючки из Тавельских курганов и могилы у с. Барабаново в Крыму были предназначены для вязания шерстяных изделий.

Степным скифам была из­ве­ст­на об­ра­бо­тка де­ре­ва. Фраг­мен­ты де­ре­вян­ныхде­та­лей по­гре­ба­ль­ных со­ору­же­ний встре­ча­ют­ся, при­мер­но, в каж­дом шес­том скиф­ском степ­ном по­гре­бе­нии. На по­се­ле­ни­ях де­ре­вян­ные из­де­лия фик­си­ру­ют­ся край­не ред­ко. Лишь в ма­те­ри­алах городища Лы­сая Го­ра нами про­сле­же­ны де­ре­вян­ные опоры крыши по­лу­зем­лян­ки, а на Пер­во­ма­ев­ке 2 – сле­ды кар­ка­са зем­лян­ки и же­лез­ные ско­бы с от­пе­ча­т­ка­ми де­ре­ва. Наи­бо­лее ши­ро­ко дре­ве­си­на ис­по­ль­зо­ва­лась для из­го­то­вле­ния ут­ва­ри. Деревянные изделия зафиксированы в 57 известных нам погребениях Степной Скифии. В них встречаются блюда (большинство), чаши, бочки, шкатулки, игольники, основы для футляров зеркал, ножен мечей, головных уборов, ручки орудий труда. Степные скифы владели следующими операциями обработки дерева: руб­кой, рас­колом, стро­га­нием, руч­ным свер­ле­нием, до­лбле­нием, гну­тьем, воз­мож­но, ре­зь­бой.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)