|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Высотные здания 20-21ввВысотными зданиями в России со времён СССР считают здания высотой более 75 м или более 25 этажей. В других странах под термином «высотное здание» обычно понимают здание высотой от 35 до 100 м, здания выше 100 м (в США и Европе — выше 150 м) считаются небоскрёбами. Однако специалисты Совета по высотным зданиям и городской среде полагают, что невозможно дать чёткого определения понятия «высотное здание», хотя в общих случаях таковым можно считать здание от 14 этажей или высотой около 50 м. Высотные здания могут иметь разное назначение: быть гостиницами, офисами, жилыми домами, учебными зданиями. Чаще всего высотные здания выполнены многофункциональными: помимо помещений основного назначения в них размещаются автостоянки, магазины, офисы, кинотеатры и т. д. Заблуждение о том, что с изобретением лифтов в Америке и появились первые небоскребы, очень распространено. Однако достижения инженерной мысли были вторичны по отношению к мотивам возникновения высотных зданий. Основной причиной стал чрезвычайно быстро растущий спрос. Многочисленные банки и компании стремились упрочить свой имидж путем создания наиболее заметных и внушительных сооружений, а способ выделиться высотной доминантой стал особенно востребованным. Чикаго, будучи финансовым и промышленным центром Америки, обладал значительными ресурсами, а случившийся в 1871 году пожар буквально расчистил строительные площадки под новые здания. Именно в этот период мастера знаменитой «чикагской школы» во главе с Луисом Салливеном разработали принципы рационалистического построения зданий. Тогда же сформировался американский подход к высотному строительству, где рядом с одним небоскребом будет органично смотреться только другой небоскреб. Стечение практически случайных обстоятельств, сформировавшее этот принцип, было очень скоро востребовано и в Нью-Йорке, где к вопросам статуса и имиджа компаний добавились утилитарная нехватка и дороговизна земли, с одной стороны, и скалистые породы основания острова Манхэттен, позволившие значительно наращивать нагрузки на почву, – с другой. С развитием новых задач в архитектуре высотных домов появились и новые требования к технологиям и материалам. В первых кирпичных небоскребах несущими конструкциями были собственно стены, поэтому высота сооружения могла быть больше длины фасада максимум в 2-2,5 раза. В 1880-е годы в Чикаго постепенно появляются дома, оборудован-ные по последнему слову техники своего времени. Наиболее заметными из них становятся «Хоум Иншуренсе Билдинг» (1885) с полноценной си-стемой лифтов и «Монаднок Билдинг» (1891) с электричеством и даже телефонами. Но уже очень скоро становится очевидным, что строитель-ство зданий выше 50-метровой отметки требует использования других материалов и конструкций, так как кирпич чудовищно утолщает стены в нижних частях зданий. (В том же «Монаднок Билдинг» они достигали двухметровой ширины.) К середине 1890-х годов нормой строительства высотных зданий становятся каркасные системы из чугуна. Причем выбор материала скорее был вызван модой на него в эпоху ар-нуво, чем реальными прочностными характеристиками. Позднее, с началом ис-пользования стальных каркасов, произошел качественный скачок в дви-жении вверх всей американской архитектуры. Истинный расцвет высотного строительства в Америке пришелся на первую треть ХХ века. Применение железобетона уже в самом начале века позволило создать новые небоскребы, многие из которых по сей день остаются красивейшими и оригинальными сооружениями. Совершенствование конструктивной системы зданий позволило архитекто-рам свободнее располагать окна и проемы на фасадах, ведь стены перестали нести основные нагрузки. Это позволило выработать новые нормы инсоляции сооружений и придало самим постройкам того времени большую легкость и изысканность. Нью-Йорк активно застраивается высотными зданиями уже с начала ХХ века. Начав на излете века прошлого с обладания самой высокой постройкой в мире – «Парк Роу Билдинг» (1899, высота – 119 м) – город на острове обзаводится все новыми силуэтными доминантами. В 1908 году здесь вырастает башня корпорации «Зингер», а в 1913 году «Вулворт Билдинг». Интересно, что используемые в небоскребах стальные каркасы облицовывались кирпичом не только из эстетических соображений, но и для большей пожарной безопасности. Особую респектабельность и роскошь новым небоскребам придава-ло обилие продуманных деталей отделки фасадов. Однако реальную возможность оценить эти красоты имели немногие, а с улицы большинство изысков не прочитывалось. Поэтому все большее значение стали приобретать общие композиционные приемы разделения фасадов на крупные составляющие, а также характерный силуэт каждой башни оказывался важнее искусно выполненных деталей на верхних этажах. В результате изменения строительной практики в 1916 году в США впервые в мире вводятся нормы и правила строительства высотных зданий, содержащие конкретные указания по регламенту соотношения высоты здания и необходимой удаленности от соседних построек. Кроме того, согласно тем же инсоляционным требованиям, ступенчатая система убывания объемов зданий была признана наиболее приемле-мой для небоскребов. Долгое время пальму первенства удерживал 242-метровый небоскреб архитектора Гаса Гилберта, построенный по заказу мультимиллионера Фрэнка Вулворта и названный его именем. Лишь в 1930 году здание «Крайслер» смогло побить установленный ранее рекорд. Чтобы добиться этой цели, архитектору небоскреба Уильяму Ван Аллену пришлось пойти на ряд хитростей. Одновременно с его творением неподалеку возводился офис Бэнк оф Манхэттен, создатели которого также хотели установить высотный рекорд. Поэтому проект здания Крайслер, а особенно его высоту, пришлось долгое время держать в строжайшем секрете. В итоге тайна помогла Ван Аллену обойти конкурентов, и ненадолго его высотка стала недосягаемым идеалом. Однако рубеж в 319 метров, установленный небоскребом Крайслер, оставался непреодоленным лишь несколько месяцев. Уже в 1931 году было закончено возведение знаменитого нью-йоркского небоскреба Эмпайр Стейт Билдинг. 102 этажа этого дома выросли над Нью-Йорком на высоту в 391 метр. В начале 50-х годов на крыше небоскреба установили телевизионную антенну. Благодаря ей здание еще немного выросло и до семидесятых годов оставалось самым высоким в мире. После Второй мировой войны небоскребы начинают приобретать современные очертания. Становятся проще и лаконичнее архитектурные формы — готические элементы, столь популярные в первой половине столетия, уступают место «чистой геометрии». Здания все чаще напоминают огромные кубы и параллепипеды из учебника по стереометрии. Классикой этого жанра принято считать построенные в начале пятидесятых годов по проекту известного архитектора Миса небоскребы Лэйкшор Драйв в Чикаго и Сигрэм в Нью-Йорке. Эти дома на долгое время стали объектами для подражания. В это же время небоскребы перестают быть исключительно многоэтажными офисами, в них появляются торговые центры, кинотеатры, рестораны, магазины и другие объекты инфраструктуры. В семидесятые годы высотки по всему миру получают новый импульс роста: в Нью-Йорке возводят теперь уже печально знаменитые башни-близнецы. Это были первые офисные здания, перешагнувшие порог в 400 метров. Однако и этот высотный рекорд оказался недолговечен. Уже в 1973 году в Чикаго был построен небоскреб Сирс-Тауэр в 443 метра. Во второй половине двадцатого столетия небоскребы постепенно завоевывают мир. Во многом толчком к столь быстрому развитию послужила война, стершая с лица земли десятки городов. Некоторые населенные пункты приходилось попросту отстраивать заново, так как большая часть довоенных конструкций восстановлению не подлежала. Весьма активно высотные здания возводили в Германии. Франкфурт-на-Майне, финансовую столицу страны, нередко сравнивают с Нью-Йорком или Чикаго из-за большого количества небоскребов. Благосклонно отнеслись к строительству высотных домов и в Советском Союзе. В СССР проекты первых высоток были разработаны еще до войны, однако реализовать их тогда не удалось. После победы в Великой Отечественной войне Сталин вернулся к планам строительства в столице высотных зданий. Тогда и родился проект знаменитых сталинских высоток. При их создании архитекторы активно использовали американский опыт. Возможно, именно поэтому московские небоскребы так сильно напоминают своих заокеанских собратьев, построенных до войны в период увлечения готическими изысками. Столичные высотки стали символом роскоши по-советски, сформировав у граждан СССР представление о том, каким должно быть элитное жилье. С началом экономического роста в странах Юго-Восточной Азии бум строительства небоскребов переместился в те края. В течение последних десятилетий там были построены сотни высотных домов. Именно они во многом определяют сейчас внешний облик основных мегаполисов региона. Здесь же сегодня разворачивается основная борьба за звание самого высокого дома в мире. До недавнего времени пальму первенства удерживали 453-метровые малайзийские башни-близнецы из Куала-Лумпура, построенные в 1990 году. Однако в 2004 году в Тайбэе был торжественно открыт небоскреб, перешагнувший полукилометровый рубеж. На 101 этаже этого 508-метрового колосса разместились бесконечные офисы, торговый центр и даже обсерватория. В 2010 всех обогнала Бурдж Халифа 828 м.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |