|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ДВЕ ФОРМЫ РЕЧИ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ. ЖАНРЫ РЕЧИРусский литературный язык существует в двух формах: устной форме и письменной. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые хорошо описаны в книге Л.А. Введенской и П.П. Червинского «Теория и практика русской речи», а также в других учебных пособиях по культуре речи. Мы рассмотрим основные признаки того и другого вида речи, помогающие понять их отличие друг от друга. Главные направления, по которым различается устная и письменная речь – это создание, восприятие; содержание, жанры. Устная речь – 1) звучащая, 2) создаётся в процессе говорения, 3) отличается словесной импровизацией, свободой в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выраженной мысли. Письменная речь – 1) графически закреплённая, 2) может быть заранее обдумана, 3) характерны некоторые языковые особенности: преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов. Устная речь отличается от письменной речи также характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно его представить себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто её читает. Напротив устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как её воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки, смех – всё это может повлиять на характер речи, изменить её в зависимости от этой реакции. Говорящий человек создаёт, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, исправлять, изменять. Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов, употребления слов, построения словосочетаний, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям значения слов. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы её воспроизвести ещё раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы её содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Если учитель читает текст урока по книге, авторитета у него нет. Если агитатор всё время пользуется шпаргалкой, можете заранее знать, что он никого не сагитирует. Если человек в суде начинает давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесённую из дома рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она будет интересной. И выяснится, что она плоха не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила здесь живую устную речь. Эти примеры наглядно подтверждают невозможность подмены одной формы речи другой, т. е. там, где необходимо писать, не стоит просто говорить, и там, где нужно, говорить, не следует прибегать к письменной речи. Почему возникает такая разница в использовании одного и другого вида речи? Дело в том, что написанный текст является посредниками между людьми, когда они не имеют возможности живого общения. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится помехой при общении. Письменная речь чаще всего представлена нормированным (кодифицированным) языком, хотя имеются такие жанры письменной речи, как заявления, письма, докладные, объявления и подобное, в которых может быть отражён разговорный язык и даже просторечие. Устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трёх разновидностях: нормированная речь, разговорная речь, просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется особыми коммуникативными и стилевыми признаками. Кодифицированная устная речь отличается следующими признаками: 1) официальность общения, 2) подготовленность речи. Стилевыми признаками нормированной речи являются: 1) соответствие литературной норме, 2) большая соотнесённость с письменной речью, 3) общепонятность, 4) небольшая возможность выбора вариантов языковых единиц. Разговорная речь отличается следующими признаками: 1) непринуждённость общения, 2) неофициальная обстановка общения, 3) неподготовленность речи. Стилевыми признаками этой формы речи являются: 1) тенденция к свободному производству языковых единиц и тяготение к автоматизму речи, 2) широкое использование речевых стереотипов, 3) конситуативность (опора на ситуацию как составную часть коммуникативного акта), 4) вариативность, подвижность языковых средств. Разговорная речь в сравнении с кодифицированным языком обладает особенностями, которые проявляются на всех уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом. Фонетические особенности разговорной речи: большая вариативность произношения, территориальные варианты произношения, редукция произношения, выпадение звуков (неполный стиль). Лексические особенности разговорной речи: широко представлена нейтральная стилистика; используются слова из общенародного языка (общеупотребительная лексика); свободное образование новых слов (окказионализмов – «слов по случаю»); использование слов с разной стилистической окраской (переплетение книжных, разговорных, просторечных слов); расширение значения слов общенародного языка. Из многочисленных морфологических особенностей языка для разговорной речи свойственны такие: отсутствие склонения у сложных и составных числительных; отсутствие простой формы превосходной степени прилагательных (интереснейший, многократнейший, сложнейший и т. п.) и сложной сравнительной степени (более интересный), малое использование кратких форм прилагательных (молода, знаменательна); широкое использование глаголов в форме прошедшего времени и настоящего повествовательного при рассказе о прошлых событиях (подхожу я вчера и увидел …); отсутствие причастий и деепричастий, широкое употребление местоимений; широкое употребление частиц, междометий. Синтаксические особенности разговорной речи: эллиптичность (пропуск членов предложения, которые легко восстанавливаются из ситуации); повтор слов (для выражения усиления действия, признака: (делаю-делаю, хожу-хожу, жду-жду, далеко-далеко), незаконченность предложения, уточнения, пояснения, особые разговорные конструкции: обращения, оценочные конструкции: Ещё бы!, Ещё как!, Ну и ну!; объединения глаголов: взяли сказали, взял и пошёл. Просторечие как форма устной речи имеет свои особенности. Коммуникативные качества просторечия представлены следующими признаками: речевое неразличение коммуникативных сфер официального и непринуждённого общения; отсутствие специфических форм этикета, либо их смешение; смешение функционально-стилевых форм речевого поведения; сосуществование особой письменной формы: объявления, заявления, письма; значительная степень индивидуальной вариативности в речи говорящих; большая выраженность тенденций, общих у просторечия с разговорной речью (упрощение, экономия языковых средств, речевых затрат); коммуникативная несогласованность высказывания со сферой адресата и прерванность обратной связи с собеседниками; большая опора на личный опыт говорящего. (см. Л.А. Введенская, П.П. Червинский, 1997, с. 208-209). Стилевыми особенностями просторечия являются: обращения на ты к незнакомым, смешение ты и вы при общении с одним коммуникантом, неразличение экспрессивно-окрашенных средств, эмфатических (усиленных) форм, включение их в речь наравне с нейтральными; широкий диапазон форм обращения, коммуникативная активность вокативных форм для создания тона отношений в акте коммуникации; обилие уменьшительно-ласкательных форм, нарушенное использование в речи стилистически отмеченных единиц языка (обычно единиц официально-делового стиля); значительная степень редукции и сжатия звуков, большая чем в разговорной речи; ещё меньшая чёткость произношения звуков, часто пропуск звуков. Примерами просторечия являются канцелярит, преувеличение, сокращение, и другие. Вопрос о письменной и устной речи можно рассмотреть и с точки зрения речеведения. Оно изучает речь какдеятельность. Таким образом, выделяется два вида речевой деятельности: устная и письменная. Эти два вида являются продуктивными. Письмо – вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передаётся с помощью графических знаков. Результатом такой деятельности является письменное высказывание, текст. Письменная речь – это опосредованный способ общения, когда общающиеся не видят друг друга и, нередко, незнакомы. Автор книги имеет в виду не конкретного человека, а читателя вообще. Письменное высказывание имеет сложную структуру, композиционное строение. Оно состоит из нескольких смысловых блоков, выделенных абзацами. Чтение – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменного текста. Читатель осмысливает воспринимаемый текст, в этом происходит общение с автором текста, сложный мыслительный процесс. Умение читать – складывается из правильного озвучивания текста, осмысления его, интерпретирования и понимания прочитанного. Функция чтения регулятивная, (где, когда читать) и ценностно-ориентационная (для чего использовать прочитанное). Владение этими видами деятельности – письмо и чтение – помогает в учебной и профессиональной жизни человека, способствует его самоорганизации. Аналогичны процессы слушания и говорения, связанные с устной речью. Говорение – вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение. В момент говорения речевое высказывание создаётся на глазах слушателей. Оно творится в момент его произнесения. Отсюда вытекают особенности говорения: оговорки, пропуски слов, паузы, перебивы, срывы начатой конструкции. Здесь большую роль играют голос, темп, громкость, тональность речи. Говорящий прибегает к уточнениям и пояснениям, переформулировкам и дополнениям. Слушание – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов. Это активный мыслительный процесс, направленный на смысловую обработку текста в ходе его восприятия. Результатом слушания является понимание или непонимание звучащего текста. Обычно выделяют следующие функции слушания: познавательную, регулятивную, ценностную или ценностно-ориентационную, реагирующую. С помощью слушания человек получает новую информацию, новые знания, овладевает какими-либо умениями, удовлетворяет эстетические потребности, реагирует на вопросы, просьбы, пожелания. Таким образом, письмо и чтение – это проявления письменной речи, а говорение и слушание – устной речи. Они составляют содержание речевой деятельности. Не менее важное значение для теории и практики речевой деятельности имеет проблема речевых жанров, она имеет две стороны: жанр как устойчивый тип речи и жанр как тип высказывания, возникший в той или иной сфере общения. Для речевого общения принято использовать определение жанра речи как типичного способа оформления содержания, адекватно воспринимаемого всеми носителями языка. С этой точки зрения можно выделить следующие жанры речи: информационный, побудительный, оценочный, этикетный. С этими видами мы встречаемся наиболее часто, и они знакомы каждому в повседневном общении. Можно назвать жанры свойственные только разговорной речи. Например, жанр беседы, рассказа, истории и другие, каждый из этих видов отличается содержанием речи и композицией. Другое освещение проблемы жанра связано с пониманием этого явления как процесса словесного творчества. Такое изучение вопроса мы встречаем в книге М.М. Бахтина «Эстетика словесного творчества». Автор говорит о том, в каждой сфере деятельности существует целый набор речевых жанров. Последние особенно разнообразны. К ним относятся и бытовой диалог, и рассказ, и письмо, и приказ, и разнообразные деловые документы. Проблемы речевых жанров никогда не ставилась особняком, вероятно из-за того, что функциональная разнородность обобщает черты конкретных речевых жанров. Литературные жанры изучались с древнейших времён, но никогда не считалось, что эти жанры имеют иное происхождение, отличное от происхождения речевых жанров и схожи с ними только в языковой природе. Речевые жанры делятся на жанры сложные (вторичные) и простые (первичные). К сложным жанрам относятся письменные (преимущественно) художественные произведения, научные статьи и так далее. К простым жанрам – непосредственно речевое общение. Часто ориентация лингвистов на изучение лишь первичных речевых жанров приводит к вульгаризации проблемы. Однако только изучение обоих видов жанров в их единстве в различных сферах человеческой деятельности имеет огромное значение для лингвистики и филологии. Смутное представление о природе высказывания лишает любое исследование конкретности. Жизнь и речевое высказывание становится проблемой огромной важности, как и его изучение в непосредственном контакте с жизнью. Эта проблема актуально для стилистики, так как стиль непосредственно связан с речевыми жанрами. Стиль как отражение индивидуальности используется, прежде всего, в художественной литературе. Индивидуальный стиль может находиться в разных отношениях с общенародным языком. Изучение речевых жанров и стилей неотрывно, т. к. они едины и изменялись одновременно в ходе истории. В каждую историческую эпоху задают тон определённые речевые жанры; по мнению автора, их набор меняется за счёт расширения литературного языка посредством включения внелитературных слоёв народного языка. Сначала изменяются внелитературные жанры народного языка, а затем возникают новые литературные жанры под влиянием изменений внелитературного языка. Речевой жанр – это явление стилистическое. Изучение речевых жанров поможет не только отдельным отраслям языкознания, но и пониманию речевой жизни, природы единиц языка, то есть слова и предложения. Различное толкование таких понятий как речь, речевой поток объясняется неразработанностью проблемы высказывания и речевых жанров. Высказывание само по себе обладает чёткими границами. Высказывание предполагает ответ, его границы определены сменой речевых субъектов. Предложение, как единица языка, отличается от высказывания как единицы речевого общения. Предложение – это относительно законченная мысль, непосредственно соотнесённая с другими мыслями того же говорящего в целом его высказывания. Предложение имеет грамматическую законченность, будучи единицей языка. Единицами языка нельзя обмениваться, а высказываниями, состоящими из единиц языка, напротив. Часто смешиваются высказывание и предложение из-за подмены единицы языка единицей речи, то есть величины грамматической величиной общеязыковой. Таким образом, наше общение состоит из высказываний, их мы привыкли воспринимать и реагировать на них адекватно. Человек живёт в системе высказываний, и, понимая это или нет, чаще всего воспроизводит уже существующие высказывания, получившие «жизнь» в системе общения. С этой точки зрения литературное произведение тоже можно считать высказыванием, оно находится в цепи различных ответных высказываний и рассчитано на восприятие. Литературное творчество происходит в диалоге различных произведений (высказываний). Целостность высказывания, обеспечивающая возможность ответа, определяется следующими, по мнению М.М. Бахтина, моментами: 1) предметно-смысловой исчерпанностью темы высказывания; 2) речевым замыслом или речевой волей говорящего, определяющими целое высказывание, его объём и границы; 3) устойчивые жанровые формы высказывания. Последний момент играет организующую роль, так как человек компетентен в общении тогда, когда он владеет различными речевыми жанрами. В этом случае возможно и его речевое творчество. Предложение входит в состав высказывания. Лишь высказывание приобретает способность определять непосредственно активно ответную позицию говорящего человека. Такую позицию занять по отношению к слову или предложению невозможно, если они не домыслены до целого высказывания или не окружены контекстом внеязыковым, элементом которого является данное слово или предложение. Ещё одним важным признаком высказывания Бахтин считает экспрессивность, так как мы берём слово уже в его стилистическом ореоле, а не просто в словарной форме. Каждое слово является отзвуком жанрового целого. В стилистических фигурах может изменяться экспрессивность уже известного стилистически слова. Например, Всякая радость мне сейчас горька. Слово радость имеет известное всем словарное значение, выражающее положительную эмоцию. В предложении возникает антитеза, что и приводит к новому экспрессивному содержанию. Таким образом, знание речевых жанров присутствует в сознании говорящего человека, и каждую речевую ситуацию он сообразует с соответствующими жанрами речи. Они составляют наше общение, являясь его основной единицей. В повседневной речевой деятельности наиболее актуальны жанры: информативные, оценочные, побудительные, этикетные. В профессиональной деятельности различают публицистический, педагогический, деловой и др. жанр речи. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |