|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЧЕРКЕССКОЙ (АДЫГСКОЙ) ЖЕНЩИНЫ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ (XV – XIX ВВ.)Особенности разделения труда в адыгском обществе сформировали традиционные для черкесов гендерные социальные образы: мужчина – воин, а женщина – мать и домохозяйка. Однако, хоть война и была исключительно мужским социокультурным пространством, немаловажную роль в этой сфере играла и женщина. Ее функциональный статус в условиях войны был многогранным и проявлялся в нескольких основных формах: женщина как мощный стимулятор войны; женщина как воин; женщина как стратегический фактор обороноспособности Черкесии. Военно-стимулирующая роль адыгской женщины начиналась с брачных традиций, согласно которым, мужчина мог жениться на своей избраннице, только при наличии солидной воинской славы. В противном случае родители невесты отказывали ему в свадьбе, даже если он был богатым человеком. Сами черкешенки при выборе жениха всегда отдавали предпочтение прославленному воину, даже если он был бедным. Другими словами воинская слава у адыгов была главным калымом за невесту. Поэтому каждый черкес вынужден был активно участвовать в походах, пускаться в дерзкие военные авантюры и проявлять доблесть на поле боя, прославляя свое имя. Данный момент хорошо отражен в адыгском фольклоре. В предании о жанеевском князе Джембулате, его возлюбленная поставила перед ним условие, что выйдет за него замуж, если он совершит великий подвиг во славу своей Родины. В сказании о славном князе Улудае, последний искал для своей дочери жениха с воинской славой, которая смогла бы превзойти его собственную. В некоторых ситуациях острая нужда женщин в чем-либо, заставляла черкесов решиться на дерзкие военные предприятия, на которые они ранее не отваживались. Согласно адыгским преданиям, основным мотивом крупного похода кабардинцев на Бахчисарай (XV в.) и нападения черкесов на Черноморскую кордонную линию (1840 г.) послужил острый дефицит тканей, из-за которого их жены не могли сшить себе новые платья. Нередкими были случаи, когда мужчины после упреков своих жен в трусости бросались на отчаянные подвиги или фатальные действия. Данная тема хорошо отражена в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Беглец», где главный герой Гарун покончил жизнь самоубийством, после того как мать укорила его в трусости. Особо стоит отметить случаи, когда адыгские женщины подвергались насилию со стороны врага. Они служили главным аргументом в пользу начала жестокой войны с целью возмездия, а если она уже велась – придавали ей мощный энергетический импульс и яростный характер. Данный сюжет отражает знаменитое предание о наезде Кунчука, который в отместку за похищение своей невесты турецким пашой сжег Азовскую крепость. Во время Кавказской войны (1817-1864) имела место аналогичная закономерность: после карательных экспедиций русских войск в Черкесию, сопровождавшихся гибелью адыгских женщин и детей, обязательно в качестве возмездия следовали серийные набеги черкесов на кордонную линию и кровавые расправы над жителями линейных станиц. Следующей формой военного проявления адыгской женщины было ее непосредственное участие в сражениях в качестве воина. Многие черкешенки владели навыками применения оружия и верховой езды, что позволяло им сражаться в боях вместе со своими отцами и братьями. Эти реалии М.Ю. Лермонтов воплотил на страницах своей поэмы «Измаил-бей» в образе горянки Зары, которая в качестве воина принимала участие в боях в отряде князя Измаил-бея. Бывали случаи, когда на долю черкешенок выпадала роль непосильная для обычного воина. Так, в предании о нашествии Китай-хана на Кабарду, простая женщина Лашинкай в ходе длительного борцовского поединка у р.Чегем победила витязя Кайсына – лучшего борца Китай-хана, вынудив последнего увести свое войско с кабардинской земли. Но основная польза от присутствия женщин на поле боя заключалась в многократном усилении морального духа черкесских воинов, которые в этом случае проявляли исключительную стойкость и оказывали яростное сопротивление. Данный момент часто встречается на страницах военной истории черкесов. В одном из старых адыгских преданий, жанеевцы перед сражением с крымскими татарами вывели на поле боя своих жен, чтобы победить или умереть; это вынудило их проявить исключительную храбрость, начисто забыв о возможности бегства, и в итоге разгромить многочисленного неприятеля. В истории Кабарды следует отметить Кашкатаускую и Кишжибекскую битвы, когда кабардинцы, не выдержав сильного натиска соответственно калмыков и дагестанцев, увели своих жен и детей в горные ущелья, ставшие полем боя. Присутствие последних и детей обусловило исключительную стойкость и упорство кабардинских воинов, которые в итоге разгромили вторгшихся врагов. По ожесточенности эти две битвы сильно выделяются на фоне других исторических сражений. Во время Кавказской войны наиболее кровавыми и яростными были бои в окруженных адыгских аулах, когда черкесы не успевали эвакуировать своих жен и детей в горы и вынуждены были сражаться вместе с ними. Такие бои стоили русским войскам больших потерь. В более масштабном аспекте женщина выступала как стратегический фактор обеспечения обороноспособности Черкесии и выживаемости адыгов как этноса, нередко попадавшего в жернова истребительных войн. Высокий уровень и темпы рождаемости у черкесских женщин позволяли адыгам восполнить крупные боевые потери и восстановить численность своего воинства. Данный фактор, в сочетании с мобильно-оседлым образом жизни черкесов и природным ландшафтом их страны, неоднократно позволял им выстоять под натиском опустошительных нашествий многочисленных внешних врагов: сарматов, готов, гуннов, булгар, хазар, половцев, монголов, Тамерланова воинства и крымских татар. В итоге отметим: несмотря на то, что война у черкесов была преимущественно мужским занятием, роль женщины в ее социально-культурном пространстве была значительна и многообразна, хотя внешне слабо заметна. Образно говоря, личина войны у адыгов походила на двуликий Янус с мужским и женским лицом, при этом второе находилось в тени первого. Остахов Анзор Александрович – кандидат исторических наук, доцент кафедры Социологии, общей и юридической психологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (филиал в г. Пятигорске). Источник: Российская гендерная история с «юга» на «запад»: прошлое определяет настоящее: материалы Шестой международной научной конференции РАИЖИ и ИЭА РАН, 3-6 октября 2013 года, Нальчик. Т.1. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2013. – С.165-167.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |