АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПЯТЬ ПЕРВЫХ ШАГОВ САМОУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ,

Читайте также:
  1. II. Россия при первых Романовых.
  2. Во-первых, данная модель показывает необходимость привлечения специалистов служб маркетинга и НИОКР предприятия к выполнению всех стадий инновационного процесса.
  3. Время первых киевских князей
  4. Есть,однако, и факторы, препятствующие этому. Во-первых, в России не полностью
  5. Задание к лабораторной работе №11 «Косвенный и двухшаговый МНК»
  6. Космоцентризм первых греческих философов
  7. НАСТОЯЩЕЕ – СОБЫТИЕ В ЦЕЛОМ НЕ ВЫЗЫВАЕТ ОПАСЕНИЙ, ЕСЛИ НЕ УЧИТЫВАТЬ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ПРИЗНАКОВ РАЗЛОЖЕНИЯ. НЕ ИЩИТЕ ВИНОВНЫХ, МЕНЯЙТЕ СОБСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ.
  8. О великих достоинствах первых десяти дней месяца Зуль-Хиджжа
  9. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕСТОВЫХ ВОПРОСОВ 1 РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
  10. По учению мормонов, у Элогима есть гарем, от которого он рождает духовных сущностей. Первых двух звали Люцифер и Иисус
  11. Пошаговая инструкция
  12. Пошагово опишите ваши действия при пожаре в учебном заведении.

то основное, с чего приходится начинать каждому — и вам, и мне, и любому, каждому, для кого духовность не пустые слова, а жизнь. Начинать — каждый день, снова и снова, и не закан­чивать никогда.

«Пять первых шагов» — не означает, что сначала делается один шаг, потом второй, третий и так далее — нет, все шаги делаются одновременно.

Шаг первый. Самооздоровление.

Здесь уже не требуется дополнительных разъяснений. Все, что я написал вам относительно ОК, будет служить не только вашему телу, но и духу — при правильном к тому отношении. Суть опять-таки не только и не столько в том, каких результа­тов вы добьетесь, а в том, как и зачем будете добиваться. Физическое здоровье — не самоцель, но одно из средств оду­хотворения жизни.

НЕОБХОДИМО — НО НЕДОСТАТОЧНО!

Шаг второй. Самообщение. Переоценка ценностей. Обновление Кредо.

Пересмотреть и подвергнуть критическому разбору свои представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо» вообще и для вас в частности. Устроить открытый судебный процесс над основными смысловыми предпосылками вашей жизни. Над внутренними позициями. Над тем, что как бы «само собой разумеется» и от чего в первую очередь зависят ваши желания, ваши цели, ваше отношение к себе и другим, к любому обстоятельству и событию.

На каждое «да» найти «нет», на каждое «нет» — «да», на каждый довод — противодовод, на тезис — антитезис и снова тезис... Только таким путем вы придете к новому решению — синтезу. К новому отношению — к миру, к жизни, к себе, — к новому Кредо.

Делается это единственным способом: внутренним диало­гом. Разговором с собой.

Как вести внутренний диалог. Ни один человек на свете внутри себя не единствен. Это не стоит и доказывать, достаточно вспомнить, сколько раз в жизни вы противоречи­ли сами себе, не совпадали с собой, самоопровергались. Это нормальное человеческое состояние, и нужно лишь его внут­ренне узаконить, нужно, чтобы оно работало.

Внутренний собеседник. Есть ли у вас Сокровенный Чело­век — друг вашей души, Возлюбленный Друг?.. Нет, не обяза­тельно из людей, которые вас окружают, которых вы знаете лично (хотя это было бы, конечно, прекрасно...). Он может жить далеко; мог жить когда-то и где-то; может быть вашим отцом или матерью, учителем или другом детства, любимым писателем, композитором или артистом... Может быть и вы­мышленным лицом — персонажем, героем, созданным чьим-то воображением. Прометей, Дон Кихот, Гамлет, князь Мыш-кин, пушкинская Татьяна — в сущности, такие же живые люди, как мы с вами, а может быть, кое в чем и живее... Он может быть, наконец, и человеком, созданным вами лично, придуманным, и это будет, пожалуй, наиболее близко... Не­важно, короче говоря, кто это и живет ли в материальной действительности. Важно ввести Его в свой духовный мир — сделать своим Внутренним Собеседником*.

Без Него ваши диалоги с собой, сколько бы они ни продол­жались, вряд ли сдвинут вас с мертвой точки.

С Ним вы пойдете дальше, подниметесь выше.

* В «Искусстве быть другим» — Гость. 236

При небольшом усилии воображения вы всегда можете предугадать, что скажет, подумает или сделает в таком-то случае такой-то известный вам человек; пусть вы и ошибетесь, но главное: это может весьма и весьма отличаться от того, что скажете, подумаете или сделаете в том же случае вы сами. И вот это отличие — драгоценно.

Даже самые беспомощные попытки войти в мысленное общение с Превосходящим — плодотворнейшее занятие. В такие мгновения вы тянетесь к высоте — и пусть вы ее не достигаете, но вы растете. И рост ваш продол­жится.

Если только ваш Внутренний Собеседник будет выбран правильно — по душе, — то будьте уверены: его точки зрения, его «хорошо» и «плохо» окажутся во многом иными, нежели ваши. Возможны поразительные, потрясающие рас­хождения!..

Обсудите же с Ним жизнь свою и всеобщую. В чем смысл жизни и в чем бессмысленность?.. Что в жизни действительно ценно и что стоит внимания и забот — все? Или совсем ничего?.. Ради чего стоит жить — или ничто этого не заслужи­вает?.. Вы в теперешнем своем положении — верно ли его оценили?.. Теми ли мерками мерите, не заблуждаетесь ли в самых основах?..

Ваш Собеседник может преподнести вам немало сюрпри­зов, и, наверное, далеко не все из них будут приятными. Он может, например, легко доказать, что вы нечестны, двуличны, лживы и перед людьми и перед Ним (то есть перед собой); что вы совершенно не соответствуете тем духовно-нравственным ценностям, которые исповедуете. Вы можете оказаться в его глазах (то есть в своих) мерзкой личностью, полнейшим ничто­жеством...

Но ничего не бойтесь и будьте уверены: если только это действительно говорит ваш Сокровенный Человек, значит, Он видит и иную реальность, другие пецспективы — ваши воз­можности, еще не раскрытые. Он не из тех, кто гладит по головке, но и не тот, кто выносит приговоры. Все Его оценки открыты. Он ждет вашего ответа.

Ничего «само собой разумеющегося». «Всегда ли плохо болеть?» — казалось бы, что за вопрос? Конечно, всегда пло­хо! А Собеседник уверенно возражает: нет, не всегда. И болезнь может дать драгоценнейший опыт, развить дух, при­вести к открытиям, откровениям — тому в истории мы тьму примеров сыщем. Более того, может даже продлить жизнь! «Хорошо ли много знать?» Ну разумеется. А вот и не разуме­ется...

Жизнь духа кончается там, где начинается ограничен­ность. Весь смысл внутреннего диалога — в его открытости, в принципиальной незавершимости.

Посмотри: ползут муравьи муравьиной служить любви. Каждый ношей своей нагружен, каждый знает, зачем он нужен.

Ну а ты, а ты человек, проклиная времени бег, сам с собой никогда не дружен и не знаешь, зачем ты нужен...

Кредо — временная остановка. Мышление по природе своей бесконечно, но размышлениям до бесконечности пре­даваться нельзя. Всякий разговор, и с собой в том числе, приходится если не заканчивать, то прерывать и переходить к делам жизни. Чтобы можно было двигаться дальше, где-то нужно временно остановиться — и вовремя.

А что такое «вовремя»? А как узнать — вовремя или нет?..

На уровне духа звонок будильника этот вопрос не решит. Подсказчик только один: чувство.

Если вы вели внутренний диалог добросовестно, если дей­ствительно подружились со своим Внутренним Собеседни­ком — оно обязательно придет, это чувство, и придет вовремя.

Ощущение просветления, обновления... Ощущение внут­реннего освобождения — и покой, и возможность действо­вать, и решимость... вы сможете сформулировать свое новое Кредо — новое понимание смысла жизни. Быть может, всего лишь в двух —трех фразах или двух—трех словах. А может быть, и вовсе без слов...

...Но однажды придет весна, и, как почка от зимнего сна, тихим солнечным смехом разбужен, ты узнаешь, зачем ты нужен...

Сегодня вы в этом убеждены, сегодня вы в это верите. Завтра придете к другому; но, конечно же, Кредо — не то, что можно менять как перчатки. Это сердце вашего духовного организма, и ему нельзя останавливаться...

Не опоздайте на свидание с собой. «Технический» вопрос: а когда же и где же вести внутренние диалоги?

Спросите себя: когда же и где же вы думаете?.. Когда и где думается, не так ли?..

Вопрос в качестве.

Не забудьте о шаге первом. Наилучшие мысли приходят в голову свежую, которую дает чистота организма — гармони­ческое здоровье. Наилучшее место для общения с Внутренним Собеседником — оно же свидание с собой — открытый воз­дух, Природа, земля под ногами и небо над головой. Здесь совместите вы оздоровление телесное и душевное.

Шаг третий. Развитие самобытности.

Если вы вошли в общение с Внутренним Собеседником, то он, должно быть, уже заметил, что во многих отношениях вы живете (мыслите, чувствуете, двигаетесь, говорите...) не в со­гласии с ним — не по-своему. Не оригинально, не само­бытно, а... Как другие. Как кто-то. Как большинство... Как вам предложили, как показали, как навязали... Стандартно. Ба­нально. Безлико. Без божества, без вдохновенья...

Вы могли возразить, что по-своему жить (мыслить, чувствовать, двигаться, говорить, одеваться...) просто-напро­сто невозможно. Что, начиная со строения тела и мозга, все у людей в общем-то одинаково, вариации на одну тему. Что начиная с языка, на котором вам приходится говорить, с денег, которые приходится получать и платить, все у людей общее, все построено на стереотипах, и все главное волей-не­волей принимаешь от жизни в готовом виде. Что для каждого существуют препятствия к жизни по своим склонностям, и среди них не последнее — людская косность, глупость и не­терпимость. Что, наконец, само стремление к оригинально­сти — стремление наибанальнейшее. А почему, собственно, самобытность лучше стандарта? Смотря какая самобытность, какой стандарт — так ведь?..

Собеседник не мог с этим не согласиться. И, однако: «Но почему же ты не живешь (не мыслишь, не чувствуешь...) по-своему в тех хотя бы пределах, где это возмож­но? Да, люди в основном одинаковы; да, есть стандартные требования, есть писаные и неписаные законы, которые обой­ти нельзя. Да, и в твои мозги успели вогнать множество стандартов, стереотипов, шаблонов — еще в том нежном воз­расте, когда сопротивление этому было невозможно... И тем не менее: в одних и тех же условиях одни люди более стандар­тны, другие менее, одни безлики, другие имеют лицо, само­бытны. Это не готовое и не навязанное — это выбор. Что ты предпочитаешь?..»

Вы. Не знаю... Не представляю себе, в чем же именно можно и нужно быть самобытным. И как же найти свое, если затеряно? И вдруг его нет, не было и не будет?..

Он. О «нет» не может быть и речи. Раз есть ты, значит, при тебе твоя самобытность. Самобытен каждый ребенок — а значит, и каждый взрослый, лишь в более или менее заглу­шённом виде. У тебя есть способности, у тебя есть таланты, о которых ты и не подозреваешь...

Вы. Никаких способностей, никаких талантов, никаких дарований... Совершенно бездарная и тупая, совершенно се­рая личность...

Он. Неправда и клевета. Бездарности нет — есть лишь незнание СВОЕГО дара. Твое (и не только твое) пред­ставление об одаренности основано на ограничениях, узких мерках, опять же стандартных. На убеждении, будто существует регламент талантов: поэт, художник, ученый, ар­тист, спортсмен... организатор... оратор... кто там еще?., «светский человек»?.. Полнейшая чушь это меню талантов, убогая чушь. Все дело-то в том, что спрос на таланты в каждом месте и времени узок, ограничен, конечен. А предложение — бесконечно! Сообрази: сегодня есть талантливые физики, они в почете, они нужны. Но три тысячи лет назад еще не было никакой физики, а талантливые физики все равно рожда­лись?.. Талант — пленка, жизнь — проявитель. Есть талант полководца, но когда нет войны, гениальнейший полководец может мирно тачать сапоги и не ведать о своем даре, не так ли?..

Вы. Одни таланты престижны, другие не очень.

Он. А вот на это уже плевать. Талантливый дворник такая же нужная личность, как талантливый композитор. А сколько на свете еще дарований безымянных, неопределимых, невыразимых?.. Открой свой дар прежде всего для себя! Воз­делывай свой участок бытия — живи творчески! Выработай свой особый стиль жизни, свой жизненный почерк. Найди свой жизненный интерес, свое дело, не обязательно совпада­ющее с профессией. Пусть это будет то, что называют «увле­чением», или «хобби», — важно, чтобы это было действительно что-то твое, любимое. Фотография, коллекционирование бабочек, марок?.. Разведение кроликов, попугаев? Библио­фильство?.. Вязание?.. Имей смелость отдаться этому, как вдохновению, как любви, и поставь задачу: достичь, овладеть! Добиться максимума возможного! Знать или делать что-ли­бо — хорошо, отлично, превосходно, прекрасно, до совершен­ства! Может быть, твое призвание — составлять букеты, кра­сить полы, чинить старые велосипеды, улыбаться людям или просто молчать? Неважно: все это одинаково прекрасно, оди­наково нужно, лишь была бы влюбленность!.. У тебя могут быть и два, и пять, и сто двадцать пять призваний — следуй любому, совмещай, чередуй, лишь бы влюбленность!..

Вы уже поняли. Истинная самобытность достигается не стремлением к оригинальности, а одержимостью быть со­бой — любовным возделыванием своего жизненного участка. Не обязательно быть дипломированным ученым, прыгать вы­ше других, писать стихи.

Оригинальность возникает САМА, самобытность развива­ется и цветет, когда человек становится поэтом, исследовате­лем и рекордсменом своей собственной жизни, и совершенно при этом неважно, отличается ли он от других внешней фор­мой существования.

В этом и только в этом случае человек становится воистину ИНТЕРЕСНЫМ.

Внутренний диалог может изменить вашу жизненную про­грамму (отменить замужество, уехать в дальние края, сменить профессию и т. п.), но может и оставить все на местах, изме­нив не форму существования, а лишь содержание, лишь значение.

Лучше по-новому жить по-старому, чем по-старому жить по-новому.

Шаг четвертый. Самообразование.

Телу нужна пища телесная. Духу нужна пища духовная.

Без необходимого питания — дистрофия и гибель. Без знаний и культуры, без подлинного образования — никуда и никак, все понятно. Но что такое образование?..

Как тело не может усвоить пищу без желания, без аппети­та, так и дух ничего не усвоит без соответственного стремле­ния. Аппетит духа есть любознательность. Голод же — насто­ящий, здоровый духовный голод — есть страсть к Истине.

Можно блестяще закончить десяток университетов и ос­таться темным невеждой. Можно всосать в мозги содержание всех на свете библиотек — и стать ходячим кладбищем зна­ний. Так может получиться, если дух в результате неправиль­ного питания перестанет чувствовать подлинный голод. Как тело, пока его не сбили с толку, инстинктом всегда знает, какая пища ему нужна, так и дух сам, и только сам, может руково­дить своим питанием, выбирать пищу. Настоящее образова­ние — только само-образование. Любое обучение — только стимул к само-обучению. Как бы ни трудились педагоги, пре­поднося вам духовные деликатесы, как бы ни разжевывали, усвоить их или извергнуть — дело ваше, и только ваше.

Дух живой и здоровый разжует и окаменелость, переварит и непереваримое.

Спросите же себя: все ли возможное вы делаете для своего образования? Питаете ли свой дух регулярно и полноценно, умеете ли выбирать?.. Не впали ли в самоубийственное за­блуждение, сочтя, что ваше образование завершено?..

Все в ваших руках, живи вы даже в глухой таежной сто­рожке.

Немаловажна, конечно, и проблема снабжения. (...) Здесь легко заблудиться, запутаться, потеряться. Но ваш интерес выведет вас на путь. Неважно, каким он будет, — важно, чтобы он продолжался. Изберете ли вы стратегию широты («немногое о многом») или стратегию глубины («многое о немногом») — вы не знаете, что ждет вас за горизонтом.

Шаг пятый. Выход нз одиночества. Шесть замен.

Есть только один путь выхода из одиночества. Путь этот — идти к одиноким и выводить их из одиночества (осознаваемо­го или нет — разница небольшая). Есть только один способ найти настоящего друга. Способ этот заключается в том, чтобы стать самому таким человеком, которого вы хотели бы иметь другом, или хотя бы двигаться, приближаться к по­добию. В этом же и надежда снискать любовь.

Постарайтесь же произвести

ШЕСТЬ ЗАМЕН

в ваших привычных и таких понятных стремлениях; шесть замен, которые могут сотворить чудо в ваших взаимоотноше­ниях с людьми.

Вот и ключ к Тайне Номер Три.

Перестройка себя в этом духе потребует, разумеется, вре­мени. Скорее всего — целой жизни, которой может и не хватить...

НЕОБХОДИМО — НО НЕДОСТАТОЧНО!

Психотерапия — война с ограниченностью. Когда-нибудь, верю, какой-либо гений изобретет маленькую лампочку, кото­рая будет вовремя включаться, предупреждая:

ВНИМАНИЕ — ОГРАНИЧЕННОСТЬ!

А пока — сколько страдальцев и сколько жертв разнооб­разнейших ее разновидностей...

А пока — на сотни ладов: человек, ты безграничен. Чело­век, ты чело-вечен — узнай это и живи дальше! Ты в мире безмерно мал и в одиночку непоправимо беспомощен; но

  ОТКАЖИТЕСЬ ОТ СТРЕМЛЕНИЯ 1) к естественности, непри­нужденности, непосредст­венности; 2) интересовать, привлекать, нравиться; 3) вызывать уважение, доби­ваться престижа, призна­ния; 4) получать благодарность, тепло, симпатию и сочувст­вие; 5) скрывать свои недостатки; 6) получать помощь, поддерж­ку, быть предметом любви. Стремясь к этому, вы этою не добьетесь. Отказавшись от этого, вы это получите   СТРЕМИТЕСЬ 1) к внутренней независимо­сти — жить в соответствии со своим Кредо; 2) интересоваться, вникать, наблюдать людей; 3) внушать людям уважение к самим себе; 4) проявлять благодарность, согревать сочувствием, по­нимать причины человече­ских слабостей и несовер­шенств; 5) развивать свои достоинст­ва, принимать чужие успе­хи и достоинства как свои собственные; 6) помогать, приносить поль­зу, любить. Стремясь к этому, вы этого достигнете. Достигнув этого, вы получите то, от чего отказались

узнай, что ты всевозможен и всемогущ, что мы вечны, если едины. Человек, что бы ни было, каким бы ты ни был, — не будь ограниченным!

Да, на сотни ладов! Прекрасно и необходимо — заботиться о себе, любить себя, утверждать себя; нельзя только огра­ничиваться этой заботой, самоутверждением и самолю­бием, иначе становишься отвратительнейшим из животных. Прекрасно и необходимо любить — кого угодно; нельзя толь­ко ограничиваться любовью, не оставляя в себе ниче­го сверх того, иначе и любовь не будет полна, и любимому существу губительна. Прекрасно и необходимо — быть вер­ным, преданным (человеку, семье, делу, идее...); нельзя только ограничиваться этой преданностью, ею исчерпывать­ся, иначе нет уже в тебе человеческого, лишь фанатичное или рабское... Что угодно — без ограниченности, — и тогда, даже потеряв все, ты не потеряешься...


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)