АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Системы восприятия

Читайте также:
  1. ERP (Enterprise Resource Planning)- системы управления ресурсами предприятия.
  2. I. ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.
  3. II. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.
  4. III. СИСТЕМЫ УБЕЖДЕНИЙ И ГЛУБИННЫЕ УБЕЖДЕНИЯ
  5. III. Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами
  6. L.1.1. Однокомпонентные системы.
  7. L.1.2.Многокомпонентные системы (растворы).
  8. SCADA как часть системы автоматического управления
  9. SCADA системы как инструмент проектирования АСУ ТП
  10. SCADA системы. Обзор SCADA систем
  11. VIII. Расчет количества электроэнергии, потребляемой системой электрической тяги из единой энергосистемы страны.
  12. А – коэффициент, характеризующий время срабатывания тормозной системы.

 

Основоположники НЛП, Р. Бендлер и Д. Гриндср, выделяют три канала восприятия:

 

От преобладания того или иного канала восприятия зависит словарный состав речи, невербальные реакции, организация межличностного пространства общения.

Поскольку большинство людей, как правило, отдает предпочтение какой-либо одной репрезентативной системе и воспринимает мир фактически через ее призму, поэтому «присоединяясь» к человеку, входя с ним во взаимодействие, необходимо определить его ведущий канал восприятия и начать с ним взаимодействовать именно по этому каналу.

Таким образом, внешние проявления человека (какими он пользуется словами, жестами и т. д.) позволяют лучше понять его внутренний мир и сделать общение и взаимодействие более продуктивным.

В этой связи хочется обратиться к великому наследию народных примет:

«Примета всегда указывает на какое-нибудь соотношение, большею частью уже понятное для народа, между двумя явлениями мира физического и нравственного, из которых одно служит предвестием другого, непосредственно за ним следующего, долженствующего сбыться в скором времени. Главным образом приметы распадаются на два разряда:

а) во-первых, приметы, выведенные из действительных наблюдений <…>;

б) но, сверх того, есть множество примет суеверных, в основании которых лежит не опыт, а мифическое представление, так как в глазах язычника под влиянием старинных метафорических выражений, все получало свой особенный сокровенный смысл»[51].

Приметы:

«Если чешутся глаза — придется плакать, если лоб — кланяться с приезжим, <…> ладонь — считать деньги, ноги — отправляться в дорогу, нос — слышать о новорожденном или покойнике; понятия „слуха“ и „чутья“ отождествляются в языке: малороссийское чую — слышу, наоборот великорусы говорят: „Слышу запах“; у кого горят уши — того где-нибудь хулят или хвалят, т. е. придется ему услышать о себе худую или хорошую молву…»[52].

 

Особенности поведения, характеризующие ведущие каналы восприятия[53]

 

Визуал

Жесты в верхней части туловища, «рисуют» то, о чем идет речь. При рассказе взгляд чаще вверх, человек как бы видит то, о чем говорит. Часто сидит на краешке стула. Подбородок вверх, высокий тембр голоса, самый быстрый темп речи и обработки информации, наблюдательный, ориентирован на внешний вид.

Увиденное запоминает легко, словесную инструкцию — с трудом. Требует полной картины, видимой цели и детального рассмотрения; осторожен, пока не получит полной ясности.

Предпочитает читать сам, чем чтобы читали ему. Читает хорошо, быстро.

Аккуратно, хорошо и правильно пишет, но теряется, если пишет слова, никогда ранее не виденные.

При общении предпочитает самую далекую дистанцию.

Организован, аккуратен, все вещи «на своих местах», подбирает цвета, размеры.

Выбирает слова, обозначающие то, что можно увидеть (цвет, форму, величину, удаленность): красиво, ярко, красный, на переднем плане, не представляю себе, нарисуй и т. д., видеть, смотреть, туманный, замечать и т. д.

 

Аудиал

Жесты как бы создают ритм речи, когда человек слушает, голова наклоняется вбок — поза «телефонной трубки».

Метроном, хорошо может копировать, речь организованная, ритмичная.

Легко запоминает последовательность, повторяет услышанное, учится, слушая, могут быть трудности в письме и математике. Читая, шевелит губами (проговаривает слова).

С удовольствием читает вслух и слушает, любит говорить, когда пишет.

При разговоре предпочитает среднюю дистанцию. Любит дискуссии, любит брать на себя ведущую роль в дискуссии, склонен к хождению вокруг да около, подробному, последовательному описанию событий.

Выбирает слова, обозначающие звуки: гремит, шуршит, тишина, звучит, мелодичный, разговаривать и т. д.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)