|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СУША МОСКВА ТОНУСВ группах может быть от 10 до 15 слов. Задача педагога заключается в том, чтобы объяснить и проконтролировать на индивидуальных занятиях чёткое, точное звучание подобранных, записанных и отработанных слов и упражнений. Преподавателю рекомендуется завести специальную тетрадь, в которой он будет фиксировать все ошибки студентов, домашние задания и их выполнение. Проверка домашнего задания должна быть сделана вовремя и в полном объёме, иначе у студента возникает ощущение бесконтрольности и он перестаёт самостоятельно работать. Следующий этап работы - фраза, небольшой текст. Это может быть поговорка, пословица, загадка или просто придуманное предложение, в котором несколько раз повторяется отрабатываемый звук. Например: 1. Весна красна цветами, а осень - снопами. 2. Сказано - не доказано, надо сделать. 3. В сенокос Сеня принёс в красивой корзине сухую солому. Часто бывает так, что студент может произносить звукосочетания, упражнения и слова, точно и чётко контролируя «больной» звук, однако, переход к фразе или небольшому тексту даётся ему с трудом. Для облегчения работы на этом этапе следует сначала прочитать текст медленно, отделяя слова друг от друга, Стр. 42 а затем произнести целиком всё предложение. Индивидуальный подход важен и здесь. Студенту, имеющему вялый, неразвитый речевой аппарат, вскоре можно предложить скороговорку. Она будет стимулировать его и являться дополнительным упражнением для разработки губ и языка. Студенту, имеющему ускоренный темп речи, рекомендуется все тексты произносить медленно, не ускоряя темп, уделять внимание «чистоговорению». Чистоговорки и скороговорки являются обязательным элементом работы с «больными звуками», так как предполагают многократное произнесение отрабатываемого звука и облегчают дальнейший процесс автоматизации. Заключительный этап - перенос верного звучания в бытовую и сценическую речь. Для облегчения прохождения этого этапа, вызывающего у студентов наибольшие сложности, рекомендуется устраивать два-три раза в день 15-минутки правильной речи. Засекая время, студент следит за своей речью либо в течение разговора, либо при чтении вслух. Это поможет ему ввести правильное звучание в привычку. Дикционную разминку следует проводить в индивидуальном, групповом и смешанном вариантах. Рекомендуется подключать к дикционному тренингу упражнения на смену темпо-ритма и словесного действия. Например, упражнение на активизацию кончика языка: ТР-ТР-ТР-ТР. - чётко произнести звукосочетания в хоровом и индивидуальном варианте. - то же, но в заявленном педагогом темпо-ритмическом рисунке (можно предложить несколько вариантов). Например, тр-тртр-тр тр-тр-тр-тр тррр-тр-тр-тррр тр - тртр - тр - тртр - тр. Стр. 43 - то же, но с уточнённым словесным действием - «сплетня». Словесное действие, как правило, активизирует работу речевого аппарата. Словесное действие используется и в работе над цитатами (зачётный материал первого семестра). Во второй половине первого семестра преподаватель поручает студентам выбрать цитату из художественной или публицистической литературы, в которой звучала бы мысль о богатстве русского языка или об основных законах развития театра. Затем преподаватель разбирает (на индивидуальных занятиях) утвержденный отрывок, который может состоять из 1,2, 5 предложений. Эта часть зачёта становится итогом дикционной и орфоэпической работы первого семестра. Студент читает цитату наизусть, выполняя поставленные перед ним технические и актёрские задачи. Примеры цитат: «Речь - музыка. Текст роли и пьесы - мелодия, опера или симфония. Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи. Недаром же хорошую речь называют музыкальной. От такой звучной, размерной речи сила воздействия слова увеличивается. Искусство требует порядка, точности и законченности. Произношение на сцене требует большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности». К. С. Станиславский «Актёр должен заново учиться произносить каждый звук в отдельности (как в детстве учился писать каждую букву в отдельности) для того, чтобы позднее получить право, забыв свою кропотливую, подготовительную работу, отдаться свободно своей творческой речи». М. Чехов Варианты и темы цитат могут быть самые разные: высказывания деятелей культуры, мудрость народов мира, речевые Стр. 44 портреты, нравственные ценности и т.п. Выбор темы зависит не только от желания и приоритетов педагога, но и от понимания групповых и индивидуальных проблем курса, подбора студентов в группе и т.п. Во втором семестре студентам предлагается составить многоговорку (небольшой рассказ, составленный из пословиц, поговорок и скороговорок), которая продемонстрирует их достижения в области дикции. Пример многоговорки: (составлено студентом) Надо: чёрной-чёрной ночью украсть у мрачного, молчаливого, охваченного паническим ужасом часового начищенный котелок с выгравированной монограммой: «Феофану Мит-рофанычу от сыновей, дочерей и внучек»... Надо: налить до половины воду из-под водопровода, довести до кипения, всыпать мелко измельченные 32 ножки сороконожки, накапать сок цветка нарцисса, настоянный на четверти четверика гороха без червоточины, и варить до четверга, попеременно бросая горсть укропа, попа Прокопа, кипу пуха и щепотку замшелой яшмы, вынутой из замши. При помешивании приговаривать: «Для милого дружка и серёжка из ушка». Сняв в четверг с костра сие снадобье, приправить подливкой, подавать в сливках с наливкой. Возможное словесное действие - «дать указание». Давая студентам задание, преподаватель может объявить общую тему - все рассказывают про повара Павла, или же не ограничивать студентов темой, а потом (перед зачётом) собрать уже отработанные тексты в группы и объединить их единым словесным действием или одним героем. Дикционный тренинг не должен ограничиваться первым годом обучения. Он продолжается на втором курсе и может стать потребностью актёра на долгие годы творчества. Ниже приводятся некоторые методологические приёмы, разработанные и используемые нами при обучении будущих Стр. 45 педагогов. (Бруссер А.М., Оссовская М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы). М.: ИПЦ МАСКА, 2007.) Для примера разберём ошибку, связанную с дифференцированием (смешением) звуков Р и Л. После того, как студенту объяснён принцип ошибки, установлены и проверены звуки, сделаны упражнения и даны общеизвестные скороговорки, предлагается: 1. Придумать и предложить свой вариант упражнений. Например, произнесите специально подобранные слова, следя за тем, чтобы не происходило смешения звуков Р и Л: ром - лом крен - лень враль - марь крона - лоно кружит - Луша рвань - лань криво - лира рёв - лов рампа - лампа ряса - лясы роль - лор Рим - налим крик - лик рей - лей крошка - ложка руки - из лука и др. 2. Придумать и предложить студентам предложения, составленные из этих слов. Например: Сделал криво струны лиры. Через раму видно ламу. И на рампе свет от лампы. В старом Риме ловили налима. За последней крошкой потянулась ложка. Ваш рёв спугнул клёв. Увидев лик, издал он крик. Луша кружит в ритме вальса. Для стрельбы из лука напрягите руки. Стр. 46 3. Придумать и предложить студентам скороговорки, в которых встречаются звуки Р и Л. Например: Лора планировала мелирование. Рисовальщик полировал, лакировал и ретушировал реликвию. Лакеи в ливреях полировали пол и рояли. Лавр и Лара, релаксируя, пили рислинг. Врачи урегулировали результаты рецидива. Лирика и альтруизм - альтернатива корыстному разгильдяйству и ротозейству. Рулевой лайнера лавировал сквозь рифы. Легендарные римляне пели рулады. Ретивый рецензент лоббировал представителя Карелии. Легендарная Клетемнестра была убрана лаврами на корабле в Лазурном море. Порой кумиры в мире редкость. Мавр в Лувре в лавровом венке. Колибри и лилия, - какая идиллия! В Кадиллаке разбросаны лаки. Для составления подобных текстов рекомендуется использовать словари. Вначале можно выписать интересные и нужные слова, а затем группировать их в необходимом объёме в различные упражнения, фразы и предложения. Другой вариант заданий — найти слова, в которых произнесение одинарного или двойного согласного может изменить смысл сказанного. Преподаватель объясняет студентам отличие и добивается чёткости произносимых словосочетаний. Например: воз - ввоз воз и ныне там ввоз багажа запрещён ведение - введение ведение дела введение в специальность валиться - вва- валиться с ног Стр. 47
Следующим этапом могут быть специально составленные предложения. Читать их нужно с учётом разобранной выше ошибки. Например: Добрый джинн любит хороший джин. На полу были разбросаны конфеты и конфетти. Странница перевернула страниц и продолжала читать. Он обивал оббитый диван. Дорогая поделка оказалась подделкой. Не забудь ввернуть лампочку и вернуть книгу. Поданы документы подданной Великобритании. Из манки варят манную кашу. У финна в руках была финка. Из-за сора вышла ссора. Баронесса договорилась со стюардессой, что директриса заменит актрису. Миссионер на мессе объяснил миссию мессии. Артиллерия поддержала кавалерию. У женщин в экспрессии происходят депрессии. Одесситы любят Одиссея, Отелло и Одетту. Ссора способствовала получению ссуды. В хобби хиппи входит хоккей в холле. Стр. 48 Предложенная и проверенная на практике методика профессионального обучения педагогов предмету «Сценическая речь» позволяет сформулировать следующие основные положения: • стимулирование фантазии и творческой активности ускоряет процесс формирования и становления педагогической индивидуальности; • поэтапное усложнение и расширение творческих задач даёт возможность проверить методику обучения; • умение пользоваться достижениями смежных наук и адаптировать их для профессионального образования педагогов, повышает эффективность обучения; • пользование словарями помогает расширить кругозор магистрантов и стажёров. Задание: - Отобрать несколько артикуляционных и дикционных упражнений, сформулировать их цели, задачи и местоположение в логике преподавания данного раздела. - Определить взаимосвязь мышечной активности языка с произнесением согласных звуков русского языка. - Обосновать порядок установки гласных и согласных звуков. - Определить и сформулировать значение словесного действия в работе над исправлением дикционных недостатков. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |