АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Может ли христианин осуждать?

Читайте также:
  1. Chef project skill secrets поможет Вам в запуске нового проекта.
  2. А ведь может быть намного хуже...
  3. А может все-таки запретить?
  4. А может, не было войны
  5. А только напоминание, - может быть, они будут богобоязненны
  6. А язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло, он исполнен смертоносного яда.
  7. А язык укротить никто из людей не может: это неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
  8. Абсорбционный чиллер предназначен для получения холодной воды, которая в последующем может использоваться в качестве хладагента в системах кондиционирования.
  9. АЙКИДО МОЖЕТ ПРИНЕСТИ ПОЛЬЗУ КЕНДО
  10. Алгоритм получения рейтинговой оценки также может быть модифицирован. Вместо формулы, рассмотренной выше, можно использовать одну из нижеследующих
  11. АЛКОГОЛИК – ЭТО ПЬЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК, ОСОЗНАВШИЙ, ЧТО ОН НЕ МОЖЕТ СЕБЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ.
  12. Без граждан, гражданского общества не может быть здоровой элиты, здоровой страны, здорового государства.

В связи с политкорректностью очень важно рассмо­треть тему осуждения, ведь она актуальна и в православ­ной среде. Действительно, христиане не должны осуж­дать, осуждение - это грех. Практически в любой книге о духовной жизни можно нЭйти цитаты, Подтверждающие эту мысль. Вот всего одна. Святитель Тихон Задонский: «Когда что худое увидишь в твоем ближнем, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, дабы в такой же порок не впасть, потому что мы - немощные, и с нами может случиться то же или даже еще худшее».

Но, конечно, главный аргумент против осуждения - это слова Спасителя в Евангелии от Матфея: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7,1). Однако чуть позже в том же Евангелии Господь прямо повелевает обличать согре­шившего брата (Мф. 18,15-17). Да и Сам порой говорит весьма нелицеприятно: «лицемеры», «сын погибели», «род лукавый и прелюбодейный», «сатана» (причем последнее слово относится апостолу Петру!).

Разве не обличал грешников Иоанн Креститель? «По­рождения ехиднины! - обратился он к фарисеям и сад­дукеям. - Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф. 3,7). Он не побоялся осудить даже самого царя Иро­да, за что и поплатился головой.

И многие христианские святые далеко не всегда про­являли политкорректность. СвященномученикАфиноген, возмущенный арестом монашеской братии, придя в город к судье, начал громко кричать: «Зачем ты обокрал меня, мучитель, расхитив церковь мою? Пусть видит Бог злое дело, совершенное тобой и пусть обрушит­ся Своим гневом на тебя!» А когда игемон Филомарх пытался заставить его при­нести жертву идолам, святой ответил ему, прямо скажем, не очень вежливо: «Мучитель беззаконный, пес прескверный и бесстыдный! Не испугаешь нас своими угрозами, делай, что хочешь: мы готовы терпеть все за нашего Бога».

Не церемонилась со сво­им истязателем и великомученица Марина: «Мерзкий пес! Свинья! Ты пожираешь человеческое мясо», - вот что он услышал от нее.

И мученица Христина князя, который ее терзал, назвала нечестивцем, а своего отца - слугой сатаны.

Какой же вывод можно сделать? Можно ли осужать или нужно следовать словам «не судите, да не судимы будете». Разрешимо ли это противоречие? Сами разрешать его мы не дерзаем, поэтому обратимся к писаниям святых отцов Православной Церкви.

Святитель Василий Великий на рассматриваемую нами тему пишет: «Поскольку Господь иногда говорит: «Не судите по наружности», а иногда повелевает: «Но судите судом праведным» (Ин. 7,24), то не вовсе запрещается нам судить, а показывает различие суда... Поэтому если что зависит от нашего произволения, иногда даже бывает и неизвестным, за то не надобно осуждать брата, по сказанному у апостола о неведомом: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4,5). Но защищать суды Божии - непререкаемая необходимость, чтобы умалчивающему самому не вкусить гнева Божия...» (Алфавит духовный. М., Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2006. С. 322-333).

История Вселенских соборов, жития святых ярко иллюстрируют нам это поучение. Вот, например, как противостояли Брестской унии 1596 года верные пасты­ри Православной Церкви. Иоанн Вышенский, уроженец Судовой Вышни под Львовом, подвизавшийся на Афоне, слал своим соотечественникам вдохновляющие послания. Короля Сигизмунда III, боровшегося с православными и всячески способствовавшего укреплению униатов, он на­зывал «дьяволом в короне». А в «Послании к епископам, которые отступили от православия», писал: «Для чего именем христианским бесстыдно осмеливаетесь себя на­зывать, если чести этого имени не уважаете?.. Будьте прокляты вы, (униатские) владыки, архимандриты, игумены, которые опустошили (православные) монастыри и сделали себе из святых мест имения, сами вместе с друзьями и слугами проводите там развратную и животную жизнь, возлежа на святых местах... а в монастырях нет монаше­ской жизни, нетпения и молитвы, воют псы...» (Гайдук Н. Брестская уния 1596 года. Минск, Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 1996. С. 68). А святитель Афанасий Брестский проклинал унию даже перед своей казнью, стоя на краю выкопанной для него могилы. Как ви­дим, совершенно никакой политкорректности там не было.

В согласии со святителем Василием Великим рас­суждал и святитель Иоанн Златоуст. Поясняя изречение Господа «не судите, да не судимы будете», он говорил о том, что Спаситель не всех и не за все запрещает судить, а только если человек, будучи исполнен бесчисленных грехов, порицает другого за маловажные проступки. Это рассуждение приводит в своем труде «Отпущение грехов и мнимая христианская любовь и всепрощение» фактически наш современник, архиепископ Аверкий (Таушев). Увидев ужасы кровавой богоборческой революции в России, а потом попав на Запад и убедившись, что либерально- демократическая идеология и там производит ползучий богоборческий переворот, он прекрасно понимал, каким тоталитаризмом греха чревата в современных условиях проповедь тотального неосуждения: «Атеперь, в пережи­ваемое наше страшное время циничного и откровенного лютого безбожия, мы, как христиане, верные Христу Спа­сителю и Его Истинной Церкви, не можем не осуждать со всей решительностью безбожников и кощунников, лютых богоборцев, стремящихся искоренить во всем мире веру Христову и разрушить Святую Церковь, осквернивших Отечество наше и надругавшихся над нашими святыня­ми... Надо хорошо знать и помнить, что совершенно чуждо истинного христианства зловредное толстовское учение ­о непротивлении злу: всякий истинный христианин не­примирим ко злу, где бы и в ком бы он его ни встречал. <...> Мы осуждаем слуг грядущего Антихриста и самого Антихриста. Неужели все это есть греховное осуждение, запрещаемое Евангелием, как пытаются убедить нас в этом современные умники-неохристиане, исполненные какой-то необыкновенной сверхлюбви и всеохватываю­щего прощения?»

Архиепископ Аверкий пишет и о том, кому выгодно подобное всепрощение: «Совсем никого и ни за что не осуждать - такого настроения в современном христиан­ском обществе только и хотят добиться слуги грядущего Антихриста для того, чтобы им легко и просторно было дей­ствовать, подготовляя в мире обстановку, благоприятную для скорейшего воцарения их властелина. Неужели в наше время каждому честному и сознательному христианину еще может быть не ясно, что безусловное всепрощение нужно лишь врагу Христову Антихристу, дабы люди окон­чательно потеряли чувство различения добра и зла, поми­рились бы со злом, охотно приняли его, а затем и самого Антихриста, не помышляя о борьбе с ним?»

О том же говорил в 1925 году и Иван Ильин: «Если я, не вмешиваясь, предоставляю свободу злодею духовно губить и кощунствовать, то я соучаствую в его злодеяниях. Где расточенная доброта попирается свирепыми живот­ными (Мф. 7,6), там необходимы гроза, страх, меч и стра­дание. А не говорить злу ни «да» ни «нет», значит сказать ему «да», поэтому прячущийся вовсе не выжидает, а пре­дает, ибо молчанием предается Бог «(Новый Век. 2006. №3, (36)).

Эту же позицию подтвердил в свое время и приснопа­мятный Святейший Патриарх Алексий, говоря о необхо­димости активной борьбы развращением детей и мо­лодежи: «Если мы будем молчать, нас просто уничтожат».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)