|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы заключения брака
Правомочные браки должны были быть заключены по форме, предписанной законом. Они были различны для отдельных слоев населения и должны быть рассмотрены с учетом последствий заключения брака. В древние времена браки устраивались односторонними действиями жениха. В этом смысле упоминается похищение (raptus mulierum). Воспоминания об этом периоде сохранены в легенде о сабинянках и в религиозном обряде при избрании весталок. Древнейшим способом или древнейшей формой заключения брака по соглашению была coemptio, или купля жены по форме per aes et librum. По этой форме, которая, вероятней всего, возникла в период, когда жена действительно покупалась, pater familias невесты в присутствии libripens и пяти свидетелей отдавал невесту главе семьи жениха и лично жениху (если тот был sui juris), а затем жених или глава его семьи произносил формулу купли и передавал установленную цену главе семьи невесты. После этих формальностей считалось, что правомочный римский брак заключен. Эта форма заключения брака сохранялась и тогда, когда жены в действительности больше не продавались. Она превратилась в символическую продажу за символическую плату, вместо которой передавался "nummus unus", или мелкая монета, как реликт минувшего. Второй предусмотренной законом формой заключения брака была так называемая confarreatio. Это была религиозная форма, применявшаяся патрицианскими слоями римского общества. При заключении брака по этой форме должны были присутствовать брачующиеся, их patres familias, pontifex maximus, flamen Dialis и не менее десяти взрослых римских граждан. Все присутствующие должны были принести клятву Юпитеру (panis ferreus) и сопроводить невесту к дому жениха. У дверей своего дома жених вручал невесте огонь и воду и угощал хлебом, а невеста, принимая хлеб, огонь и воду, должна была произнести: ubi tu Gaius, ibi ego Gaia (где ты, Гай, там и я, Гая). Эта форма заключения брака была известна уже во время Гая, ибо некоторые жрецы могли быть избраны лишь из рядов граждан, рожденных а браке, заключенном по форме confarreatio. (130) Наиболее распространенной и простой формой заключения брака был usus (основание совместной жизни). Usus, как форма заключения брака, возник в бедных плебейских кругах и состоял в простом переселении жены в дом мужа. От обычного конкубината этот брачный союз отличался так называемым affectio maritalis. Предполагалось, что affectio maritalis существует, когда в союз вступают мужчина и женщина, имеющие одинаковое общественное положение, т. е. оба принадлежат к тем общественным слоям, между которыми обычно и происходило заключение браков, а также тогда, когда между совместно живущими лицами было оговорено приданое, или donatio ante nuptias. He столько из-за простоты, сколько из-за возможности жене сохранять свободу в браке, заключенном по форме usus, эта форма брака стала почти единственной. А именно, считалось, что женщина, вышедшая замуж по форме usus, находится под manus мужа или главы его семьи только один год, и то, если проведет этот год в доме мужа. Жены, желающие стать свободными до этого срока, проводили три дня вне дома мужа (usurpatio trinoctii). В этом случае они уже не подпадали ни под manus мужа, ни под manus главы семьи, и оставались в дальнейшем sui juris, если перед заключением брака находились в таком положении, или оставались под patria potestas главы своей семьи, если были alieni juris. (131) Брак, заключенный по форме usus с использованием usurpatio trinoctii преобладал и в постклассическом праве, хотя тогда уже больше проявлялось стремление к законному заключению брака с благословения церкви. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |