|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗНАМЕНИТЫЕ ЧЕРКЕСЫ РОССИИВ последнее время, с ростом сепаратистских настроений все чаще приходится слышать негативные высказывания в адрес народов Кавказа и непризнание их частью российского народа. Однако для любого знакомого с кавказской культурой человека определенно ясно, что населяющие российский Кавказ жители и сегодня свято следуют старинным законам чести и справедливости, о чем говорят их поступки и творчество. Чтобы в этом убедиться, давайте обратимся к коренному населению Кавказа – черкесам и рассмотрим тот вклад, который они внесли в культурное наследие нашей страны. Прежде всего, напомним, что этноним черкесы и топоним Черкесия, начиная с XIII века, применяется для обозначения адыгского народа и его страны на Северном Кавказе. В свою очередь этноним черкес стал общеупотребительным в европейских и русских источниках ХV-ХIХ веках, при этом все черкесы (адыги) неизменно называли себя адыгэ. В настоящее время черкесы имеют численность 56,5 тыс. человек, что составляет 12% населения республики Карачаево-Черкесия (пер. 2010), где они населяют 17 аулов. Также адыги – коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи. Численность народа в регионе составляет 109 699 человек или 26% населения республики(пер. 2010). Также Черкесы является одним из коренных народов Кабардино-Балкарской республики. Черкесы являются самым многочисленным народом, проживающим в этой республике, они составляют 52,4% от ее населения или 492 628 человек. Таким образом, черкесы составляют значительную часть населяющих Кавказ народов. На протяжении истории представители этой группы играли большую роль в культурно-исторической жизни нашей страны. Чтобы в этом убедиться, давайте сначала рассмотрим выдающихся политических деятелей черкесского народа, послуживших примером для воспитания адыгской молодежи. Все знаменитые черкесские князья отличались широтой взглядов и дальновидностью, что подталкивало их к союзу с русскими правителями, в царствовании которых они сыграли немалую роль. Например, Темрюк Идаров – верховный князь Кабарды, знаменитый полководец, был отцом царицы Марии, жены Ивана Грозного, а также союзником русского царя. В правление Темрюка Кабарда стала вассалом России на Кавказе и вела войны против Крыма, Малых Ногаев и Шамхалата. Период правления Темрюка Идарова ознаменовался как время усиления Кабарды и увеличения ее политического веса в регионе. Большую роль в истории Черкесии и всего Северного Кавказа сыграл верховный князь Кабарды, полководец, Кургоко Атажукин (конец XVII–1709/ 1710). В период его правления произошла Канжальская битва (1708), в которой кабардинцы уничтожили крымско-османскую армию (до 35 тыс. человек). Это событие в истории региона огромно. Многие эпизоды Канжальской битвы сохранились в адыгском фольклоре в виде преданий и историко-героических песен, где Атажукин является главным действующим лицом. Кабардинцы под его руководством защитили свою Родину и сохранили политическую самостоятельность. Канжальская битва позволила высоко поднять авторитет Кабарды на Кавказе. Атажукин умер в 1709 году, по праву заслужив славу, уважение и любовь населения. О периоде его княжения в Кабарде сложены многочисленные фольклорные сюжеты, известные под названиями: «Крымцы и Кабарда», «Мщение Кургоки Атажукина», «Предание о свержении кабардинским народом ига крымских татар». Большую роль в истории черкесов как части народов России сыграл Беслан Джанхотов – знаменитый кабардинский правитель, разделивший адыгское общество на классы. Джанхотов Беслан (последняя треть XV – первая четверть XVI в.) – старший сын Джанхота Табулова, правнук Инала – родоначальника всех кабардинских княжеских фамилий. По преданию, он был настолько велик, что его не могла выдержать ни одна лошадь, поэтому он был вынужден ездить на арбе. Он заключил союз с Шамхальством – крупнейшим феодальным владением Дагестана – и надолго обеспечил безопасность торговых путей из Астрахани и Дербента в Кабарду. Также этот правитель учредил в кабардинских селениях судебные органы, подчиненные верховному суду (хей) во главе со старшим князем. Кроме того, он установил систему штрафов и наказаний за нарушение вводимых им законов и обрядов. Кабардинские князья, известные своей доблестью и мужеством, также вошли в произведения великих русских писателей, став прототипами их героев. Например, Измаил-бей Атажукин – кабардинский князь, известный политический и военный деятель своего времени, стал прототип Лермонтовского Измаил-бея. Этот князь середины XVIII века прославился при штурме Очакова, а также был награждён орденом Св. Георгия IV степени за участие в штурме крепости Измаил. Измаил-бей Атажукин активно участвовал в политической и культурной жизни кабардинцев и был ярым сторонником просвещения. Князь пытался решить разногласия с российскими властями мирным путём, но, к сожалению, его попытки не увенчались успехом. Прототипом другого героя М.Ю.Лермонтова – Казбека из «Героя нашего времени» – стал легендарный шапсугский полководец времен Кавказской войны Казбек Дугужуко. Значительную роль в истории кабардино-русских отношений сыграл Кучук Джанхотов – последний верховный князь Кабарды, крупный политический деятель. Политическая мудрость Кучука Джанхотова были в первую очередь направлены на обеспечение безопасности Кабарды и защиту ее интересов. Как подполковник российской армии, он верно служил государю, но как кабардинец, который имеет кровные связи и единую веру со своим народом, делал все, чтобы сохранить Кабарду и ее население. Став председателем Кабардинского временного суда он активно контактировал с царской администрацией и решал возникающие у народа проблемы. В своей книге «Кабарда: история и фамилии» С.Н. Бейтуганов дает следующую оценку Кучуку Джанхотову: «Только такой деятель национального масштаба, каким был Кучук Джанхотов, благоразумно сочетавший в себе интересны Кабарды и России, был в состоянии выразить подлинные интересы народа в принципиально изменившейся ситуации…» Крупный политическим и военным деятелем России был князь Яков Куденетович Черкасский, впервые упомянутый в первоисточниках в 1625 году. С начала царствования Алексея Михайловича князь Яков Куденетович стал принимать активное участие в жизни двора: он сопровождал царя в походах по монастырям, ездил с ним тешиться в подмосковные села, обедал у государя по случаю больших праздников или радостных событий в царском семействе, а 16 января 1648 г. при бракосочетании государя с Марьей Ильиничной Милославской был в тысяцких. Все это свидетельствует о большом доверии и уважении, которым пользовался князь со стороны русского царя. Польская война, начавшаяся в 1654 году, дала возможность князю Якову Куденетовичу проявить себя в ратном деле: его причисляют к самым выдающимся полководцам царствования Алексея Михайловича. Имя его было настолько популярно, что народная молва приписывала ему даже готовность выступить одним из вождей движения, направленного против Морозова и Милославских в 1649 году. Большой вклад в историю также внес знаменитый кабардинский полководец и политический деятель Касбулат Муцалович Черкасский (Хазбулат удалой). Касбулат Муцалович Черкасский пользовался авторитетом среди князей и мурз Северного Кавказа, а также терских и астраханских воевод. Его хорошо знали не только на Кавказе, Астрахани и Дону, но и в Москве. Вот выдержка из одной царской грамоты Алексея Михайловича Касбулату Черкасскому по поводу очередного удачного похода: «А служба твоя и радение у нас, великого государя… никогда забвенны не будут». В 1662 году князь Каспулат Муцалович Черкасский со своим полком оказал решающую помощь донским казакам, воевавшим с крымскими татарами и ногайцами. В 1668-1669 годах по инициативе князя Касбулата Черкасского русское правительство перенесло Терский город на новое место под названием Копань. Известна также старинная донская песня о Касбулате удалом. Известны своей доблестью и мужеством и современные черкесские военные. Например, Султан Сосналиев – командующий абхазской армией во время грузино-абхазской войны, кабардинец. Этот мужественный человек имеет награды: Герой Абхазии (27 сентября 1994 года) «За выдающийся вклад в создании Вооруженных Сил Республики Абхазия и последующий разгром превосходящих сил противника»; Орден Красного Знамени; Орден Александра Невского (СССР); Орден «Честь и слава» («Ахьдз-Апша») I степени (14 октября 2003 года); Заслуженный военный лётчик СССР. Многие черкесские князья сыграли видную роль не только в политической, но и в научной сфере развивающегося российского государства. Так, Александр Бекович Черкасский, сподвижник Петра I, крупный ученый и военный деятель, совершил ряд экспедиций в Среднюю Азию, а в 1717 возглавил русскую экспедицию (около 5 тыс. человек) в Хиву. Целью экспедиции были переговоры с хивинским ханом о принятии российского подданства, а также для поисков золота в русле Амударьи. Огромную просветительскую роль в истории черкесского народа сыграл Султан Хан-Гирей – адыгейский князь, просветитель, начальник Горского полуэскадрона, охраны русского императора. Султанов Хан-Гирей (1808-1842) известен как этнограф, фольклорист, искусствовед, создатель азбуки родного языка, автор проектов по «гражданскому устройству» своего народа. Своими произведениями он внес значительный вклад в адыгскую культуру и адыгскую литературу, за что по праву считается одним из основоположников адыгской этнографии. Знаменитым кабардинским просветителем, безусловно, является и Шора Бекмурзин Ногмов (1794-1844), автор «Истории адыхейского народа». Обладая желанием посвятить себя научной и просветительской деятельности, Ногмов решил, что наилучший путь для этого лежит через службу в российской армии. Сначала он служит переводчиком, а затем, с 1824 года, полковым писарем. Его одарённость к языкам снискала ему уважение и привлекла интерес командования. Поэт пушкинской поры С. Д. Нечаев, встретивший Ногмова в 1825 году на Горячих Водах, указывает на то, что он «одарен счастливыми способностями», «владел арабским, турецким, персидским, русским и абадзинским языками». В 1840 году Ногмов завершает свой труд – «Начальные правила адыхейской грамматики». Это была первая в истории адыгов разработка грамматики их родного языка. Немного позже Ногмов завершает «Кабардино-русский словарь», вобравший более четырёх тысяч слов, и «Историю адыхейского народа». Славятся черкесы и выдающимися творческими людьми, внесшими огромный вклад в культуру Российского государства, на всей территории которого по достоинству оценивают их творчество. Это и Юрий Темирканов – великий адыгский композитор и дирижер, с 2007 года являющийся главным приглашенным дирижёром Большого театра. Дирижёрский стиль Темирканова отмечен яркой эмоциональностью, глубиной проникновения в авторский замысел как в симфонических произведениях, так и в операх. Записи Темирканова включают в себя симфонии П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, балеты И. Ф. Стравинского, оперу Р. К. Щедрина «Мёртвые души» и другие сочинения преимущественно русского репертуара. Среди современных черкесских художников отдельное место занимают Кишев Мухадин и Михаил Шемякин. Кишев Мухадин родился в 1939 году в селении Чегем в Кабардино-Балкарии. Он создал немало монументальных произведений в различных городах Советского Союза, в том числе в Железноводске, Анапе, Пятигорске и Ростове-на-Дону. Многие монументальные произведения Кишева украшали правительственные объекты 4-го главного управления Министерства здравоохранения СССР. Художник регулярно участвует в благотворительных выставках. Недавно «Кишев Арт Фонд» проводил на Родине художника, в Нальчике, аукцион его картин, средства от продажи которых были переданы детским домам Кабардино-Балкарии. Михаил Шемякин – кабардинец из рода Кардановых, всемирно известный художник и скульптор. Диапазон, в котором работает Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка до монументальной скульптуры, театра и кинематографа. Тематика его творчества тоже разнообразна: от театрального гротеска до метафизических образов. Среди наиболее известных работ мастера можно выделить памятник Петру I в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург, 1991, и Мемориал «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы), Санкт-Петербург, 28 апреля 1995 года. В настоящее время Шемякин совместно со студией «Союзмультфильм» работает над полнометражным мультфильмом «Гофманиада». Среди выдающихся черкесских писателей следует назвать: основоположника новописьменной адыгейской литературы Тембота Керашева (1902–1988), чьи произведения переведены на многие языки мира; Али Шогенцукова – знаменитого кабардинского поэта (1900 –1941), основоположника советской кабардинской поэзии, который перевел на кабардинский язык сочинения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко, М. Горького, К. Хетагурова; Алима Пшемаховича Кешокова (1914 – 2001), поэта и прозаика, подписавшего Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о Солженицыне и Сахарове; крупнейшего кабардинского писателя Алима Кешокова. Неоспорим вклад и Кардангушева Зарамука Патуровича (1918–2008) – писателя, ученого-этнографа, артиста. Зарамук Кардангушев был автором первого и единственного перевода на кабардинский язык уникального труда Шоры Ногмова «История адыхейского народа». Он также известен как один из составителей этно-музыкальной антологии «Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов» (1980-1991 г). Безусловно, большой вклад в культуру внесла и актриса, любимая всеми россиянами, Лия Ахеджакова. Сегодня серьезные надежды Россия возлагает и на участника Олимпийских игр по вольной борьбе Каплана Хамида. Таким образом, становится очевидно, что выдающиеся деятели черкесского народа, ставшие примером для молодого поколения адыгов, воспринимали свой народ как часть российского государства, важнейшие моменты в истории которого всегда находили отклик в творчестве черкесских просветителей.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |