АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОТНОШЕНИЕ К ВНЕШНОСТИ

Читайте также:
  1. I. Следует ли считать артикль отдельным словом? Каково его отношение к существительному?
  2. II. Отношение Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость
  3. А) Отношение сновидения к бодрствованию.
  4. Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  5. Билет 2 Миф об Осирисе.Отношение египтян к смерти.
  6. В каких плоскостях отличается соотношение зубных рядов при отогнатическом прикусе от прямого прикуса.
  7. Вещные права как явствует из наименования - есть права связанные с вещью, а последующие определенное отношение лица к вещи.
  8. Виды желаний и отношение к ним по Эпикуру
  9. ВЛИЯНИЕ ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ НА ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К СЛАБОУМНЫМ
  10. Г) Отношение к изобразительности.
  11. З) Отношение между сновидением и душевным заболеванием.
  12. Закон: понятие и виды. Соотношение права и закона.

Дорогой В. А! Умоляю вас!

Мне 26 лет, с 13 лет мечта о привлекательности, зависть ко всем хорошеньким. Я не просто некрасива, я отвратительна. У меня (...) и отталкивающее выражение лица. Посмотрите на фотокарточки и вынесите приговор, но прошу вас, без психотерапевтических комплиментов. Впридачу ко всему страшный характер. Я не могу улыбаться, не могу спокойно смотреть людям в глаза, каждое мое движение вымученно, неестественно, во всем сковывающее напряжение, ослабевающее, только когда я остаюсь одна, в четырех стенах. Я не могу ни с кем нормально разговаривать, в голове у меня все зажато и пусто, как в тумане, и желание одно: поскорей прекратить эту пытку. Общаясь с людьми, я думаю только о том, что они думают о моей внешности. Когда я прохожу мимо кого-нибудь, на меня так смотрят, что (...).

Почти все бывшие подруги повыходили замуж, некоторые успели уже разойтись. С одной из этих разведенных мы недавно случайно встретились. Она рассказала мне со слеза­ми, что муж оставил ее из-за недостаточно (...).

Я была у районного психиатра. Выслушал и с усмешкой сказал: «Вы нормальны. Успокойтесь. Внешность не имеет значения». Вот и все. Почти догадываюсь, что то же самое услышу от вас.

Ведь это неправда. Внешность имеет огромное значение, а для женщины это все. Признать себя нормальной я не могу.

Как добиться естественности? Я знаю, что бывают и красави­цы без обаяния. Но хоть чуточку непосредственности... Неу­жели безнадежно?

И. Т.

 

Случай типичный, и случай серьезный. Цитируя, я изъял из текста описание сопутствующих физических недомоганий (все телесные проявления глубокого хронического невроза), убираю и соответствующие места в ответе. Кое-что подправ­ляю в расчете на более широкую аудиторию.

Дорогая И. Т.!

Нет, не угадали. Не собираюсь и не подумаю даже психотерапевтически уговаривать вас, что внешность, мол, не имеет особого значения. Имеет. Особое.

Ну вот, к примеру, такое. Одна юная дама, перед тем как стать моей пациенткой, совершила нешуточную попытку от­правиться в мир иной по той лишь причине, что за намечен­ный срок ей не удалось сбросить 5 лишних килограммов веса, которые она считала губительными для своей талии и сопутст­вующего жизненного успеха. Между прочим, вес ее равнялся 65 кг при росте 166 см — нормальный, в общем-то, вес. Но она желала весить ровно 60 кг, и не более. Хорошо, допустим даже, что они действительно были лишние, эти 5 килограм­мов, они давали пять лишних сантиметров объема талии. Но измерять в килограммах свою жизнь, приравнивать ее к пяти сантиметрам — это уже трагично, вы не находите?.. Другая дама, отчаявшись что-либо поделать с упорной краснотой но­са (которую, кстати сказать, замечала только она), перестала выходить на улицу. Перестала принимать гостей. Перестала вообще с кем-либо общаться. Наконец, надела на себя марле­вую повязку — и стала жить в маске. Даже на ночь не всегда снимала: привыкла...

Так что, как видите, внешность действительно значит очень и очень много. Вопрос в том — ДЛЯ КОГО.

Стократная иллюзия. Прошу вас сосредоточиться — это важно! Вы уверены, что окружающие обращают пристальное внимание на вашу внешность. Предположим, что это и так. А не замечали ли вы другого удивительного явления? Вот вы надеваете новое платье или, скажем, новые туфли, вот выхо­дите на улицу, идете в кино, в магазин... И тут уж на вас смотрят все — ну буквально все, как по команде! Пялят глаза, выворачиваются!.. И что им за дело до вас? Ведь платье-то не какое-нибудь супермодное, обыкновенное платье, разве что новое...

Так смотрят, правда, только в первые день — два, а потом почему-то теряют интерес. Хотя платье вроде бы все еще новое...

Объясняю. Эта одна из самых общераспространенных ил­люзий восприятия, связанная с тем, что психологи именуют «проекцией» чувств. В действительности, когда вы надеваете свое обыкновенное новое платье, на вас смотрят не боль­ше и не меньше, чем когда вы выходите в старом. Но пока вы сами к новому не привыкли, то есть пока ваша внешность является предметом вашего собственно-то повышенного внимания, вам кажется, что она при­влекает и повышенное внимание окружающих.

Поняли?.. ЭТО ВАМ КАЖЕТСЯ. И так кажется КАЖДО­МУ в сходном положении. Иллюзия восприятия — работа незримого фокусника, в нас сидящего. И фокусник этот назы­вается эгоцентризмом.

Конечно, нечто сверхоригинальное может привлечь взгля­ды, не спорю. Но спросите у себя: сильно ли, а главное, надолго ли возбуждается ваше любопытство, если мимо вас проходит кто-то, выглядящий иначе, чем вы?.. Забыто — через долю секунды. Да и заметалось ли?.. Ведь взгляды по большей части бессознательны, автоматичны.

Прошу неослабевающего внимания. Чтобы помочь себе, вам нужно себя понять. А чтобы понять себя, вам нужно хотя бы в некоторых деталях понять общечеловеческую психоло­гию. Пожалуйста, уясните: в той или иной мере каждый человек пребывает в иллюзии, что его внеш­ность является предметом наипристальнейшего внимания ок­ружающих и непрерывно ими оценивается. А вы ПОЙМИТЕ И ЗАПОМНИТЕ — ЭТО НЕ ТАК!

Примите во внимание и другой факт, многократно подтвер­жденный психологическими экспериментами. Средний муж­чина — мужчина! — по меньшей мере в 10 раз более озабочен своей собственной внешностью, чем внешностью кого-либо другого. У женщин же, начиная примерно с 11 и приблизи­тельно до 56 лет, эта цифра увеличивается до ста. Да! И в том, что касается внешности, вы тоже в сто раз больше заняты собой, чем другими!

А стало быть, и в сто раз ошибаетесь.

«Ошибаются все, кроме меня. Какие там фокусы. Я-то знаю, я-то ведь вижу, что на меня смотрят, и главное, как смотрят...»

Не обольщаюсь: давно усвоил, что не так-то легко переубе­дить человека, пребывающего в иллюзии, тем паче в сфере, имеющей столь исключительное, я бы сказал даже без преуве­личения, умопомрачительное значение.

Ну хорошо: пусть даже и смотрят, пусть даже и ТАК смотрят, как вам представляется. А много ли ЭТО значит?

Услышать, чтобы увидеть. Знаменитая эта фраза приписы­вается Сократу, но я встречал нечто сходное и в жизнеописа­ниях других мудрецов. Приходит ученик и благоговейно смот­рит на учителя. Учитель смотрит сквозь ученика невидящим взглядом; ученик продолжает молча благоговеть. Учитель про­должает игнорировать; ученик падает ниц... Наконец учитель взрывается: «Ну что ты здесь ползаешь, путаешься под нога­ми? ЗАГОВОРИ, ЧТОБЫ Я УВИДЕЛ ТЕБЯ!»

Дорогая И., а теперь разрешите немного поговорить с вами не с позиции врача и психолога, а с позиции обычного представителя своего пола. Раскрою вам тайну мужчин, и даже не одну...

Внешность как результат внушения. Внимание!

Тайна Номер Один. МЫ РАЗНЫЕ. Не верьте, пожалуйста, никому из подруг, утверждающих, что всем нам нужно только одно, чтобы было «достаточно», и тому подобное. Неправда это, неправда глупейшая. Разные мы очень, и нужно нам — совсем разное. И настолько мы разные, что среди нас во множестве найдутся как любители, так и нелюбители ЛЮБОЙ внешности, ЛЮБОЙ формы ног, носа и прочего, равно как и ЛЮБОГО возраста, ЛЮБОГО характера... Ну конечно! Ведь мы и сами — разных возрастов и характеров, с разными носами, глазами...

Вот и Тайна Номер Два. НАСТОЯЩЕЙ ВНЕШНОСТИ ЖЕНЩИНЫ МЫ НЕ ВИДИМ.

Вы удивитесь: «Как это не видите?.. Вы что же, разве не отличаете стройных ног от кривых, тонкой талии от располз­шейся, носика изящного от не очень?..»

Ну как же, как же. Разумеется, отличаем. Только понимае­те, как бы это сказать... Своеобразно отличаем. Талия, напри­мер, и нос всегда представляются нам превосходными, если только у женщины красивые, стройные ноги. Ноги же всегда кажутся нам стройными, когда у женщины красивый рот. А рот будет красивым только в том случае, если у женщины красивые глаза. Красивыми же глаза бывают, когда женщина улыбается. Но не просто улыбается, а лично нам улыбается. И не просто нам лично, а — как бы это сказать... Со значе­нием.

...Вот-вот. Значение — больше ничего. Вот так и дела­ются стройными ноги и талии, красивым нос, рот и все ос­тальное. Вот и весь секрет привлекательности, обаяния и т. п. Говоря иначе, не в ту женщину мы влюбляемся, которая красива или хотя бы не уродлива, а как раз наоборот: в которую влюбляемся, та и красива, будь она для кого-то страшно сказать что. «Не по хорошу мил, а по милу хорош». А стало быть, видим мы вовсе не настоящую внешность (да и кто же ее знает, какая она настоящая?), а только ту, которую женщина нам ВНУШАЕТ. И все, стало быть, очень просто: чтобы стать самой красивой, прекраснейшей на белом свете, женщине достаточно внушить нам...

Значение — больше ничего. Но КАКОЕ значение?

Это уже Тайна Номер Три.

Теперь я хочу объяснить, зачем я раскрываю вам наши мужские тайны. Исключительно затем, чтобы вы не бес­покоились о своей внешности. Нет, я не предлагаю вам не следить за собой, не ухаживать за прической и пр. Сле­дить — да, ухаживать — да, сколько угодно. А вот беспоко­иться — нет.

Беспокоиться нужно совсем-совсем о другом.

«Заговори, чтобы я увидел». Но как же — заговорить? О чем? С какой интонацией, с какой миной, с какой скоро­стью?.. И как же заговорить — если внутри все зажато, все напряжено, как струна, которая вот-вот...

Вот-вот. О чем же и как вы будете говорить, если вы зажаты, скованы, стиснуты своим беспокойством?..

«...Значит, надо беспокоиться только о том, о чем и как говорить?.. Но ведь я об этом и беспокоюсь, и даже очень. И как раз это беспокойство...»

Нет-нет, вы не поняли. И о чем, и как говорить — об этом не следует беспокоиться.

Совсем-совсем о другом.

Душа и одежда. Я смотрю на вашу фотографию, на лицо и фигуру. Нет, не ждите ни «приговоров», ни «психотерапевтических комплиментов». Я ничего не могу сказать о вашей внешности — я НЕ ВИЖУ. Ни «отталкивающего выражения», ни (...) — ничего. Лицо особы женского пола — вот и все, что могу сказать. Это лицо может принадлежать и буфетчице, и учительнице, и актрисе; его обладательница могла бы быть и преступницей, и святой, его можно было бы не заметить, от него можно было бы отвернуться, в него можно было бы страстно влюбиться...

Лицо — только сосуд, который можно наполнить и просто­квашей, и драгоценным вином. То же самое и фигура. Согла­сен, ваша — не стандартного образца с обложки журнала мод. Вполне возможно, кому-то она не понравится, как например, фигура Венеры Милосской, которая очень не нравится одному моему приятелю. (Смотрите Тайну Номер Один). Я же думаю так: фигура ваша станет вполне привлекательной, если будет легко и свободно двигаться, если будет пластичной. Свободу же и легкость движений, пластику, способна придать любой фигуре только одухотворенность — то внутреннее наполнение, та психология, которая всегда переходит и на уровень физиологии. И особенно легко — в сочетании с доста­точно хорошим физическим состоянием, которое, в свою очередь, зависит как от вышеозначенного наполнения — со­стояния духа, — так и от образа вашей жизни, во всех конк­ретных деталях: питания, физических упражнений, пребыва­ния на свежем воздухе.

Короче говоря, и фигура — зеркало души.

Вот мы и подошли к самому главному. К тому, чем на­полняются изнутри и лицо, и фигура. Что дейст­вительно делает нашу внешность привлекательной или отталкивающей. О чем действительно следует беспо­коиться.

О значении.

...Как там сказано?.. «В человеке все должно быть прекрас­но: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Да-да, все должно и слегка затаскано бесконечными повторениями... А как быть, если не получается?.. Если, например, лицо имеет косметиче­ские дефекты, а прекрасной одежды нету в продаже или просто нет денег?.. Если прекрасных мыслей тоже почему-ли­бо нет?.. Если прекрасная душа нечаянно потерялась, допу­стим, в очереди все за той же одеждой?.. И главное, если приходится выбирать порядок, последовательность, выстраи­вать иерархию, то что поставить на первое место — лицо или мысли? Одежду или душу?

Случай нормы. Позвольте рассказать вам об одной двадца­тидевятилетней женщине, Л., руководительнице молодежного клуба-театра при ДК. Женщину эту в 18 лет постигло несча­стье: взрывом газа ей выжгло лицо. Рубцы — нечто ужасное, ну вы представляете. Косметическая хирургия оказалась бес­сильной, слишком глубокое поражение ткани. Улыбаться не­возможно, все стянуто. Зрение, к счастью, удалось сохранить, хотя и не полностью. Так вот, эта Л. представляет собой одно из самых великолепных существ женского пола, которое мне когда-либо приходилось встречать. Масса друзей, широкий круг интересов. Способный режиссер и талантливый педагог. Владеет несколькими языками, спортивна, замечательно му­зыкальна.

Знакомясь с новыми людьми, она обычно, улыбаясь внут­ренне, предупреждает (у нее удивительно мягкий голос): «Не пугайтесь, сейчас привыкнете». И правда, уже через две — три секунды первоначальное восприятие куда-то исчезает, словно растворяется. Перед вами милое, живое, привлекательное ли­цо. Представьте же себе это чудо — чудо, к которому сразу же привыкаешь, как к чему-то само собой разумеющемуся.

Л. обаятельна, популярна. Смеется: «Никак не соберусь сменить паспорт, там старая фотография...» Я видел эту ста­рую фотографию. Она не показалась мне лучше теперешнего ее облика — просто нечто совершенно другое. Л. как-то об­молвилась, между прочим, что с детства у нее был нелегкий характер и какой-то комплекс неполноценности. Сейчас ника­кого комплекса нет. Недавно вышла замуж, собирается стать матерью. Я знаком с ее мужем, это очаровательный человек, художник. У него есть одна физическая особенность: отсутст­вуют обе ноги, передвигается на тележке (тоже несчастный случай). Тем не менее он полон энергии, жизнерадостен, ост­роумен, а потому и эта особенность через две — три секунды общения перестает замечаться...

Вот что такое ВНУШЕНИЕ ВНЕШНОСТИ.

И — значение.

Известно ли вам, что юная Марина Цветаева одно время ходила стриженная наголо, в черном чепце и черных очках? Она спасала свой дух от преждевременного физического рас­цвета. У нее был слишком большой успех.

Чем красивее наружность, тем выше и требование ее внут­реннего оправдания — понимаете ли?..

Принять неизбежное с мужественным спокойствием; быть выше зависти и уметь восхищаться достоинствами других; не пренебрегать юмором, в том числе и по отношению к своей персоне, — это и значит исправить неисправимое.

Те же, кто по поводу своей внешности страдает и убивает­ся, кто зацикливается на ее реальных или воображаемых недостатках, равно как и те, кто оценивает других по «доста­точно» или «недостаточно», имеют один общий и печальный диагноз... Увы — нищета. Глубокая духовная бедность. И мне хочется сказать всем этим страдалицам и страдальцам — всем сразу, без различия комплексов и проблем: успокойтесь! Ваша проблема совсем не в талии (нос, ноги и т. п., ненужное зачеркнуть), а в том, что вы до сих пор слишком мало заботи­лись о значении своей жизни. Дай вам даже какую-ни­будь чудо-талию (ноги, нос.) — поверьте, счастливее вы не станете. Не там ищете.

Теперь мы подошли к самому болезненному и трудному. Если вы хотите действительной помощи, а не «психотерапев­тических комплиментов», не взыщите за прямоту и выслушай­те меня до конца. Прошу вас воспринять мои слова не как критику и обличения, а только как врачебную диагностику.

Воспаление нормы. Я не стану уверять, что вы нормальны или ненормальны. Дело совсем не в этом. Если уж употреблять это слово, то беда ваша и множества ваших товарищей и подруг по несчастью состоит в том, что вы слишком нормальны — да, слишком. Именно от нормальности (в вашем понимании) и надо лечиться.

Главное, чего вам не хватает, — это самобытного отношения к жизни. Одной-единственной настоящей смелости — быть собой. У вас практически нет своих собственных жизненных ценностей и мерил человечес­кого достоинства. Вы приняли за свое нечто чужое, дешевое и расхожее. «Привлекательность», «обаяние», «симпатич­ность» — что там еще входит в этот малый джентльменский набор?.. Иметь успех, выйти замуж, жить нормально, как все... (Кто это там среди «всех» живет нормально, хотел бы я, кстати, посмотреть). Рыночная психология. Рабская зависи­мость от стандартных оценок не самого высшего вкуса. А иначе сказать — духовная недоразвитость. Не умственная, а, подчеркиваю, духовная. Вы завидуете стандартно «хоро­шеньким», стандартно «непосредственным» (равным образом молодые люди того же уровня запросов завидуют «сильным», «нахальным», «пробивным», «с подвешенным языком» и т. п.). Вы желаете быть как минимум не хуже, чем ВСЕ, хотите играть в игру «здорового большинства». И не хотите принять очевидное: что игра эта — и не лучшая, и не ваша. И невдомек вам, что у вас есть свой путь, который приве­дет вас КО ВСЕМУ И КО ВСЕМ, но совершенно с другой стороны.

Путь этот мы можем с вами обсудить, если захотите, в следующем письме. А пока — жду реакции...


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)