АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ

Читайте также:
  1. IV. Методичні матеріали до семінарських, лабораторних і практичних занять.
  2. АУДИТОРИЯЛАР ТІЗІМІ
  3. Вопрос 9. Речевая культура. Стилистические и лексические приемы ораторской речи. Логика речи.
  4. Вскоре, в 1885 г., В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.
  5. Выполнение лабораторной работы
  6. Выполнение лабораторной работы
  7. Глава первая. «Секретная лаборатория».
  8. ДАННЫЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
  9. ДАННЫЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
  10. Диагностика (лабораторные инструментальные тесты).
  11. Задание к лабораторной работе № 3
  12. Задание к лабораторной работе №5.

В истории России вопросы риторики решались в труде М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию или риторика», здесь автор говорит об успехе выступления и видит главную причину его в умении оратора проникнуться чувством любви к слушателям и возбудить в них ответное. Такая взаимная симпатия – необходимое условие успешного выступления.

Вопросы публичного выступления связаны, прежде всего, с поведением оратора, его подготовкой и взаимодействием с аудиторией. Мы рассмотрим основные принципы подготовки публицистического выступления, его виды, типы ораторов, характер взаимодействия со слушателями.

Мастерство публичного выступления необходимо не только людям, связанным профессионально с речевой деятельностью, но и представителям делового мира, так как успех предпринимательской деятельности зависит от умения воздействовать речью на собеседника. В практике риторики сформировались основные подходы к произнесению речи перед слушателями:

1) Никогда не произносите одну и ту же речь только один раз.

2) Если вы произносите речь, то разве нет смысла отнестись к ней так, как вы относитесь к любому другому важному продукту, производимому вашей фирмой.

3) Шлифуйте текст до тех пор, пока вы не будете абсолютно уверены, что эта речь будет иметь успех.

Большинство преуспевающих людей – замечательные ораторы. Наше общество является информационным, поэтому умение донести до аудитории сведения в краткой, доходчивой форме - задача каждого служащего и руководителя. Именно поэтому в наши дни обращается внимание на языковую подготовку специалиста. Недаром говорят: «Каждый, кто является словоплётом, уже чего-то достиг». Важность произнесения речи подчёркивается и в таких словах: «В жизни человека бывают два момента, когда вы остаётесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления». Острота этого переживания оправдана результатом, так как навыки, которые мы приобретаем, преодолевая страх, перед тем, как мы встаём и начинаем говорить всё, что считаем нужным, остаются с нами на всю жизнь. Благодаря такой деятельности у нас появляется уверенность в себе, настойчивость, мы становимся лучше. Ораторская деятельность способствует совершенствованию человека. Является не только речевой тренировкой, но и психологическим тренингом. Конечно же, стать хорошим оратором можно только, занимаясь этим профессионально. Но созидательная роль выступления обнаруживается и в других сферах человеческой жизни, где надо отстоять себя, там необходимо действовать уверенным, эмоциональным словом. Таким образом, встречается много вариантом выступлений и все они так или иначе связаны с жизнью и деятельность различного рода.

В связи с этим возникает вопрос о том, можно ли научиться говорить хорошо, овладеть ораторским мастерством? Несомненно, ответ здесь положительный. Конечно же, навыки публичного мастерства приобретаются с практикой. Ещё в Древней Греции красноречие добывалось длительными и непростыми упражнениями. Заразительный пример, убеждающей речи действовал на слушателей и заставлял боготворить слово, повернувшее ход дела. Следовать образцу красноречия. Наилучшим способом упражняться в публичном выступлении с древних времён было судебное красноречие. В историю вошли имена Демосфена, Плутарха, Каллистрата, Деметрия Фалерского и других.

Для того чтобы научиться хорошо писать и говорить риторики рекомендуют:

1) найти уместный образ и манеру речи; 2) быть этичным, доброжелательным, настроенным на речь; 3) уметь анализировать свою и чужую речь; 4) развивать речевые способности, произнося много речей, своих и чужих.

Даже небольшая речь в три минуты является первым опытом ораторской деятельности. Какие требования предъявляются к оратору? Образ оратора во многом обусловлен видом речи. Ещё Аристотель выделил три вида речей: судебную речь, совещательную, показательную. В современном обществе развились и другие виды речей и ораторов. Вид речи зависит от повода, по которому собралась аудитория. Если речь будет не по поводу, то оратора не будут слушать. В современной риторике выделяют несколько типов ораторов: судебный, педагог-оратор, оратор-агитатор, оратор-пропагандист, оратор-государственный служащий.

Судебный оратор. Этот тип оратора сложился ещё в античности. В России генеральный регламент Петра Великого определил порядок судебно-административного говорения в созданных органах управления-коллегиях. Порядок говорения был установлен таким образом, чтобы укрепить единоличность решения и ответственность делом за речь. Судебная риторика, появившаяся в результате реформы, введшей суд присяжных, особо выделила и создала новый вид красноречия – судебное ораторство. Оно требовало знаний и навыков ведения судебного разбирательства в условиях состязания сторон. Судебное ораторство в суде присяжных было окрашено литературно-художественными ассоциациями, поскольку художественная литература в к. 19 в. стала самым влиятельным типом речи. Примером такого красноречия является практика произнесения речи в суде А.Ф. Кони. Он использовал художественные образы, рисовал портреты и психологические характеристики. Это и было главным средством аргументации. Такими же признаками отличалась речь адвоката Ф.Н. Плевако. Искусство речи на суде рассмотрено не только в многочисленных книгах самих ораторов, ему посвящены многочисленные исследования в современной риторике.

Кони и Плевако были образованными людьми, мастерами своего дела, обладали знаниями психологии и риторики. Их речи отличались безупречной логикой и остроумием.

Современная судебная речь используется не только в суде, но и в заседаниях различных комиссий, органах по расследованию дел, научных обществах юристов. Изменилась традиция речи. Современный судебный оратор понимает, что разного рода красивости могут ему повредить.

В условиях современного судебного производства речь стала меньше по объёму, доказательная сторона судебной речи приобрела большее значение, чем психологический анализ. В судебных процессах редко произносятся пышные фразы, длинные цитаты из художественной литературы. Меньше, чем в дореволюционных судах затрагиваются моральные, общие вопросы. Судебное красноречие наших дней в большей степени схоже с официально-деловой речью. Если предшествующие эпохи отличались соединением в речи оратора публицистического и художественного стиля, современное судебное выступление является примером синтеза делового и публицистического стиля речи.

Вопросы стилистики судебной речи составляют отдельную отрасль знания – судебная стилистика. В ней выделяются различные варианты судебной речи, подходы к построению отдельных видов таких выступлений, устанавливается отличие защитной речи от обвинительной на уровни композиции и языка.

Другим видом оратора в современной риторике является педагог-оратор.

Этот вид оратора известен также издавна. В риторике России педагог-оратор – это одновременно и гражданин, и профессионал, и государственный служащий.

Признанными мастерами педагогической речи были В.О. Ключевский, А.В. Луначарский, К.А. Тимирязев, А.С. Макаренко и др.

Мастерство их выступлений отличалось проблемностью изложения материала, логичностью и ясностью. Необходимой чертой педагогической речи было и остаётся умение раскрыть основные понятия, входящие в тему, раскрывающие суть вопроса. Владение родным языком, умелый выбор слова, одного из многих вариантов, становится неотъемлемой чертой педагога-оратора.

Успех речи педагога определяется и умением включить в текст лирическое отступление, каламбур, шутку, пояснить сказанное красочным примером. Главная цель такого выступления – донести знание, сформировать представление о предмете, образовать мышление, направить интересы слушателей. По этой причине основным требованием педагогической речи остаётся важное умение – говорить не уху, а глазу, то есть обучающая речь должна быть зримой, чтобы слушатель представлял то, что он слышит, а значит, лучше понимал и осваивал, предложенную информацию. Недаром говорится, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Мастерство педагогической речи, конечно же, основано на общих правилах публицистического выступления. Однако здесь является неизменным одно требование – установление контакта с аудиторией, умение оценить уровень подготовки слушателей и говорить с ними на понятном им языке, понимать, что для учащихся станет новым знанием, а что является уже известным и не требует дополнительных пояснений. Владение педагогической речью – это профессиональное качество и от его совершенствования во многом зависит уровень образования и обучения.

В истории России сложился такой тип оратора как оратор-агитатор. Этот оратор выступает перед толпой, то есть неоднородной по составу аудиторией. Толпа требует призыва к действию, поэтому речь оратора-агитатора кратка и апеллирует к интересам толпы. Оратор-агитатор призывает к действию, часто разрушительному. Такой оратор должен говорить и выглядеть как человек из толпы, чтобы слиться с толпой и быть как бы выразителем её интересов. Для настоящего времени этот вид выступления менее актуален и является вопросом истории.

Оратор-пропагандист. Образ русского пропагандиста в своих истоках предполагает бескорыстие, материалистическое мировоззрение, товарищество, борьбу за народное благо. Образ пропагандиста предполагает также жертвенность, склонность принести во благо другим свою жизнь и труды. Из художественной литературы пропагандист черпает примеры к действию. Подробно эти виды риторической деятельности рассмотрены в книге Ю.В. Рождественского «Теория риторики». Для сегодняшнего дня этот вид оратора, как и предыдущий, является историческим.

Оратор государственный служащий. Обычно этот вид оратора встречается на различных собраниях, заседаниях, конференциях. Он соединяет в себе черты государственного человека, учёного, агитатора, так как он говорит, с одной стороны, от лица участников собрания, а с другой – он советует, как обернуть дело во благо аудитории. Иными словами, такой оратор находит своё решение затронутого вопроса, раскрывает его и предлагает своё видение проблемы.

Многие политические выступления сочетают в себе черты агитатора, пропагандиста, государственного деятеля. Признанным политическим оратором был В.И. Ленин. Его речь была отточенной до мельчайших подробностей, ответы – краткими, объясняющими самое главное, самое запутанное. Свою речь он произносил с чувством, особой интонацией. Его политические выступления отличались выразительностью, аналитичностью, прогнозированием и имели убеждающую силу, настраивали аудиторию на деловой лад, рождали у малообразованной аудитории энтузиазм.

Кроме того, ценным качеством оратора-политика, каким был В.И. Ленин, является огромное самообладание, которое обнаруживалось во время дебатов. Он умел подвергнуть замечание или вопрос выявлению оплошностей, что обезоруживало оппонента.

Таким образом, предшествующие типы ораторов сливаются в политическом выступлении, оно становится вариантом речи агитатора, пропагандиста или государственного служащего. Для каждого человека важно умение произносить речь служащего, так как профессиональная деятельность часто обязывает к этому.

Оратор-проповедник. На Руси издревле в монастырских центрах развивалось ораторское искусство, создавались учебники риторики. Красноречие было связано, прежде всего, с выступлением на религиозные темы. Стиль оратора-проповедника складывался под большим влиянием греко-римской традиции. Теоретические, моральные и социальные основы проповеди даны в Евангелии.

Искусство проповеди получило название гомилетики. Основы этого мастерства сводятся к особому отношению проповедника и слушателей. В соответствии с этим учением проповедник сам избирает себе аудиторию, учитывая, чтобы она была благосклонна к проповеднику, то есть имела интерес к новому слову, желала «приближения Царства Небесного». Сам же проповедник должен быть бескорыстным, исполненным сострадания к ближнему человеку, помогать нуждающимся, не думая о материальной награде за труд, не накапливая имущества. Проповедник должен быть уверен, что тот, кто обидит его, будет подвергнут страшным карам в день суда, поэтому он (проповедник) должен чувствовать себя защищённым. Проповедь приводит к изменениям в обществе, затрагивая этические, юридические нормы жизни, не случайно многие проповедники погибли от государства.

Таким образом, этот вид оратора отличается специальным назначением речи, и особым отношением оратора к аудитории и к себе.

Другим, не менее важным вопросом ораторского мастерства является умение владеть аудиторией во время выступления. Несмотря на то, что выделяются несколько типов, для всех характерны общие признаки. Чтобы речь была успешной, оратор должен учитывать особенности аудитории, перед которой он выступает. При этом имеются в виду возрастные, образовательные, половые и т.п. признаки аудитории. Ещё М.В. Ломоносов в «Риторике» предлагал оратору учитывать возраст, образование и воспитание аудитории, а в более поздних русских риториках указывается задача оратора - сделать слушателя восприимчивым, поэтому необходимо продумывать психологические приёмы воздействия на слушателей. Речь – это то, ради чего ведётся вся подготовительная работа оратора.

Различают несколько типов аудиторий. Уже в античной риторике сказано о том, что оратор в содержании и этической направленности своей речи зависит от объёма аудитории и от типа собрания. Эти факторы определяют время и условие произнесения речи, типы аргументации. Также отмечается способность аудитории заразиться пафосом речи, проявить свои эмоции и чувства.

В современных исследованиях типов аудиторий выделяются психологические особенности слушателей. Так, молодая аудитория легко воспламеняется речью и легко склоняется под воздействием чувств к поступкам, старая, наоборот, настроена своим опытом и житейскими неудачами быть осторожней, она с трудом поддаётся эмоциональному воздействию, ей трудно решиться на действия и поступки.

Влияет на восприятие речи и социальное положение слушателей, их имущественный статус. Богатые склонны искать выгоды, такая аудитория состоит из людей хитроумных, быстро анализирующих смысл речи и соотносящих смысл речи с возможной выгодой для себя. Это эгоистичная аудитория. Бедные представляют аудиторию с противоположными качествами. Эта аудитория тоже ищет выгоды, но не отличается способностями к быстрому анализу услышанной речи. Нравственное состояние слушателей также сказывается на их внимании. Так, счастливая аудитория склонна к добродушию. Она снисходительна к оратору. В то время как несчастные, напротив, склонны быть желчными и критическими.

Конечно же, реальная аудитория сочетает в себе все эти признаки, т.е. она может одновременно быть молодой и бедной, старой и богатой, старой и счастливой, старой и несчастной, старой и бедной. В зависимости от этих комбинаций реакции слушателей будут также сочетанием различных эмоций и чувств, направленности мысли.

В современной риторике существует термин «чувство аудитории» или ораторской коммуникативности. Это важнейшее качество убеждающей, воздействующей речи. Чувство аудитории выражается в ощущении живого общения с оратором. Слушатели видят, что выступающий человек разговаривает с ними, а не зачитывает свою речь. Такой эффект достигается несколькими способами.

Опытный оратор имитирует разговорную речь, используя короткие фразы, избегая газетных формулировок, книжных фраз и выражений. Несомненно, что книжные слова портят устную речь. Они связаны с некоторой торжественностью, с официальностью обстановки, то есть отдаляют оратора от аудитории, исключая необходимый с ней контакт. Книжная речь без обращения к слушателю менее конкретна. Отвлечённые понятия затрагивают только ум, а лектор должен затронуть ещё и чувства слушателя. Вот почему вполне понятно недовольство, когда о простых вещах говорят заумным языком. Нельзя говорить в пространство. Беседа с конкретными людьми делает речь доступной и выразительной.

Не менее важен и зрительный контакт с аудиторией. Необходимо смотреть на аудиторию, переводя взгляд с одного на другого слушателя. Взгляд в сторону или в окно говорит о неуважении к аудитории, нежелании говорить с нею, что снижает уровень общения оратора и слушателей.

Начинающему оратору трудно соблюдать все правила. Существуют четыре основных правила, помогающие на первых порах сформировать уверенность в себе и влиять на людей, выступать публично:

Начинайте речь с сильным стремлением дойти до цели. Создайте в себе подъём, вспомнив обо всех выгодах, которые принесут силы, потраченные на обучение. От силы стремления зависит быстрота достижения успехов. Нужно твёрдо знать то, о чём вы собираетесь говорить. Готовьтесь к выступлению, иначе вы будете чувствовать себя неуверенно. Проявляете свою уверенность. Действуйте смело и мужественно. Практикуйтесь. Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность исходит от незнания, само же незнание – результат недостатка опыта.

Залогом успеха любой деятельности являются три качества, определяющие отношения к себе и людям: уважение, любовь и мужество.

Несмотря на общие рекомендации необходимо знать и конкретные приёмы активизации внимания слушателей. Они помогут достичь коммуникативного успеха. Оратору приходится постоянно поддерживать внимание аудитории. Известно, что внимание пульсирует, то сосредоточено, то отвлечено. По этой причине речь должна делиться на части, после каждой следует привлечь внимание слушателей. Мы перечислим наиболее распространённые приёмы активизации внимания:

Создание проблемных ситуаций. (Давайте проверим, рассмотрим, предположим…); Использование местного материала в качестве аргументов; Обращение к личному опыту слушателей; Использование доказательств от противного; Приём личного присутствия, сообщение сведений имеющихся только у оратора; Использование наглядных пособий; Цифровые данные, необходимые для раскрытия темы.

Последний приём является успешным только в том случае, если приводятся только необходимые цифры, наиболее показательные статистические данные.

Цитирование в уместном масштабе.Учитывать информированность аудитории, чем менее образованы слушатели, чем многочисленнее, тем короче должно быть изложение, тем меньше вопросов необходимо рассматривать. Соблюдение этикета. Выбор уместной дистанции с аудиторией. Хорошая речь оратора, культура его речи. Мимика, жесты.

Выражение лица способствует установлению контакта с аудиторией. Улыбка – это лучший вариант для выражения отношения к слушателям и к своей деятельности, передачи чувства радости от встречи. В этом отношении большую роль играет язык тела. Положение головы, рук, туловища бессознательно выдают настроение человека, его отношение к окружающим.

Наибольшее количество информации поступает в первые четыре минуты после встречи, поэтому впечатление, произведённое за это время, оказывается решающим, оно влияет на установление контакта.

Начинающему оратору необходимо помнить: Движения должны быть естественными и умеренными. Однообразная поза, мимика, жесты утомляют слушателей. Интонация, содержание речи и манера держаться должны сочетаться и производить впечатление уверенности, убеждённости, способности владеть аудиторией.

Основы ораторского искусства включают в себя не только типологию ораторов, слушателей, но и способы устанавливать контакт с аудиторией, общие этические нормы общения. Здесь необходимо знание различных вариантов выступлений, слушателей, приёмов активизации внимания слушателей. Несомненно, что практика публичных выступлений формирует важные навыки речевой культуры, умения выбирать уместный вариант сообщения, обращения к слушателям, приобрести возможность закрепить свой успех ораторской деятельности и совершенствоваться в речевой культуре и культуре общения.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Рождественский Ю.В. Теория риторики.- М., 1997

2. Одинцов В.В. Речевые формы популяризации.- М., 1982

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте каждый из основных типов ораторов.

2. Какие типы аудиторий вы знаете?

3. Перечислите основные приёмы активизации внимания слушателей.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)