|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Какзлые духи, горцы мчатсяС победным воем им вослед, И никому пощады нет!» [7]. Дикий натиск горцев вгонял неприятеля в паническое состояние и делал его абсолютно беззащитным, что в разы увеличивало его людские потери. В итоге, М.Ю. Лермонтов, четко указывает, что адыгское военное искусство основывалось на трех китах: мобильность, ударная мощь атаки и шашечный бой. Их органичное сочетание, украшенное кистью поэта, породило тот яркий облик черкесского воинства, который запечатлелся в исторической памяти. До сих пор многие люди смотрят на черкесов сквозь призму лермонтовских зарисовок. Но вскоре в истории адыгов, как и других народов Северного Кавказа, наступил переломный момент – эпоха Кавказской войны (1817-1864). Доселе непобедимому и непокорному воинству кавказских гор был брошен вызов с севера. На горизонте в лице Российской империи появился серьезный противник, который являлся носителем совершенно новой военной системы, порожденной Великой Огнестрельной революцией: «Боевые батальоны Тесно в ряд идут, Впереди несут знамены, В барабаны бьют; Батареи медным строем Скачут и гремят, И, дымясь, как перед боем, Фитили горят. И испытанный трудами Бури боевой, Их ведет, грозя очами, Генерал седой» [8]. Произошло грандиозное столкновение двух диаметрально противоположных военных систем – европейской в лице России и азиатской в лице черкесов. Первая базировалась на главенстве пехоты, высокой огневой мощи (линейный ружейный огонь и артиллерия), штыковом бое, боевом строе, коллективном ведении боя, единоначалии и жесткой дисциплине. В основе второй лежали совершенно другие принципы: главенство кавалерии, мобильность, рукопашный бой, отсутствие боевого строя, героический индивидуализм, слабое единоначалие и воинская дисциплина. В итоге произошел тактический кризис: адыгское военное искусство, идеально функционировавшее на протяжении многих столетий, оказалось неэффективным против военной машины Российской империи. Неудержимый натиск ударов черкесской кавалерии разбился о линейный строй ощетинившейся штыками русской пехоты, словно морские волны о каменную стену: «Здесь бурный конь с копьем вонзенным, Вскочивши на дыбы, заржал; Сквозь русские ряды несется; Упал на землю, сильно рвется, Покрывши всадника собой, – Повсюду слышен стон и вой» [9]. Также конные атаки черкесов были бесполезны против черноморских казаков, когда они выстраивались в пехотные порядки и ощетинивались длинными пиками. Шашечный бой адыгов, доселе кромсавший вражеские массы, оказался бесполезным против убийственного огня русской артиллерии: «Ядро во мраке прожужжало, И целый ряд бесстрашных пал; <…> Повсюду стук, и пули свищут; Повсюду слышен пушек вой; Повсюду смерть и ужас мещет В горах, и в долах, и в лесах; Во граде жители трепещут; И гул несется в небесах. Иный черкеса поражает; Бесплодно меч его сверкает» [10]. Использование картечи приводило к многократному возрастанию поражающей силы пушечного огня, наносившего огромный урон черкесской кавалерии. Не зря русские солдаты прозвали артиллерию «грозою горцев» [11]. Другим эффективным средством против рукопашного боя черкесов был штыковой бой, который русская пехота умело сочетала с артиллерийским огнем: «Раздался вдруг нежданный гром, Всё в дыме скрылося густом, И пред глазами Измаила На землю с бешеных коней Кровавой грудою костей Свалился ряд его друзей. Как град посыпалась картеча; Пальбу услышав издалеча, Направя синие штыки, Спешат ширванские полки» [12]. Героический индивидуализм адыгского воинства, придававший ему доблестную и величественную окраску был бессилен против русских солдат, спаянных общим коллективным духом: «Но вот несется На лошади черкес лихой Сквозь ряд штыков; он сильно рвется И держит меч над головой; <…> Но вдруг толпою окружен; Копьями острыми пронзен» [13]. В этой неравной борьбе у черкесов, как и у других северокавказских горцев не было ни единого шанса на победу. Все их неимоверные усилия, направленные на защиту своей свободы, оказались бесплодными. Неизбежным итогом этого героического сопротивления могло быть только поражение. Адыгам не оставалось ничего другого кроме как смириться с этой участью в упорной борьбе с достойным противником: «Смирись, черкес! и запад и восток, Быть может, скоро твой разделят рок. Настанет час – и скажешь сам надменно: Пускайя раб, но раб царя вселенной!» [14]. В заключение отметим, что М.Ю. Лермонтов в краткой и доступной форме дал основательные ответы на вопросы, которые многие десятилетия волновали умы не одного десятка ученых-кавказоведов. Поэтому его имя можно поставить в один ряд с такими корифеями кавказоведения как В.А. Потто, Н. Дубровин, И. Бларамберг, Р.А. Фадеев и Хан-Гирей. Затронув военно-историческую тематику, Михаил Юрьевич в очередной раз продемонстрировал величие своего многогранного таланта. Военное искусство народов Северного Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова – это новое направление, которое до сих пор остается неоткрытым и неисследованным, несмотря на то, что оно буквально лежит на поверхности. ПРИМЕЧАНИЯ
1. Лермонтов М.Ю. Измаил-бей // Лермонтов М.Ю. Поэмы. Собр. соч. в 4 томах – Л., 1980. – т.2 – С. 176. 2. Лермонтов М.Ю. Указ. соч. – С. 186. 3. Потто В.А. Два века Терского казачества. – Ставрополь, 1991. – С. 20. 4. Лермонтов М.Ю. Измаил-бей… – С. 186. 5. Лермонтов М.Ю. Указ. соч. – С. 187. 6. Фонвиль А. Последний год войны Черкесии за независимость 1863-1864 гг.: Из записок участника-иностранца. – Нальчик, 1991. – С. 27. 7. Лермонтов М.Ю. Измаил-бей… – С. 188. 8. Лермонтов М.Ю. Спор // Лермонтов М.Ю. Поэмы. Собр. соч. в 4 томах – Л., 1979. – т.1 – С. 476. 9. Лермонтов М.Ю. Черкесы // Лермонтов М.Ю. Поэмы. Собр. соч. в 4 томах – Л., 1980. – т.2 – С. 12. 10. Лермонтов М.Ю. Указ. соч. – С. 12-13. 11. Дубровин Н. Черкесы (адыге) // Документы и материалы по истории адыгов. – Нальчик, 1991. – Вып.1. – С. 182-183. 12. Лермонтов М.Ю. Измаил-бей… – С. 188. 13. Лермонтов М.Ю. Черкесы… – С. 13. 14. Лермонтов М.Ю. Измаил-бей… – С. 175. Остахов Анзор Александрович – кандидат исторических наук, доцент кафедры Социологии, общей и юридической психологии ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» (филиал в г. Пятигорске). Источник: М.Ю. Лермонтов в русской и зарубежной науке и культуре: Материалы Всероссийской научной конференции (14-16 мая 2012 года). – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2013. – С.22-28. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |