|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Архитектурное цветоведениеЦвет служит средством информации, символом, и украшением. Зодчие древности и раннего средневековья считали цвет неотъемлемой частью формы, одним из главных факторов, обусловливающих впечатление, создаваемое архитектурным произведением. Архитектурное цветоведение основано на теоретических положениях науки о цвете и пользуется ее понятиями и терминологией. Оно охватывает широкий круг вопросов: взаимодействие света и цвета, их формообразующая роль в творческом методе архитектора, учет объективных факторов, определяющих выбор цвета в архитектурном проектировании, и др. Способность зрительного анализатора узнавать предметы по их отражательным свойствам в изменяющихся условиях освещения получила название константности цветовосприятия - на субъективно воспринимаемый цвет предметов иногда большое влияние оказывают удаленные в пространстве информативные детали. Т.о., константность восприятия цвета основана на узнавании картины в целом. Для объяснения особенностей цветового зрения, в том числе возникновения цветовых ощущений, наиболее известны трехцветная (трехкомпонентная) теория Юнга—Гельмгольца и теория оппонентных (противостоящих) цветов. Человеческий глаз различает несколько десятков тысяч цветов. Чтобы внести порядок, необходимо установить основные свойства. Характерным признаком цвета _яв^ ляется цветовой тон. Так, мы различаем цвета красный, желтый, синий и т.д. и их оттенки — желто-зеленый, голубовато-зеленый и др. В таких случаях говорят, что цвета различаются по цветовому тону. Названия цветов в спектре (красный, оранжевый, желтый и др.) сложились исторически, они условны и недостаточно определенны. Цветовой тон — наиболее заметный фактор, изменяющийся с изменением длины волны излучения видимого спектра, и поэтому он является характеристикой, позволяющей описывать цвет длиной волны монохроматического излучения, с которым он совпадает. Возможно, цветовой тон следует определить как главную (но не единственную) характеристику цвета, на основе которой цвета получают свои названия. Два цвета, одинаковые по цветовому тону, могут отличаться по насыщенности и светлоте. Среди цветов особое место занимают "бесцветные", или ахроматические. К ахроматическим цветам относятся белый и все серые вплоть до черного. Резкую грань между хроматическими и ахроматическими цветами провести не всегда легко, ибо есть много цветов, цветовой тон которых почти не улавливается глазом, так как они образуют переход от хроматических к ахроматическим цветам. У других же этот цветовой тон, или хроматичность, сильно выражен. Цвета с сильно выраженным цветовым тоном называют насыщенными. Насыщенность — характеристика, позволяющая наблюдателю оценить долю чистой хроматической составляющей в общем цветовом ощущении. Насыщенность оценивается числом порогов цветоразличения. Эта характеристика приближенно соответствует понятию чистоты цвета. Чистота цвета определяется как степень приближения цвета к чистому спектральному и выражается в процентах (Р, %). Чем выше чистота, тем больше насыщенность. Чистоту цвета принято считать объективной характеристикой насыщенности. Наибольшей чистотой обладают цвета спектра, чистота спектральных цветов 100%, Цветовой тон (или длина волны) и насыщенность (или чистота) называются цветностью, которая считается качественной характеристикой цвета. Цвета одинаковой цветности тем не менее могут отличаться друг от друга: один темнее, другой светлее. Так, один и тот же предмет, если его освещенность выше (а следовательно, выше яркость), воспринимается более ярким по сравнению со слабо освещенным. Количественное выражение уровня зрительного ощущения, производимого яркостью, называют светлотой. Светлота (яркость) — это количественная характеристика цвета. Разделение цвета на цветность и светлоту или цветность и яркость достаточно условно. На самом деле чем ближе поверхность к хроматической, тем более яркой она воспринимается. Это соответствует известному явлению — "эффекту Гельмгольца—Кольрауша" Цветовая адаптация — процесс функционирования органа зрения под воздействием цветовых стимулов. Различают световую, цветовую и темновую адаптацию. Цветовая яркость — это уровень зрительного ощущения, производимого фотометрической яркостью в заданных условиях наблюдения в зависимости от насыщенности и цветового тона. Таким образом, перечисленные параметры — цветовой тон (длина волны), насыщенность (чистота) и светлота (цветовая яркость) — являются основными параметрами цвета. В реальной жизни почти никогда не приходится иметь дело только с одним цветом; в архитектурной среде цвета всегда находятся в сочетаниях друг с другом. Любой цвет приобретает свое значение в композиции в определенных соотношениях с другими цветами, т.е. в той или иной цветовой гамме. Цветовая гамма — это совокупность цветов, выбранных для решения определенных функциональных, эстетических и эргономических задач для получения необходимого психофизиологического воздействия на человека. Степень общего психофизиологического воздействия цветов на человека оценивается количеством цвета Q, зависящим от цветового тона и насыщенности объекта и фона, соотношения их угловых размеров и яркостей, расстояния до наблюдаемого объекта, расположения в поле зрения, продолжительности восприятия. Цветовая тональность — это об- ший цветовой облик, некое общее ощущение от данной цветовой гаммы. Это понятие можно рассматривать как адекватное понятию колорита в живописи. Объединение цветов по цветовой тональности — важная закономерность, создающая целостность и гармонию цветовых сочетаний. Возможности сочетаний цветных элементов архитектурного объема неисчерпаемы. Гармоничными называют сочетания цветов, вызывающие положительные психоэстетические реакции и оценки. Такие сочетания могут быть простыми и сложными, контрастные и нюансные цветовые гармонии. В архитектурной композиции очень важно явление так называемого одновременного цветового контраста, при котором один и тот же цвет воспринимается по-разному в зависимости от того, какими цветами он окружен. Можно сказать, что под влиянием одновременного цветового контраста цвет объекта "сдвигается" в сторону дополнительного к цвету фона. Например, в музеях, выставочных залах с меняющейся экспозицией. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |