АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Любовь духовная и душевная

Читайте также:
  1. V. ПЕРВАЯ КАМЕРА - ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
  2. Автор Любовь Рогачевская.
  3. Безоговорочная любовь. Определение любви
  4. Безусловная любовь
  5. Бескорыстная любовь
  6. БЛИЗОСТЬ НЕВЕСТЫ И ДУХОВНАЯ ВОЙНА
  7. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛЮБОВЬ НАПОЛНЯЕТ МЕНЯ
  8. В последнее время я сталкиваюсь с непониманием – либо двое не понимают что такое любовь, либо не понимают до какой степени это хрупкая субстанция.
  9. В-третьих, если Богу без нас плохо, то с неизбежностью следует вывод, что Божья любовь – корыстная.
  10. Ваша истинная природа – Любовь и Счастье
  11. Ваша любовь к мужу
  12. Воспитание через любовь – основной тезис в воспитании детей по Сухомлинскому.

Мы нарисовали портрет женщины страдающей при во- церковлении. Такие женщины нам попадаются очень часто, и обстоятельства их жизни мы знаем достаточно глубоко.

Они обычно бывают совсем не вздорными, покладисты­ми, милыми, интеллигентными. Им присуще повышенное чувство ответственности, совестливость и альтруизм. Чего у них нет - и в этом состоит их проблема - так это твердо­сти характера, умения дать вжаких-то случаях решитель­ный отпор. Они теряются от грубости и хамского напора. Поэтому им легко сесть на шею, что нередко и делают их ближние, в данном случае в семье. Такие женщины - во­все не командиры. Наоборот, ими командуют все, кому не лень. В том числе, к сожалению, и дети.

Конечно описанная нами героиня должна печься о спа­сении своей души. Об этом нам постоянно напоминают Библия, святые отцы, молитвы, батюшки в проповедях. Но спасением своей души дело не ограничивается. «...Прошу и умоляю иметь великое попечение о своих детях и посто­янно заботиться о спасении души их», - призывал святитель Иоанн Златоуст (Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе. СПб., СПб. Духовная академия, 1898. Т. 3, кн.1).

Но не только дети должны входить в круг нашей за­боты. Вот что говорит далее святитель Иоанн Златоуст: «Мы дадим страшный ответ и в том, что теперь кажется маловажным, ибо Судия с одинаковой строгостью требует от нас попечения о спасении и нашем, и наших ближних. Посему Павел везде убеждает: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10,24); поэтому он и коринфян сильно порицает за то, что они не попеклись и не позаботились о впавшем в прелюбодеяние, но оста­вили без внимания опасную рану его (см.; 1 Кор. 5,1-2)] и в Послании к Галатам говорит: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового (Гал. 6,1). А еще прежде их он убеждает к тому же самому и фессалоникийцев, говоря: «Увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1 Фес. 5,11)...» (Тамже. Т.1, кн.1).

Ну, а теперь вернемся к семье описанной нами женщи­ны и спросим себя: в чем должна проявляться христиан­ская любовь по отношению к ним? Если печься о спасении их душ и считать это попечение главной стратегической целью, то необходимо добиться выполнения двух такти­ческих задач: они должны раскаяться в грехах и не пре­даваться больше им.

В жизни, правда, человек, порабощенный грехом, далеко не всегда хочет (и может) от него освободиться. Поэтому ему необходимо помочь, создать условия. Конеч­но это очень трудно сделать, но бороться за душу человека, одержимого страстями, это истинно христианский подвиг.

«Не смейте говорить о грехах и пороках! - поспешат одернуть нас специалисты по христианской любви. Потом процитируют что-нибудь из святых отцов на тему «займись лучше своей душой вместо осуждения ближнего».

А мы здесь вновь процитируем святителя Иоанна Зла­тоуста: «Дабы кто-нибудь не сказал: «Что мне заботиться о других? Погибающий пусть погибает, а спасающийся пусть спасается. Это нисколько меня не касается, мне повелено смотреть за собой», - [апостол] Павел, же­лая истребить такую зверскую и бесчеловечную мысль, противопоставил ей такие законы, повелевая оставлять без внимания многое из своего, чтобы устраивать дела ближних, и требует во всем такой строгости жизни. Так и в Послании к Римлянам он заповедует иметь великое по­печение об этом долге, поставляя сильных как бы отцами для немощных и убеждая их заботиться об их спасении (см.: Рим. 15,1). Но здесь он говорит это в виде увещания и совета, а в другом месте потрясает души слушающих с великой силой, когда говорит, что нерадящие о спасении братий грешат против самого христа и разрушают зданиебожие (см.: 1 Кор. 8,12)».

Но ведь этак ваша женщина будет давить на своих ближних - воскликнут сторонники толерантности. А она должна жить по-христиански, то есть любить всех, терпеть и смиряться.

Казалось бы, все правильно. Но их ошибка в неразли­чении духовной христианский любви и любви душевной, которая нередко (особенно когда имеешь дело с челове­ческими страстями и пороками) оборачивается грехом человекоугодия.

Об этом прекрасно сказал И. Ильин: «Душевная лю­бовь ослабляет дух, она неопределенна и беспредметна. Она враждебна волевым порывам. Она тяготеет к все- примиряющему и всеприемлемому нейтралитету. Это бесцельная любовь. Она не несет в себе ни духовного задания, ни духовной ответственности. Это самоценное наслаждение. Кто не позволяет ничему внешнему вы­вести себя из этого состояния, тот объявляется правым. Такая любовь не сближает любящего с другими людьми, ибо самодовольна и безразлична к их судьбе. "Главное, чтобы я любил, а остальное не в моей власти"» (Ильин И. О сопротивлении злу силою//Новый век. 2006. №3(35)).

Конечно, в жизни бывают сложные ситуации. А глав­ное, сложные чувства, когда нелегко отделить душевную любовь от духовной, эгоистическую от жертвенной. По­рой даже в довольно простых случаях возникает путани­ца. Приведем весьма характерный пример. Подобные истории слышишь в православной среде нередко. Муж был хроническим алкоголиком, регулярно приходил (а то и приползал) домой, по модному нынче выражению, «никакой». Но жена ему ни разу ничего не сказала, а лишь кротко укладывала в постель. И наутро тоже не заводила с ним разговоров о его пьянстве и уж тем более не упре­кала. Все терпела - ведь любовь долготерпит, плакала втихомолку, молилась... И Бог услышал ее молитвы! Муж довольно скоро умер от цирроза печени.

- Вот это вера! Вот это смирение! - заключила одна из рассказчиц. - Я лично своего бросила, не выдержала. Жить с алкашом никому не пожелаешь - это сущий ад. А она... Ни одного слова упрека! Вот что значит христи­анская любовь!

И сердце уже готово отозваться согласием на такую оценку. Но если подумать, подключить к сердцу ум, то станет не очень понятно, чем тут восхищаться. Муж жил, как свинья, и умер без покаяния. А жена его своей якобы христианской любовью в этом свинстве укрепляла. Алко­голики ведь часто не считают себя алкоголиками. Дескать, если захочу - брошу. Но пока не хочу. Я ведь не просто так пью, а с горя, я-человек чувствительный. Или с друзьями, за компанию. И потом, кому это мешает? Жена мне никогда слова не сказала...

А у нашей героини разве ближние ду­ховно не погибают? Муж от порнофильмов, дочь от блуда, ребенок от дьявольских компьютерных игр, а все вместе, включая бабушку с дедушкой от неверия, от без- божности.

«Любовь к ближнему есть любовь к его духу и духовности, а не жалость к его стра­дающей животности, - писал И. Ильин. - Любовь унизительна, если ее воля не направлена к духов­ному совершенству любимого».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)