|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
РАЗДЕЛ 4. НОМАДЫ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ И ГРЕКИ. Тема 1. Становление кочевничества 9ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ………………………………………………………………………………………..с. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………5
РАЗДЕЛ 1. У ИСТОКОВ КОЧЕВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Тема 1. Становление кочевничества……………………………………………9 Тема 2. Киммерийцы………………………………………………………….…20 РАЗДЕЛ 2. ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ Тема 3. Основные этапы скифской истории……………………………….…30 Тема 4. Курганы скифской знати Степного Правобережья.………………39 Тема 5. Курганы скифской элиты в междуречье Нижнего Днепра и Дона……………………………………………………………………....55 Тема 6. Племена Восточноевропейской Лесостепи в скифскую эпоху……66 Тема 7. Военное дело скифов……………………………………………………76 Тема 8. Экономика и быт степных скифов……………………………………86 Тема 9. Города на колесах……………………………………………………….97 Тема 10. Металлургия и металлообработка в Скифии…………………….103 Тема 11. Религия скифов……………………………………………………….115 Тема 12. Искусство народов Скифии…………………………………………..127 Тема 13. Скифское монументальное искусство …………………………….139
РАЗДЕЛ 3. САРМАТЫ И ПОЗДНИЕ СКИФЫ Тема 14. Сарматы Северного Причерноморья ……………………………..148 Тема 15. «Малая Скифия» на Нижнем Днепре (II в.до н.э- II в.н.э)……...162 Тема 16. Поздние скифы в Крыму……………………………………………166 Тема 17. Малая Скифия в Добрудже…………………………………………179 РАЗДЕЛ 4. НОМАДЫ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ И ГРЕКИ Тема 18. Греческая колонизация Северного Причерноморья……………192 Тема 19. Античные центры Нижнего Побужья……………………………..204 Тема 20. Боспор Киммерийский………………………………………………213 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………226 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ……………………………………………………….234 СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………236 ИЛЛЮСТРАЦИИ К ТЕМАМ………………………………………………..244
ВВЕДЕНИЕ Жизнь каждого народа подобна жизни человека. Народы также в муках рождаются и, постепенно формируясь, достигают зрелости. Они, словно люди, даже уйдя в историческое небытие, продолжают жить в потомках. В этом смысле мы являемся наследниками всех былых насельников наших теперь земель. Пусть не всегда прямыми и кровными их продолжателями, но в любом случае восприемниками их культурного и духовного достояния. Было бы неправильно думать, что след народов прошлого в нашей жизни тем весомей, чем меньше тысячелетий и веков нас разделяет. В народных сказаниях и легендах, современном народном искусстве, нашем языке, наконец, сохранились отголоски событий наиболее ярких, исторических периодов наиболее самобытных и переломных. Одним из таких периодов в истории Украины стало I тыс. до н.э. и начало I тыс. н.э., когда на ее просторах обитали многочисленные и могучие племена киммерийцев, скифов и сарматов. Память о них сохранялась долго – даже средневековые авторы нередко называли территорию Северного Причерноморья «Великой Скуфией» или «Сарматией». Киммерийцы, скифы и сарматы были близкими по происхождению, образу жизни и культуре народами. Однако, говоря об их родстве, следует выделить такие наиболее важные из объединяющих их особенностей. Киммерийцы, скифы и сарматы относятся к числу первых исторических народов Восточной Европы. Это значит, что именно с них начинается письменная история древнего населения этого региона. Если о предшествующих племенах эпохи энеолита и бронзы мы знаем лишь благодаря изучению материальных объектов – древних поселений, городищ и курганов, то в отношении киммерийцев, скифов и сарматов данные археологии дополняются разнообразными письменными документами. Появлению таких документов во многом способствовало освоение северного побережья Черного моря греческими колонистами, которое началось в VII в. до н.э. В результате, земли современной Украины превращаются в уникальную контактную зону, в рамках которой происходило взаимодействие трех различных по своей природе миров: степных скотоводов, оседлых земледельцев Лесостепи и обитателей античных центров Северного Причерноморья. Данное обстоятельство не только на многие столетия определило пути исторического развития народов, населявших территорию современной Украины в древности, но и окончательно выводит их на широкую арену мировой истории. Это не могло не способствовать повышенному интересу к их прошлому, образу жизни и обычаям, что нашло отражение во многих трудах греческих и латинских авторов. Благодаря этим свидетельствам мы знаем не только подлинные названия этих народов, но и располагаем достаточно обширными сведениями о них. Важнейшие из таких сведений в отношении скифов содержатся в знаменитой «Истории» Геродота и не менее известной «Географии» Страбона – в отношении сарматов. Переводы этих и других, необходимых для понимания древней истории Северного Причерноморья греческих и латинских текстов, осуществил в конце прошлого века выдающийся лингвист и историк В.В.Латышев вместе со своими учениками. Этот труд выдержал несколько изданий и, в принципе, достаточно доступен широкому кругу читателей. Киммерийцы, скифы и сарматы были первыми кочевниками восточноевропейских степей – их еще иногда называют «ранними кочевниками». Становление кочевого хозяйства явилось результатом длительного приспособления человека к природно-климатическим условиям Степи, начавшегося еще в эпоху энеолита. Однако окончательное оформление кочевничества или, как его принято называть в западной литературе – номадизма, приходится, примерно, на рубеж II и I тыс. до н.э. Немаловажно, что с этого же времени в широкий обиход населения юга Восточной Европы входят железные изделия. Поэтому I тыс. до н.э. по археологической классификации определяется как эпоха раннего железного века. Новый материал, позволивший начать массовое производство, прежде всего, относительно недорогих, но прочных и качественных оружия и деталей конскойузды, во многом обусловил процесс сложения раннекочевнических культур. Кочевничество как специфическая форма производящего хозяйства, основанная на подвижном скотоводстве, открывало широкие возможности для максимального использования пастбищных ресурсов Степи. Особенности кочевого хозяйства влияли не только на бытовую сторону жизни номадов, но и воспитывали особый характер степняка. Постоянная готовность к защите своего главного богатства – скота, от хищных зверей и не менее хищных соседей, формировали уже с детства из каждого мужчины стойкого воина и непревзойденного наездника. Не случайно фигура кочевника стала прототипом образа человеко-коня древних легенд. В греческой мифологии – это знакомый нам с детства Кентавр. Не менее интересные данные сохранились в мифах Древнего Китая. Вот как в них описаны кочевники: «богатыри с человечьими туловищами и лошадиными ногами, покрытые длинной шерстью... Они хлестали сами себя нагайками по ногам и носились по степи быстрее ветра с криками “га, га, га!”, как дикие гуси в осеннем небе». Не удивительно, что эти, выросшие в буквальном смысле на коне и как бы слившиеся с ним люди, легко превращались из мирных пастухов в дисциплинированное и грозное войско. Нет нужды особо останавливаться на всех ужасах нашествий кочевников и их грабительских набегов. Они не только хорошо описаны в различных литературных памятниках – от Библии до средневековых хроник, но и в современных исторических романах. Отметим лишь, что образ многоглавого Змея, сжигавшего города и села, уносившего женщин и детей, сложился в славянском фольклоре именно под впечатлением кочевой угрозы. Причем, как считает выдающийся славист Б.А.Рыбаков, образ этот уходит своими корнями в эпоху киммерийцев и скифов. Кстати, именно во времена киммерийцев на порубежье украинских Степи и Лесостепи впервые возникает целая система хорошо укрепленных городищ, созданная предками восточных славян для защиты от номадов. Но это лишь одна сторона медали. Длительное сосуществование славян и их предков с различными кочевыми народами привело к взаимодействию их хозяйственных систем, взаимопроникновению культур и традиций, определенной общности исторических судеб. Не вызывает сомнения: ярким примером такого экономического и культурного симбиоза является Великая Скифия – одно из первых государственных образований Восточной Европы. Она объединила под властью степняков различные по происхождению племена и народы, в том числе и предков восточных славян. Немаловажно и то, что освоившие степной «океан» кочевники были тем звеном, которое соединяло между собой «острова» и «материки» оседлых цивилизаций - вспомним хотя бы Великий Шелковый путь, который некогда шел от границ Китая до Апеннинского полуострова. Существовали подобные пути и в скифскую эпоху. Один из них, протянувшийся от стен древней Ольвии за Дон и далее в направлении Урала, проследил по находкам изделий ольвийского производства Б.Н.Граков. Отмечая общее у киммерийцев, скифов и сарматов, необходимо также подчеркнуть, что все они были иранцами по языку. В отношении скифов данный вывод был достаточно убедительно доказан еще в конце прошлого века усилиями целой плеяды крупных ученых-лингвистов, в том числе выдающегося русского исследователя В.Ф.Миллера. Без особых споров в науке утвердилось мнение, что и сарматы говорили на одном из иранских, близких скифскому, диалекте. Не случайно Геродот [ IV, 117 ] отмечал, что савроматы (родственные сарматам племена), пользуются скифским языком, но говорят на нем издавна с ошибками. Сложнее оказался вопрос о языке киммерийцев. Наряду с предположениями об иранской принадлежности последних, существовали и другие мнения - например, о том, что по языку они были фракийцами. Однако в последнее время стало достаточно ясно - киммерийцы, скифы и сарматы ведут свое происхождение от родственных племен срубной и андроновской культурных общностей, населявших в эпоху поздней бронзы огромные пространства юга Евразии от Подунавья до Западной Сибири включительно. Наличие общих предков, а также веские данные о принадлежности племен срубного и андроновского круга к числу иранских или, шире, индоиранских народов (К.Ф.Смирнов, Е.Е.Кузьмина), делает вопрос о языке киммерийцев практически решенным. Более того, по мнению ряда лингвистов (В.И.Абаев, Э.А.Грантовский и др.) именно Юго-Восточная Европа является территорией первоначального расселения ираноязычных племен, их исторической прародиной. Согласно этой теории, носители иранского языка обжили эти просторы, по меньшей мере, с начала II тыс. до н.э., расселившись позднее отсюда на юг и восток - в Переднюю и Среднюю Азию (В.И.Абаев). Учитывая все эти общие замечания, приступим к рассмотрению истории и культуры конкретных кочевых народов, обитавших на территории степей нынешней Украины в эпоху раннего железного века, а также процессов, обусловивших само формирование кочевого образа жизни как основного фактора в создании своеобразных и ярких кочевых цивилизаций. Данное учебное пособие подготовлено авторским коллективом, состоящим из сотрудников Института археологии Национальной АН Украины и преподавателей Киево-Могилянской Академии, Запорожского, Симферопольского и Гамбургского университетов, Киевского Национального университета культуры и искусств: д.и.н. В.Ю.Мурзиным (Вступление, Тема 3), к.и.н. Е.П.Бунятян (Тема 1), к.и.н. С.В.Махортых (Тема 2), к.и.н. С.В.Полиным (Тема 4), Ю.В.Болтриком (Тема 5), д.и.н. С.А.Скорым (Тема 6), проф., д.и.н. Е.В.Черненко (Тема 7), д.и.н. Н.А.Гаврилюк (Темы 8 и 15), Иностранным членом НАН Украины, проф. Р. Ролле (Тема 9), доцент., к.и.н. С.Я.Ольговским (Тема 10), к.и.н. С.С.Бессоновой (Тема 11), к.и.н. Е.Е.Фиалко (Тема 12), к.и.н. В.П.Белозором (Тема 13), д.и.н. А.В.Симоненко (Тема 14), доцентом, к.и.н. И.Н.Храпуновым (Тема 16), доцентом, к.и.н. С.И.Андрух (Тема 17), член-корр. НАН Украины С.Д.Крыжицким (Темы 18, 19), д.и.н. А.С.Русяевой (Тема 20), д.и.н. В.Ю.Мурзиным и доцентом, к.и.н. Г.Н.Тощевым (Заключение).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |